Здавалка
Главная | Обратная связь

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ



полуфабриката, наука о способах воздействия на сырье». Такое оп-1 ределение понятия «технология» дано в последнем выпуске «Слова­ря иностранных слов». Уже это должно насторожить нас в исполь­зовании термина «технология» в педагогической лексике. Да и не только этого термина. В предыдущих разделах читатель уже встре­чал термины «механизм воспитания», «модель человека», от кото­рых веет технократизмом мышления. Эта терминология прочно вош­ла в нашу лексику, проникла на страницы специальной педагоги­ческой печати, и от нее мы скоро не избавимся. Однако каждый раз, встречая в тексте подобные выражения, нам следует думать, какие адекватные термины можно найти взамен им.

Педагогическая технология как профессиональная категория при­влекает внимание исследователей в нашей стране и за рубежом с начала 60-х гг. Социальным мотивом этого явления выступает по­требность ориентации в увеличивающемся потоке сообщений об от­крывающихся авторских школах, разработках индивидуальных пе­дагогических технологий, создании интенсивных курсов, обещаю­щих устойчивый педагогический эффект.

Как уточняется в Международной педагогической энциклопедии (Оксфорд, 1985), впервые как объект изучения педагогическая тех­нология признана в 1946 г. в США. Поводом послужило введение плана аудиовизуального образования в Индианском университете. Отдельные курсы по педагогической технологии были прочитаны студентам там же еще в 30-х годах.

Появлению новой дисциплины способствовало закономерное раз­витие таких ветвей педагогического знания, как аудиовизуальное образование и программированное обучение. Поэтому в период ста­новления педагогической технологии как науки на фоне многочис­ленных определений преобладают две точки зрения на ее сущность.

Педагоги-практики (представители технологического подхода) считают, что педагогическая технология — это средства записи и воспроизведения звука и проекции изображений, а также описание способов их применения в учебном процессе.

Профессиональные педагоги-технологи (представители системного подхода) рассматривают педагогическую технологию как процесс разработки и оценивания эффективных педагогических систем, вклю­чающий:

- постановку целей;

- составление набора порций учебного материала;

- создание условий для немедленного контроля качества его ус­воения учащимися путем применения обучающих и контро­лирующих машин;

- описание критериев оценивания достижений учащихся и ус­ловий их обучения.

Таким образом, системный подход расширяет понятие педагоги­ческой технологии, так как включает в него помимо технических средств обучения алгоритм действий, неизбежно ведущий педагога и учащихся к запланированным педагогическим результатам.

В начале 70-х годов продолжалось расширение понятия «педаго­гическая технология» на базе сближения точек зрения специалис­тов по аудиовизуальному образованию и программированному обу­чению. В этот «период консолидации», по меткому выражению В.И. Боголюбова, когда получили известность различные концеп­ции и парадигмы педагогических технологий, сформировалось со­временное представление о педагогической технологии как системе действий, повышающих эффективность обучения путем цикличес­кого обновления учебных планов и программ. Цикл включает:

— постановку целей;

— тестирование альтернативных стратегий и материалов;

- оценивание педагогической системы в целом.

Циклы повторяются, как только становится известной новая ин­формация об эффективности использования человеческих и матери­альных ресурсов.

С небольшими коррективами эти определения педагогической тех­нологии могут применяться и применительно к воспитательной прак­тике.

Прежде чем перейти к воспитательным технологиям, уместно рассмотреть некоторые педагогические мифы, сформировавшиеся в учительской среде в последние десятилетия. О них довольно под­робно повествует в сборнике «Цели образования и право на образо­вание» А.В. Гладкий.

Первый миф связан с той исключительной ролью, которую в со­временном мире играет техника. Она в наше время заняла в жизни людей то место, которое раньше занимала религия. Прежде счита­лось, что главная цель образования — облагородить личность и при­общить ее к духовному наследию предков. Теперь в большинстве стран на образование смотрят с точки зрения общества как на отрасль про­мышленности, продукция которой — квалифицированная рабочая сила, а с точки зрения отдельного человека или семьи — как на способ вложения капитала, который в будущем должен приносить доход. Возник миф о всесилии методики. Сейчас принято считать, что все главные проблемы образования — это проблемы методики и технологии: если разработать хорошую методику и дать учителю тех­нологию, то хорошие результаты вроде бы гарантированы. Стали прямо говорить о «воспитательных и образовательных технологиях»,220







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.