Здавалка
Главная | Обратная связь

Психодинамические методы терапии



Основная задача психотерапевта в данном направлении заключается в том, чтобы довести до сознания вытесненные эмоции и мотивации. Основные методы динамической психотерапии разработаны в рамках традиционного психоанализа и его более поздних модификаций. Среди этих методов, направленных на восстановление бессознательных конфликтов, следует выделять: метод свободных ассоциаций, метод анализа сновидений.

Анализируя сны и ассоциации психотерапевт и клиент пытаются извлечь неосознаваемый смысл. Отношение клиента к психотерапевту считается важной частью лечения. Традиционный психоанализ – это длительный, интенсивный и дорогостоящий процесс.

Уже при жизни З. Фрейда его подходы к психотерапии были модернизированы и вылились в индивидуальную психологию А. Адлера, аналитическую психологию Юнга, характерологический анализ К. Хорни, психодраму Дж. Морено, трансактный анализ Э. Берна, символдраму Х. Лейнера, гештальттерапию Перлза, биоэнергетический анализ А. Лоуэна, голотропную терапию С. Грофа и др.282

В новых формах психодинамической терапии метод свободных ассоциаций, как правило «заменяется прямым обсуждением актуальных вопросов, и терапевт может действовать более прямыми методами, самостоятельно поднимая те или иные темы и не дожидаясь пока клиент сам затронет их».283 Исследования свидетельствуют об эффективности межличностной терапии при лечении депрессии, тревожности, алкоголизации.

Поведенческая терапияоснована на принципах обуславливания и научения. Основная задача терапевта в данном направлении заключается в изменении ранее сформированного поведения, связанного с усвоенными способами преодоления стресса. Поведенческая терапия стремится изменить разадаптированное поведение, сделать его адекватным новой ситуации. Процесс лечения состоит из четкого выяснения проблемы и разделения ее на ряд конкретных терапевтических целей.

Одним из методов поведенческой терапии является метод систематической десенсибилизации и разыгрывания in vivo. Суть этого метода заключается в обучении пациента глубокой релаксации. Следующий шаг – составляется иерархия ситуаций, вызывающих тревогу от наименьшего беспокойства к сильной тревоге. Затем пациента учат расслабляться в ситуациях тревоги начиная от слабого расстройства и кончая сильной тревогой. Для разыгрывания in vivo клиент должен действительно переживать ситуацию. Процедуры in vivo направлены на постепенное угасание страха.

Другим эффективным средством поведенческой психотерапии является метод моделирования. Суть его заключается в наблюдении за нормальным поведением людей в ситуации, которая у пациента вызывает страх. В процессах наблюдения лица с разадаптированным поведением учатся эффективным стратегиям преодоления ситуации.

В психиатрической практике сеанс моделирования часто сочетается с ролевой игрой, в которой пациент играет адаптированные формы поведения, усваивая их.

Для закрепления поведения усвоенного во время сеансов психотерапии клиента необходимо обучать навыкам самоконтроля и саморегуляции. «Саморегуляция предусматривает наблюдение за своим поведением и применение различных методов (самоподкрепления, самонаказания, управления стимульными условиями, выработка несовместимых реакций) с целью изменить разадаптированное поведение.

Человек следит за своим поведением, ведя тщательную запись ситуаций, которые с ним несовместимы».284 Например, человек обеспокоенный употреблением алкоголя, регистрирует ситуации, в которых его больше всего искушает алкоголь, и старается их избегать, заменяя другими, несовместимыми с употреблением алкоголя.

Когнитивно-поведенческая терапия в определенной мере является развитием поведенческой терапии. Этот метод включает в себя не только коррекцию поведения, но и коррекцию неадекватных убеждений. «Терапевт при этом стремиться помочь человеку в контроле над эмоциональными реакциями, такими как тревожность и депрессия, обучая его более успешным способам интерпретации своих переживаний и размышлений о них».285

Гуманистическая терапияисходит из естественной склонности человека к самосовершенствованию и самоактуализации. Подобно психоаналитику психотерапевт данного направления помогает человеку глубже осознать свои эмоции и мотивы, но не интерпретирует поведение пациента и не старается его скорректировать. Он не навязывает пациенту своих взглядов, а помогает ему прийти к собственному решению.286

Гуманистическая терапия обычно связывается с К. Роджерсом (клиент-центрированная терапия). К данному направлению близко примыкает Логотерапия Франкла. В данном направлении невроз понимается как результат подавления потребности к самоактуализации, к реализации смысла жизни. Основными человеческими ценностями по Франклу являются творчество, переживания, отношения. Конфликты относятся в основном к духовной сфере. Специфическим методом логотерапии является парадоксальная интенция. Метод построен на том, что пациент должен захотеть, чтобы осуществили то, чего он боится, или ему самому дали возможность это сделать. Процесс нахождения смысла жизни сводиться к общепсихологическим закономерностям человеческого познания. Знание теории формирования внутреннего мира может при этом сыграть положительную роль.

Групповая терапия прежде всего направлена на преодоление трудностей, возникающих у человека в отношениях с другими. Групповая терапия позволяет клиенту разобраться со своими проблемами в присутствии других людей, наблюдать их реакцию на свое поведение, вносить коррективы в свое поведение. Групповая терапия используется как самостоятельный метод, так и как дополнение к индивидуальной терапии. При групповой терапии психолог обычно остается на заднем плане, давая возможность членам группы поделиться переживаниями, прокомментировать поведение друг друга, обсудить свои проблемы и проблемы других. Однако в ряде случаев роль психотерапевта становится ведущей. Групповая терапия может сочетать в себе позитивные моменты когнитивно-поведенческой терапии, предоставляя клиентам возможность усваивать эффективные формы поведения.

Семейная терапия.

Семья представляет собой особую малую группу, со своим строем эмоциональных, межличностных и финансовых отношений.

Существует много подходов к брачной терапии, но большинство из них сосредоточено на помощи партнерам в обмене своими чувствами, развитии большего взаимопонимания и выработки продуктивных способов преодоления конфликтов. Один из этих подходов, отражающий взгляды автора, мы представляем ниже. С позиций двухуровнего построения внутреннего мира раскрывается картина любви и возможных направлений психотерапевтического воздействия.

Как показывают исследования последних лет, в возникновении любви природа заложила свои глубокие механизмы. Во-первых, это проявляется в действии определенных гармонов: «РЕА», серотонина, эндорфина, дофамина, норадреналина. Каждый из них воздействует на поведение индивида на разных этапах развития любви. Гармоны «РЕА» проявляются в поведении человека на первых этапах любви. В условиях их действия достаточно запаха любимого человека, звука его голоса, прикосновения, что бы человек почувствовал сильнейшее возбуждение, испытав глубокое удовлетворение. Одновременно, общение с любимым человеком способствует выработке этого вещества. Поэтому когда любящие долгое время не имеют возможности видеть друг друга, говорить друг с другом, сокращается количество гармонов в организме, а это, в свою очередь приводит к негативным переживаниям, возникновению чувства глубокой утраты. А это приводит к взаимному стремлению.

Исследования показывают, как и любой гармон, РЕА действует на организм 2-4 года. Это критический период любовных отношений.

Романтическая любовь живет не долго, но этого периода хватает, чтобы люди в любви родили ребенка и воспитали его в первые, самые трудные, в биологическом плане, годы. Интересно отметить, что по данным статистики 3-4 летний период совместной жизни завершается первой волной разводов. На смену РЕА приходит действие других гармонов: серотонина и эндорфина, а далее дофамина и норадреналина. Их действие проявляется гораздо мягче, но столь же благоприятно для развития и сохранения любви.

Отметим также, что природа заложила в человека не просто механизм влечения, но влечение к вполне определенному типу особей противоположного пола. И это определено на генном уровне. Иными словами, человек выбирает себе генетически подходящего партнера, или, как говорит наука, генетически комплиментарного. Признаки генетической совместимости представлены во внешнем облике человека, его походке, жестах, тембре голоса, запахах. Эти признаки релизоры воспринимаются каждым из нас на подсознательном уровне и запускают механизм влечения, воздействуют на гармональные механизмы, формируют любовное поведение. Нельзя представлять дело так, что биологические механизмы определяют наш выбор конкретного лица. Они задают определенное направление отбору.

Таким образом, природа обуславливает страсть и любовное поведение. Но не менее важным является второй процесс, который развивается на базе природных механизмов и который составляет духовную составляющую любви. Назовем его процессом идеализации любимого человека. Объект любви наделяется различными добродетелями, которые делают его еще более привлекательным для любящего. В объекте любви любящий находит все новые и новые качества, которые он ценит. Ему нравится и внешний облик, и голос, и характер поведения любимого. И когда перестают действовать гормоны остается образ любимого, который и обуславливает зрелую любовь. Именно двухуровневый характер любовного процесса выводит его за границы биологического влечения и создает условия любви без временных границ.

Мы описали идеальную картину любовных отношений. В реальности все может обстоять по-другому. Наиболее распространенный случай – любят не двое, а один. Второй вступает в любовные отношения по различным причинам: социальным, материальным. Нарушается принцип комплиментарности. В этом случае не происходит идеализации, по крайней мере, у одного из партнеров. Не создается психологической основы долговременной любви. Второй случай, процесс идеализации не наступает ни у одного из субъектов. Причины этому могут быть самые различные. Чаще всего, кратковременность связи, не связанной с комплиментарностью. В этом случае, если люди вступают в супружеские отношения, то их связь остается основанной только на биологическом влечении и теряет свою основу как только это влечение притупляется. Связующим звеном здесь остаются дети, если они появляются.

Важно отметить, что и в случаях идеальной картины любви, когда процесс идеализации наблюдается с двух сторон, образ любимого может трансформироваться или разрушаться. Именно этот случай и является прежде всего объектом психотерапевтической практики. Ибо образ разрушается не сам, а его разрушают прежде всего сами любящие. Этот процесс и необходимо предотвратить.

В заключении выделим еще три метода, которые могут применяться как сами по себе, так и включатся, как мы уже видели в другие методы. Это методы релаксации, медитации, и физических упражнений.

Релаксация. Ранее, рассматривая различные теории эмоций и чувств, мы отмечали, что они тесно связаны с состоянием переферии и поведения человека (теория Джемса-Ланге). Именно на этой связи базируется управление эмоциональным состоянием через релаксацию. Воздействуя на состояние мышечного тонуса, изменяя свой сердечный ритм и кровяное давление человек достигает эмоционального расслабления.

Медитация, сосредоточенное размышление, отвлекающее от неприятных мыслей, является одним из методов релаксации. Медитация, внутреннее сосредоточение, сопровождается изменением почти всех вегетативных показателей: изменяется активность ЭЭГ, снижается частота дыхания и сердцебиения, стабилизируется кровообращение и др.

Медитация показала себя хорошим методом оказания помощи людям, страдающим тревожностью.

Физические упражнения. «В здоровом теле – здоровый дух» - говорит народная мудрость. Тревожные состояния часто развиваются на фоне ухудшающегося физического здоровья. Восстановление физической формы в этом случае является хорошим средством борьбы с тревожностью.

 

* * *

В заключении данной главы отметим, что даже краткое перечисление методов психотерапии представляет собой обширное поле. Овладеть всеми методами с достаточной глубиной представляет собой трудную задачу. Это с одной стороны. А с другой – возможности каждого метода достаточно строго канализированы. Каждый из них строиться на определенном теоретическом подходе.

Сравнение различных методов психотерапии показывает, что их эффективность примерно одинакова. На этом фоне важной проблемой «является вопрос, какое лечение является наиболее подходящим для каждого пациента в данных конкретных обстоятельствах».287 До настоящего времени не разработаны критерии эффективности лечения психотерапевтическими методами. Определенные успехи в этом вопросе достигнуты в отношении критериев успешности лечения депрессии.

В практике психотерапии наметилась тенденция перехода от длительных (несколько месяцев и лет) циклов лечения к менее долгосрочным программам и методам.

Оценка эффективности психотерапии поставила вопросы о необходимости дальнейшей разработки ее теоретических основ, стоимости и целесообразности.288

Одним из подходов к разработке общей теории психотерапии может стать разработка законов формирования и функционирования внутреннего мира человека. Уже сегодня ясно, что многие болезни являются следствием нарушения целостности мира внутренней жизни, нарушений связи в системе двухуровнего функционирования психических процессов, феноменов изоляции и доминирования отдельных сегментов внутреннего мира и явлений зацикливания процессов духовной жизни. Эти наблюдения хорошо согласуются с научными данными о патогенезе психических расстройств. Ученые отмечают, что большинство психических расстройств берут начало в органической патологии, в частности связаны с биохимическими нарушениями, затрагивающими ряд нейромедиаторных систем. Нарушение же в медиаторных системах должны вести к нарушениям в системности функционирования головного мозга как целого.

Психические расстройства, как мы уже отмечали, затрагивают процессы функционирования мышления, эмоций и воли. И здесь расстройства связаны с нарушением единства функционирования информационно-потребностно-эмоциональной субстанции, с нарушением целостности информационно-энергетических отношений.

И все же оценивая прогресс в психотерапии за последние сто лет, можно сказать что «нам есть что праздновать»289 и надеяться на успех в будущем.

 

Заключение

 

Книга, над которой я работал более 30 лет закончена. Но на ум приходят слова испанского писателя 16 века, острослова и глубокого мыслителя Франсиско де Кеведо: «Давно установлено, – писал он, – что никому ничего не известно… Да и это толком неизвестно: ведь будь известно даже это, хоть что-то было бы известно; лишь подозревается, что дело обстоит именно так».290

Книга закончена, но вместо точки приходиться ставить многоточие.

Мы сделали попытку дать научную трактовку понятию «душа». В нашем понимании душа рассматривается как потребностно-эмоционально-информационная субстанция, формирующаяся при жизни человека на основе его индивидуальных свойств и качеств и отражающая все своеобразие его бытия.

В работе рассматривается процесс формирования внутреннего мира человека, исходным моментом которого выступают потребности ребенка и связанные с ними переживания. В процессе опредмечивания потребностей и переживаний внешний мир приобретает для ребенка значение и смысл. Формирующийся в процессе бытия внутренний мир ребенка становиться и миром его внутренней жизни. Это живой мир, в основе которого лежат потребности и переживания человека. Переживания пронизывают все идеальные компоненты психической жизни, все содержание внутреннего мира человека.

Внутренний мир человека отражает весь его жизненный путь, деятельности, которыми он овладел, поступки, которые совершил, весь внешний мир в его функциональном значении и личностном смысле. Но при этом на каждом этапе развития внутренний мир не теряет своей сущности, как независимой от внешнего мира субстанции, своей активности, своего творческого начала.

Человек свободен поступать в любой момент своей жизни так, как его побуждает его внутренний мир, его потребности, чувства, переживания и мысли. В меру этой свободы он несет ответственность за свои поступки. Общество же оценивает его поступки по нормам морали и нравственности с учетом традиций и обычаев, социальных норм и законов, с учетом условий, в которых человек совершил тот или иной поступок. Нельзя объяснить поведение человека, исходя из внешних условий. Обладая свободой выбора, человек учитывает эти условия. Человек свободен в своих поступках. Эта свобода есть внешнее выражение его душевной жизни, и в определенной мере, отражает внутренний мир человека. Но только в определенной мере, так как проявление внутреннего мира в различных условиях бывает различно.

В работе обосновывается положение о том, что предметом психологии должен стать внутренний мир человека, его душа в научном понимании.

Автором сделана попытка раскрыть структуру и функции внутреннего мира человека. Формулируются законы функционирования внутреннего мира, дается периодизация процесса его формирования. Утверждается, что внутренний мир человека эволюционирует и функционирует по вероятностным законам. На развитие внутреннего мира оказывают воздействия как систематические воздействия внешнего мира, так и отдельные события (случай). Нельзя предсказать величину воздействия на внутренний мир любых возмущений начальных условий. Отсюда вытекает во-многом непредсказуемость поведения человека и трудности анализа внутреннего мира.

Внутренний мир стремиться в своей самоорганизации к устойчивому состоянию, которое характеризуется устранением чувства неопределенности и неудовлетворенности, стремлением перейти на стереотипные формы поведения. Наконец, внутренний мир характеризуется необратимостью своих состояний. Во внутреннем мире нет эквивалентности между прошлым и будущим, между которыми стоит настоящее.

Автору представляется важным проведенный анализ формирования личностных качеств на основе базовых мотиваций, эмоций и чувств. Этот анализ показал, что личностные качества являются выражением доминирующих мотиваций, эмоций и чувств. Очевидно, не случайно психопатология личности прежде всего изучает нарушения в мотивационной, эмоциональной и волевой сферах. Заявленный подход к личностным качествам позволяет представить пути их включения в мир внутренней жизни человека.

Наконец, следует отметить предложенный подход к соотношению бессознательных и сознательных процессов психической жизни. На примере осознания потребностей и мотивации автор показывает, что психическая жизнь разворачивается сразу на двух уровнях: бессознательном и сознательном. Полученные результаты позволяют понять сущность принци-па психофизического единства и положения о единстве субъективного и объективного.

Полученные в исследовании результаты, вместе с тем, только намечают путь к познанию мира внутренней жизни человека. Именно поэтому автору вспомнились слова Кеведо. Многое еще нуждается в уточнении и проверке. Намечен лишь путь. Но когда дело касается столь важной проблемы, отражающей сущность бытия человека, то даже допущения, предположения и гипотезы представляются конструктивными.

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………...5

Глава I. Характеристики внутреннего мира…………………………………….9

1.1. Определение понятий……………………………………………….9

1.2. Зарождение внутреннего мира…………………………………….10

1.3. Репрезентация внешнего мира во внутреннем…………………...12

1.4. Единство и независимость внешнего и внутреннего миров…….13

1.5. Внутренний мир и душа человека………………………………...15

1.6. Внутренняя жизнь и сознание……………………………………..20

Глава II. Развитие внутреннего мира…………………………………………...26

2.1. Развитие внутреннего мира ребенка………………………………...26

2.2. Развитие внутреннего мира в деятельности………………………..30

2.3. Развитие внутреннего мира в поступках……………………………37

2.4. Целостность внутреннего мира……………………………………...48

Глава III. Структура и функции внутреннего мира……………………………54

3.1. Структура внутреннего мира………………………………………..54

3.2. Законы функционирования внутреннего мира……………………..69

3.3. Периодизация процесса формирования внутреннего мира……….73

Глава IV. Индивидуальные проявления внутренней жизни………………….79

4.1. Общие замечания……………………………………………………79

4.2. Личностные характеристики………………………………………..80

4.3. Познавательные процессы…………………………………………..88

Глава V. Мотивация в структуре внутренней жизни и поведении человека128

5.1. Пищевая мотивация………………………………………………...128

5.1.1. Биологические механизмы мотивации………………………….128

5.1.2. Организация поведения…………………………………………..135

5.1.3. Формирование качеств личности на основе пищевых

мотиваций…………………………………………………………138

5.2. Половая мотивация…………………………………………………145

5.2.1. Биологические механизмы мотивации…………………………..145

5.2.2. Половое влечение и любовь……………………………………...147

5.2.3. Формирование качеств личности на основе полового влечения

и любви…………………………………………………………….158

5.3. Мотивация доминирования………………………………………...160

5.3.1. Доминирование и иерархия………………………………………160

5.3.2. Доминирование: преимущества и ответственность……………162

5.3.3. Доминирование и агрессивность………………………………...162

5.3.4. Доминирование в человеческом сообществе…………………...163

5.4. Мотивация и характер………………………………………………166

5.5. Бессознательное и сознательное во внутренней жизни человека

(мотивационный аспект)………………………………………….167

ГлаваVI. Эмоции и чувства в структуре внутренней жизни и поведении

человека……………………………………………………………177

6.1. Содержательное многообразие эмоций и чувств…………..177

6.2. Биологические механизмы эмоций…………………………182

6.3. Стресс и эмоции……………………………………………...186

6.4. Функции эмоций и чувств…………………………………...189

6.5. Сложные эмоции и чувства………………………………….192

6.6. Развитие эмоций и чувств……………………………………195

6.7. Эмоции, деятельность и поведение…………………………212

6.8. Формирование качеств личности на основе доминирующих

эмоций и чувств……………………………………………223

6.9. Проявление эмоций и чувств………………………………..230

6.10. Бессознательное и сознательное во внутренней жизни

человека (эмоциональный аспект)……………………….238

6.11. Основные теории эмоций………………………………….241

Глава VII. Воля и мир внутренней жизни человека…………………………250

7.1. В каких случаях мы говорим о воле………………………..250

7.2. Принятие решения как волевой акт…………………………252

7.3. Мотивация и исполнение…………………………………….259

7.4. Является ли воля реальным психическим феноменом?………….267

7.5. Произвольное управление поведением……………………………271

7.6. Волевые качества личности………………………………………..298

7.7. Место воли в структуре внутренней жизни человека……………303

Глава VIII. Мир внутренней жизни человека в норме и патологии………..305

8.1. Внутренний мир человека в норме………………………………...305

8.2. Функционирование внутреннего мира в случае душевных

расстройств………………………………………………………..310

8.3. Классификация психических расстройств………………………...313

8.4. Способы преодоления стресса……………………………………..318

8.5. Методы психотерапии……………………………………………...324

Заключение……………………………………………………………………...338

Предметный указатель…………………………………………………………341

Именной указатель…………………………………………………………………

 


[1] Механизм происхождения, функционирования и развития эмоций и чувств рассмотрен мною в кн.: Введение в психологию (эмоции и чувства). М., 2002.

[2] Психология/Под ред. А.А. Смирнова А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова. М.: Учпедгиз, 1956.С. 9.

[3] Под языком мы будем понимать любую знаковую систему.

[4] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии С. 294.

1 С.Л. Рубинштейн Человек и мир. М., Наука, 1997. с. 24.

2 Там же, с. 26.

 

[5] Челпанов Г.И. Мозг и душа. Критика материализма и очерк современных учений о душе. М., 1994. Институт психологии РАО. С.275.

[6] С.Л. Рубинштейн Человек и мир. М., Наука, 1997. с. 27.

[7] Там же, с. 30.

[8] Ибн Сина (Авиценна).Избранные философские произведения. М.: Наука, 1980. С.469.

[9] Там же. С.485.

[10] Франк С.Л. Реальность и человек. М.: Республика, 1997.С.6

[11] Франк С.Л. Там же. С.8.

[12] Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация М.: Слово/Slovo, 200.С.164-165.

1 В.Д. Шадриков Происхождение человечности. М., 2003.

1 П.К. Анохин Очерки по физиологии функциональных систем. М., Медицина, 1975.

2 В ряде работ считается, что количество нейронов в головном мозге превышает 10 млар. В частности, в работе Эделмен Дж., Маунткасл В. Разумный мозг. М., 1981 указывается, что число нейронов составляет около 50 млар.

3 Н.П. Дубинин Что такое человек. М., Мысль, 1983. С. 51.

 

1 Н.П. Дубинин Что такое человек. М., Мысль, 1983. С. 74-75.

[13] Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организации. М.: Наука,2000.

[14] Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека М.: Лотос, 2001.

[15] Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. С. 132.

[16] Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.

[17] Инженерная психология. Теория, методология, практическое применение. М.: Наука, 1972. Гл. VII. С.135-136.

[18] Там же, С.137-138.

[19] Подробное изложение концепции функциональной психологической системы деятельности человека работе: В.Д. Шадрикова Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука,1982.

[20] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии М.: Учпедгиз.,1946.С.535.

[21] Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии. Психологический журнал. Т.2., №5.1981.С.16-17.

[22] Шадриков В.Д. Происхождение человечности. М.: Логос,2001.

[23] Бергсон А. Два историка морали и религии. М.: Канон,1994.

[24] Ильин И.А. Путь к очевидности М.: Республика, 1993. С. 179.

[25] Там же С.180.

[26] Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика,1993.С.181.

[27] Там же.

[28] Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. С.192.

[29] Юнг Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994. С14.

[30] Там же.

[31] Юнг К. Там же, С.16.

[32] Психология/Под ред. А.А. Крылова М.: Проспект, 1998. С.364.

[33] Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. М.: Логос, 2001.

[34] Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1973.

Прибрамм К. Языки мира. М.: Прогресс,1975.

Скворцов И.А. Развитие нервной системы у детей. М.: Тривола, 2000.

[35] Скворцов И.А. Там же. С.6-7.

[36] Там же. С.5-6.

[37] В структуре душевной жизни по З. Фрейду совесть относится к структуре сверх-Я (Uber-Ich) и выступает преимущественно в роли цензуры.

[38] Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения.

[39] Фрейд З. Психология бессознательного. М.:Просвещение, 1989. С.427.

[40] Базисное руководство по психотерапии. Санкт-Петербург. Речь. С.44.

[41] Юнг К. Проблемы души нашего времени. М.: «Универс»1993. С.125.

[42] Юнг К. Проблемы души нашего времени. 1993.С.235.

[43] Там же С.234 - 235.

[44] Там же, стр.129.

[45] Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. М.-Воронеж,1997.

[46] Н.А. Бернштейн. Там же. С.113.

[47] Бернштейн Н.А. Там же.С.54.

[48] Подход мы рассматриваем как способ объяснения.

[49] Роговин М. Структурно-уровневые теории в психологии. (Методологические основы). Ярославль: ЯрГУ, 1977.С.8

[50] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.,1979, С.361.

[51] Франк С.Л. Реальность и человек. М., Республика, 1997, С.86.

[52] Там же, с.88.

[53] Эшби У.Р. Конструкция мозга (происхождение адаптивного поведения). М., ИЛ, 1962.

[54]Там же, С. 313.

[55] Пригожин И. Конец определенности. Время, хаос и новые законы природы. Москва-Ижевск, 2000.

[56] Пригожин И. Там же. С.12-13.

[57] Пригожин И. Конец определенности. Время, хаос и новые законы природы. Москва-Ижевск, 2000.

[58] Юнг К. Там же. С.194.

[59] Возможно в этом проявляется и действие архитипов. Первобытный человек жил в относительно стабильных условиях, к которым были приспособлены его жизненные стереотипы (программы поведения). Нарушение стабильности воспринималось как угроза.

[60] Анастази А. Психологическое тестирование. Т.». С.123. М.: Педагогика, 1982.

[61] Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002.

[62] Тургенев И.С. Соч. Т.3. Записки охотника. С.14.

[63] Там же.С.101-102.

[64] Юнг К. Проблемы души нашего времени.

[65] Там же. С.104.

[66] Джеймс У. Психология. С.142.

[67] Айзенк Ганс, Вилсон Гленн. Как измерить личность. «Когито-центр», Москва, 2000. С.16.

[68] Джеймс У. Психология. СПб., Типография В. Безобразова и Кº. 1901. С.124-125.

[69] Барабанщиков В.А. Восприятие и событие. СПб.: Аллетея,2002.

[70] Психология/Под ред. А.А. Крылова. М.: Проспект, 1998.

[71] Старовойтенко Е.Б. Современная психология: формы интеллектуальной жизни. М.: Академический проспект, 2001.

[72] Библия. Книга Экклесиаста или Проповедника. Гл.2, 14.

[73] Франк С.Л. Реальность и человек. М.:Республика,1997.

[74] Прибрамм К. Языки мозга. Экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии. М.: Прогресс, 1975. С.152-153.

[75] Рубинштейн С.Л. Основы психологии М.: ГУПИ, 1935.

[76] Бергсон А. Два источника морали и религии. М.: Канон, 1954.С44.

[77] Шадриков В.Д. Происхождение человечности. М.: Логос, 2002.

[78] Ильин И.А. Цит. Соч.С.229.

[79] Ключевский В.О. Курс русской истории. М.: Мысль, 1987. Т.1.С.212.

[80] Ключевский В.О. Цит. соч.С.213.

[81] Ключевский В.О. Соч. М., 1967.Т2.

[82] Нестеров Ф.Ф. Связь времен. М.: Молодая гвардия, 1987. С.14.

[83] Ключевский В.О. Цит. соч.С.396-397.

[84] Нестеров Ф.Ф. Связь времен. М.: Молодая гвардия, 1987.С.46.

[85] Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. М.-Л., 1929. Т.2. С.183.

[86] Цит. из кн.: История дипломатии. М.-Л., 1945. Т.2.С.103.

[87] Соловьев С.М. Соч. в 18 кн. М.: Мысль, 1988. Кн.1.Т 1-2. С.56.

[88] Соловьев С.М. Цит. Соч. С.56.

[89] Там же. С.73.

[90] Кавелин К.Д. Цит. Соч.С.69.

[91] Там же. С.103.

[92] Там же С.26.

[93] Кавелин К.Д. Цит. Соч.С.69.

[94] Там же С.97.

[95] Там же С.29.

[96] Условная единица обложзения в крестьянском хозяйстве, взимаемая с трудоспособных членов крестьянской семьи.

[97] Кавелин К.Д. Цит. Соч. С.123.

[98] Епископ Варнава (Беляев). Основы искусства святости. В 3 т. Н. Новгород: Изд. Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996.Т.2.

[99] Теократия – форма правления, при которой политическая власть принадлежит духовенству, церкви.

[100] Соловьев В.С. Еврейство и христианский вопрос. Соч. в 2 т. М.: Правда, 1989.Т.1.С. 234.

[101] Там же С. 249.

[102] Семенникова П. Феномен России//Наука и жизнь. 1996.№2. С.6.

[103] Там же , С.46.

[104] На Западе многонациональные империи делились на метрополию (национальное государство) и колониальную периферию.

[105] Нестеров Ф.Ф. Связь времен. М.: Молодая гвардия,1987.

[106] Там же. С.94.

[107] Там же. С.114.

[108] Кавелин К.Д. Цит.соч. С.63.

[109] Кречмер Э. Медицинская психология. СПб.: Союз, 1998.

[110] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999.С.622.

109 Судаков К.В. Биологические мотивации. М.: Медицина, 1971. С.121.

110 Там же С.135.

111 Там же С.123-124.

112 Там же. С.161.

113 Там же. С.61.

114 Там же. С.199-200.

115 Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина,1968;

Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.

116 Ананьев В.Г. Психология педагогической оценки: В 2 т. М.,1980. Т.2.

117 Шадрикова И.А. Роль педагогического оценивания в профессиональном мастерстве учителя. М.: МПОПИ, 1992..

118 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.С. 665.

119 Свядощ А.М. Женская сексопатология. М.: Медицина, 1988.

120 Кон И.С. Введение в сексологию. М. Медицина, 1989. С. 111, 121.

121 Одним из древнейших памятников культуры, описывающих искусство любви, является созданная около полутора тысяч лет назад книга – дидактическое наставление Ватсьяяна Малланга «Камасутра», впервые изданная на русском языке в 2000 г.

122 Спок Б. Разговор с матерью. М.: Республика, 1993. С. 194.

123 Там же. С 250.

124 Дарвин Ч. Происхождение видов. С.41.

125 Согласно социологическим исследованиям, 40-60% опрошенных не испытывали чувства любви.

126 Платон М.: Мысль, 1993. С. 98-103.

127 Николаев Г. Мужчина и женщина. Биология любви//Наука и жизнь. 1996. №5. С. 142-145.

128 Платон. Указ. Соч. С.117.

129 Там же. С.120-121.

130 Там же. С.122.

131 Стендаль. О любви. Собр. Соч.: В 12 т. М., 1978.Т.7.

132 Там же С. 21.

133 Там же. С.14.

134 Там же. С.16.

135 Стендаль. Указ. Соч. С.17.

136 Люк де Клапье де Вовенагр. Введение в познание человеческого разума//Мир и эрос. М.: Политиздат, 1991. С.114.

137 Фихте И.Г. Основоположения естественного права согласно принципам научения (…) первое приложение естественного права//Философские науки. 1972. №5. С. 120-125.

138 Платон. Пир. М.: Мысль, 1993. Т.2. С.106.

139 Достоевский Ф.М. ППС. Т.14. С. 210.

140 Шовен Р. Поведение животных. М.: Мир, 1972. С.114.

141 Там же. С.78.

142 Хайд Р. Поведение Животных. М.: Мир, 1975. С.361.

143 Фромм Э. Психоанализ и этика (основы гуманистической характеристики)//Философские науки. 1993. №1-3. С.179.

144 Там же. С.178.

145 Там же. С.179.

146 Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос. 1994.

147 Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989. С.427.

148 Там же. С.429.

149 Отметим, что традиционно в психологии способность рассматривается как свойство индивида, характеризующие его познавательную сферу. Однако есть все основания говорить о способностях желать и о способностях чувствовать.

150 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. С.5.

151 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1935. С.393.

152 Джеймс У. Психология. СПб, 1901, С.307.

153 Выготский Л.С. Спиноза и его учение об эмоциях в свете современной психоневрологии//Вопросы философии. 1970.№6, С.127.

154 Лук А.Н. Эмоции и чувства. М.,1972. С.73-77.

155 Спиноза Б. Избранные произведения. М., 1975. Т.1.

156 Вунд В. Основы физиологической психологии. М., 1912. Т.2.

157 Экспериментальная нейрофизиология эмоций. //Под ред. А.В. Вальдмана. Л.: Наука, 1972.

158 Психология эмоций. Тексты.//Под ред. В.К. Вилюнаса и Ю.Б. Гиппенрейтер МГУ, 1984.

159 Изард К. Эмоции человека. МГУ, 1980 С.83.

160 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С. 490-495.

161 Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональный аспект. М.: Наука, 1975. С.85.

162 Там же. С.87.

163 Экспериментальная нейрофизиология эмоций. //Под ред. А.В. Вальдмана. Л.: Наука, 1972. С.15.

 

164 Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс. 1982.С.33.

165 Там же. С.26.

166 Анохин П.К. Эмоции. БМЭ. Т.35.С.354-357.

167 Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.:1981. С.95.

168 Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты. М.: Наука, 1975. С.88-89.

169 Ньюттен Ж. Экспериментальная психология. Вып.5.М., 1975. С.89.

170 Анохин П.К. Эмоции. БМЭ. Т.35. 1964. С.339-341.

171 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. С.460.

172 Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. М., 2001.

173 Шадриков В.Д. Происхождение человечности. Этюд о детском плаче. М., 2001.

174 Зеньковский В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Изд. Свято-Владимирского Братства, 1993. С.118-119.

175 Там же. С.119.

176 Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. С. 179.

177 Там же. С.180.

178 Там же. С.180-181.

179 Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Инвест - ППП, 1995. С.17.

180 Кураев А. Традиция. Апологетические очерки. Догмат. Обряд. Москва-Клин: Изд. Братства Святителя Тихона. 1996. С.103.

181 Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М., 2001.

182 Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985. С. 150.

183 Патологические аффекты – состояния, возникшие у человека в результате неожиданного унижения, оскорбления, сильных волнений и гнева.

184 Шадриков В.Д. Проблемы ситемогенеза профессиональной деятельности. П.,1982.

185 Шадриков В.Д. Введение ив психологию. Способности человека. М., 2001.

186 Мэгун Г.: Бодрствующий мозг. М., 1965.

187 Ухтомский А.А. Собр. соч., Т.;., Л.,1940.

188 Шадриков В.Д. Введение в психологию (способности человека). М.,2001.

189 Ухтомский А.а. Собр. Соч. Т.4.Л., 1940.

190 Шадриков В.Д. Духовные способности. М., 1998.

191 Вейнингер О. Пол и характер. М.,1992. С.111.

192 Словарь античности. М. 1989. С. 373.

193 Фромм Э. Душа человека. М.,1992. С.53-54.

194 Фромм Э. Душа человека. М.,1992. С.65-66.

195 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.,1946. С.483.

196 Дарвин Ч. Происхождение эмоций. (На русском языке издано под названием «О выражении ощущений у человека и животных») Под ред. Ковалевского, 1899.

197 Рубинштейн с.л. Основы общей психологии. М. 1946. С.486.

198 Woodworth. Experimental psychology. New York. Holt.1938.

199 Рубинштейн С.л. рассматривает эмоциональные характеристики речи в разделе выразительных движений, т.н. «вокальная мимика» (выражение эмоций в интонации и тембра голоса).

200 Носенко Н.И. Психическая напряженность. М., 1976.

201 Юнг К.Г. Психологические типы. М., 1924.

202 Симонова С.Л. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты. М.,1975. С.132.

203 Веккер Л.М. Психические процессы. Л. ЛГУ. Т.1. С.11.

204 Там же. С.11.

205 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Учпедгиз, 1946.

206 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедизд., 1946. С. 198–199.

207 П.К. Анохин. Биологии и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968.

208 Анохин П.К. Проблема принятия решения в психологии и физиологии. В кн. «Проблемы принятия решения». М.: Наука, 1976. С. 8.

209 Тихомиров О.К. Принятие решения как психологическая проблема. В кн. «Проблемы принятия решения». М.: Наука, 1976. С. 81.

210 Карпов А.В. Исследования деятельности человека-оператора в условиях информационного дефицита. Автореф. Дис. М.: ИПАН, 1980.

211 Анохин П.К. Проблема принятия решений в психологии и физиологии. В кн. Проблемы принятия решений. М.: Наука, 1976.

212 Шовен Р. Цит. соч. С. 41.

213 Шовен Р. Цит. соч. С. 41.

214 Бергсон А. Два источника морали и религии. М.: Канон, 1994.

215 Г. Мэгун. Бодрствующий мозг. Изд.: Мир, 1965.

216 Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.

217 Е.П. Ильин. Психология воли. С.-Пб.: Питер, 2000. С. 34.

218 Там же. С. 6.

219 Там же. С. 98.

220 Е.П. Ильин. Психология воли. С.-Пб.: Питер, 2000. С. 39.

221 Е.П. Ильин. Психология воли. С.-Пб.: Питер, 2000. С. 39.

222 Е.П. Ильин. Психология воли. С.-Пб.: Питер, 2000. С. 41.

223 Бытовой словарь терминов, характеризующих волевую сферу личности, мы можем найти у Е.П. Ильина. Е.П. Ильин. Психология воли. С.-Пб.: Питер. С. 219-225.

224 А.А. Ухтомский. Собр. соч. В 5 т. Л., 1952. Т. 3. Гл. VII.

225 Н.А. Бернштейн. Биомеханика и физиология движений. Москва-Воронеж, 1997. С. 55–56.

226 Там же, стр. 45-47.

227 Тамже, стр. 51.

228 Там же, стр. 357.

132 Там же, стр. 362.

230 А.Р. Лурия. Основы нейропсихологии. МГК, 1973. С.244.

231 Там же, стр. 245.

232 Там же, стр. 252.

233 П.К. Анохин. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. С. 35.

234 Там же, стр. 35.

235 Там же, стр. 38.

236 Там же, стр. 48.

237 Отметим, что если Н.А. Бернштейн говорил о том, что к изучению физиологических механизмов аппарата представления о результате действия еще не намечены даже пути, то П.К. Анохин уже располагает конкретными экспериментальными данными, относящимися к акцептору результата действия.

238 С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. СПб.: Изд-во Питер. С. 25.

239 Там же. С. 25.

240 С.Л. Рубинштейн, там же. С. 26.

241 С.И. Ожегов. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1971.

242 Российская педагогическая энциклопедия. М.: Большая советская энциклопедия, 1999.

243 Судаков К.В. Биологические мотивации. М.: Медицина, 1971.

244 Судаков К.В. Биологические мотивации. М.: Медицина, 1971.

245 Отметим, что традиционно в психологии способности рассматриваются как свойства индивида, характеризующие его познавательную сферу. Однако есть все основания говорить о способностях желать и о способностях чувствовать.

246 Психологический словарь. М., 1996.

247 Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. Изд-во "Индрик", 2002. С. 220

248 А.Р. Лурия. Там же. С. 246.

249 А.А. Смирнов. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. 2. Проблемы психологии памяти. М.: Педагогика, 1987.

250 Там же. Стр. 39.

251 В.Д. Шадриков, Л.В. Черемошкина. Мнемические способности: развитие и диагностика. М.: Педагогика, 1990.

252 А.А. Смирнов. Стр. 124.

253 А.А. Смирнов. Стр. 146.

254 А.В. Запорожец. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. 2 Развитие произвольных движений. М.: Педагогика, 1986.

255 А.В. Запорожец. Там же, стр. 7.

256 Там же, стр. 7.

257 А.В. Запорожец. Там же, стр. 41.

М.И. Лисина. О некоторых условиях превращения реакций из непроизвольных в произвольные. Доклады АПН РСФСР, 1957. №1.

258 А.В. Запорожец. Там же. Стр. 50.

259 Там же. Стр. 65.

260 Т.О. Гиневская. О развитии движений руки при осязании у детей дошкольного возраста. Изв. АПН РСФСР, 1998. №14.

261 А.Н. Леонтьев. Проблемы развития психики. М., 1959.

262 Запорожец. С. 149.

263 Запорожец. М. 150.

264 А.Р. Лурия. Основы нейропсихологии. МГУ, 1973. С. 294.

265 А.Р. Лурия. Основы нейропсихологии. МГУ, 1973. С. 294.

266 Лурия. Там же. С. 295.

267 А.В. Карпов. Когнитивные и регулятивные механизмы в структуре процессов принятия решения. В ст. Психологические проблемы принятия решения. Ярославль, ЯрГУ, 2001. С. 9.

268 А.В. Карпов. Структурно-функциональная организация процессов принятия решений в управленческой деятельности. В ст.

269 Е.П. Ильин. Психология воли. С. 166.

270 Там же. Стр. 116.

271 Там же. Стр. 117.

272 Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит. Введение в психологию (учебник для студентов университетов), СПб:прайм-Еврознак/Нева/М:Олма-Пресс, 2003. с. 497.

273 Г. Глейтман, А. Фридлунд, Д. Райсберг. Основы психологии. С-Петербург, изд. Речь, 2001. с. 862.

274 Г. Глейтман, А. Фридлунд, Д. Райсберг. Основы психологии. С-Петербург, изд. Речь, 2001. с. 868.

275 Там же, с. 870.

276 МКБ-10. Классификация психических и поведенческих расстройств. Исследовательские диагностические критерии. Всемирная организация здравоохранения. Женева.

277 Г.В. Старшенбаум. Динамическая психиатрия и клиническая психотерапия. М., Высшая школа психологии. 2003. Данное практическое руководство составлено в соответствии с МКБ-10 и может быть рекомендовано для студентов и специалистов.

278 Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит. Введение в психологию (учебник для студентов университетов), СПб:прайм-Еврознак/Нева/М:Олма-Пресс, 2003. с. 481.

 

 

279 В.Д. Шадриков Происхождение человечности. М., Логос, 2001.

280 Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит. Введение в психологию (учебник для студентов университетов), СПб:прайм-Еврознак/Нева/М:Олма-Пресс, 2003. с. 537, 551.

281 Г.В. Старшенбаум. Динамическая психиатрия и клиническая психотерапия. М., Высшая школа психологии. 2003. с. 16.

282 Подробнее см. Г.В. Старшенбаум. Динамическая психиатрия и клиническая психотерапия. М., Высшая школа психологии. 2003. с. 89-99.

283 Там же, с. 543.

284 Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит. Введение в психологию (учебник для студентов университетов), СПб:прайм-Еврознак/Нева/М:Олма-Пресс, 2003. с. 546.

285 Там же, с. 546.

286 Более подробно: см. А.Б. Орлов. Психология личности и сущность человека. Парадигмы проекции, практики. М., Academia, 2002.

287 Г. Глейтман и др. Основы психологии. С-Петербург, Речь, 2001. с. 957.

288 Г. Глейтман и др. Основы психологии. С-Петербург, Речь, 2001. с. 958.

289 Г. Глейтман и др. Основы психологии. С-Петербург, Речь, 2001. с. 960.

290 Франсиско де Кеведо. Избранное. М., «Худ.литература», 1980. с. 315.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.