ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ
учитывать и использовать в воспитании явления и факты окружающей среды, но и непосредственно включать учащихся в ее преобразование на основе знаний, полученных в школе. Им был выдвинут лозунг «Изучение жизни и участие в ней с целью ее преобразования». Школа должна была стать центром воспитания в окружающей среде. В состав Первой опытной станции входили все типы образовательных учреждений: детские ясли и сады, начальная и средняя школа, интернат и клубные учреждения. На последнем этапе деятельности этой опытной станции (1929-1931) больше внимания стало уделяться участию школы в преобразовании общественных отношений, в частности, в колхозном строительстве. Идея создания детских колхозов не только вызывала протесты со стороны крестьян, но и была нереальной. Теоретически надуманные цели воспитания деформировали средства и привели к краху воспитательной системы. Система С.М. Ривеса и Н.П. Шульмана отразила поиски педагогов послереволюционной России. В школе-коммуне № 1 г. Одессы педагоги-энтузиасты поставили задачу создать атмосферу детской радости, творчества и труда, глубокого уважения к ребенку и веры в его возможности. Им пришлось работать с самыми обездоленными детьми, сиротами, жившими в приюте. В основу своей деятельности С.М. Ривес и Н.П. Шульман заложили идеи воспитания коллективизма, инициативы, преданности идеалам революции, самостоятельности и самодеятельности детей. Создание сильного, сплоченного коллектива они начали с организации разных интересных дел. Важную роль в жизни коммуны играл труд. В школе преобладало самообслуживание, в которое были включены все дети. Атмосфера ответственности и гуманности сказывалась на поведении ребят: самые тяжелые работы взяли на себя старшеклассники, гордо называвшие себя «кружком чернорабочих». Сильной стороной воспитательной системы являлись взаимоотношения педагогов и детей: воспитатели не давили на детей своим авторитетом, уважали их мнение и исподволь подводили их к педагогически оправданным целям. Они были в постоянном педагогическом поиске. Система одесской школы-коммуны не была лишена недостатков, свойственных тому времени: учение было подчинено внеучебным интересам, труд постижения знаний рассматривался как вторичное явление. Но высокий гуманизм этой системы, разнообразие педагогических средств и высокая эффективность достигнутых результатов делают ее интересной и в наши дни. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|