Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



личности (формирование ответственности), формирование новооб­разований (новых качеств личности), интеграция личности (обрете­ние ею составляющих целостности).

Социализация личности, по А.В. Мудрику, — развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения социальных норм и культурных ценно­стей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому он принадлежит. Социализация происходит как в услови­ях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, так и в процессе относительно целенаправленного и социально контро­лируемого воспитания (семейного, религиозного, социального). То и другое имеет как частные, так и существенные различия на про­тяжении жизни человека, на различных этапах социализации. При­нято делить социализацию на три стадии: дотрудовую, трудовую, послетрудовую. Однако это деление слишком глобально, ибо в одну стадию, например — трудовую попадают люди с 20- и 50-летнего возрастов, социализация которых существенно различна. Поэтому А.В. Мудрик считает более продуктивным рассмотрение этапов со­циализации в соответствии с возрастными этапами:

• младенческий (от рождения до 1 года);

• младший дошкольный (3-6 лет);

• младший школьный (6-10 лет);

• подростковый (11-14 лет);

• ранний юношеский (15-17 лет);

• юношеский (18-23 года);

• молодость (23-33 года);

• зрелость (34-60 лет);

• пожилой возраст (60-75 лет);

• старческий возраст (75-90 лет);

• долгожительство (старше 90 лет).

Сущность социализации в том, что она формирует человека как полноценного члена того общества, к которому он принадлежит. Как субъект человек в процессе социализации не просто усваивает социальные нормы и культурные ценности общества. Это усвоение идет в неразрывном единстве с реализацией активности человека, его саморазвитием и самореализацией в обществе. Таким образом, для человека как субъекта социализации она становится успешной, если в процессе ее получает развитие его личность.

Термин «интернализация» («интериоризация») в последние годы довольно часто применяется в педагогической и психологической ли­тературе. Он означает переход социального содержания в индивиду­альное. Такое недифференцированное понятие, по мнению Б. Бити-наса, не вполне соответствует потребностям теории воспитания, рас-







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.