Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



принятия решений, выбор поступка, рефлексия по поводу со­вершенного, включение в процессы самовоспитания и т.п.;

• педагогическое сотрудничество с детскими неформальными объединениями и новыми общественными организациями;

• объединение воспитательных усилий школы и семьи, призна­ние за семьей основного института социализации личности.

Именно школа может создать ту модель гуманистических отно­шений, вне которых не может быть полноценного развития челове­ка. Для'этого необходимо:

• укрепление не только межвозрастных, но и межпоколенчес-ких связей;

• выход за рамки узкого ролевого общения «учитель — уче­ник», «педагог — родитель», «начальник — подчиненный»;

• соблюдение «золотого правила нравственности»: «Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе»;

• овладение гуманистическим способом освоения мира, умени­ем во всем увидеть человека — его труд, отношение к другому человеку, надежды и тревоги, прошлое и будущее;

• воспитание уважения и терпимости к другим взглядам, вера, культура, сознательное воспитание в себе доброжелательнос­ти и миролюбия; отказ от успеха за счет других людей;

• введение в школьную жизнь элементов практической конф-ликтологии как инструмента разрешения противоречий, как средства гуманизации человеческих отношений. Предстоящий XXI век должен быть веком человека, иначе чело­веческая цивилизация погибнет. Гарантом этого может стать шко­ла, воспитывающая, школа гуманистическая. Наиболее существен­ные для гуманизации воспитания особенности демократических преобразований связаны со следующими инновационными процес­сами:

• переориентация целей школы с обучения на воспитание лич­ности;

• забота о полноценном и всестороннем развитии детей в на­чальной школе;

• дифференциация обучения с учетом потребностей и желания учащихся, учителей и родителей, с учетом особенностей де­тей;

• повышенное педагогическое внимание к интересам детей;

• сочетание внимания к детям с их диагностикой, коррекцией, вариативностью организации жизнедеятельности;

• создание условий для саморегуляции и проявления граждан­ской активности личности на всех ступенях обучения.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ

Практика показывает, что идее гуманистического воспитания более всего подходят игровые, театрализованные, ситуативно-твор­ческие формы воспитательной работы: уроки-спектакли, уроки-фан­тазии, уроки-концерты, сборы, ринги, сюжетно-ролевые игры, фоль­клорные праздники, школьные референдумы, психологические прак­тикумы, открытые микрофоны и т.п.

Механизмы интернализации ценностей. Целостность воспитания

В конечном счете, основой всех человеческих ценностей служит нравственность.

А. Энштейн

Одна из целей воспитания — воспитание характера, в том числе национального характера. Чтобы реализовать эту цель, нужно реа­лизовать и новые механизмы воспитания. Прежние же могут быть теперь не главными, а подсобными: доверие, требование и др.

По мнению Е.В. Бондаревской, к новым механизмам воспитания следует отнести следующие:

- новые установки педагога по отношению к ученику: понима­ние его как субъекта;

- принятие ученика таким, каков он есть (не следует вести с ним «окопную» войну);

- эмпатическое отношение к ученику (сочувствие, сопережива­ние, милосердие);

- общение на взаимопонимании;

- свободный выбор учеником способов и форм жизнедеятель­ности;

- свободное творчество учащихся;

- активность и свободное жизнетворчество;

- механизм коррекции развития (раньше мы его использовали только по отношению к «трудным»);

- механизм трансляции культуры;

- механизм оказания помощи в решении жизненных проблем;

- механизм индивидуализации воспитания (разработка инди­видуальных программ), т.е. принцип естества;

- делегирование ответственности за воспитание (приватизация воспитания, а не педагогический «колхоз»!);

- механизм ценности — ученик должен понимать, что лично

для себя ценного он обретает в учебе.

В процессе воспитания идут процессы социализации личности, развитие личности (переход на новые уровни), самоопределение

X Пеааю!. нач. обра'юв226







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.