Здавалка
Главная | Обратная связь

Пояснительная записка



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Волгодонский институт экономики, управления и права

(филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Южный федеральный университет» в г. Волгодонске

Кафедра истории, социологии и социальной работы

В.И. Лабунская

Проблемы социальной работы с молодёжью

Учебно - методический комплекс

Волгодонск

 

Оглавление

1. Пояснительная записка 4

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА :

2. Содержание Государственного образовательного стандарта по дисциплине. 7

3. Календарно-тематическое планирование для студентов очной и заочной форм обучения. 8

4. Модуль 1. Молодёжь в системе социальной стратификации. 12

4. 1 Краткое содержание программного материала в лекциях. 12

4. 2 Примерный тест к модулю 1. 19

5. Модуль 2. Социокультурные проблемы молодёжи. 23

5. 1 Краткое содержание программного материала в лекциях. 23

5. 2 Примерный тест к модулю 2. 29

6. Модуль 3. Проблемы социальной адаптации молодёжи и направления социальной работы. 33

6.1 Краткое содержание программного материала в лекциях. 33

6.2Примерные вопросы к рейтингу по модулю 3. 40

7. Организация семинарских занятий и самостоятельной работы по дисциплине. 41

8. Варианты контрольных работ для заочной формы обучения 60

9. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы.. 68

10. Рекомендуемые темы для докладов и рефератов. 70

11. Примерные вопросы к экзамену. 71

12. Критерии оценки экзамена по дисциплине. 73

13. Тезаурус. 74

14. Список литературы.. 92

15 Приложения: 92

Законодательные основы решения проблем молодёжи. 95

Сравнительная характеристика отношения государства и общества к молодёжи в России и за рубежом. 97

Молодёжь России как стратегический ресурс страны.. 99

Девиации школьного возраста как проблема социальной работы.. 107

Пояснительная записка

Переход к рыночной экономике вызвал значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких, которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодежи. В целом социальное положение молодёжи в России отражает общее состояние общества.

К числу особо тревожных тенденций в молодежной среде относится отставание уровня образования, ухудшение здоровья молодого поколения, высокая разводимость молодой семьи, бедность, безработица. Неудачи в социальной адаптации молодёжи к новым социально-экономическим условиям проявляются в молодёжной преступности, наркомании, алкоголизме, бездомности, масштабы которых приобрели беспрецедентный характер.

Существующие экономические и социальные программы практически не учитывают специфическую социальную позицию молодого поколения в процессе общественного развития. В связи с этим необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определению средств, форм, методов социальной работы с молодым поколением.

Цельюизучения дисциплины «Проблемы социальной работы с молодёжью» является вооружение студентов знаниями об особенностях молодёжи как социально-демографической группы, современной специфике её социализации и организации социальной работы с данной категорией населения.

Задачамиизучения дисциплины следует считать:

- уяснение важнейших понятий и концепций, обеспечивающих теоретические подходы к организации социальной работы с молодёжью;

- рассмотрение основных направлений организации социальной работы с молодёжью;

- вооружениестудентов знаниями о методах и технологиях социальной работы с различными возрастными категориями молодёжи.

Место дисциплины “Проблемы социальной работы с молодёжью» обусловлено её междисциплинарным характером, интегрирующим знания предметных областей социальной демографии, социальной психологии, социологии, права, теории социальной работы, технологий социальной работы. Содержательная специфика данной дисциплины нацелена на формирование у будущих специалистов по социальной работе системы профессиональных знаний и подходов.

В соответствии с программой курса, овладев теоретическими знаниями и знанием социальных практик в обозначенных направлениях, студенты должны знать:

- социально-демографические характеристики молодёжи;

- особенности социализации в условиях реформирующегося общества;

- понятие молодёжи как социально-уязвимой категории населения;

- проблемы образования молодёжи;

- проблемы занятости и трудоустройства молодёжи;

- проблемы молодой семьи и её социальной поддержки;

- гендерные особенности социальной работы с молодёжью;

- религиозность молодёжи и социальное служение молодёжи;

- молодёжный досуг и социальная работа в сфере молодёжного досуга;

- особенности социальной работы с различными видами девиантных групп молодёжи;

- сущность государственной молодёжной политики,

- специфику деятельности по социальному обслуживанию молодёжи.

На основе полученных знаний студенты должны уметь: анализировать конкретную социальную ситуацию; применять адекватные ситуации методы и технологии социальной работы; обеспечивать поддержку молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; работать с разными возрастными категориями молодёжи, в том числе и несовершеннолетней; оказывать правовую и информационную помощь молодям людым.

Настоящая дисциплина способствует формированию определённых общекультурных компетенций, а именно: осознанию социальной значимости своей будущей профессии, обладанию высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; быть готовым к эффективному применению психолого-педагогических знаний для решения задач общественного, национально-государственного и личностного развития, проблем социального благополучия.

Изучение дисциплины «Проблемы социальной работы с молодёжью» может стать условием формирования комплекса профессиональных компетенций: социально-технических – быть способным обеспечить высокий уровень социальной культуры технологий социальной защиты слабых слоёв населения, медико-социальной поддержки, благополучия граждан; быть готовым к посреднической, социально-профилактической, консультационной деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации; быть готовым решать проблемы клиента (молодого человека) путём привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил и социальных ресурсов клиента; исследовательских – быть способным исследовать особенности культуры социальной жизни, поведения в социальной среде различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых грапп; организационно-управленческих – быть способным к координации деятельности по выявлению лиц, нуждающихся в социальной защите; социально-проектными – быть способным учитывать специфику национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных национальных, половозрастных и социально-классовых групп; быть способным создавать социальные проекты для работы в трудных жизненных ситуациях, для обеспечения физического, психического и социального здоровья людей.

 

На изучение дисциплины учебным планом предусмотрено 108 часов, из них 54 часа – аудиторных занятий лекционных и семинарских, 54 часа - самостоятельной работы.

Программный материал структурирован в виде укрупнённых тематических блоков – модулей: модуль 1 - Молодёжь в системе социальной стратификации; модуль 2 - Социокультурные проблемы работы с молодёжью; модуль 3 - Проблемы социальной адаптации молодёжи и направления социальной работы.

В процессе преподавания курса «Проблемы социальной работы с молодёжью» применяется модульно-рейтинговая система оценки знаний, уровень усвоения учебного материала определяется с помощью тестирования по каждому из трёх модулей в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки знаний».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.