Здавалка
Главная | Обратная связь

Граждан Российской Федерации



 

I. Понятие и сущность административно-правового статуса гражданина РФ.

II. Реализация прав и обязанностей граждан РФ в сфере исполнительной власти.

III. Классификация административно-правового статуса гражданина РФ. Специальные правовые статусы граждан РФ, субъекта РФ.

I. При подготовке по данному вопросу об административно-правовом статусе гражданина РФ студентом могут использоваться учебники по административному праву России А.П. Алехина, А.А. Кармолицкого[101]; Н.Ю. Хаманевой[102]; Д.Н. Бахраха[103], а также такие методические издания, как «Практикум по административному праву» Д.Н. Бахраха[104]; «Административное право в схемах и определениях» Д.М. Овсянко[105].

Исходными институтами, определяющими правовое положение личности в сфере управления, являются административная правосубъектность (подразделяющаяся на правоспособность и дееспособность) и гражданство.

Под административной правоспособностью гражданина понимается признаваемая за ним законом фактическая возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.

Объем и содержание правоспособности устанавливается и изменяется при помощи административного права. Однако она не является одинаковой для всех, поскольку зависит от возраста, пола, состояния здоровья, образования и др. Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема. Ее объем изменяется лишь законом. Для отдельных граждан правоспособность может быть временно ограничена в случаях и в порядке, определяемых законодательством.

Административная дееспособность гражданина – это признанная за ним способность своими личными действиями осущест-влять, приобретать права и выполнять возложенные обязанности административного характера. Административная дееспособность наступает позднее правоспособности, однако момент ее возникновения четко законодательством не определен.

Таким образом, основными элементами административно-пра-вового статуса граждан в науке принято считать:

­ административную правоспособность, т.е. предусмотренную правовыми нормами возможность осуществления тех или иных прав и обязанностей, правовую наделенность ими, которая, согласно ст. 60 Конституции РФ, наступает с 18 лет;

­ административную дееспособность, т.е. реальную личностную и предусмотренную законом гражданскую способность субъекта реализовать предоставленные ему права, свободы и обязанности, которые, в отличие от правоспособности, могут возрастать поэтапно (с семилетнего возраста – обязанность школьного обучения, в 14-лет-нем возрасте – право и обязанность получить паспорт, с 25-летнего возраста – возможность быть назначенным на должность прокурора и т.д.); права, обязанности и ответственность за их реализацию.

К дополнительным элементам и показателям правового статуса граждан относят: социальное положение личности, служебное положение, возрастные критерии, сферу реализации прав и свобод и т.д. Зачастую к этим элементам в структуре правового статуса граждан РФ относят наличие гражданства РФ, гарантии, установленные государством.

Административно-правовой статус личности рассматривается как часть общего правового статуса, в сочетании с реализацией прав и свобод в сфере исполнительной власти.

Административно-правовой статус гражданина – это комплекс прав и обязанностей граждан РФ, закрепленных нормами административного права, а также гарантии реализации прав и обязанностей (охрана законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления).

Административно-правовой статус гражданина во всех его разновидностях характеризуется определенными возможностями, отличающими его от других отраслевых правовых статусов.

В соответствии с российским законодательством можно говорить о трех категориях граждан РФ: обычных, лицах с двойным гражданством (ст. 62 Конституции РФ) и «почетных» гражданах РФ.

Правовой статус двух последних категорий урегулирован недостаточно четко.

 

II. Говоря о реализации прав и обязанностей граждан РФ, реализации их административно-правового статуса в сфере исполнительной власти, на наш взгляд, следует выделить два направления: 1) самореализация, т.е. реализация с использованием собственных усилий и норм, обеспечивающих их осуществление; 2) реализация их государством в рамках обеспечения основных конституционных прав и законных интересов граждан РФ, а также обеспечения законов, устанавливающих особый и специальный статусы.

Первое направление, на наш взгляд, обеспечивается использованием, например, права на обращение в вышестоящий админист-ративный орган или в суд. Второе реализуется с помощью установ-ленных государством в законодательстве гарантий приобретения тех или иных прав в связи с получением или приобретением особого или специального правового статуса гражданина. Например, приобретение права на получение пенсии за выслугу лет; дополнительных прав и обязанностей государственного служащего.

Д.Н. Бахрах в своем учебнике относительно данного вопроса говорит о механизме реализации прав граждан, выделяя среди них абсолютные (безусловные) и относительные[106]. Кроме того, дается авторская позиция в отношении правового статуса лиц, совершивших правонарушение, правового статуса призывника и военнослужащего и др.

Об основных направлениях обеспечения административно-правовыми нормами прав, свобод, законных интересов граждан и механизме их реализации пишет в своем учебнике и Н.М. Конин[107].

 

III. Изучая данный вопрос, студенту необходимо совершенно четко представлять себе, что права и обязанности могут быть общими для всех без исключения граждан, особыми – для отдельных категорий лиц и специальными, специфическими – для некоторых субъектов административно-правовых отношений. В этой связи можно говорить об общих, особых и специальных административно-правовых статусах как разновидностях и частях единого административно-правового статуса гражданина.

По мнению Н.М. Конина, общий административно-правовой статус гражданина включает всеобщие права и обязанности граждан, закрепленные гл. 2 Конституции РФ и реализуемые гражданином через вступление его в административно-правовые отношения с соответствующими субъектами. Они принадлежат всем гражданам и не связаны с какими-либо особенностями и спецификой конкретной общественно-государственной, производственно-хозяйственной и трудовой, личностно-психологической и социальной деятельности человека и гражданина во всех областях, отраслях и сферах его деятельности. Это многочисленные и разнообразные личные, политические, общественно-экономические, социально-культурные права и свободы граждан, а также права по защите всех этих прав и законных интересов человека и гражданина.

Особый административно-правовой статус охватывает все реализуемые в административно-правовых отношениях особые, специфические права и обязанности гражданина в тех или иных конкретных областях, отраслях и сферах функционирования исполнительной власти. Это особенные права гражданина как субъекта административно-правовых отношений, выступающего, например, в качестве предпринимателя, фермера, менеджера, клиента, пассажира, абитуриента и студента, пациента, допризывника, военнослужащего, военнообязанного и т.д. Составляющие особенный администра-тивно-правовой статус права и обязанности гражданина регламентируются в основном нормами Особенной части административного права.

Специальный административно-правовой статус включает специальные права и обязанности отдельных специфических категорий граждан в узкоспециализированных сферах функционирования исполнительной власти. К специальному административно-правовому статусу относятся, например, реализуемые в административно-правовых отношениях права и обязанности безработного, вынужденного переселенца, бомжа и т.д. [108]

В специальный административно-правовой статус включают и специфические права граждан, находящихся под административной опекой (сироты, инвалиды, вынужденные переселенцы и т.д.)[109].

О специальном правовом статусе студентов пишет С.В. Барабанова[110].

 

Тема 9. Административно-правовой статус







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.