Ортодоксальное объяснениеСтр 1 из 10Следующая ⇒
Джон У. Оллер-мл., Джон Л. Омдал Глава 7 из сборника (под ред. Дж. П. Морлэнда) «The Creation Hypothesis: Scientific Evidence for an Intelligent Designer» (Джон У. Оллер-мл., доктор философии по общему языкознанию, Университет Рочестера (Нью-Йорк), адъюнкт-профессор Калифорнийского университета. Автор и соавтор двенадцати монографий и более 170 статей по лингвистике и смежным дисциплинам. Более всего известен научными исследованиями взаимосвязи языка и разума; в настоящее время преподаёт лингвистику в университете Нью-Мексико. Оллер – один из членов-основателей редакционной коллегии журнала “Language Testing” и редактор-консультант в ряде других профессиональных журналов. Джон Омдал получил степень бакалавра естественных наук в штате Колорадо и степень доктора философии по физиологии и биофизике в университете штата Кентукки, член Американского общества биохимии и молекулярной биологии. Его научно-исследовательские интересы включают в себя биохимический анализ эволюционной теории абиогенеза, а также клеточное выражение и биохимическую характеристику ферментов цитохрома Р450). Возникновение способности человека к речи: по чьему образу? Джон У. Оллер-мл., Джон Л. Омдал Глава из книги «ГИПОТЕЗА ТВОРЕНИЯ. Научные свидетельства в пользу Разумного Создателя» / Под ред. Дж. П. Морлэнда — Симферополь, 2000. — 336 с.
В данной главе мы рассмотрим бесспорную способность человека выражать себя посредством различных знаковых (репрезентативных) систем, самая абстрактная и многосторонняя из которых — язык. Остальные знаковые системы включают в себя наши чувства, а также способность двигаться, касаться, указывать на что-то или любым другим образом демонстрировать себе самим и окружающим нашу реакцию на происходящее. В этом тексте лингвист и биохимик объединили свои усилия с целью показать, как уникальная и присущая только человеческим существам способность к речи свидетельствует о великолепно выраженном разумном замысле. В том, что касается сложности, соперничать со способностью человека к речи может лишь сложнейшая многоуровневая знаковая система — ДНК, основа всего живого. Из множества тайн, заключённых в системах биологического языка ДНК, пожалуй, самая удивительная загадка, — каким образом в геноме человека определена способность к речи. Наука по-прежнему не может объяснить эту тайну, но это не значит, что она отказалась от поисков неуловимого «призрака». Наоборот, этот вопрос не дает покоя многим ученым. Нить нашего повествования начинается с Чарльза Дарвина и охватывает основные моменты обсуждения этого вопроса вплоть до нашего времени.
Ортодоксальное объяснение В исправленном издании «Происхождение человека» (1874) Дарвин писал: «Я не сомневаюсь, что язык обязан своим происхождением звукоподражанию и изменениям разнообразных естественных звуков, голосам других животных и инстинктивным крикам самого человека».1 «Не могли ли особенно сообразительные обезьяноподобные животные подражать рычанию хищника, чтобы предупредить своих собратьев-обезьян о природе подстерегающей их опасности?» — спрашивает Дарвин и тут же выдвигает предположение, что «это, наверное, был первый шаг в образовании языка». В этой главе мы задаёмся вопросом: верно ли, что человеческая речь в том смысле, в каком ее понимают современные лингвистические науки, является развитой системой животных криков и сигналов? Что такое язык — всего лишь шажок в развитии системы общения горилл или шимпанзе, или же это нечто большее, и, главное, — совершенно иного происхождения? Кто такие люди -просто звери с более гибкой и развитой голосовой системой или поистине единственные в своем роде существа, несущие на себе божественные черты невидимого, всеведущего, вездесущего и всемогущего Творца, Который, как сказано в Библии, существует внутри и вне пространства и времени? Какие выводы мы сможем сделать, подробно изучив способность человека разговаривать? Знает ли наука структуры, аналогичные текстовым и речевым, рождающимся в ходе человеческой речи? Что это такое — способность к речи, и откуда она взялась?
Сущность разума Дарвин был заинтригован тем фактом, что все высшие способности человеческого разума кажутся неразрывно связанными с языком и речью. Он говорил: «Без помощи слов, высказаны они или нет, сложный поезд мысли не может двигаться, так же, как без помощи цифр или алгебраических формул не могут быть произведены сложные вычисления».2 Дарвин поддерживал ныне отвергнутую теорию Жана-Батиста Ламарка о «наследовании приобретённых полезных признаков»;3 он утверждал, что именно эта теория поможет объяснить превращение обезьяноподобных существ в людей. Все современные исследования указывают на то, что Дарвин ошибался. Однако при этом он был прав, когда предполагал тесную связь между языковыми способностями и разумом. Он считал, что «умственные способности у некоего давнего предка человека были развиты много лучше, чем у любых современных ему человекообразных обезьян, даже до того, как предок начал пользоваться самой примитивной и несовершенной формой речи»,4 но при этом явно не понимал, до какой степени математика зависит от абстрактной логики, лежащей в основе естественных языковых систем. Дарвин, пожалуй, отождествляет язык и речь; но речь — лишь одна из одежд, в которую может облекаться язык. Кроме устной речи, существуют и такие явные формы языка, как различные формы письменной речи, вербализированная мысль, условные жесты, сопровождающие речь, и всевозможные языки глухонемых. Согласно Дарвину, рассматриваемые умственные способности развивались постепенно, шаг за шагом. Дарвин предложил аналогию между освоением любой знаковой системы — например, пением того или иного вида птиц или постижением ребёнком конкретного языка (английского, китайского, любого другого)5 — и возникновением человеческой способности к речи, которая, как он предполагал, развивалась в течение долгих эпох. Дарвин отмечал, что молодой организм, взрослея, постепенно усваивает свойственную ему экспрессивную систему. Следовательно, заключил он, способность к речи у человека тоже должна была развиваться постепенно. Дарвин предположил, что многие поколения предков человека постепенно разрабатывали системы знаков, со временем превратившиеся в нынешнюю способность к речи. Тогда, в последней четверти девятнадцатого века, Дарвин и помыслить не мог, что к середине следующего столетия выяснится: в основе биосферы лежит сложнейшая сеть знаковых систем. Не мог он представить и того, что организация биологических текстов, входящих в структуру даже самых простых известных науке организмов, сравнима по сложности с текстами — продуктами человеческой речи. В этом смысле наша основная задача — рассмотреть, из чего складывается способность человека разговаривать. Затем мы хотим показать, что продукты речи сходны по замыслу с биологическими текстами, формирующими основу живых организмов. Для начала зададимся вопросом: какие именно умственные способности современного человека, согласно Дарвину, развились в результате длительной последовательности успешных операций по самонастройке. Какие шаги должны были привести к превращению существ вроде простейших (а может, бактерий или дрожжей) в человека? Какие способности и возможности должна была развить гипотетическая человекообразная обезьяна, предполагаемый предок Homo sapiens, чтобы через множество поколений превратиться в современного человека?
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|