Структурная зависимость
Ноам Хомски называет этот общий синтаксический аспект языковых систем принципом «структурной зависимости». Например, как ребенок, говорящий по-английски, отличает глаголы от существительных? Или, если рассмотреть более абстрактную проблему, откуда ребенок знает, как построить даже самый простой вопрос? Представим себе собаку, которая выглядит так, будто вот-вот укусит. Ребенок может предположить: The dog is (or might be) mean. (Собака (может быть) злая.) Если рядом есть взрослый или кто-нибудь, кто знает эту собаку, ребенок спросит его: /s the dog mean? (Собака злая?) Откуда ребенок знает, что вопрос строится именно так? Грамматическое правило, которое может неосознанно применить ребенок — найти, где в предложении первый раз встречается глагол is (can, will, might, could) и затем поставить его перед подлежащим, существительным the dog. В результате использованное правило поможет сформировать правильный вопрос: Is the dog mean? Но это правило не работает, если утвердительное предложение, которое нужно перестроить в вопрос, имеет более сложную структуру. Например: The dog that is chasing the neighbor’s husband up a eucalyptus tree is (or looks to be) fairly mean. (Собака, загоняющая мужа соседки на эвкалиптовое дерево, (наверное) очень зла.) В этой ситуации ребенок спросит взрослого: Is the dog that is chasing the neighbors husband up a eucalyptus tree fairly mean? (Собака, загоняющая мужа соседки на эвкалиптовое дерево, очень злая?) Применяя правило, рассмотренное в первом вопросе (первое появление глагола is), ребенок должен был бы построить вопрос несколько по-другому: /5 the dog that chasing the neighbors husband up a eucalyptus tree is fairly mean? Это явно идет вразрез со всеми правилами грамматики, но ребенок никогда так и не скажет! Естественно, что ребенок, который овладевает английским или любым другим языком, не перебирает все возможные варианты построения грамматической структуры; очевидно, что он просто откуда-то заранее знает, как это сделать правильно. Иначе, как показал Хомски, невозможно объяснить скорость и точность решения грамматических проблем (многие из которых намного сложнее той, что мы сейчас разобрали). Все нормальные дети правильно решают эти задачи, вне зависимости от языка, который они осваивают. Дети, видимо, выбирают возможные варианты построения грамматических структур, встречающихся в языках народов мира, заранее отбросив неподходящие комбинации. Более того, любой ребенок, говоря на любом из пяти с небольшим тысяч языков мира, может совершить этот удивительный подвиг после трех-пяти лет опыта речи, имея относительно скудные данные. Любой нормальный ребенок может выучить любой язык, если для этого есть соответствующая языковая среда. Обезьяны не делают ничего даже отдаленно похожего. Они не следуют никаким принципам структурной зависимости; нет никаких свидетельств о том, что они вообще способны различать грамматические категории — они даже не отличают глаголов от существительных. Герберт Террейс объясняет, насколько различаются грамматический прогресс ребенка и «сцепленные ответы», которые заучивают обезьяны после многократных повторений. Представьте себе, говорит Террейс, что голубя научили клевать в определенном порядке разноцветные клавиши: сначала зеленую, потом белую, потом красную, потом синюю. Затем на клавишах написали: ПОЖАЛУЙСТА, ДАЙТЕ, МНЕ, ЗЕРНА. И птица, нажимая на привычные клавиши, составила фразу. Можно ли считать это актом речевого поведения? ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|