Пояснительная запискаСтр 1 из 27Следующая ⇒
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Волгодонский институт экономики, управления и права (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения Высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Волгодонске Кафедра истории, социологии и социальной работы В.И. Лабунская Проблемы социальной работы с молодёжью Учебно - методический комплекс Волгодонск
Оглавление 1. Пояснительная записка 4 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА : 2. Содержание Государственного образовательного стандарта по дисциплине. 7 3. Календарно-тематическое планирование для студентов очной и заочной форм обучения. 8 4. Модуль 1. Молодёжь в системе социальной стратификации. 12 4. 1 Краткое содержание программного материала в лекциях. 12 4. 2 Примерный тест к модулю 1. 19 5. Модуль 2. Социокультурные проблемы молодёжи. 23 5. 1 Краткое содержание программного материала в лекциях. 23 5. 2 Примерный тест к модулю 2. 29 6. Модуль 3. Проблемы социальной адаптации молодёжи и направления социальной работы. 33 6.1 Краткое содержание программного материала в лекциях. 33 6.2Примерные вопросы к рейтингу по модулю 3. 40 7. Организация семинарских занятий и самостоятельной работы по дисциплине. 41 8. Варианты контрольных работ для заочной формы обучения 60 9. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы.. 68 10. Рекомендуемые темы для докладов и рефератов. 70 11. Примерные вопросы к экзамену. 71 12. Критерии оценки экзамена по дисциплине. 73 13. Тезаурус. 74 14. Список литературы.. 92 15 Приложения: 92 Законодательные основы решения проблем молодёжи. 95 Сравнительная характеристика отношения государства и общества к молодёжи в России и за рубежом. 97 Молодёжь России как стратегический ресурс страны.. 99 Девиации школьного возраста как проблема социальной работы.. 107 Пояснительная записка Переход к рыночной экономике вызвал значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких, которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодежи. В целом социальное положение молодёжи в России отражает общее состояние общества. К числу особо тревожных тенденций в молодежной среде относится отставание уровня образования, ухудшение здоровья молодого поколения, высокая разводимость молодой семьи, бедность, безработица. Неудачи в социальной адаптации молодёжи к новым социально-экономическим условиям проявляются в молодёжной преступности, наркомании, алкоголизме, бездомности, масштабы которых приобрели беспрецедентный характер. Существующие экономические и социальные программы практически не учитывают специфическую социальную позицию молодого поколения в процессе общественного развития. В связи с этим необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определению средств, форм, методов социальной работы с молодым поколением. Цельюизучения дисциплины «Проблемы социальной работы с молодёжью» является вооружение студентов знаниями об особенностях молодёжи как социально-демографической группы, современной специфике её социализации и организации социальной работы с данной категорией населения. Задачамиизучения дисциплины следует считать: - уяснение важнейших понятий и концепций, обеспечивающих теоретические подходы к организации социальной работы с молодёжью; - рассмотрение основных направлений организации социальной работы с молодёжью; - вооружениестудентов знаниями о методах и технологиях социальной работы с различными возрастными категориями молодёжи. Место дисциплины “Проблемы социальной работы с молодёжью» обусловлено её междисциплинарным характером, интегрирующим знания предметных областей социальной демографии, социальной психологии, социологии, права, теории социальной работы, технологий социальной работы. Содержательная специфика данной дисциплины нацелена на формирование у будущих специалистов по социальной работе системы профессиональных знаний и подходов. В соответствии с программой курса, овладев теоретическими знаниями и знанием социальных практик в обозначенных направлениях, студенты должны знать: - социально-демографические характеристики молодёжи; - особенности социализации в условиях реформирующегося общества; - понятие молодёжи как социально-уязвимой категории населения; - проблемы образования молодёжи; - проблемы занятости и трудоустройства молодёжи; - проблемы молодой семьи и её социальной поддержки; - гендерные особенности социальной работы с молодёжью; - религиозность молодёжи и социальное служение молодёжи; - молодёжный досуг и социальная работа в сфере молодёжного досуга; - особенности социальной работы с различными видами девиантных групп молодёжи; - сущность государственной молодёжной политики, - специфику деятельности по социальному обслуживанию молодёжи. На основе полученных знаний студенты должны уметь: анализировать конкретную социальную ситуацию; применять адекватные ситуации методы и технологии социальной работы; обеспечивать поддержку молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; работать с разными возрастными категориями молодёжи, в том числе и несовершеннолетней; оказывать правовую и информационную помощь молодям людым. Настоящая дисциплина способствует формированию определённых общекультурных компетенций, а именно: осознанию социальной значимости своей будущей профессии, обладанию высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; быть готовым к эффективному применению психолого-педагогических знаний для решения задач общественного, национально-государственного и личностного развития, проблем социального благополучия. Изучение дисциплины «Проблемы социальной работы с молодёжью» может стать условием формирования комплекса профессиональных компетенций: социально-технических – быть способным обеспечить высокий уровень социальной культуры технологий социальной защиты слабых слоёв населения, медико-социальной поддержки, благополучия граждан; быть готовым к посреднической, социально-профилактической, консультационной деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации; быть готовым решать проблемы клиента (молодого человека) путём привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил и социальных ресурсов клиента; исследовательских – быть способным исследовать особенности культуры социальной жизни, поведения в социальной среде различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых грапп; организационно-управленческих – быть способным к координации деятельности по выявлению лиц, нуждающихся в социальной защите; социально-проектными – быть способным учитывать специфику национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных национальных, половозрастных и социально-классовых групп; быть способным создавать социальные проекты для работы в трудных жизненных ситуациях, для обеспечения физического, психического и социального здоровья людей.
На изучение дисциплины учебным планом предусмотрено 108 часов, из них 54 часа – аудиторных занятий лекционных и семинарских, 54 часа - самостоятельной работы. Программный материал структурирован в виде укрупнённых тематических блоков – модулей: модуль 1 - Молодёжь в системе социальной стратификации; модуль 2 - Социокультурные проблемы работы с молодёжью; модуль 3 - Проблемы социальной адаптации молодёжи и направления социальной работы. В процессе преподавания курса «Проблемы социальной работы с молодёжью» применяется модульно-рейтинговая система оценки знаний, уровень усвоения учебного материала определяется с помощью тестирования по каждому из трёх модулей в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки знаний». ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|