ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ
полуфабриката, наука о способах воздействия на сырье». Такое оп-1 ределение понятия «технология» дано в последнем выпуске «Словаря иностранных слов». Уже это должно насторожить нас в использовании термина «технология» в педагогической лексике. Да и не только этого термина. В предыдущих разделах читатель уже встречал термины «механизм воспитания», «модель человека», от которых веет технократизмом мышления. Эта терминология прочно вошла в нашу лексику, проникла на страницы специальной педагогической печати, и от нее мы скоро не избавимся. Однако каждый раз, встречая в тексте подобные выражения, нам следует думать, какие адекватные термины можно найти взамен им. Педагогическая технология как профессиональная категория привлекает внимание исследователей в нашей стране и за рубежом с начала 60-х гг. Социальным мотивом этого явления выступает потребность ориентации в увеличивающемся потоке сообщений об открывающихся авторских школах, разработках индивидуальных педагогических технологий, создании интенсивных курсов, обещающих устойчивый педагогический эффект. Как уточняется в Международной педагогической энциклопедии (Оксфорд, 1985), впервые как объект изучения педагогическая технология признана в 1946 г. в США. Поводом послужило введение плана аудиовизуального образования в Индианском университете. Отдельные курсы по педагогической технологии были прочитаны студентам там же еще в 30-х годах. Появлению новой дисциплины способствовало закономерное развитие таких ветвей педагогического знания, как аудиовизуальное образование и программированное обучение. Поэтому в период становления педагогической технологии как науки на фоне многочисленных определений преобладают две точки зрения на ее сущность. Педагоги-практики (представители технологического подхода) считают, что педагогическая технология — это средства записи и воспроизведения звука и проекции изображений, а также описание способов их применения в учебном процессе. Профессиональные педагоги-технологи (представители системного подхода) рассматривают педагогическую технологию как процесс разработки и оценивания эффективных педагогических систем, включающий: - постановку целей; - составление набора порций учебного материала; - создание условий для немедленного контроля качества его усвоения учащимися путем применения обучающих и контролирующих машин; - описание критериев оценивания достижений учащихся и условий их обучения. Таким образом, системный подход расширяет понятие педагогической технологии, так как включает в него помимо технических средств обучения алгоритм действий, неизбежно ведущий педагога и учащихся к запланированным педагогическим результатам. В начале 70-х годов продолжалось расширение понятия «педагогическая технология» на базе сближения точек зрения специалистов по аудиовизуальному образованию и программированному обучению. В этот «период консолидации», по меткому выражению В.И. Боголюбова, когда получили известность различные концепции и парадигмы педагогических технологий, сформировалось современное представление о педагогической технологии как системе действий, повышающих эффективность обучения путем циклического обновления учебных планов и программ. Цикл включает: — постановку целей; — тестирование альтернативных стратегий и материалов; - оценивание педагогической системы в целом. Циклы повторяются, как только становится известной новая информация об эффективности использования человеческих и материальных ресурсов. С небольшими коррективами эти определения педагогической технологии могут применяться и применительно к воспитательной практике. Прежде чем перейти к воспитательным технологиям, уместно рассмотреть некоторые педагогические мифы, сформировавшиеся в учительской среде в последние десятилетия. О них довольно подробно повествует в сборнике «Цели образования и право на образование» А.В. Гладкий. Первый миф связан с той исключительной ролью, которую в современном мире играет техника. Она в наше время заняла в жизни людей то место, которое раньше занимала религия. Прежде считалось, что главная цель образования — облагородить личность и приобщить ее к духовному наследию предков. Теперь в большинстве стран на образование смотрят с точки зрения общества как на отрасль промышленности, продукция которой — квалифицированная рабочая сила, а с точки зрения отдельного человека или семьи — как на способ вложения капитала, который в будущем должен приносить доход. Возник миф о всесилии методики. Сейчас принято считать, что все главные проблемы образования — это проблемы методики и технологии: если разработать хорошую методику и дать учителю технологию, то хорошие результаты вроде бы гарантированы. Стали прямо говорить о «воспитательных и образовательных технологиях»,220 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|