ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
личности (формирование ответственности), формирование новообразований (новых качеств личности), интеграция личности (обретение ею составляющих целостности). Социализация личности, по А.В. Мудрику, — развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому он принадлежит. Социализация происходит как в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, так и в процессе относительно целенаправленного и социально контролируемого воспитания (семейного, религиозного, социального). То и другое имеет как частные, так и существенные различия на протяжении жизни человека, на различных этапах социализации. Принято делить социализацию на три стадии: дотрудовую, трудовую, послетрудовую. Однако это деление слишком глобально, ибо в одну стадию, например — трудовую попадают люди с 20- и 50-летнего возрастов, социализация которых существенно различна. Поэтому А.В. Мудрик считает более продуктивным рассмотрение этапов социализации в соответствии с возрастными этапами: • младенческий (от рождения до 1 года); • младший дошкольный (3-6 лет); • младший школьный (6-10 лет); • подростковый (11-14 лет); • ранний юношеский (15-17 лет); • юношеский (18-23 года); • молодость (23-33 года); • зрелость (34-60 лет); • пожилой возраст (60-75 лет); • старческий возраст (75-90 лет); • долгожительство (старше 90 лет). Сущность социализации в том, что она формирует человека как полноценного члена того общества, к которому он принадлежит. Как субъект человек в процессе социализации не просто усваивает социальные нормы и культурные ценности общества. Это усвоение идет в неразрывном единстве с реализацией активности человека, его саморазвитием и самореализацией в обществе. Таким образом, для человека как субъекта социализации она становится успешной, если в процессе ее получает развитие его личность. Термин «интернализация» («интериоризация») в последние годы довольно часто применяется в педагогической и психологической литературе. Он означает переход социального содержания в индивидуальное. Такое недифференцированное понятие, по мнению Б. Бити-наса, не вполне соответствует потребностям теории воспитания, рас- ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|