ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ
а. m о г га о о ф (— и X и и 5 о.236 ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Период первоначального формирования системы не должен затягиваться. Темпы системообразования должны быть достаточно высокими, чтобы быстрее оправдать ожидания участников в совершенствовании качества школьной жизни. Второй этап — этап стабилизации школьной жизни. Он связан с отработкой структуры воспитательной системы и содержания деятельности коллектива. Системообразующие связи остаются неизменными, но процесс упорядочения в их рамках продолжается. Руководство школы приобретает опыт коллективной деятельности и коллективных переживаний, обеспечивает себе успех и признание: оттачиваются наиболее эффективные способы действий, закрепляются традиции. В коллективном сознании происходит процесс сближения идеального и реального образов системы. На этом этапе ярко проявляется развитие школьного ученического коллектива, самоуправление в нем, развитие межвозрастного общения в сферах спорта, художественной самодеятельности, художественного и технического творчества, клубов по интересам, об-щественнополезной деятельности. Расширяются возможности самоутверждения личности в коллективе, выбора адекватных притязаниям каждого ролей. Коллективность на этой стадии выражается в желании детей больше времени проводить вместе, у родителей школьников — в стремлении помочь педагогам и детям в организации праздников, оформлении кабинетов, благоустройстве школьного двора. Взаимоотношения системЪ! с внешней средой, особенно с молодежным окружением, усложняются. Возрастание интереса детей к внутришкольным делам приводит к ослаблению, а порой и к разрушению уличных дворовых компаний; между ними и школой начинается борьба за влияние на личность школьника. Поэтому нужны социологические и психологические исследования. Иногда результатом второго этапа является этап кризисного развития системы. В этом названии присутствует значительная доля условности, так как на самом деле в школе происходит усиление дезинтегрирующих явлений. Это «последний бросок» консервативных сил, попытка выжить любой ценой. В одной из средних школ Таганрога дезинтегрирующим звеном на протяжении трех лет была начальная школа во главе с зам. директора школы по начальному образованию. Водрузив (символически) знамя «Отличника народного образования», полученное завучем в застойные времена, консервативное большинство учителей начальных классов дошло до того, что негласно стало отговаривать родителей от оформления детей в первые экспериментальные классы. Причина проста: в экологических классах нужно осваивать новые программы и даже новый пред- ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|