ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ
Пятый миф — миф о золотом веке образования, наступившем якобы в наши дни на Западе. Для России характерны колебания маятника от анафемы до самого неумеренного восхваления всего западного (достаточно вспомнить фразу «А сало русское едят!» из басни И.А. Крылова). Сейчас маятник резко качнулся в сторону восхваления западного, и это принимает не менее уродливые формы, чем «борьба с космополитизмом и низкопоклонством перед иностранщиной» в последние годы жизни Сталина. Но самый опасный, по мнению А.В. Гладкого, миф — миф о благодетельном рынке, который расставит все по местам и положит конец спорам, какое образование хорошее и какое — плохое. Этот миф основан на преувеличении роли экономики в жизни общества, которое привело Маркса к убеждению, что вся духовная жизнь человечества и все общественные установления представляют собой не более чем надстройку над способом организации производства. В действительности же экономика при своей жизненной важности есть только одна из сторон жизни людей, а рынок есть способ регулирования экономики. Другие стороны человеческой жизни ему не подвластны. В частности, образование так же не может регулироваться рынком, как не могут и не должны им регулироваться религия, нравственность, искусство. Исходя из изложенного выше, будет нелегко говорить о технологии гуманистического воспитания, ибо понятия «технология» и «гуманизм», хотя и используются сейчас видными педагогами, по сути своей не совместимы. Отношение к ребенку как субъекту жизнедеятельности и педагогического взаимодействия требует изменения традиционной системы методов воспитания. Е.В. Бондаревская считает, что необходим переход от их разработки как способов организации деятельности и педагогического воздействия на сознание и поведение личности (что ведет к неразличению понятий методы и средства воспитания) к пониманию движущих сил, мотивов воспитания. Личностный (индивидуальный) подход в воспитании — последовательное отношение педагога к воспитаннику как личности, как ответственному субъекту собственного развития. Он представляет собой базовую ценностную ориентацию педагогов на личность, ее индивидуальность, творческий потенциал ребенка, которая и определяет стратегию взаимодействия. В основе личностного подхода лежит глубокое знание ребенка, его врожденных свойств и возможностей, способности к саморазвитию, знание того, как его воспринимают другие и как он воспринимает себя сам. В воспитательный процесс включаются специально рассчитанные на личность ребенка ситуации, помогающие ему реализовать себя в рамках школы.222 ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ | Деятельностный подход в воспитании придает первостепенную • роль тем видам деятельности, которые способствуют развитию личности. Он привел к разработке новой системы воспитания, основанной на идее единства сознания и деятельности. Личностно-деятельностный подход к воспитанию означает, что школа должна обеспечить деятельность человека, становление личности. Творческий подход ставит во главу угла творчество педагога и ребенка-в процессе воспитания. Отношенческий подход можно рассматривать как в рамках дея-тельностного, так и самостоятельно. Он связан с идеями корректировки, с возникающими в совместной деятельности и общении детей отношениями, их гуманизации с помощью специально создаваемых ситуаций. Событийный подход тоже следует рассматривать как один из аспектов деятельностного подхода. Смысл его в том, чтобы превратить то или иное планируемое мероприятие в увлекательное для всего коллектива дело, оставить яркий след в памяти его участников. Дифференцированный подход в сфере воспитания — это учет индивидуальных интересов ребят, их «лидерских» возможностей, способностей к реализации организаторских функций в коллективе. Ценностный (аксиологический) подход ставит главной задачей воспитания освоение ценностей общечеловеческой культуры — духовной и материальной. Классовый подход, характерный для социалистического общества, ставит цели и принципы воспитания в зависимости от социальных классов — имущих или неимущих (отсюда и терминология «буржуазное воспитание», «советское воспитание»). Средовый подход проник в педагогику в последние годы. Его смысл — включение школы в среду с педагогически целесообразной позиции и включения среды в школу, освоение ее связи с реализацией поставленных целей. Хотя сама идея средового подхода не нова. Еще К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, а на Западе Дж. Дьюи и П. Натору считали необходимым учитывать и по мере возможности использовать среду в педагогическом процессе. Средовый подход в воспитании — это интеграция влияний всех воспитательных инструментов общества в рамках окружающей среды, в результате чего может появиться региональная воспитательная система. Дихотомический подход имеет свои корни в греческом слове «дихотомия», что означает последовательное деление целого на части. Мысль о необходимости его использования в управлении воспитательным процессом начала осознаваться педагогами только в последнее время, хотя отдельные идеи дихотомии встречались в педагогике ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|