Здавалка
Главная | Обратная связь

Классификация web-сайтов.



Web-сайты — совокупность web-страниц (файлов электронных документов, созданных для распространения в компьютерной сети и доступных для чтения с помощью браузера), объединенных гиперссылками. В исследовании О.П. Сотниковой дается определение: «Сайт – это полисемиотичное, мультимедийное и перманентно обновляемое произведение, существующее только в интернет-среде»[123]. Интернет-изданием (интернет-СМИ) может считаться не любой сайт. В соответствии с законом «О средствах массовой информации», принятым в последней редакции Государственной Думой РФ 3 июня 2011 года, интернет-сайт может быть зарегистрирован как СМИ только в случае, если от его владельцев поступило соответствующее заявление. Сайт, зарегистрированный как СМИ, может пользоваться всеми правами, предоставляемыми средствам массовой информации: получать аккредитации на мероприятия, запрашивать информацию от органов государственной власти и местного самоуправления, может пользоваться льготами при уплате страховых взносов в фонды социального страхования, получать государственную поддержку.

Специфика сайтов, отмеченная одним из исследователей[124], состоит в том, что объект располагается в интернете, имеет одно доменное имя (корневой URL-адрес), состоит из одной, или нескольких веб-страниц, объединенных одной темой, логической структурой и оформлением. Преимущества сетевого представительства издательств являются: непрерывность работы, неограниченный объем информации, массовый контингент пользователей, наличие встроенных маркетинговых инструментов, экономичность представления и распространения информации.

Следует различать домашние страницы – одностраничные сетевые электронные издания, посвященные отдельной личности или предмету. Некоммерческие сайты – многостраничные сетевые электронные издания, создаваемые для решения информационных, просветительских и коммуникационных задач, не предполагающие получение прибыли владельцами сайта. Имеет место быть информационный сайт – многостраничное электронное издание, которое содержит информацию по некоторой предметной области. Например, сайт «Визитка» — многостраничное электронное издание, содержащее основную и неизменяемую информацию о компании. Также может существовать сайт -витрина – электронное издание, каталог, основную часть которого составляет информация о магазинах, товарах и ценах, предложения от многих агентств, компаний и частных лиц. Промо-сайт – электронное издание для популяризации и позиционирования группы продуктов компании, или посвященное отдельной акции компании. Основные черты промостиля оформления – это много графики и эффектов, ярких образов, рекламное содержание сайта, отсутствие внешней рекламы. Интернет-представительства – многостраничные сетевые электронные издания, предназначенные для информирования общественности о деятельности владельца сайта, продвижения его услуг, идей или продукции. Интернет-магазины – создаваемые в сети торговые площадки, сайты, предназначенные для продажи товаров через сеть интернет и автоматизации сопутствующих бизнес-процессов. Интернет порталы – крупные сайты, обеспечивающие предоставление читателю различных сервисов сети интернет: электронной почты, блогов, рассылок, телеконференций и т.п.

Современная классификация сайтов издательств дополнена такими интернет-представительствами, как сайт-клуб и сайт-офис[125]. Данным дополнением классификация сетевых электронных изданий далеко не исчерпывается. Например, flash-сайты, несмотря на простую структуру и ограниченную функциональность, используются для создания чего-либо необычного, креативного, призванного произвести впечатление на пользователей, привлечь внимание.

Поскольку сетевые электронные издания на сегодняшний день являются одной из основных форм представления информации в электронном виде, то классификация именно сетевых изданий сейчас ставится на первое место многими исследователями, занимающимися проблемами электронной книги.

Например, С.В. Никандров предлагает свою классификацию сетевых электронных изданий, отличающуюся от представленной выше классификации. В качестве обоснования необходимости классификации сетевых изданий и документов он приводит следующие доводы: «При исследовании профессиональных информационных ресурсов важно, прежде всего, определить тематику, отраслевую принадлежность электронных документов, — пишет Никандров. — Эти данные позволяют судить об информационной обеспеченности различных отраслей, широте использования в них документов на электронных носителях. Интересно также проследить, отражается ли отраслевая специфика на других характеристиках электронных документов»[126]. Кроме того, исследователь отмечает, что процесс типизации web-сайтов оказался сложнее, чем типизация традиционных изданий, так как составляющие сайт электронные документы могут быть самыми разными.

Никандров предложил комбинированные, или комплексные типы web-сайтов. Однако он отмечает, что встречаются и некомбинированные варианты – научные, справочные, производственно-практические, состав которых достаточно однороден. Типизация осуществлялась на основе преобладания определенных типов электронных документов, входящих в состав web-сайта.

В результате С.В. Никандров выделил следующие типы web-сайтов:

– официальные: содержат материалы нормативного или директивного характера, правила, нормы и требования в разных сферах, распространяемые от имени государственных органов, ведомств или общественных организаций;

– научные: содержат информацию о научной деятельности организаций, результаты теоретических и экспериментальных исследований, публикации научного характера;

– справочные: содержат краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенные для сплошного чтения, но в обязательном порядке имеющие поисковые системы;

– производственно-практические: охватывают сведения по технологии, технике и организации производства, рассчитанные на специалистов различной квалификации, дающие характеристику объекта описания или отрасли техники;

– учебные: содержат сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, рассчитанные на учащихся, а также сведения об учебно-педагогической деятельности организации или конкретных лиц. В основном – web-сайты учебных заведений, а также отдельно выделенные учебные электронные издания;

– рекламные: содержат сведения об изделиях, услугах в аспекте их продвижения;

– научно-справочные: содержат сведения научного характера (публикации, главы из монографий и др.), сочетаются со справочными материалами (словарями, справочниками единиц измерений);

– научные производственно-практические: содержат сведения по разработке и внедрению технологий, техники и организации производства, рассчитанные на специалистов различной квалификации;

– научно-рекламные: содержит сведения о научной деятельности организации, результатах теоретических и экспериментальных исследований, публикаций научного характера в аспекте их продвижения;

– нормативные производственно-практические: содержат сведения нормативного или директивного характера, правила, требования технологии, техники и организации производства, рассчитанные на специалистов различной квалификации;

– справочные производственно-практические: содержат сведения по технологии, технике и организации производства сочетаются с материалами справочного характера;

– учебно-научные: содержат сведения об учебно-научной деятельности организации или конкретных лиц;

– рекламные производственно-практические (товары и услуги промышленного назначения);

– рекламно-массовые (товары и услуги массового спроса);

– рекламно-справочные: содержат сведения об организации, ее деятельности, публикации по данной тематике, справочная информация, о наличии рекламы продукции (услуг);

– научно-популярные: содержат сведения о теоретических и экспериментальных исследованиях, изложенных доступно пользователю-неспециалисту;

– досуговые.

Новейшей разработкой в данной области является классификация сайтов, предложенная О.П. Сотниковой[127]. Автор выделила ряд критериев: по месту размещения, по доступности сервисов, по юридической принадлежности, по технологии создания и отображения, по типам макетов. Ввиду актуальности вопроса, приводим развернутую классификацию сайтов по ряду критериев.

По месту размещения сайты делятся на общедоступные и локальные. По доступности сервисов – на открытые, полуоткрытые и закрытые. По юридической принадлежности сайты могут быть персональные, коммерческих организаций и некоммерческих организаций. По технологии создания и отображения выделяются сайты статические, динамические и флеш-сайты. По типам макетов – фиксированной ширины, резиновый, динамично эластичный.

К числу критериев автор относит характер решаемых задач и тип предоставляемой информации и коммуникации. По первому критерию сайты делятся на простые и тематические. По второму – на информационные, коммуникационные, сайты электронной коммерции и сайты для продвижения. Как видно из приведенных данных, О.П. Сотникова учла в своей классификации наработки своих предшественников.

На основе представленных выше классификаций можно заключить, что электронные издания плохо поддаются классифицированию. Это связано с очень широким спектром всевозможных разновидностей электронных изданий, а также с несовершенством критериев, определяющих выделение видов электронных изданий. Поэтому многие исследователи представляют свои классификации и вводят дополнительные категории электронных изданий с учетом дополнительных признаков.

Все рассмотренные классификации не являются исчерпывающими, но представляют собой классификации, дополняющие друг друга. Это позволяет наиболее полно отразить видовое разнообразие электронных изданий и наметить точки дальнейшего изучения электронного книгоиздания.

 

Вопросы для самопроверки.

1. Что такое сайт?

2. Какие признаки характеризуют сайты?

2.Какие сайты вы знаете?

3. Как классифицирует сайты С.В. Никандров??

4. Каковы критерии классификации сайтов О.П. Сотниковой?

5. Что такое информационный сайт?

6. Что такое промо-сайт?

Интернет-журнал.

Интернет-журнал функционирует в глобальной коммуникационной сети интернет в виде информации, представленной в электронном виде и организованной в форму сайта. Существуют два вида периодических интернет-изданий:

1) интернет-версии – периодические, имеющие печатный аналог;

2) интернет-издания – оригинальные, не имеющие печатных аналогов.

Целевое назначение интернет-журнала – информирование, пропаганда, популяризация знаний, реклама.

Читательская аудитория в 2014 г. составила 67 млн. человек в России, выходящих в интернет – это потенциальные потребители информации. Однако вступают в силу объективные факторы, ограничивающие вероятность обращения пользователей сети к сайту конкретного интернет-журнала. Ограничительными рамками является отсутствие компьютера или доступа к интернету, возрастные рамки, мировоззренческие мотивы.

По типам интернет-журналы бывают научные, научно-массовые и массовые, по видам – литературно-художественные, общественно-политические, научно-популярные, популярные и др.

Научный журнал в научном сообществе выполняет совершенно определённые функции:

1. Функция собственно коммуникации – информирование о проведённых исследованиях и полученных результатах.

2. Функция определения и закрепления приоритета публикации материалов научных исследований.

3. Функция оценки и экспертизы исследования – это рецензирование журнальных публикаций и ссылки на более ранние публикации, оформляемые в виде пристатейных или постраничных ссылок.

Особенности интернет-журналов заключаются в следующем:

– диалогичность;

– преобладание информационных материалов;

– событийное сообщение;

– речевая свобода словоупотребления;

– публицистичность.

Лексический состав языка интернет-журналов сложный, так как содержит множество заимствований, например, «трафик», «хост», «сабж», «апстрим», а также некодифицированную лексику (профессионализмы и профессиональные жаргонизмы) – «прошивка», «выкладывать», «скинуть», профессиональный жаргон – «шнурки», «клава», «винт», «сидюк», словообразования типа «интернет-сообщество», «интернет-пространство», «оn-line издание», «веб-технологии». Кроме того используются аббревиатуры – HTML, USB, MP3. Поэтому в массовых интернет-журналах целесообразно давать глоссарий.

Создание интернет-журнала доступно частным лицам, что существенно отличает его от традиционных печатных журналов и накладывает отпечаток на его содержание и структуру. В интернет-журнале легко сочетаются в одном лице функции автора, редактора и издателя.

Специфика организации интернет-журнала обусловлена технологиями создания и способами существования: гипертекст, веб-технология, мультимедиа. Расширяются границы воздействия на читателя не только традиционными средствами – текстом и изображением, но и звуком, анимацией, всплывающими окнами. Отличительной чертой является широта охвата тем, так как не надо заботиться об оптимизации количества полос и экономии бумаги. Большим преимуществом являются экономические вопросы. Себестоимость интернет-журналов ниже, чем печатных изданий и канал распространения прямой без посредников.

Интерактивность размывает границы между отправителями и получателями информации, каждый из участников может поменяться ролями. Читатель может воздействовать на работу редактора и стать соавтором текста. Редактор учитывает отклики посетителей сайта интернет-журнала. Возрастает роль информационного обмена между читателями-посетителями сайта. Этой цели служат форумы, отзывы, рейтинги, выставленные баллы.

В интернет-журнале отсутствует строгая периодичность, актуальность информации детерминирует дискретность каждого выпуска. Публикация материалов осуществляется по мере поступления. Исчезает понятие выпуска, номера, появляется операция «обновление», которая может происходить ежедневно; часть информации обновляется реже – один раз в неделю, месяц.

Комбинация информации строится на принципах оптимальности и эргономичности, чтобы избежать быстрой утомляемости, появляющейся при чтении с экрана. Целесообразным приемом считается разбивка текста на модули, с детализацией вторичной информации посредством гиперссылок.

Технология гиперссылок выполняет функции ссылки-указания, ссылки-сокращения, ссылки-дополнения, ссылки-мнения, ссылки-игры. Ссылки-указания - это гиперссылки, ведущие на адрес источника информации. Ссылка-сокращение позволяет вынести за рамки текста второстепенную информацию. Ссылки-дополнения указывают на информацию, поясняющую основной материал. Ссылка-мнение выражает отношение к сообщаемому фактическому материалу и не только автора, но других людей. Ссылка-игра призвана заинтриговать читателя, усилить его интерес к материалу. Однако следует избегать избыточности гипертекста, соблюдать разумный предел в привлечении второстепенных фактов.

Композиция сайта интернет-журнала предполагает размещение сначала наиболее важной информации, затем по мере убывания ее значимости. Ранжирование информационной ценности осуществляет редактор. В его задачи входит составление аннотаций и ярких заголовков.

Одним из видов журналов, функционирующих в сети интернет, материалы которого готовятся специально для этого вида изданий и обновляются на регулярной основе, является женский журнал.

Информационные интересы женской аудиторной группы обеспечиваются разнообразием тематики сетевых проектов, так или иначе связанных со многими сторонами жизни женщины в современном обществе. В сети неуклонно растет интерес к женским журналам, что продиктовано потребностью в межличностном общении, а главное, в реализации интеллектуальных запросов женщин, обусловленных функциями, которые женщина выполняет в доме, в быту, в семье.

В обзоре российской сетевой прессы для женщин[128] проанализированы такие издания, как «Натали», «Женские секреты», «Амазонка», «Подруга», «Невестушка», «Femina» и многие другие. В этих изданиях освещаются темы семейных отношений, знакомств, медицины, косметики, рукоделия, кулинарии и др. В настоящее время изучение сетевых электронных изданий для женщин, проведенное учеными МГУ им. М.В. Ломоносова[129], показало, что за последнее время тематическая компонента сместилась в сторону культуры, искусства, образования. Наряду с этим, появление новых интересов у женщин не снизило актуальности традиционных тем досуга и увлечений, семьи и воспитания, медицины и косметики.

Широта охватываемой тематики обусловлена тем, что спектр вопросов, которые затрагиваются в сетевых женских журналах, не зависит от политических взглядов, религиозных убеждений, профессионального статуса и иных, сугубо индивидуальных особенностей личности. Информационный ресурс сетевого журнала, с одной стороны, нацелен на заполнение досуга основной массы читателей-женщин, с другой стороны, направлен на удовлетворение их тематически своеобразных интересов.

Согласно современной классификации периодических печатных изданий[130], сетевые издания для женщин можно поделить на универсальные и специализированные. При этом специализация может быть не только тематическая, но и гендерная, и возрастная. Преобладающее положение в интернете занимают универсальные сетевые журналы. Однако, как отмечают исследователи[131], в современном онлайновом пространстве часто универсальные сетевые журналы для женщин содержат дублирующую информацию, что делает эти издания во многом похожими друг на друга.

В последнее время возрастает спрос на универсальный тип журналов, пропагандирующих модный стиль жизни: «Fashion Time» «Lifestar» «Yo Fashion», На первый план выдвигаются темы, информирующие о моде, ее направлениях, современных трендах. Материалы посвящены вопросам косметологии, парфюмерии, модной одежды, и в них не затрагиваются темы домоводства, педагогики, кулинарии, что наполняло страницы женских журналов до недавнего времени.

Наряду с этим, существуют женские сетевые журналы, адресованные тем, кто тщательно следит за своим здоровьем, питанием, вопросами медицины, диетологии. В последние годы созданы и успешно развиваются сетевые журналы, предназначенные верующим женщинам.

Популярность сетевых женских журналов неизменно возрастает, что обусловлено такими факторами, как разнообразие, доступность, занимательность, информативность. Все это дает женщине ощущение полноты интересов и вовлеченности в современный жизненный контекст.

 

Вопросы для самопроверки.

1. Какие существуют типы интернет-журналов?

2. В чём особенности интернет-журналов?

3. Каково целевое назначение интернет-журналов?

4. Какие существуют разновидности гиперссылок?

5. В чём специфика женских интернет-журналов?







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.