Здавалка
Главная | Обратная связь

Чему противодействует ступень зарождения



Здесь две [темы]: определение подлежащего устранению и процесс устранения; методы осуществления ясности и устойчивости [визуализации].

 

 

[Определение подлежащего устранению и процесс устранения]

Особое устраняемое на ступени зарождения составляют обычное вѝдение «обители» (мира) и «обитателей» (существ) и гордыня – цепляние за обычную «обитель» и «обитателей». Как сказано в четырнадцатом [разделе] «Панджары»:

 

Истинное созерцание предписано

для устранения обычных видимостей.

 

И в «Собрании деланий»:

 

Соответственно указывается, что скандхи, дхату и аятаны, с безначального [времени] пребывающие в состоянии обычной гордыни, есть сущности, состоящие из «частиц» всех Татхагат.

 

То есть в тантрах предписывается созерцание скандх и прочих [составляющих личности] – как Будды – в качестве «противоядия» против безначального пребывания скандх и проч. в состоянии обычной гордыни.

Хотя такое [созерцание практикуют] на этапе отстранения тела, особые [качества], устраняемые на нем и на ступени зарождения, одинаковы.

Чтобы избавиться от цепляния за [обычные] видимости, «обитель» и «обитателей» порождают (визуализируют) в виде особых образов и созерцают. Этого нет в Парамитаяне; это исключительная особенность Мантраяны.

Говорится, что «противоядием» против цепляния за те два [вида] обычных видимостей [служит] ступень зарождения, на которой «обитель» созерцается в виде дворца [Мандалы], а «обитатели» – в виде божеств. Значит, свыкаясь с образом «обители» как дворца, а «обитателей» – как божеств, избавляются от обычного видения, а свыкаясь с мыслью «[я] – Акшобхья», «[я] – Вайрочана» или подобной уверенной установкой, устраняют обычную гордыню.

Устранив обычную гордыню, переходят в [состояние] божественной гордости. Например, когда приходит прозрение, избавляешься от прежнего представления о себе, и мысль «[я] есть божество» [качественно] меняется. Так же принужденная мысль «[я] – Акшобхья» или «[я] – Вайрочана»... [при свыкании] изменяется и переходит в божественную гордость.

Здесь имеют место четыре варианта: у одних [практикующих] отсутствует ясность образов обители и обитателей, хотя зарождается естественная божественная гордость; у других – нет естественной божественной гордости, хотя присутствует ясность образов обители и обитателей; у третьих присутствуют обе; а [у четвертых] нет обеих.

В « Основанной на источниках садхане» сказано:

 

Так новички, принявшие вводные обязательства и обеты, получившие посвящение, в четыре сеанса осваивают йогу божества, лишаясь обычной гордыни...

 

И в других исходных текстах многократно говорится об устранении обычной гордыни. Значит, главным «противоядием» против обычной гордыни является культивирование [божественной] гордости Мандалы обители и обитателей, а созерцание особых образов обители и обитателей, избавляющее от обычных видимостей, – его «ветвь».

«Обычные видимости», которые следует устранить, представляют собой не такие «сосуд» (мир) и «сок» (существа), как они воспринимаются чувственными сознаниями, а их «отражения» в умственном сознании в виде обыденных «сосуда» и «сока». Процесс устранения этих [«отражений»] и обычной гордыни на ступени зарождения не может состоять в удалении их «семян» – как на немирском пути; не представляет он собой и удаление их проявлений при подавлении «семян» – как на мирском пути35.

– Как же происходит устранение?

– Если нет других, случайных, препятствий, то, [созерцая] Мандалу обители и обитателей и поддерживая гордость, [практикующий] способен перейти [в состояние] упомянутой [естественной] гордости, и появляется совершенная ясность визуализации обеих [составляющих] Мандалы, вследствие чего он избавляется от обыденных видимостей, «отражающихся» в уме, и так устраняет оба [вида] цепляния за обычные видимости.

Кстати, недостаточно способности устранять их на некоторое время; [устранение] должно [стать] совершенно стабильным.

Говорят, что у тех ваджрных наставников, которые таким способом сделали свое предварительное приближение действенным, возникает естественная [божественная] гордость, когда они, например, давая приказ силам, препятствующим ритуалу земли, поддерживают гордость Ваджрадхары словами: «Я – славный Ваджрадхара» и в подобных случаях; а у тех, кто этого не [сделал, «божественная] гордость» остается пустым словом; поэтому предварительное приближение очень важно.

Подлинные особые гордость и вѝдение должны зародиться от созерцательного свыкания с гордостью и вѝдением, которые поначалу принужденные, искусственные; поэтому в первую очередь старайтесь [свыкнуться] с ними.

Когда вследствие очень сильного свыкания ровно сосредоточиваются на йоге божества, зрительное и прочие восприятия не проявляются. То есть: поскольку умственное сознание глубоко поглощается этим объектом, ослабляется непосредственное условие возникновения зрительного и прочих восприятий, и некоторое время они не проявляются, вследствие чего не воспринимаются цвет и прочее. Но такие восприятия не подавляют на ступени зарождения. Как сказал Владыка логики:

 

Сознание, поглощенное одним объектом,

бессильно, ибо не воспринимает другие объекты.

 

Итак, если благодаря [визуализации] особых образов вы сумели избавиться от обычных «отражений» [мира и существ] в умственном сознании, – то, что нужно, осуществлено. И, если зародилась естественная божественная гордость, хотя сущее и не превратилось в божеств, – этого достаточно.

 

 

Методы осуществления ясности и устойчивости [визуализации]

Здесь три [темы]: в какой мере следует освоить ясное постижение (онтог); как достичь ясной визуализации; как сделать [визуализацию] устойчивой.

 

 

В какой мере следует освоить ясное постижение (онтог)

– Практикуют ли ступень зарождения так, как ступень завершения, – при осваивании отдельных предметов переходя к последующему, когда достигают устойчивости предыдущего, или же одну садхану от начала до конца практикуют на каждом сеансе?

– Нужно знать, что указаны четыре [типа практикующих], которые подразделяются, исходя из стадий продвижения одной личности, осваивающей путь, и говорится о (соответственных] различиях мер и способов их созерцательных практик. Как сказал Дипамкара[бхадра];

 

Тот, кто, встав утром,

хорошо повторяет прежнее, – «новичок».

 

«Чуть прозревшему»

свойственны нравственность и подвижничество Мантры.

 

Он благословляет глаза, тело и прочее,

на сеансах и в перерывах усердно начитывает [мантры].

 

«Немного овладевший прозрением»

всегда совершает

полное распространение и вбирание [Мандалы];

он денно и нощно предан йоге.

 

«Полностью овладевшему прозрением» [свойственно] созерцание,

охватывающее [все] частицы элементов, – высшее [единство] трех сфер36.

Обладая телом, подобным отражению,

он совершает деяния на благо существ.

 

Упомянутые здесь стадии «новичка», «чуть прозревшего»37 и один аспект стадии «немного овладевшего прозрением»38 относятся к ступени зарождения. «Полностью овладевший прозрением»39 – высокая стадия ступени завершения.

 

 

[Новичок]

 

На первой стадии нужно целиком исполнять ритуал ступени зарождения, описанный в личной садхане. Шантипа [толкует]:

 

Слова «хорошо повторяет прежнее, – новичок» означают, что новичку следует правильно повторять весь ритуал.

 

Шридхара также, разделив путь на четыре [стадии], говорит, что на первой стадии надо культивировать все четыре йоги. И в двенадцатом [разделе] «Колосьев [наставлений]» сказано:

 

Новичкам следует полностью исполнять именно это.

 

– Сколько длится [стадия] новичка?

– Толкуя семнадцатый [раздел] «Черного врага», [Шантипа] говорит в «Драгоценном светильнике»:

 

Йогин-новичок в трех периодах дня40 осваивает четыре части йоги, пока «грубые» черты визуализируемых божеств не станут такими [ясными], как в действительности.

 

 

[Чуть прозревший]

 

И в Толковании «Четырехсот пятидесяти [строф]» говорится:

 

Когда [практикующие обретают] способность мгновенно явить Мандалу «грубых» образов, они считаются «чуть прозревшими». С первого созерцания до тех пор, пока они не смогут мгновенно прояснить всю «грубую» Мандалу, следует их всех считать новичками.

 

Новички, которыми в «Пяти ступенях» и «Собрании деланий» считаются все не достигшие конца ступени зарождения, являются новичками по отношению к ступени завершения, а здесь говорится о новичках, [исходя] из стадий, на которые подразделяется первая ступень. Поэтому противоречия нет.

О «чуть прозревших» в Толковании «450 [строф]» сказано:

 

Способные мгновенно проявить Мандалу «грубых» образов, но не способные так проявить «тонких» – Кшитигарбхи и прочих, Ваджры тела (Кая-ваджры) и т.п., – обладающие нравственностью и подвижничеством Мантры, достигшие их силы, называются «немного овладевшими прозрением»41.

 

В основном [тексте] они называются «чуть прозревшими». Смысл – тот же.

«Грубые» здесь – божества, установленные в Мандале, а «тонкие» – божества, установленные в их глазах и других [частях тел].

Как мгновенно являют «грубых» [божеств]?

– На стадии новичка они проясняются при постепенной визуализации; новичок не способен их прояснить иначе. А когда [«чуть прозревший»] визуализирует этих божеств, все главные и второстепенные части их [тел] проясняются одновременно (мгновенно).

И недостаточно, чтобы это удалось несколько раз или иногда; необходима устойчивость.

В двенадцатом [разделе] «Колосьев [наставлений]» сказано:

 

Чей ум обретает в йоге устойчивость впервые достигнутых знаков [успеха], которые здесь указаны, тот – «немного овладевший прозрением»; [он] созерцает, проявляя Мандалу мгновенно.

 

Хотя при осваивании ясного постижения (онтога) «тонкие» и «грубые» божества созерцаются в равной мере, «грубые» проясняются легче, чем «тонкие». Например, ясно визуализировать глаза Владыки Манджуваджры легче, нежели прояснить в них полный образ Кшитигарбхи.

На этой стадии отсутствует ясность дворца, но нужно, чтобы и он проявился мгновенно.

– Если считать [практикующих] «чуть прозревшими», пока они не могут проявить Кшитигарбху и прочих [«тонких» божеств], это противоречит сказанному в Толковании «Черного Врага»:

 

С того времени, когда [практикующие] видят «грубые» черты, вплоть до того, когда им явлены Ваджра тела (Ваджракая) и прочие «тонкие» [образы], они считаются «чуть прозревшими».

 

То есть указано, что [стадия «чуть прозревшего»] охватывает вѝдение «тонких» образов.

– Противоречия нет. При постепенной визуализации «тонкие» образы проясняются, но, пока не можешь мгновенно и устойчиво визуализировать их ясными, считаешься «немножко прозревшим».

– Осваивает ли он онтог иначе, нежели новичок?

– Иначе. Как сказано в Толковании «Четырех с половиной сотен»42:

 

На всех сеансах он мгновенно проявляет Мандалу, благословляет глаза, тела [божеств] и прочее, наслаждается, совершает подношение, возносит хвалу и вкушает нектары, затем внимательно начитывает [мантры].

 

Поскольку на этой стадии нужно созерцать, установив [для этого] отдельные сеансы, упоминаются «все сеансы».

О том, как порождается [Мандала] в каждом сеансе, говорится – «мгновенно». То есть так проявляют (визуализируют) Мандалу обители и обитателей. Затем благословляют базы сознания (аятаны) и так далее.

Сущность [практики] садхан здесь такая же, как [на стадии] новичка, но есть некоторое отличие. Когда порождаешь, например, Акшобхью, нет необходимости, произнося [соответственные слова], поочередно визуализировать его три лица, руки, ноги, глаза, нос и прочие главные и второстепенные части [тела: прошедший] путь припоминает их все одновременно. Значит, словесный ритуал и опирающееся на него созерцание [здесь практикуются] в гораздо меньшей степени.

Но, когда созерцаешь «тонкие» образы божеств, приходится визуализировать их медленно, постепенно.

«Наслаждается»43: порождает [самадхи] высшей царственной мандалы, [визуализируя] соитие яб-юм.

Хотя введение джняна[саттв] не упомянуто, оно необходимо.

– Но как тогда понимать сказанное в Толковании «Черного Врага»:

 

Начиная [каждое] занятие в четырех периодах дня44, следует мгновенно визуализировать [всю Мандалу] до полного соединения [с юм], затем предаться великой йоге.

 

– Существует отличие: в [тантре] Манджуваджры, как только порождают Ваджродержца (Ваджрадхару) – [символ] плода, благословляют его глаза и прочее, а в [тантре] Черного врага глаза и прочие [части тел] божеств благословляются после порождения [самадхи] высшей царственной мандалы. Прилежное [созерцание] «тонких» божеств – одинаково45.

 

 

Немного овладевший прозрением

 

В Толковании «Четырех с половиной сотен» говорится:

 

Тот, кто способен, всегда совершая полное распространение и вбирание, мгновенно проявить Мандалу, называется «овладевшим прозрением». Но это – следствие достигнутой [стадии] «[чуть] прозревшего»; пока она не достигнута, такое невозможно. Поэтому [добавляется] слово «немного».

 

[«Немного овладевшими прозрением»] считаются все способные мгновенно проявить и «тонкие» образы, пока не стали «полностью овладевшими прозрением». Эта [стадия] имеет свои «отрезки» на обеих ступенях.

«Но это» и последующие слова указывают, что каждая последующая [стадия] непременно возникает от предыдущей – новичка и пр. Значит, ими отрицается мнение некоторых индийцев, что для продвижения [практикующих] с острыми способностями такая последовательность не требуется.

[Хотя] в третьем [разделе] «Самвародаи» сказано:

 

Созерцая Мандалу на ступени зарождения,

[имеющий] притупленные или средние [способности] воображает.

А [обладающий] острыми [способностями проясняет]

Мандалу мгновенно, единственной мыслью;

[практикуя] мгновенную йогу,

он осваивает ступень завершения.

 

Но эти слова объясняются в толковании так:

Пока одна личность вынуждена выполнять визуализацию постепенно, ее способности притупленные; впоследствии – когда она несколько раз являет [Мандалу] целиком, ее способности средние; и наконец – когда она [становится] способной созерцать Мандалу на ступени завершения, ее способности острые. То есть такие [способности] определяются степенями навыка одного йогина, напоминающими периоды детства, юности и старости одного человека.

Как сказано:

 

Эти разные [способности] – притупленные и прочие – определяются степенями навыка одного [практикующего], подобными детству и прочим периодам [жизни] одного [человека]. Соответственно – отдельные типы личностей, подразделяемые [по способностям], сходны с детьми и прочими ясно различаемыми [возрастными типами] людей.

 

Есть много и других подобных аргументов. Не знающие их цепляются за мысль, что для новичков с острыми способностями ступень зарождения не нужна, и отбрасывают эту первую ступень.

Итак, четко различайте степени способностей, определяемые тем, какие сиддхи осуществляют – высшие или обычные, и степени способностей, определяемые стадиями опыта, обретенного отдельными личностями.

Если [практикующий] способен прояснить главные и второстепенные [части тел] «тонких» божеств мгновенно, но неустойчиво, он находится пока на второй стадии46, а когда достигает устойчивости, переходит на третью стадию47. В двенадцатом [разделе] «Колосьев [наставлений]» сказано:

 

Тот, чей ум устойчиво [сосредоточен] на всей созерцаемой Мандале, – «овладевший прозрением». Ему следует расширить объект, исходя из распространения и вбирания, и, осуществив бодхичитту благодаря постижению дхарматы, удалять тончайшие «нечистоты».

 

То есть необходима устойчивость. И в Толковании «Черного Врага» говорится:

 

Тот, кто свободно видит Ваджру тела (Каяваджру) и прочих [«тонких» божеств такими реальными], как плод на ладони, зовётся «овладевший прозрением». Ему следует «стереть грани» между сеансами и перерывами и осваивать разъясняемую ступень завершения.

 

То есть требуется «свободное вѝдение». «Осуществив бодхичитту», удалять тончайшие «нечистоты» и «осваивать ступень завершения» – одно и то же.

Говорится, что, достигнув этой [стадии], не нужно отделять сеансы и перерывы; не надо каждый день начинать онтог заново и много [следовать] ему, созерцая; достаточно ряда полных визуализаций.

Но, достигнув этой [стадии], пока еще необходимо культивировать ступень зарождения, – сказано в Толковании «Четырех с половиной сотен»:

 

Такому йогину, чтобы прийти к конечному результату, следует денно и нощно культивировать эту же йогу.

 

То есть йогину, способному мгновенно проявить все «грубые» и «тонкие» образы божеств, нужно это же и культивировать.

Достигший этой [стадии] еще не пришёл к концу ступени зарождения: ему необходимо закончить ступень зарождения и затем осваивать ступень завершения.

 

 

Полностью овладевший прозрением

 

Это достигший цели-для-себя, способный одной только медитацией исполнять благо существ, – указывается в Толковании «Четырех с половиной сотен». В двенадцатом [разделе] «Колосьев [наставлений]» указано, что он, познав сиддхи махамудры, может осуществлять несметное благо других. Об этом же говорится в Толковании «Черного Врага»:

 

Тот, кто способен пребывать в состоянии пустоты и, выйдя из него, благословенно проявиться кем или чем ему угодно, называется «полностью овладевшим прозрением»; это освободившийся от обязательных действий, свободный человек.

 

Из всего изложения совершенно ясно, что по [ступеням] зарождения и завершения продвигаются последовательно. И в других достоверных текстах очень много указаний, что сначала полностью осваивают ступень зарождения, а затем переходят на ступень завершения. Поэтому так и практикуйте обе ступени.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.