Здавалка
Главная | Обратная связь

Классификационные признаки электронных изданий.



Развитие электронных технологий в 1980-е годы породило понятие «электронная книга», которое относилось к материальным носителям. Западные ученые так обозначали устройства для чтения: компьютеров, ноутбуков, других персональных технических средств. Отечественные ученые-книговеды, в частности, А.А. Беловицкая, С.П. Омилянчук, Р.С. Гиляревский, И.Е. Баренбаум, считают, что электронные устройства не меняют сущность книги в ее традиционном понимании. Под электронной книгой понимается книга, «организованная в издание посредством компьютерных технологий, хранящаяся, распространяемая и потребляемая в киберсреде»[110]. Представители документологической концепции придерживаются мнения, что в электронной среде существует понятие «документ». Свое понимание с точки зрения библиографии дает А.А. Гречихин: «Электронное издание можно отнести к категории жанр – научной категории, отражающей культурно-исторические, целенаправленные способы семиотического воспроизведения содержания (социальной информации)»[111].

Классифицировать объекты такой многогранной системы, как электронные издания, довольно сложно: множество сторон явления порождает множество критериев классификации. К тому же, в интернете каждый сайт или пост в фейсбуке считается средством информации.

Проблема типологии электронных изданий рассматривалась А.И. Акоповым[112]. Сеть рассматривается автором как структурированное средство массовой информации (СМИ) в виде электронных версий печатных изданий и собственно электронных изданий. Схожая позиция у И. Давыдова, разделившего средства массовой информации на сетевые оригинальные и электронные версии печатных изданий. В основу классификации было положено содержание, и по этому критерию выделяются новостные, комментарийные и смешанные[113]. Более четкое определение видов СМИ дает в своей классификации Ю. Костыгова. Автор отмечает следующие виды СМИ: профессиональные-любительские, новостные-аналитические, общие-специализированные, популярные-элитарные[114]. Типология электронных изданий во многом похожа на типологию печатных СМИ, и зачастую две типологии совмещаются. Об этой особенности он-лайновых информационных ресурсов говорится в статье А.Р. Сафиной[115]. Однако есть и существенные различия: например, невозможно определить тираж веб-сайта в традиционном понимании этого слова. В этом разделе мы попытаемся упорядочить типологические признаки и рассмотреть большинство известных типологий, предложенных исследователями. При этом следует учитывать ряд классификационных признаков, каждый из которых может играть приоритетную роль.

Наличие материального носителя.

Автор И. М. Чикунов[116] утверждает, что материальное воплощение не является непременным атрибутом электронного издания, т.к. последнее – прежде всего информационная сущность. Материальная сущность может быть выражена в виде некоторого носителя данных, однако если такой носитель используется для хранения и других данных или программ, то говорить о наличии материальной формы не приходится. Энциклопедии, разнообразные каталоги и базы данных распространяются на CD- или DVD-дисках, а также на флеш-носителях. Может существовать и третья форма – обновляемые электронные издания. В этом случае основная часть существует в информационной фазе, но по некоторым причинам другая часть информации должна обновляться или меняться, или просто храниться отдельно.

Новизна публикации.

Прежде чем появился стандарт по электронным изданиям, ученые выработали собственные схемы классификации. Среди электронных изданий можно выделить «клоны» основного издания — они являются электронными аналогами обычных изданий и «гибриды» — модифицированные он-лайновые версии традиционных печатных изданий. Их создатели преследуют и проводят самостоятельную информационную политику, они отличаются от печатной версии издания не только по способу предоставления информации, но и по содержанию. Один из авторов классификации электронных изданий И.М. Чикунов выделяет оригинал-макет, копию и собственно издание в отдельный полиграфический критерий.

Новый ГОСТ Р7.0.83 - 2013[117] по новизне публикации выделяет самостоятельные, т.е. изначально созданные в цифровой форме и деривативные электронные издания. Деривативные издания — это цифровое представление печатного издания, использованного в основе или в составе электронного издания. В качестве основы может служить аудиовизуальная информация, оригинал-макет, выложенный в интернете в удобной для просмотра форме. Это калька печатного издания, выполненная его создателями. Стандарт предусматривает еще один вариант – электронные копии. Это отсканированные изображения документа, без указания выходных сведений электронного издания, выполненные читателями или пользователями и выложенные в сеть.

Критерии содержания.

Одной из отличительных особенностей электронных изданий является мультимедийная насыщенность. Поэтому И.М. Чикунов[118] разделяет издания на текстовые и мультимедийные. Основу первых составляет написанный на естественном языке литературный (научный или художественный) текст. Естественный язык продолжает оставаться наиболее удобным и универсальным средством социального общения, а его письменная форма — универсальным средством сохранения и передачи знаний. Поэтому, хотя издания первого типа и включают единственно символьную информацию, они распространены не менее широко, чем вторые. Причиной этому можно назвать отсутствие необходимости включения других видов информации во многих областях – например, во многих справочниках. Мультимедийные издания легко классифицировать по содержащимся в них видам информации: текстовой, графической, аудио, видео, анимационной, виртуальной.

Интерактивность.

В стандарте выделяются следующие параметры деления по характеру взаимодействия пользователя и электронного издания:

детерминированноеэлектронное издание — это издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым определены издателем и не могут быть изменены пользователем;

интерактивное(недетерминированное) электронное издание — это издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым прямо или косвенно устанавливаются пользователем в соответствии с его интересами, целями, уровнем подготовки и т.п. на основе информации и с помощью алгоритмов, определённых издателем.

Важнейшая функция электронного издания, как и издания печатного – это поддержка общения. В этом случае электронное издание выступает в роли паралингвистического графического средства общения. По аналогии с классификацией понятия общения в социологии можно выделить два основополагающих типа электронных изданий: средства общения и средства массовой коммуникации. Первые предназначены для поддержки коммуникационных процессов внутри малых и средних социальных групп, вторые — для организации обмена социальной информации внутри всего общества. Электронные издания и первого, и второго типа достаточно широко распространены и могут подразделяться на статичные и интерактивные. Интерактивные электронные издания способствуют общению непосредственно между людьми, предоставляя при каждом новом использовании, в зависимости от запроса, новую информацию. Статичные же издания фиксируют некий набор данных и при каждом использовании предоставляют только их.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.