Здавалка
Главная | Обратная связь

Анубис, принимающий усопшего.



В росписях стен применялись обычно золотистые, оранжево-красные, зеленые, синие и бирюзовые краски, которые наносились на сухую поверхность. Женская фигура была желто-розовой, прозрачно-коричневой. Мужское тело – красно-коричневым – насыщенный цвет загара.

За точку отсчета брали либо руку до локтя, либо 3-ий палец.

Все раннее перечисленные правила обязательны для изображения знатных персон. Ремесленники, крестьяне, прислуга изображались со всевозможными деталями в процессе выполнения работы. Здесь большая легкость в линиях, степень свободы в формах и композиции. Фигуры простых людей следовательно отображают больший реализм. Движения здесь более динамичны, позы естественны. Однако исчезает почтение привносимое священным.

Символика цвета:

Зеленый– цвет возрождения растительности, цвет Осириса, жизненной надежды.

Черный– благородный чернозем; символ возвращения жизни после смерти.

Красный – цвет зла, необитаемый и бесплодной земли до разлива (Сет).

Белый – синоним утренней зари; цвет победы и радости.

Ярко-желтый – цвет вечности; нетленной плоти богов.

Голубой – очищающая вода.

Синий – волосы божества.

Рельефы были 2-х типов:

в) барельеф

г) углубленный рельеф

После наброска контура линий материал удаляется посредством его выемки. Для чего использовалась техника работы долотом, который оставлял борозду под прямым углом. Силуэты оказываются углубленными в плоскость. Свет падает так, что всегда 1 борозда на освещении, а др. в тени. Рельеф всегда был с росписью, он раскрашивался; чаще всего это была темпера. Получалась из охры = кр+ж; малахит – зел; уголь – черн; гипс – белый; медь+кремний+кальций = синий.

В штукатурке использовалась глининая смесь с добавлением соломы для большей вязкости. Стена раскрашивалась в желтый, белый, серый цвета. А затем рассчитав все фигуры, проводят красный контур, и только потом делается картинка.

Царский писец Хесира (Саккора) – барельеф

Человек с антилопой (Саккора) – барельеф

Служанки (из гробницы Птахотепа II) – барельеф

Древнее царство. В круглой ск-ре был выработан определенный тип статуй – стоящая и сидящая. Сидящая статуя:

Хефрен (с Гором, из бронхы), Рахотеп и Нофрет.

Канон: фронтальность, симметрия, корпус строго вертикален, печать вечности на лице. Канон цвета как в рельефах. Глаза инкрустированы эбеновым деревом и горным хрусталем. Фигуры вписаны в куб камня.

Готовили из глыб призмы правильной формы и на лицевой стороне намечали сетку в анфас и профиль. Компоновка фигуры превращалась в сочетание 2х воображаемых чертежей (верт. и гор.). Исходя из этих перпендик. чертежей соед. части фигуры. Известняк, диорит, базальт, красный и черный гранит, опсидан, порфир; дерево и металл использовали реже.

«Исида с Гором на руках» (воспевание материнства). Обязательно наличие иероглифов. Массивность ног держат в вечности. «Писец Каи» (Лувр) – вне канона, т.е. сидит на земле с поджатыми ногами, руки свободно отходят от корпуса. Однако осевая симметрия, вертикальность, фронтальность присутствуют. Совершенно другое состояние лица, особое выражение (улыбается). Нет взгляда в вечность.

Стоячая фигура. «Статуя Каапера» (сельский староста). Канон: левая нога выдвинута вперед (шаг в вечность). Руки прижаты к туловищу и вытянуты. Статична (дан шаг в вечность, но нет движения). «Семья карлика Сенеба», «Статуя Ренофера».

Среднее царство

Темы становятся разнообразней. Появляются сцены охоты. Рельеф применяют для декорации стен в меньшей степени, больше живопись. Продолжаются традиции древнего царства: сцены предстояния.

Сцены охоты

Звери и птицы показываются свободнее и живее чем прежде. Их фигуры располагаются не строго по фризам, а свободно размещены в пейзаже (среди холмов, где они могут скрываться от охотников). В изображении зверей и птиц чувствуется большой реализм. В изображении птиц и зверей нет общей связи. Каждый экземпляр как бы на первом плане. Заставляет остановить взор на каждом из них.

Фрагмент росписи в Бени Хасане – птичка на ветке.

Характеристика

Строгие фризы сменяются более свободными сгруппированными сценами. Краски становятся прозрачнее и нежнее. Художники пользуются смешанными красками, не ограничиваясь только локальными тонами, наложенными то густо, то еле уловимы. Контур обозначается то резко, то нежно, от чего плоские силуэты становятся легче, живее.

Среднее царство. Продолжаются традиции Древнего царства.

«Амененхет», «Голова Сенусета III»- пример на иную трактовку образа фараона, желание показать фараона человеком. Иная пластика, подчеркивание контраста света и тени, более активная лепка лица, интерес к передаче характера человека. Автор как бы заглядывает в его сложный мир чувств.

Новое царство

Темы изображения: мчащиеся колесницы, бегущие от стрел охотников олени, летящие галопом кони.

Экономические связи с др. странами, пробудил интерес к далеким краям. Этот интерес нашел свое воплощение в искусстве. Появляются картины торгового обмена.

Живопись достигает наивысшего блеска. Цвета приобретают тончайшее разнообразие. Появляются мягкие тональные переливы (Небомон на охоте птиц на болотах).Сцена из гробницы писца Нахта (музыкантши). Динамизм средней подчеркивается статикой крайних. Средняя фигура выделяется большей гибкостью и цветом. Это пример утонченного вкуса искусства нового царства в др. Египте.

Туалетная ложечка в виде плывущей девушки – слоновая кость и дерево – пример утонченного вкуса Нового царства.

Мастера нового царства расширяют тематику изображения. Появляются темы: быт знати, охота, пиры и выезды. Усложненная композиция, разнообразнее стали движения фигур.

Колорит обогатился сиреневыми и розовыми оттенками. Также вводят золотисто-розовый цвет. Иногда отступают от канонов раскраски. Женщины могут быть с румянцем на щеках, в прозрачных одеждах, танцующие или музицирующие. В обрисовке тел появляется мягкость, округлость очертаний, большая свобода в пластики.

Новое царство. Появляются чрезвычайно-нарядные ск-рные портреты, создаваемые в мелкой пластике. Появляется много женских статуй. Обработка объемов становится более пластичной и мягкой. Часто изображ. фигуры девочек, подростков, полных юной грации.

«Жрец Аменхотеп и его жена жрица-певица Раннаи» (40 см). Эбеновое дерево с позолотой. Точное выполнение канона стоячей фигуры, отработанного в Древнем царстве. Более мягкая линия, пластика. «Слуги, несущие продукты».

Амарнский период

В начале XIV в. до н.э. Аменхотеп IV провел социальные и религиозные реформы. Были объявлены ложными все старые боги. Закрывались их храмы, уничтожались их изображения. Новым единым божеством провозглашено само солнце – Атон. Аменхотеп изменил свое имя – Эхнатон – душа Атона, любезный Атону. Из города Фив столица перенесена в новый построенный Ахетатон – горизонт, небосклон Атона.

Столь резкие изменения не могли сказаться и в искусстве. Поиски новых образов были связаны со стремлением Эхнатона удалиться от канонов, приблизится к жизни, найти новые выразительные средства. Большая подвижность, легкость рисунка , лирика и интимность показывают фараона в обычной обстановке, в кругу семьи; отсутствие идеализации образов без прикрас; большая свобода движения.

«Сцена предстояния Эхнатона с семьей перед богом Атоном» - углубленный рельеф.

«Семья Эхнатона» - углубленный рельеф.

Дочери Эхнатона – роспись.

«Эхнатон и Нифертити на колеснице» – гробница Ахмеса.

Амарна.

Туалетная ложечка – показатель изысканности, умение работать с мелкой пластикой.

Портрет Эхнатона (ск. Тутмес). Известняк. Душевная мягкость и возвышенность героя. Его тяжелые веки прикрывают усталые глаза. Фараон задумчив и просветлен. «Нифертити в короне». Раскрашенный известняк 14в до н.э. Точенные черты лица, утонченность линии (с головы до спины). Головной убор синего цвета с разными самоцветами. Слегка выдвинутый вперед подбородок, сомкнутые губы, черные брови вразлет – выражение благородной сдержанности (внутренняя человеская мягкость). «Голова царицы» - незаверш.портрет из золотистого песчаника. Бархатистая поверхность камня придает особую мягкость, хрупкая одухотворенность. Нет канонов. Мечтательна, светла, не похожа на царицу.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.