Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Б. Битинаса, такое отождествление неприемлемо, когда речь идет о формировании позиции личности в детские годы. Возникает задача формирования у ребенка неосознанных движущих сил просоциаль-ного поведения и внутренних «тормозов», сдерживающих негатив­ные порывы. На этом строится концепция свободного воспитания, которая отказывается от принуждения, «о только при условии, что сформированы неосознанные внутренние регуляторы поведения ре­бенка. Это означает, что отсутствует противоречие между «долж­ным» и «желательным», что ребенок не представляет возможности поступить иначе, чем это верно с точки зрения воспитателя.

Интернализованные ценности проявляются в виде установок и ценностных ориентации личности. В раннем детстве на базе первич­ных потребностей и их взаимодействия со средой формируются фик­сированные установки. Нередко для маленького ребенка присвоен­ная им норма поведения является настолько важной, что он не со­гласен нарушать эту норму даже при требовании самых близких для него людей. К пяти-шести годам абсолютная сила фиксирован­ной установки ослабевает, субъективные ценности приобретают вид социальных установок. Эти побудительные силы более гибки, и все же для ребенка они выступают в виде неопределенных желаний, предпочтений, невыраженных потребностей. Воспитание строится на основе базовых ценностей, предъявляемых ему в виде примеров. Это положение теории воспитания, по утверждению Б. Битиниса, основано на понимании того, что актуальные установки являются предпосылкой дальнейшего воспитания. Следовательно, установки, отражающие базовые ценности, являются условием успешности последующего дифференцированного воспитания. Об этом свидетель­ствует и практика нравственного, религиозного воспитания: нрав­ственная или религиозная позиция шестилетнего ребенка, несмот­ря на свою подвижность, является основным фактором действенно­сти воспитательной информации на последующих возрастных ступенях.

Ценностным ориентациям зачастую придается тот же смысл, что и убеждениям — продукту более позднего развития человека. Фе­номен убежденности означает, что воспитанник раскрыл свое соб­ственное «Я», осознал, какие ценности им интернализированы. Поэтому и делается вывод, что социальные установки становятся убеждениями благодаря активной познавательной деятельности. Не все социальные установки возводятся в ранг убеждений, многие так и остаются неосознанными регуляторами поведения.

Содержание убеждений обычно выражается обобщенными, ос­мысленными социальными идеями, нравственными, эстетически­ми, политическими и иными понятиями. Хотя соответствующие







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.