Здавалка
Главная | Обратная связь

Схемы четырех ветвей и четырех йог



 

[Четыре ветви]

 

Что касается общей структуры ступени зарождения, в Гухьясамадже она делится на четыре ветви приближения-осуществления63. Как сказано в «Дополнительной [тантре] Гухьясамаджи»:

 

Во всех тантрах йоги64

неустанно хвалятся йогинами

во-первых – ритуал приближения,

во-вторых – близкое к осуществлению,

в-третьих – осуществление,

в-четвертых – великое осуществление.

 

 

Ветвь приближения (bsnyen pa'i yan lag)

 

Она объясняется в «Коренной тантре Гухьясамаджи»:

 

Культивируй приближение, самадхи,

полное соединение и высшее просветление.

 

[Общее] значение [слова] «приближение», которым называются обе ступени, объясняется в «Ясном светильнике»:

 

«Приближение» – поскольку желающие Освобождения практикуют, приближаясь [к нему].

 

Витапада толкует [это слово] как «близкое».

Приближение как одно из четырех составляющих обычного приближения [на ступени зарождения] означает следующее.

Этимологически слово «приближение» толкуется как «подступ» и «направление внимания на объект». В «Ясном светильнике» оно резюмируется как таковость, но при подробном объяснении указано, что «приближение»– это направление внимания на бодхичитту. Значит, с его помощью [сосредоточиваются] на объекте, а не оно есть объект [сосредоточения].

Итак, направление внимания на бодхичитту-пустоту является приближением, а сосредоточение, закрепление мысли на ней, названо «самадхи».

«Высшее просветление » – это прозрение от таковости вследствие анализа смысла шуньята-мантры, а ее созерцание – приближение. Приближением созерцания таковости нужно считать – по объяснению Карунапады – и созерцание пустоты после [установления] защитного круга; значит, нет определенности, что оно – только созерцание пустоты в сочетании с ясным светом, представляемым [вслед за произнесением шуньята-мантры].

«Полное соединение» – это самадхи приближения – от порождения места до воображаемого «вбирания» в тело – и их полное соединение.

Если считать за самадхи приближения – следуя «Ясному светильнику» – указанное ранее, эти «промежуточные» [самадхи] становятся его составляющими и включаются в ветвь приближения. Так ведь? – подумайте.

Следовательно, разъяснение в Толковании «Дополнительной тантры [Гухьясамаджи]» и у Карунапады, – что всё, от [порождения] места Мудрости вплоть до воображаемого «вбирания» в тело, относится к ветви приближения, по сути [выражает] мысль «Ясного светильника».

Если это соответственно связать с другими текстами, [ясно], что ветвь приближения [охватывает этап] от созерцания пустоты65 до порождения дворца с основанием.

 

 

Ветвь близкого к осуществлению (nye bar sgrub pa'i yan lag)

 

Она представлена в «Коренной тантре Гухьясамаджи»:

 

Близкое к осуществлению – высшее достижение, ваджры-аятаны и вникание.

 

В «Ясном светильнике» объясняется: затем, совершив созерцание солнечного [диска] и прочего, порождаешь все [свое] тело в облике махамудры; это и есть «близкое к осуществлению». Так [считает] и Наропа.

Смысл названия «близкое к осуществлению» следующий.

Карунапада объясняет, что «близкое» – это близость к совершенно чистой махамудре; махамудра же зависит лишь от совершенно чистого Первоначального покровителя. То есть «близким» являешься к тому, что называется «совершенно чистым телом божества – махамудрой – телом Мудрости». «Близкое» к нему – тело Первоначального покровителя. Когда оно совершенно очищается на ступени завершения, становясь самбхогакаей, созданной из ветра-сознания, то является телом Мудрости практикующего ступень завершения. А пока не очистилось, – оно является телом мантры. Различие [этих тел] – лишь в том, что [одно] чистое, а [другое] – нечистое.

– А остальное разве не относится к [ветви] близкого к осуществлению?

– Бхавьякирти и прочие относят [остальное] к другим [ветвям]. Но Карунапада всё, [от самопорождения] до всецелой йоги66, включает в близкое к осуществлению, что вполне сходится с резюме «Ясного светильника».

– Как в таком случае название «близкое к осуществлению» применяется к остальному?

Порождение Первоначального покровителя считается близким к осуществлению, а остальное – его дополнительной частью; или же [первое] считают главным близким к осуществлению, а [остальное] – второстепенным.

«Достижение» – это достижение тела махамудры, что следует понимать так, как указал Карунапада, – подразумевая «проявление в виде этого достижения».

«Ваджры» – тридцать два божества [Мандалы Гухьясамаджи] – от Вайрочаны до Шумбхи.

Их «аятаны» – тела до подошв ног. Карунапада поясняет, что этим [словом] указываются места для установления (визуализации) слогов.

«Вникание» – это установление Мандалы тела, при котором осознаются причины и результаты установления. Хотя говорится, что установление [Мандалы] в теле Первоначального покровителя схоже, нужно ее установить в [своем] теле, «превращенном» в нирманакаю.

Если эту [ветвь] связать с другими текстами, она [охватывает процесс] от порождения Главы пятью прозрениями (абхисамбодхи) до благословения аятан67.

 

 

Ветвь осуществления (sgrub pa'i yan lag)

 

Она указана в «Коренной тантре [Гухьясамаджи]»:

 

Когда осуществляешь Владыку мантры, созерцая, [соверши] побуждение, – сказано.

 

«Мантра» – это OṂ и прочие [из трех слогов].

Ее «Владыка» – «собрание» трех саттв68 в одном. Созерцая их и побудив три ваджры для благословения тела, речи и ума, [принимаешь] обязательство действовать в неотъемлемом единстве с тремя ваджрами. Это «осуществление» – потому, что так осуществляются нераздельность трех «дверей» с соответственными тремя ваджрами и «собрание» трех саттв в одном.

 

 

Ветвь великого осуществления (sgrub pa chen po'i yan lag)

 

Она указана в «Коренной тантре [Гухьясамаджи]»:

 

Когда практикуешь великое осуществление,

представь облики Ваджродержцев, [возникших из] своих мантр;

в их короне – Владык.

[Так] осуществится ваджра мудрости.

 

«Ваджра мудрости» – это соитие тантриста, пребывающего в йоге своего божества [яб-юм], – ранее соединившего ваджру и лотос.

Божества, возникшие из своих мантр – ваджра дхрик и прочих, – «Ваджродержцы».

Если, созерцая их облики – махамудру, представить, что их «запечатывают» Владыки их собственных семейств, будут достигнуты сиддхи.

В «Ясном светильнике» сказано: поскольку высшая царственная Мандала и высшие царственные действия осуществляют великое благо других, это – «великое осуществление». Так указывается, что и высшие царственные действия [входят] в [ветвь] великого осуществления.

Из этого высказывания также следует, что первые три ветви считаются этапом начальной подготовки и осуществлением личного блага.

Итак, в традиции Арьи подготовительное накопление заслуг и защитный круг – являются предварительным этапом основной части садханы; а поскольку вся не относящаяся к нему йога [созерцания] обители и обитателей должна иметь все четыре [ветви] приближения-осуществления, эти четыре ветви не связывают с одними лишь обитателями или отдельными божествами.

Последователи традиции Джнянапады связывают по четыре ветви приближения-осуществления с Главой, Матерью (юм) и каждым божеством высшей царственной Мандалы; также считают, что четыре ветви последовательно [проходят стадии] «малых», «средних» и «больших». И ко всему этапу высшей царственной Мандалы относят «малую», «среднюю» и «большую» [стадии].

По их мнению, приближение – это порождение самаясаттв; близкое к осуществлению – благословение аятан; осуществление – благословение тела, речи и ума; а великое осуществление – посвящение [божеств] и «наложение печатей» Владык семейств.

Витапада объясняет:

 

«Приближение» – поскольку приближаешься к не-пребыванию в обусловленном существовании (сансаре) и покое (относительной нирване). «Близкое к осуществлению» – поскольку приблизился к осуществлению. «Осуществление» – поскольку три «двери» осуществляются в качестве трех тел. Благословение (возведение) в [ранг] дхармараджи трех сфер – «великое осуществление», ибо превосходит осуществление.

 

Согласно этому мнению, процесс порождения каждого божества заключает в себе четыре ветви приближения-осуществления. Но, поскольку все четыре ветви в целом должны [пройти] все три [стадии] – «малых», «средних» и «больших», необходим процесс порождения круга Мандалы.

 

Таковы разделы общей структуры ступени зарождения, изложенные в тантрах йогинов69.

 

 

[Четыре йоги]

В «Тантре Черного Врага», относящейся к отцовским тантрам, общее содержание ступени зарождения делится на четыре [йоги]. Как сказано:

 

Первой осваивается йога,

второй – последующая йога,

третьей – всецелая йога,

четвертой – великая йога70.

 

Подробнее они объяснены в этой же тантре:

 

Считается, что совершенный Ваджрасаттва – это йога;

облик божества, родственный с ним как с причиной, известен как последующая йога;

полный круг всех [божеств] считается всецелой йогой;

благословение тела, речи, ума, глаз божеств и прочего,

а также введение круга джняна[саттв]

с великими подношениями и восхвалениями

называются великой йогой.

 

В девятнадцатом разделе «Ракта[ямари]-тантры» сказано так же. Итак, согласно сказанному в «Дополнительной [тантре] Гухьясамаджи», йога – это нераздельное соединение метода и мудрости. Здесь это – сосредоточение (самадхи) на причинном Ваджродержце71,– обладающем природой Мудрости дхармадхату, созданной через посредство пяти прозрений.

Последующую йогу Шантипа объясняет как «сходную, идущую вслед», значит, она сходная с предыдущей йогой; то есть [является] йогой Ваджродежца-плода.

Йога божества, очень подробная [по сравнению] с этими [йогами], – всецелая йога. То есть она представляет собой [созерцание] полного круга божеств, установленных на своих местах после того, как он, порожденный в лотосе [юм] при соединении яб-юм, был оттуда испущен.

Затем благословляют тело, речь, ум и прочее, вводят джнянасаттв, посвящают, «запечатывают» [божеств], совершают им подношение, возносят хвалу, исполняют очищение нектаром, начитывание, затем просят круг джнянасаттв удалиться, а самаясаттв вбирают; все это, как указал Шридхара, охватывает великая йога.

Значит, в четыре йоги не входят йога в перерывах между сеансами, а также подготовительное накопление [заслуг и прозрений] и порождение защитного крута и обители.

Кумарачандра [всю практику] от призыва поля накопления [заслуг] до [созерцания] причинного Ваджродержца относит к йоге.

В «Сокращённой [садхане Гухьясамаджи]» [все] четыре йоги считаются [ветвью] начального соединения; такова традиция «Тантры ваджрных чёток». Но это не относится к отдельным божествам; имеется в виду созерцание круга Мандалы вообще.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.