Здавалка
Главная | Обратная связь

Ортодоксальное объяснение



Джон У. Оллер-мл., Джон Л. Омдал

Глава 7 из сборника (под ред. Дж. П. Морлэнда) «The Creation Hypothesis: Scientific Evidence for an Intelligent Designer»

(Джон У. Оллер-мл., доктор философии по общему языкознанию, Университет Рочестера (Нью-Йорк), адъюнкт-профессор Калифорнийского университета. Автор и соавтор двенадцати монографий и более 170 статей по лингвистике и смежным дисциплинам. Более всего известен научными исследованиями взаимосвязи языка и разума; в настоящее время преподаёт лингвистику в университете Нью-Мексико. Оллер – один из членов-основателей редакционной коллегии журнала “Language Testing” и редактор-консультант в ряде других профессиональных журналов.

Джон Омдал получил степень бакалавра естественных наук в штате Колорадо и степень доктора философии по физиологии и биофизике в университете штата Кентукки, член Американского общества биохимии и молекулярной биологии. Его научно-исследовательские интересы включают в себя биохимический анализ эволюционной теории абиогенеза, а также клеточное выражение и биохимическую характеристику ферментов цитохрома Р450).

Возникновение способности человека к речи: по чьему образу?

Джон У. Оллер-мл., Джон Л. Омдал

Глава из книги «ГИПОТЕЗА ТВОРЕНИЯ. Научные свидетельства в пользу Ра­зумного Создателя» / Под ред. Дж. П. Морлэнда — Сим­ферополь, 2000. — 336 с.

 

В данной главе мы рассмотрим бесспорную способность чело­века выражать себя посредством различных знаковых (репрезен­тативных) систем, самая абстрактная и многосторонняя из кото­рых — язык. Остальные знаковые системы включают в себя наши чувства, а также способность двигаться, касаться, указывать на что-то или любым другим образом демонстрировать себе самим и окружающим нашу реакцию на происходящее. В этом тексте лингвист и биохимик объединили свои усилия с целью показать, как уникальная и присущая только человеческим существам спо­собность к речи свидетельствует о великолепно выраженном ра­зумном замысле.

В том, что касается сложности, соперничать со способностью человека к речи может лишь сложнейшая многоуровневая знако­вая система — ДНК, основа всего живого. Из множества тайн, зак­лючённых в системах биологического языка ДНК, пожалуй, самая удивительная загадка, — каким образом в геноме человека опре­делена способность к речи. Наука по-прежнему не может объяс­нить эту тайну, но это не значит, что она отказалась от поисков неуловимого «призрака». Наоборот, этот вопрос не дает покоя мно­гим ученым. Нить нашего повествования начинается с Чарльза Дарвина и охватывает основные моменты обсуждения этого воп­роса вплоть до нашего времени.

 

Ортодоксальное объяснение

В исправленном издании «Происхождение человека» (1874) Дарвин писал: «Я не сомневаюсь, что язык обязан своим проис­хождением звукоподражанию и изменениям разнообразных есте­ственных звуков, голосам других животных и инстинктивным кри­кам самого человека».1 «Не могли ли особенно сообразительные обезьяноподобные животные подражать рычанию хищника, что­бы предупредить своих собратьев-обезьян о природе подстерегающей их опасности?» — спрашивает Дарвин и тут же выдвига­ет предположение, что «это, наверное, был первый шаг в образо­вании языка».

В этой главе мы задаёмся вопросом: верно ли, что человечес­кая речь в том смысле, в каком ее понимают современные лингви­стические науки, является развитой системой животных криков и сигналов? Что такое язык — всего лишь шажок в развитии систе­мы общения горилл или шимпанзе, или же это нечто большее, и, главное, — совершенно иного происхождения? Кто такие люди -просто звери с более гибкой и развитой голосовой системой или поистине единственные в своем роде существа, несущие на себе божественные черты невидимого, всеведущего, вездесущего и всемогущего Творца, Который, как сказано в Библии, существует внутри и вне пространства и времени?

Какие выводы мы сможем сделать, подробно изучив способность человека разговаривать? Знает ли наука структуры, аналогичные текстовым и речевым, рождающимся в ходе человеческой речи? Что это такое — способность к речи, и откуда она взялась?

 

Сущность разума

Дарвин был заинтригован тем фактом, что все высшие способ­ности человеческого разума кажутся неразрывно связанными с язы­ком и речью. Он говорил: «Без помощи слов, высказаны они или нет, сложный поезд мысли не может двигаться, так же, как без помощи цифр или алгебраических формул не могут быть произведены слож­ные вычисления».2 Дарвин поддерживал ныне отвергнутую теорию Жана-Батиста Ламарка о «наследовании приобретённых полезных признаков»;3 он утверждал, что именно эта теория поможет объяс­нить превращение обезьяноподобных существ в людей. Все совре­менные исследования указывают на то, что Дарвин ошибался. Од­нако при этом он был прав, когда предполагал тесную связь между языковыми способностями и разумом. Он считал, что «умственные способности у некоего давнего предка человека были развиты мно­го лучше, чем у любых современных ему человекообразных обезь­ян, даже до того, как предок начал пользоваться самой примитивной и несовершенной формой речи»,4 но при этом явно не понимал, до какой степени математика зависит от абстрактной логики, лежащей в основе естественных языковых систем.

Дарвин, пожалуй, отождествляет язык и речь; но речь — лишь одна из одежд, в которую может облекаться язык. Кроме устной речи, существуют и такие явные формы языка, как различные фор­мы письменной речи, вербализированная мысль, условные жесты, сопровождающие речь, и всевозможные языки глухонемых.

Согласно Дарвину, рассматриваемые умственные способности развивались постепенно, шаг за шагом. Дарвин предложил анало­гию между освоением любой знаковой системы — например, пени­ем того или иного вида птиц или постижением ребёнком конкрет­ного языка (английского, китайского, любого другого)5 — и возник­новением человеческой способности к речи, которая, как он пред­полагал, развивалась в течение долгих эпох. Дарвин отмечал, что молодой организм, взрослея, постепенно усваивает свойственную ему экспрессивную систему. Следовательно, заключил он, способ­ность к речи у человека тоже должна была развиваться постепен­но. Дарвин предположил, что многие поколения предков человека постепенно разрабатывали системы знаков, со временем превра­тившиеся в нынешнюю способность к речи.

Тогда, в последней четверти девятнадцатого века, Дарвин и по­мыслить не мог, что к середине следующего столетия выяснится: в основе биосферы лежит сложнейшая сеть знаковых систем. Не мог он представить и того, что организация биологических текстов, входящих в структуру даже самых простых известных науке орга­низмов, сравнима по сложности с текстами — продуктами челове­ческой речи. В этом смысле наша основная задача — рассмотреть, из чего складывается способность человека разговаривать. Затем мы хотим показать, что продукты речи сходны по замыслу с биоло­гическими текстами, формирующими основу живых организмов.

Для начала зададимся вопросом: какие именно умственные спо­собности современного человека, согласно Дарвину, развились в результате длительной последовательности успешных операций по самонастройке. Какие шаги должны были привести к превраще­нию существ вроде простейших (а может, бактерий или дрожжей) в человека? Какие способности и возможности должна была раз­вить гипотетическая человекообразная обезьяна, предполагаемый предок Homo sapiens, чтобы через множество поколений превра­титься в современного человека?

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.