ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Интерес к внутреннему миру ребенка, его личностному своеобразию не заслонил от педагога проблемы общественного значения. Более того, в его воспитательной системе гражданственность и патриотизм были одной и доминирующих ценностей. Решая задачи гражданского воспитания школьников, В.А. Сухомлинский считал необходимым сосредоточить внимание на таких общечеловеческих ценностях, как совесть, долг, добро, свобода, честь, достоинство, наполнив их подлинно гуманистическим воспитательным смыслом. Система В.А. Караковского— это система Московской школы № 825. Но ее идеи формировались 30 лет назад, когда автор работал i в школе № 1 г. Челябинска. Суть системы — интеграция воспита- * тельных воздействий, творчество, научный поиск. В школе № 825 нашла свое яркое выражение методика коллективных творческих дел, именуемая иногда как коммунарская методика. Главным композиционным узлом системы является коммунаре- j кий сбор, который проводится во время весенних каникул старшек- \ лассниками, учителями и выпускниками прошлых лет. В течение трех дней этот коллектив проводит игры, общается, выполняет интересную работу, как в коммуне. Коммунарский сбор трудно отнести к какому-то определенному виду деятельности. Это сложная педагогическая композиция. В то же время это самостоятельная духовная ценность, феномен школьной культуры, передающийся из поколения в поколение. Условно можно сказать, что коммунарский сбор — действующая модель идеальных человеческих отношений. Кроме весеннего, в школе проводится еще несколько ключевых комплексных дел, которые внутренне связаны со сборовским образом жизни и в то же время не изолированы от повседневной, реальной действительности. Обычно в коммунарском движении участники периодически подвергаются жестким испытаниям. В школе В.А. Караковского тоже проверяются на прочность сборовские идеалы, но при этом создаются условия для успеха. Занимая по времени менее одного процента учебного года, весенний сбор в школе № 825 является самым существенным средством объединения, создания чувства «мы». Сбор — это и школа актива, и школа психокоррекции и психотерапии. Такой сбор порождает неизбежные противоречия между идеалом и серой действительностью. Чтобы продуктивно разрешить эти противоречия, в школе существует цепь ситуаций, сглаживающая грани праздника и будней. Создана система больших и малых традиций. В школе считают, что отношения в ней между педагогами и учащимися должны больше напоминать семью, чем парламент. Система школы № 825 не только саморегулирующаяся, но и научно управляемая. Отработан сложный механизм научной корректи- ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|