Здавалка
Главная | Обратная связь

VIII. Типология периодических изданий.



Основой типологии периодических изданий, также как и книжных изданий, является расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа. Чаще всего, типологию определяют как классификацию, но употребление термина «типология» выходит далеко за рамки понятия классификация. Понятие «типология» становится более синтетичным и универсальным[88]. А.Г. Давыдов пишет: «Типология – отрасль знания, предметом которой является изучение внутренних законов и общих закономерностей развития периодических изданий, а также форм и специфики конкретно-исторического проявления этих законов и закономерностей.»[89]. Типология периодических изданий определяет особенности взаимодействия с политическими структурами, экономическими институтами, с потребителями информации, обеспечивает эффективную реализацию информационной политики.

Можно выделить множество параметров типологии: во-первых, типологические признаки носят не формальный и не частный характер. Изменение хотя бы одного из них влечет за собой целую цепь преобразований в облике и содержании изданий, считает С.Г. Корконосенко[90]. С другой стороны, типология — это классификация предметов или явлений по общности каких-либо признаков. Это систематизация, построенная на применении понятия «тип». Тип определяется учеными, как разновидность, форма, модель, характерная для определенной группы предметов[91].

Свое определение типа периодических изданий дает В. Тулупов в статье «Теоретический и практический аспекты типологии печатных периодических изданий», где автор отмечает, что «тип издания – это некий обобщенный образ, повторяющийся в той или иной степени, в группе реально существующих органов массовой информации; типология – это метод (а также результат) научного познания, научной систематизации, классификации газет (журналов, телерадиопрограмм) на основе общих для них признаков и свойств» [92]. Типология периодики находится в зависимости от многих внешних и внутренних причин и факторов, а движение в типологии происходит непрерывно. Это касается не только распределения средств информации по группам, но и самого набора критериев, принятых для описания изданий.

В связи с динамичным развитием периодических изданий в современной издательской практике проблема типологии приобретает особую актуальность. Множество исследователей в области книговедения занимались изучением периодических изданий, пытались определить их характерные черты. В этих исследованиях наметились два подхода к определению типообразующих признаков. Один из них ориентирован на читательский адрес, другой – на целевое назначение.

Существенный вклад в разработку проблемы типологии периодических изданий внес профессор А.И. Акопов[93]. Заслугой автора является создание логической классификации периодических изданий и их типологическое моделирование. В своей классификации он выделил десять различных признаков периодического издания. К ним относятся: задачи и цели издания, авторский состав, оформление, читательская аудитория, жанры, внутренняя структура, издающий орган, периодичность, объем, тираж и др. По мнению ученого, все признаки тесно взаимосвязаны, и ни один из них не имеет приоритетов перед другими. Совокупность признаков, дающая полное представление о структуре издания в целом и о его компонентах, характеризует тип периодического издания. Исследователь А.Г. Бочаров[94] определил пять типологических признаков. Приведем их в порядке значимости: целевое назначение издания, родовая принадлежность, характер аудитории, предмет или отражение сферы действительности, характер изложения.

Иные критерии типологии предлагает С.Г. Корконосенко[95], и его схема выглядит следующим образом.

I. По региону распространения :

– транснациональные (или национальные) средства информации, воздействие которых является международным;

– общенациональные СМИ, воздействие которых ограничено территорией страны;

– региональные, обслуживающие отдельные регионы или субъекты государства, территориально-административные объединения или части страны, например, в РФ это Северо-Запад, Нечерноземье;

– местные – издания районного, городского, областного значения.

II. По учредителю:

– государственные;

– негосударственные.

III. По аудиторной характеристике:

– СМИ для всех, т.е. универсальное периодическое издание;

– специализированные СМИ, рассчитанные на аудиторию, выделяемую по признакам пола, возраста, образования, профессии, вероисповедания.

IV. По легитимности:

– легитимные – периодические издания, прошедшие регистрацию в государственных органах;

– квазилегитимные – не разрешенные и не запрещенные;

– нелегитимные – периодические издания, игнорирующие требования органов власти по политическим или экономическим причинам.

V. По содержанию:

– качественные издания, материалы характеризуются аналитическим взвешенным подходом, надежностью проверенных фактов и профессиональных оценок;

– массовая пресса, нацеленная на ажиотажное внимание аудитории, сиюминутный интерес («Cosmopolitan»).

VI. По издательским характеристикам:

– периодичность (ежедневные, еженедельные, декадные, ежемесячные, ежеквартальные и не имеющие строгой периодичности);

– тираж;

– формат (стандартный А2 и А4).

VII. Объем периодического издания измеряется количеством полос (четырехполосное, восьмиполосное).

Автор Реснянская Л.Л.[96] в классификации на первое место выдвигает признак аудитории. Согласно этой классификации периодические печатные издания делятся на универсальные и специализированные. При этом специализация может быть не только тематическая, но и гендерная, возрастная, профессионально-отраслевая. В другой работе Реснянская Л.Л. совместно с исследователем проблем типологии периодических изданий М.В. Шкондиным,[97] выделяют на основе ряда классификационных признаков следующие периодические издания:

– массовые издания;

– качественные издания;

– специализированные издания;

– издания бульварного типа;

– издания для возрастных групп;

– издания для женщин и мужчин;

– издания для родителей.

Более детальное деление разработано Р.М. Ямпольской[98], рассмотревшей вопросы типологии применительно к одному сегменту рынка периодических печатных изданий, а именно к женским журналам. В основу классификации было положено шесть типообразующих признаков:

– тип издания (журнал, газета, дайджест, бюллетень);

– характер изложения; по этому признаку женские журналы делятся на элитарные, массово-популярные, литературно-художественные;

– аудитория;

– объем. По этому признаку женские журналы делятся на «тонкие» и «толстые»;

–формат. По этому признаку формат бывает большой и уменьшенный;

– целевое назначение.

Применяется также классификация периодических изданий по следующим признакам:

1. По месту выпуска и распространения:

– международные;

– общероссийские;

– республиканские;

– краевые;

– областные;

– городские;

– районные;

– низовые.

2. По периодичности:

– ежедневные;

– еженедельные;

– утренние;

– вечерние.

3. По полиграфическому исполнению:

– черно-белые;

– полноцветные.

В современное время динамичного развития общества четкие рамки структуры периодических изданий размываются. Тематика основной массы периодических изданий слишком многообразна и ориентирована на мелкий и дробный спрос. Кроме того, существует периодические издания узкой специализированной тематики. Это затрудняет выделение на базе общих типологических признаков того или иного типа издания.

В связи с недостаточной разработанностью типологии периодических изданий, для того чтобы определить направленность конкретного периодического издания, необходимо опираться не только на стандарты и теоретические работы, но и на ресурсы самого периодического издания, на концепцию редакционной коллегии, на интервью с теми, кто в целом готовит издание.

 

Вопросы для самопроверки.

1.Какие критерии типологии выделил А.И. Акопов?

2.Какие первичные признаки типологии периодических изданий?
3. Какие вторичные признаки типологии периодических изданий?

4. Какие формальные признаки типологии периодических изданий?

5. Назовите периодические издания, классифицированные по месту издания и распространения?

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.