Область применения.
По области применения электронные издания можно разделить на информационно-поисковые системы, презентационные, программные издания. Наиболее распространены те, что используются для поиска требуемой информации. Презентационные электронные издания не содержат в себе механизма поиска данных – они предоставляют информацию в строго определенном порядке, заданном при их создании. Распространяемое сегодня программное обеспечение также попадает под определение электронного издания, что приводит к программному типу изданий. Особо выделены имитационныеиздания, связанные с виртуальной реальностью. Все названные типы изданий применяются в различных областях человеческой деятельности и предназначены для решения различных задач. Кроме подобной типологии электронные издания можно классифицировать по социальным группам, в которых они применяются. При этом издания могут быть художественные (для развлечения и досуга), научные (для поддержки научного процесса), технические (для использования в инженерной деятельности), документальные (для поддержки документооборота) и т.д. При этом у технических и научных публикаций имеется целый ряд обязательных особенностей: качество представления информации не ниже, чем у полиграфических изданий; высокая скорость создания и низкая стоимость; удобочитаемость на всех типах современных компьютеров; содержание информации не ниже, чем у печатных аналогов; возможность содержать любую информацию; совместимость с любыми средствами доставки. Структура издания. По структуре электронные издания бывают одночастные, то есть на одном физическом носителе и многочастные – на двух и более физических носителях. Составными частями любого электронного издания являются некоторые информационные объекты, имеющие связи друг с другом. Если такие связи имеют линейную структуру можно говорить об однородных изданиях. Такой вид изданий практически целиком совпадает с презентационными изданиями. При наличии сложной организации связей между объектами (древовидная или сетевая структура), следует говорить о гипертекстовом электронном издании. Вид связей при этом также может служить для классификации издания, однако наибольший интерес имеет набор связей. Преимущества гипертекста очевидны – это интерактивность работы и многомерность представления. Если такой набор постоянен во времени, то можно говорить о гипертекстовом статичном издании. При использовании гипертекстового продукта набор связей может быть изменен в процессе работы. Внутренняя структура on-line изданий, по мнению А.И. Акопова, мало отличается от структуры печатных изданий. Прежде всего, это исходит от единства целей и традиционного подхода издателей, создающих сетевые журналы и газеты «по образу и подобию» традиционных бумажных. Деление публикаций внутри одного выпуска производится, прежде всего, по тематическому, жанровому и проблемно-целевому принципам. Например: «Политика и жизнь», «Экономика и жизнь», «Медицина и здоровье» и т.д. Существует прямая связь между внутренней структурой издания и используемыми средствами его создания и использования. Последний фактор позволяет говорить о технологическом критерии классификации, разделяющем электронные издания на стандартные и специальные. На сегодняшний день основной стандарт электронных изданий — это HTML5. Это язык гипертекста, разработанный для использования в интернете и предоставляющий богатые возможности использования разных средств вёрстки. Специалист в области электронных изданий И.М. Чикунов выделяет издания стандартной и специальной структуры: к стандартным относятся PDF- и HTML-файлы, к специальным — базы данных, файловые системы и программное обеспечение. Целевое назначение. В стандарте электронные издания по целевому назначению разделяются следующим образом: – официальное электронное издание — электронное издание, публикуемое от имени государственных органов, учреждений, ведомств или общественных организаций, содержащее материалы нормативного или директивного характера; – научное электронное издание — электронное издание, содержащее сведения о теоретических и (или) экспериментальных исследованиях. – научно-популярное электронное издание — электронное издание, содержащее изложенные в популярной форме сведения о теоретических и (или) экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и техники; – практическое электронное издание — электронное издание, содержащее сведения по технологии, технике и организации производства во всех областях общественной практики, рассчитанное на специалистов различной квалификации; – нормативное электронное издание — электронное издание, содержащее нормы, правила и требования в разных сферах практической деятельности; – учебное электронное издание — электронное издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и степени обучения; – социально-политическое электронное издание – это издание, содержащее материалы общественно-значимой тематики, а также агитационно-пропагандистского характера и предназначенное для широкого круга читателей; – справочное электронное издание — электронное издание, содержащее краткие сведения научного и прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания; – электронное издание для досуга — электронное издание, содержащее общедоступные сведения по организации быта, разнообразным формам самодеятельного творчества, различным видам увлечений, компьютерные игры; – рекламное электронное издание — электронное издание, содержащее изложенные в привлекающей внимание форме сведения об изделиях, услугах, мероприятиях с целью создания спроса на них; – художественное электронное издание — электронное издание, содержащее произведения художественной литературы, изобразительного искусства, театрального, эстрадного и циркового творчества, произведения кино, музейную и другую информацию, относящуюся к сфере культуры и не являющуюся содержанием научных исследований; – информационное электронное издание — электронное издание, содержащее систематизированные сведения о документах, либо результат анализа и обобщения сведений, представленных в первоисточниках. Периодичность. Современный ГОСТ устанавливает следующее разделение изданий по периодичности: – непериодическое электронное издание — издание, выходящее однократно, не имеющее продолжения; – сериальное электронное издание — совокупность электронных изданий, выходящих через определенные промежутки времени, или по мере накопления материала, но не реже одного раза в год, имеющих общее заглавие для всех однотипно оформленных нумерованных и (или) датированных выпусков. В свою очередь, сериальные электронные издания делятся на следующие виды: – периодическое электронное издание — электронное издание, выходящее через определённые промежутки времени, постоянным для каждого года числом номеров (выпусков), не повторяющимися по содержанию выпусками; – продолжающееся электронное издание — электронное издание, выходящее через неопределённые промежутки времени, по мере накопления материала не повторяющимися по содержанию выпусками; – обновляемое электронное издание — электронное издание, выходящее в виде нумерованных или датированных выпусков, добавление материала в которые происходит через определенные или неопределенные промежутки времени. Каждый выпуск содержит в себе информацию, накопленную в процессе его создания. Исследовательница М.А. Уланова, специально изучавшая периодические электронные издания, считает, что традиционно (применительно к бумажным изданиям) отнесение издания к группе «периодические издания» осуществляется по признаку его повторяемости во времени. Для того, чтобы быть причисленным к периодическим изданиям, оно должно выходить через строго определенные промежутки времени. Однако в интернет-изданиях представление о периодичности претерпевает качественные изменения. В первую очередь это связано с тем, что в интернет-изданиях исчезает безусловность тождества периодичности выхода в свет и понятия выпуска, номера. При том, что хронологическое осмысление материала остается, нарушается принцип синхронного выхода (выпуска) новых материалов (само понятие «выпуска» заменяется на «обновление»). Один раздел может обновляться ежедневно, другой – ежемесячно, третий – раз в два месяца и т.п. Однако определить периодичность издания, в котором один раздел обновляется ежедневно, другой - еженедельно, третий раз в месяц, а четвертый хранит публикации по нескольку месяцев и даже годы, довольно сложно. По сути, в интернет-изданиях, происходит трансформация традиционного представления о периодичности. В этом смысле принятые в традиционных исследованиях методы анализа и классификации периодичности изданий оказываются несостоятельными, считает М.А. Уланова. Она предлагает один из вариантов решения данной задачи следующим образом: определять периодичность интернет-издания, исходя из наиболее частого вида выпуска новых материалов. Особенностью периодических изданий в электронном виде является то, что между участниками информационного обмена происходит многостороннее взаимодействие с помощью интерактивных средств - форумов, электронной почты, блогов. Следует отметить новые возможности, которые предоставляет интернет – это рейтинги, интерактивный мониторинг, система ссылок. Можно предложить следующую классификацию электронных периодических изданий по видам периодичности: – обновляющиеся в режиме реального времени; – ежедневные; – еженедельные; – ежемесячные; – обновляющиеся раз в квартал; – обновляющиеся раз в полгода; – ежегодные. При всем разнообразии электронных периодических издается общей остается цель – информирование, популяризация, реклама и пропаганда. Важной особенностью периодических электронных изданий является резкое сокращение сроков выхода в свет электронного издания, а также то, что число электронных периодических изданий растет опережающими темпами. Эту особенность электронных периодических изданий отметил А.И. Акопов, подчеркнувший, что число ежедневных и еженедельных электронных изданий по отношению ко всему их количеству во много раз выше того же соотношения в бумажной прессе. Природа основной информации. По природе основной информации электронные издания различают: – текстовое электронное издание — электронное издание, содержащее преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольную обработку; – изобразительное электронное издание — электронное издание, основу которого составляют целостные (графические) образы объектов, представленных в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающей посимвольной обработки. Изобразительные электронные издания делятся на статичные и динамичные. Статичные, то есть неподвижные, а динамичные – движущиеся (анимация, видео, кино-произведения). По стандарту статичное издание – это «стабильное во времени, двухмерное изображение…», в то время как динамичное электронное издание – это «последовательное воспроизведение связанных изображений, приводящее к эффекту движущегося изображения…»[119]. – электронное аудиоиздание – электронное издание, основу которого составляет звуковая информация в форме, допускающей ее прослушивание, но не предназначенная для печатного воспроизведения; – мультимедийное электронное издание — электронное издание, в котором элементы различной природы основной информации воспроизводятся взаимосвязано при помощи соответствующей программной оболочки. Принцип мультимедийности эффективно работает в детских энциклопедических изданиях, которые обретают функции средства обучения. Согласно исследованиям, проведенным в этой области, выделяется четыре функциональные особенности детских электронных энциклопедий: справочная, экспериментальная, дидактическая и интерактивного тренажера[120]. Поскольку год за годом компьютерные технологии позволяют представлять все больше видов изданий в электронном виде, то многие исследователи предлагают новые категории электронных изданий и вводят дополнительные их виды. Так, например, Е.И. Козлова[121] при анализе состава электронных изданий говорит о необходимости введения следующих дополнительных категорий : – геоинформационное электронное издание — это картографическое электронное издание, содержащее преимущественно картографическую информацию, представленную в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение; – видео-анимационное электронное издание — электронное издание, содержащее цифровое представление видео-анимационной информации в форме, допускающей её просмотр, но не предназначенной для печатного воспроизведения. Таким образом, исследовательница отмечает недостаточность видовых категорий и необходимость дальнейшего изучения, а также дополнения видовых характеристик электронных изданий. Несколько иную классификацию электронных изданий выделил В.А. Вуль[122]. В разработанной им классификации он выделил наиболее существенные признаки: – периодичность издания; – круг потребителей продукции; – вид издания; – способ распространения; – формат издания. Результаты своей классификационной работы В.А. Вуль представил по нескольким критериям. По периодичности электронные издания делятся на: – периодические (газеты, журналы, ежегодники); – непериодические (книги, реклама, серийные). По виду издания бывают: – общие; – научные; – учебные; – детские; – справочные; – альбомы. По способу распространения: – электронные издания, распространяемые на CD- ROM; – сетевые электронные издания. По формату издания: – в формате PDF; – гипертекстовые; – сценарные; Мультимедийные: – с аудиофрагментами; – с анимационными фрагментами; – с цифровым видео. Каждая из представленных классификаций не лишена своих достоинств и недостатков. Одновременно с этим, по некоторым признакам можно выделить дополнительные подвиды электронных изданий. Например, классификацию В.А. Вуля можно дополнить следующими положениями: основными форматами распространения электронных изданий; сегодня это — гипертекстовые форматы PDF и HTML. Используются и другие форматы для представления информации, в частности, мультимедийной. Очень многие сетевые электронные библиотеки используют в сети формат DjVu. Различные форматы изданий требуют различного программного обеспечения, позволяющего воспроизводить информацию на экране, или распечатывать на бумаге. К этому можно добавить, что сетевые электронные издания (сайты) также поддаются дополнительной классификации.
Вопросы для самопроверки. 1.Какие электронные издания выделяются по признаку новизны публикации? 2.Что означает признак интерактивности в электронном издании? 3. Что означает признак мультимедийности? 4. Что такое гипертекстовое электронное издание? 5. В каких случаях применяется гиперссылка? 6. Какие выделяются электронные издания по признаку периодичности? 7. Что такое деривативное электронное издание?
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|