Здавалка
Главная | Обратная связь

Способы изображения рельефа.



Требования к изображению рельефа:

  1. Метричность – можно получать по карте абсолютные высоты, превышения, углы наклона и т.д.
  2. Пластичность – наглядная передача неровностей рельефа, формирующая у читателя зрительный образ местности.
  3. Морфологическое соответствие – стремление подчеркнуть особенности рельефа, его структурность.

В разное время на первый план выходили различные из этих требований.

1. Перспективные изображения. Если они покрывались тенями – картинное изображение рельефа. Не нужны количественные показатели, только общее расположение хребтов и прочей фигни и их направления. Наглядно, но нет геометрической точности. Потом появился физиографический способ – использование геометрически точных перспективных знаков – показ рельефа дна океана, поверхности других планет. Показывают пластику, трехмерность.

2. Штрихи.

Штрихи крутизны придумали для военных в 18 веке. Им нужны были точные данные о крутизне склонов. Принцип: чем круче склон, тем толще и плотнее штриховка. Первая шкала штрихов крутизны – 1799, Иоганн Леман. Штрихи располагались вдоль направления скатов и изображение получалось пластичным. В России –шкала Болотова, шкала Главного штаба. Менее проработаны, чем шкала Лемана.

Теневые штрихи – источник света в северо-западном углу карты. 1776. Штрихи черного или коричневого цвета накладывали так, чтобы выделить освещенные и затененные склоны, подчеркнуть основные формы рельефа.

Штрихи хорошо передают пластику, морфологию, но нельзя определить относительные и абсолютные высоты рельефа. Трудоемкий способ.

3.Горизонтали. Линии равных высот. Представляют собой проекции на плоскость следов сечения рельефа уровенными поверхностями, проложенными через определенный интервал (высота сечения рельефа). Основной способ изображения рельефа. Высокая метричность. Главная проблема – выбор величины сечения. У топокарт – стандартные сечения в зависимости от масштаба и характера территории. Полугоризонтали, вспомогательные горизонтали. Рельеф морского дна – изобаты.

4. Гипсометрические шкалы.

Для придания большей читаемости и выразительности. Могут быть одноцветными или многоцветными.

Принципы построения:

  1. Затемняющиеся шкалы – чем выше, тем темнее. Логичны, дают представление о нарастании высоты, но недостаточно пластичны, бедны по колориту.
  2. Осветляющиеся – чем выше, тем светлее. Пластичны, но неудобны, т.к. затемнены низменности с основной нагрузкой карты.
  3. Шкалы возрастающей насыщенности и теплоты тона: серо-зеленый, зеленый, желтый, желто – оранжевый, оранжевый, красный. Пластично.
  4. Батиметрические шкалы – оттенки синего, голубого, фиолетового.

Одноцветные шкалы – 5-6 ступеней послойной окраски, многоцветные – до 16.

 

5.Условные обозначения рельефа.

То, что не выражается в горизонталях. Естественные вещи – обрывы, скалистые гребни, ущелья и т.д. – коричневый цвет. Искусственные – черный цвет.

6.Светотеневая пластика.

Отмывка – полутоновое изображение при заданном освещении местности. 3 способа:

- боковое (косое) освещение – из с-з.

- отвесное освещение – сверху; освещены вершины горы, затенены – понижения.

-комбинированное – дает наилучший пластический эффект.

Основной способ изображения рельефа на мелкомасштабных общегеокартах.

Аналитическая (автоматическая) отмывка – на основе подробных ЦМР. Фоторельеф – фотографируют пластиковую или гипсовую модель при определенном освещении, используют как подложку к тематическим картам в атласах.

7. Освещенные горизонтали.

Утолщение горизонталей на затененных склонах и утончение на освещенных – эффект распределения света и тени. Один из первых – русский генерал Тотлебен, карта Севастопольской бухты.

8.Блок-диаграммы – плоские 3хмерные рисунки, передающие пластику земной поверхности. Б-д. с горизонталями – можно наносить доп.нагрузку, легко определять относительные и абсолютные высоты

9. Высотные отметки, отметки глубин.

10. ЦМР – совокупность высотных отметок Z, взятых в узлах сети точек с определенными координатами X,Y и закоординированных в числовой форме. 4 способа построения ЦМР:

1. Получение высотных отметок в узлах регулярно сетки – создание матрицы высот.

2. Нерегулярное (случайное) размещение высотных отметок в узлах сети произвольных треугольников.

3. Размещение высотных отметок вдоль горизонталей или изобат с определенным шагом, т.е. цифрование этих изолиний по карте.

4. Получение высотных отметок в точках пересечения горизонталей со структурными линиями рельефа- осями водоразделов, тальвегами и т.д.

ЦМР- основа комп. картографирования.

С помощью ЦМР получают не ЦИФРОВЫЕ, а ЭЛЕКТРОННЫЕ карты!

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.