ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
принятия решений, выбор поступка, рефлексия по поводу совершенного, включение в процессы самовоспитания и т.п.; • педагогическое сотрудничество с детскими неформальными объединениями и новыми общественными организациями; • объединение воспитательных усилий школы и семьи, признание за семьей основного института социализации личности. Именно школа может создать ту модель гуманистических отношений, вне которых не может быть полноценного развития человека. Для'этого необходимо: • укрепление не только межвозрастных, но и межпоколенчес-ких связей; • выход за рамки узкого ролевого общения «учитель — ученик», «педагог — родитель», «начальник — подчиненный»; • соблюдение «золотого правила нравственности»: «Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе»; • овладение гуманистическим способом освоения мира, умением во всем увидеть человека — его труд, отношение к другому человеку, надежды и тревоги, прошлое и будущее; • воспитание уважения и терпимости к другим взглядам, вера, культура, сознательное воспитание в себе доброжелательности и миролюбия; отказ от успеха за счет других людей; • введение в школьную жизнь элементов практической конф-ликтологии как инструмента разрешения противоречий, как средства гуманизации человеческих отношений. Предстоящий XXI век должен быть веком человека, иначе человеческая цивилизация погибнет. Гарантом этого может стать школа, воспитывающая, школа гуманистическая. Наиболее существенные для гуманизации воспитания особенности демократических преобразований связаны со следующими инновационными процессами: • переориентация целей школы с обучения на воспитание личности; • забота о полноценном и всестороннем развитии детей в начальной школе; • дифференциация обучения с учетом потребностей и желания учащихся, учителей и родителей, с учетом особенностей детей; • повышенное педагогическое внимание к интересам детей; • сочетание внимания к детям с их диагностикой, коррекцией, вариативностью организации жизнедеятельности; • создание условий для саморегуляции и проявления гражданской активности личности на всех ступенях обучения. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ Практика показывает, что идее гуманистического воспитания более всего подходят игровые, театрализованные, ситуативно-творческие формы воспитательной работы: уроки-спектакли, уроки-фантазии, уроки-концерты, сборы, ринги, сюжетно-ролевые игры, фольклорные праздники, школьные референдумы, психологические практикумы, открытые микрофоны и т.п. Механизмы интернализации ценностей. Целостность воспитания В конечном счете, основой всех человеческих ценностей служит нравственность. А. Энштейн Одна из целей воспитания — воспитание характера, в том числе национального характера. Чтобы реализовать эту цель, нужно реализовать и новые механизмы воспитания. Прежние же могут быть теперь не главными, а подсобными: доверие, требование и др. По мнению Е.В. Бондаревской, к новым механизмам воспитания следует отнести следующие: - новые установки педагога по отношению к ученику: понимание его как субъекта; - принятие ученика таким, каков он есть (не следует вести с ним «окопную» войну); - эмпатическое отношение к ученику (сочувствие, сопереживание, милосердие); - общение на взаимопонимании; - свободный выбор учеником способов и форм жизнедеятельности; - свободное творчество учащихся; - активность и свободное жизнетворчество; - механизм коррекции развития (раньше мы его использовали только по отношению к «трудным»); - механизм трансляции культуры; - механизм оказания помощи в решении жизненных проблем; - механизм индивидуализации воспитания (разработка индивидуальных программ), т.е. принцип естества; - делегирование ответственности за воспитание (приватизация воспитания, а не педагогический «колхоз»!); - механизм ценности — ученик должен понимать, что лично для себя ценного он обретает в учебе. В процессе воспитания идут процессы социализации личности, развитие личности (переход на новые уровни), самоопределение X Пеааю!. нач. обра'юв226 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|