Здавалка
Главная | Обратная связь

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ



учитывать и использовать в воспитании явления и факты окружаю­щей среды, но и непосредственно включать учащихся в ее преобра­зование на основе знаний, полученных в школе. Им был выдвинут лозунг «Изучение жизни и участие в ней с целью ее преобразова­ния». Школа должна была стать центром воспитания в окружаю­щей среде.

В состав Первой опытной станции входили все типы образова­тельных учреждений: детские ясли и сады, начальная и средняя школа, интернат и клубные учреждения.

На последнем этапе деятельности этой опытной станции (1929-1931) больше внимания стало уделяться участию школы в преобра­зовании общественных отношений, в частности, в колхозном строи­тельстве. Идея создания детских колхозов не только вызывала про­тесты со стороны крестьян, но и была нереальной. Теоретически надуманные цели воспитания деформировали средства и привели к краху воспитательной системы.

Система С.М. Ривеса и Н.П. Шульмана отразила поиски педаго­гов послереволюционной России. В школе-коммуне № 1 г. Одессы педагоги-энтузиасты поставили задачу создать атмосферу детской радости, творчества и труда, глубокого уважения к ребенку и веры в его возможности. Им пришлось работать с самыми обездоленны­ми детьми, сиротами, жившими в приюте. В основу своей деятель­ности С.М. Ривес и Н.П. Шульман заложили идеи воспитания кол­лективизма, инициативы, преданности идеалам революции, само­стоятельности и самодеятельности детей. Создание сильного, сплоченного коллектива они начали с организации разных интерес­ных дел.

Важную роль в жизни коммуны играл труд. В школе преобладало самообслуживание, в которое были включены все дети. Атмосфера ответственности и гуманности сказывалась на поведении ребят: са­мые тяжелые работы взяли на себя старшеклассники, гордо называв­шие себя «кружком чернорабочих». Сильной стороной воспитатель­ной системы являлись взаимоотношения педагогов и детей: воспита­тели не давили на детей своим авторитетом, уважали их мнение и исподволь подводили их к педагогически оправданным целям. Они были в постоянном педагогическом поиске.

Система одесской школы-коммуны не была лишена недостатков, свойственных тому времени: учение было подчинено внеучебным интересам, труд постижения знаний рассматривался как вторичное явление. Но высокий гуманизм этой системы, разнообразие педаго­гических средств и высокая эффективность достигнутых результа­тов делают ее интересной и в наши дни.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.