Здавалка
Главная | Обратная связь

Коллективных субъектов административного права



 

I. Понятие и структура коллективных субъектов.

II. Содержание административно-правового статуса коллективных субъектов административного права.

 

I. В общей теории права давно принято делить всех субъектов права на две группы: граждан и организации или физических и юридических лиц – или на три вида субъектов: индивидуальные (физические лица), коллективные (юридические лица), государство[135].

Все коллективные субъекты права, по мнению Л.И. Спиридонова, делятся на органы государственной власти и управления, осуществляющие властные функции, и на субъектов оперативно-хо-зяйственной и социально-культурной деятельности. Правосубъектность коллективных субъектов, осуществляющих хозяйственную или социально-культурную деятельность, теория называет юридическим лицом. Это субъекты, имеющие имущество, действующие в гражданском обороте от собственного имени и самостоятельно несущие имущественную ответственность[136].

Коллективные субъекты правоотношений у Р.Т. Мухаева представлены организациями, к которым относятся государственные органы, юридические лица, общественные организации[137].

Еще в 80-х гг. XX столетия Д.Н. Бахрах высказал мнение, что для административного права полезнее было бы говорить об индивидуальных и коллективных субъектах[138].

Коллективные субъекты, по мнению ученого, – это организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, наделенные правами выступать в отношениях с другими субъектами как единое целое, персонифицированно.

Автором предложено выделять четыре класса коллективных субъектов административного права:

1) организации;

2) структурные подразделения организаций;

3) трудовые и иные коллективы организаций и их структурных подразделений;

4) сложные организации.

Предлагаются различные основания (критерии), по которым каждый из названных классов коллективных субъектов подразделяется на виды. Так, например, по форме собственности и принадлежности организации могут быть: государственными, общественными, религиозными и иными (арендными, акционерными, смешанными, иностранными и др.). По целям деятельности и особенно-стям правового статуса различают организации: государственные органы, предприятия, учреждения и иные (например, воинские части).

Структурное подразделение – это элемент организации, выполняющий определенную часть ее дел. Структурные подразделения можно классифицировать по тем же критериям, что и организации.

Трудовые, территориальные и иные коллективы – третий класс коллективных субъектов административного права. Особенности административно-правового статуса: призваны выражать и защищать свои интересы; в них нет иерархических связей, все их члены равны; членство является следствием поступления на работу, вступления в кооператив, определенного места жительства.

Сложные организации подразделяют на две группы: государственные и негосударственные. Среди них выделяют: производственные и территориальные.

 

II. В науке административного права ученые пока не пришли к единому пониманию содержания административного правового статуса, особенно коллективных субъектов права. В основном предложения ученых сводятся к тому, чтобы рассматривать содержание административно-правового статуса коллективных субъектов права через его установленный элементный состав.

А.П. Коренев в административно-правовой статус органа исполнительной власти включал административную правосубъектность, а также его назначение, место и роль в системе управления[139]. В статус исполнительного органа власти Ю.А. Тихомиров включает: конституционные элементы статуса (если они определены в конституциях, уставах); законодательные основы статуса; регулирование статуса в подзаконных положениях. Именно в сочетании трех «срезов», отмечает ученый, можно обнаружить общие специфические черты статуса каждого органа[140].

Профессор Д.Н. Бахрах выделяет в статусе органа исполнительной власти три главных блока: целевой (цели, задачи, функции), структурно-организационный (процедуры образования и ликвидации субъектов), компетенционный (совокупность властных полномочий и подведомственность)[141].

Белорусский ученый А.М. Крамник предлагает в административно-правовом статусе органов исполнительной власти выделять пять блоков: общий (название органа, цели, задачи, функции), организационный (порядок образования, реорганизации органа и его структурных подразделений, определение подчиненности, подконтрольность и подотчетность), структурный (определение системы, в которую входит субъект, определение структуры, закрепление прин-ципов построения системы и структуры), процедурный (организация деятельности, порядок деятельности, принципы деятельности), компетенционный (права и обязанности, подведомственность, масштаб распространения полномочий, сфера ведения, методы деятельности)[142].

Саратовские ученые В.М. Манохин, Ю.С. Адушкин, З.А. Багишаев включают в содержание административно-правового статуса органа исполнительной власти общие признаки, которые имеют все государственные органы, и особенности, которые отличают органы исполнительной власти от других органов.

Среди общих признаков (элементов) административно-пра-вового статуса органа исполнительной власти авторы выделяют следующие:

1) орган является частью государственного аппарата;

2) действует от имени государства и по его поручению;

3) наделен государственными полномочиями;

4) имеет территориальные масштабы своей деятельности;

5) располагает источниками финансирования.

К своим (собственным) признакам (особенностям, или свойствам), определяющим основы организационно-правового статуса органов исполнительной власти каждого из звеньев государственного аппарата, отнесены непосредственно характеристика деятельности и порученной им компетенции[143].

По мнению В.С. Четверикова, специфику и правовой статус органа государственной власти определяют его функции и задачи, формы и методы, которые он реализует от имени государства в объеме и пределах своей компетенции. Здесь же автор детализирует правовой статус органов исполнительной власти, обращая внимание на то, что данная разновидность органов:

1) должна быть частью государственного аппарата;

2) должна иметь установленную нормативными актами компетенцию;

3) должна иметь структуру;

4) должна иметь метод образования;

5) должна иметь территориальный масштаб деятельности;

6) уполномочена выступать от имени государства;

7) призвана реализовать исполнительно-распорядительную дея-тельность при повседневном регулировании управленческих отношений в основных сферах жизнедеятельности[144].

Правовой статус государственного органа, по мнению Г.В. Ата-манчука, предполагает выделение в его содержании трех групп элементов:

1) его месторасположения и природы;

2) его компетенции;

3) юридического закрепления его организационной структуры, а также форм, методов и процедур ее функционирования[145].

Отмечая необходимость и значение определения правового статуса органа, Б.Н. Габричидзе отмечает, что иногда к числу элементов его правового статуса относят также внутреннюю структуру, основные формы деятельности, виды издаваемых им правовых актов. Такое расширение элементов правового статуса, по мнению ученого, в целом оправдано[146].

Из вышепредставленных авторских мнений в отношении содержания административно-правового статуса коллективных субъектов видно, что в его структуру включаются разнообразные и различные по своим характеристикам элементы: задачи, полномочия, функции, организация, формы деятельности и др.

 

 

Тема 12. Административно-правовой статус







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.