Здавалка
Главная | Обратная связь

Творческие задания детей



Выставляются картинки, предметы: фуражка, флаг, флакон, фасоль. Вопросы детей Фоме, Филе, Незнайке. Вопросы могут быть о назначении предметов. Угадывание слов по первому и последнему звуку, по слогам.

Чтение сказки Г.Юдина «Фокусник Федя». Выделение слов со звуком ф, ф'. Пересказ сказки.

11. Знакомство с буквой ф

«Филя ходит руки в боки, значит, выучил уроки». Встаньте, поставьте руки на пояс. Посмотрите друг на друга. Мы стали похожи на букву ф.

Чтение слов и предложений. Составление слов из разрезной азбуки

Слова фиалка, фикус. Превращение слова шарф в слово фарш путем перестановки букв.

Итог занятия

Тема «Звук и буква ш»

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КУКЛЫ МАШИ

Материал.Игрушки (кукла Маша, Мишка, Матрешка, Петрушка, кошка, мышка, лошадка, Неваляшка); предметные картинки (вишни, машина, катушка, подушка, шапка, шкаф и др.);


цветовые символы звуков, звуко-буквенный город, кассы, наборное полотно.

Ход занятия

Оргмомент

«Принесли мы вам подарки. Кто захочет, тот возьмет. Вот вам кукла с яркой лентой, неваляшка, самолет». Изобразите действия заводных игрушек: кукла шагает, Мишка танцует, неваляшка качается, лошадка скачет.

2. Сообщение темы занятия
Вносится кукла.

Это — Маша.

Звук ш произносится акцентирование.

Вспомните имена, в которых есть звук ш. (Саша, Наташа, Катюша, Ксюша.) Скажите ласково имя Маша. (Машенька.) Сегодня Машенька приглашает нас на свой день рождения. Мы побываем у нее в гостях и познакомимся с новым звуком ш.

3. Характеристика звука ш по артикуляционным и аку
стическим признакам

Машенька еще не умеет произносить звук ш, давайте ее научим. Что делают наши губы, когда мы произносим этот звук? (Вытягиваются трубочкой.) Где находится язык? Какой он — узкий или широкий? (Язык широкий, чашечкой.) Как мы произносим звук ш — с голосом или без голоса? Он звучит твердо или мягко? Гласный или согласный звук ш? Загибайте пальчики и повторите, какой звук ш. (Согласный, твердый, глухой.) Обозначение звука ш цветовым символом.

4. Произношение звука ш в слогах

Услышали мышки про Машин день рождения и зашептались: «Ша-шо-ши (вопросительно пригласит ли их Маша на день рождения). Шу-шо-шу(с просьбой). Шта-што-шту(утвердительно). Шва-шво-швы (радостно)».

5. Произношение звука ш в словах. Определение позиции звука. Падежное управление

Кого пригласила Маша на день рождения?

Выставляются игрушки (Петушок, Петрушка, матрешка, неваляшка, мышка с мышатами, мишутка, кошка, собачка Шарик. Определение позиции звука ш.

Что подарили гости Машеньке? Сначала назовите подарки, в названии которых звук ш слышится в начале слова. (Шарик,


шапочку, шоколадку, шарфик, шубку, шторы.) А теперь — со звуком ш в середине слова. (Машинку, лягушку, чашку, вишенки, погремушку, катушку.) И еще назовите подарки, в названии которых звук ш слышится в конце. (Ковш, карандаш, брошь.)

6. Развитие фонематического восприятия. Звуко-слоговой состав слов Маша, каша

Машенька предлагает нам поиграть в словесные игры «Звук потерялся», «Звук заблудился». Какой звук потерялся в словах: мы_ка, ко_ка, лягу_ка, мо_ка?

Дети называют пропущенный звук и все слово.

Какой звук заблудился и не стал на свое место и какой звук потерялся в следующих словах: шкаф, мытка, ката, мата ? (Звук тзаблудился и стал на место звука ш, который исчез. Правильные слова шкаф, мышка, каша, Маша.) Покажем Маше, как мы обозначаем звуки кружочками. А чем мы обозначаем слова, слоги?

Дети выкладывают схемы слов Маша, каша.

Чем различаются эти слова? Чем они похожи?

Физминутка

Дети играют в игру «Кот и мыши».

8. Произношение звука ш в предложениях. Дополнение предложений

Мишутка предлагает поиграть в игру «Подскажи слово». Он назовет два слова, а вы добавьте нужное слово, чтобы получилось предложение. Маша кашу. (Любит. Маша любит кашу.) Мишашубу. (Миша носит шубу.) Лягушкамошку. (Лягушка съела мошку.) Кошкамышку. (Кошка поймала мышку.)

Определение количества слов в предложениях.

9. Звук ш в связной речи

Начали гости разные истории рассказывать. Послушайте, что рассказала неваляшка о своей подружке Наташе: «Подарить Наташа мишка, Наташа гулять с мишка. Она надевать на мишка штанишки. Наташа любить мишка».

Дети восстанавливают согласование слов в предложении и пересказывают текст.

10. Знакомство с буквой ш

Пригласим Машу в наш Звуко-буквенный город. В каком замке появилась новая буква?

Сравнение строчной и заглавной букв.


11. Чтение слогов ша, шу, шо, ши

Запомните: буква ш никогда не дружит с буквой ы, а дружит только с буквой и. «Букву ш— пиши с и !» Работа с разрезной азбукой.

Составить слово шина. Какого слога не хватает в этом слове, чтобы получилось новое слово: машина? (Слога ма.) Составьте слово Маша.

Итог занятия

Тема «Звук ш»

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЗАЙЧИШКИ-ТРУСИШКИ

Материал.Игрушки (мишка-шалунишка, зайчишка-трусишка, лягушка-попрыгушка, мышка-норушка); предметные картинки (кукушка, шмель, вишни, ромашки, ландыши, кувшинки, кашка, волнушки, сыроежки, кубышки); изображения деревьев, избушки, символы звуков и слов, разрезные азбуки.

Ход занятия

Оргмомент

Психогимнастика Показываются игрушки.

Это мишка-шалунишка, зайчишка-трусишка, лягушка-квакушка-попрыгушка, мышка-норушка. Изобразите мимикой и жестами движения персонажей.

2. Сообщение темы занятия. Характеристика звука ш
по артикуляционным и акустическим признакам

Какой одинаковый звук вы услышали в названиях наших гостей? (Звук ш.) Сегодня будем вместе с ними повторять звук ш. Какой это звук?

Дети дают характеристику звука ш.

3. Произношение звука ш в слогах. Анализ и синтез сло
ва шум

Зайчишка-трусишка бежал к нам и прислушивался. А лес шумел: «Аш-ош-уш-ши! (Зайчишка насторожился.) Шта-што-шту-шты!» (Трусишка испугался.) Но тут зашептались листья: «Шу-шу-шу». И зайчишка-трусишка успокоился. Какие звуки вы услышали в шепоте листьев? (Звуки ш, у.) Дополните их звуком м.


Какое слова получилось? (Шум.) «Разбросайте» звуки слова шум. Сколько звуков в нем?

4. Произношение звукаш в словах

Зайчишка-трусишка выбежал из леса и к нам прибежал. Сейчас мы узнаем, кого и что он видел по дороге. Выставляются картинки разнообразных цветов.

На опушке росли ... (ромашки, ландыши, кашка), на речке — ... (кувшинки, кубышки). Угадайте по звукам ш, м', э, л', кто сидел на ромашке. (Шмель.) На берегу речушки зайчишка-трусишка увидел ... (камешки), на сосне — ... (шишки), на орешнике — ... (орешки). Под кустом росли... (волнушки, сыроежки). Какую птицу увидел зайчишка-трусишка на дереве? (Кукушку.)

5. Определение позиции звукаш в словах. Подбор рифм
Зайчишка-трусишка хочет поиграть с вами в слова-рифмы.

Подберите к его словам другие слова с похожими окончаниями: шина ... (машина), кошка ... (мошка), лягушка ... (подушка), мушка ... (пушка), мышка... (мишка). Где слышится звук ш в этих словах? (В середине слов.) А вот и мишка-шалунишка. Он будет читать вам «перепутанные» стихи, а вы слушайте и сразу же исправляйте ошибки.

С другом мы играли в чашки ... (в шашки). Пили чай из белой шашки ... (чашки). Вылезла из норки шишка ... (мышка). На нее упала мышка ... (шишка). Под кустом сидели шишки ... (мышки). На сосне висели мышки ... (шишки). В воздухе летала кошка ... (мошка). Молоко лакала мошка ... (кошка). На столе стояла кошка ... (плошка). На полу сидела плошка .... (кошка).

6. Произношение звукаш в предложениях. Анализ сло
весного состава предложения

Мишка-шалунишка напридумывал «путаниц» не только в стихах, но и в предложениях. «Рельсы лежат на лапше». На чем лежат рельсы? (Рельсы лежат на шпалах.) Чем похожи слова шпала, лапша? А теперь исправим и остальные его предложения-путаницы. «Наташа носит шлюпку». (Наташа носит шляпку.) «Дедушка играет на машине». (Дедушка играет на гармошке.) «Мышкаловит кошку». (Кошка ловит мышку.) При-


думайте сами предложения-путаницы. Покажите мишке-шалунишке, чем мы обозначим предложение, слова. Анализ предложения.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.