Здавалка
Главная | Обратная связь

Социально-экономические и политические причины и последствия первой русской революции. Изменения в общественном строе.



Прежде всего, студентам следует иметь в виду, что в начале ХХ в. Россия представляла страну, где самые передовые формы развития капитализма (концентрация производства, монополистический, финансовый капитал, высокие темпы экономического развития) причудливо переплетались с сильными феодальными пережитками (помещичья собственность на землю, крестьянское малоземелье, сохранение феодальной политической надстройки – абсолютизма).

Значительно обострились социальные противоречия. Усиление борьбы между рабочими и капиталистами вызывалось во многом правовой незащищенностью рабочих, по сравнению со странами Западной Европы, где фабричное законодательство было более совершенным и лучше защищало интересы рабочих. В деревне они обуславливались противостоянием крестьян и помещиков, вызванным крестьянским малоземельем и сохранением старых форм эксплуатации крестьян. Сельское хозяйство находилось в кризисе, дворянское землевладение пришло в упадок. Манифестом 1903 г. закрепляется сохранение крестьянской общины, как опоры самодержавия, и отменяется общинная круговая порука. Класс состоятельных предпринимателей также был лишен возможности открыто влиять на государственную политику через высший представительный орган власти, что приводило к оппозиционности буржуазии и интеллигенции по отношению к правительству. Поражение России в русско-японской войне способствовало нарастанию революционных настроений.

Все это явилось питательной средой для крайнего обострения социальной обстановки, создания в стране революционной ситуации.

Отличительной чертой первой русской буржуазно-демократической революции 1905-1907 гг. явилось то, что она была буржуазно-демократической по сути, но осуществлялась не буржуазией, а рабочим классом, что доказывается специфическими формами революционной борьбы – всероссийская политическая стачка, вооруженное восстание и др.[16]

Среди основных завоеваний революции 1905-1907 гг. можно выделить следующие.

Установление в России конституционной монархии.

Правовой основой новой формы государственного правления явились Манифест от 6 августа 1905 г. «Об учреждении Государственной думы», Положение о выборах в Государственную думу, Манифест от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» и Основные законы от 23 апреля 1906 г.

Принципы монархического правления провозглашались Манифестом от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка». Среди них – ограничение самодержавной власти полномочиями Государственной думы, предоставление избирательных прав широким слоям населения страны, признание государством неприкосновенности личности, свободы слова, совести, собраний, союзов и прочих свобод.

В Основных законах от 23 апреля 1906 г. провозглашался принцип разделения властей. Государственная дума и Государственный Совет наделялись правами законодательной инициативы, утверждения и отклонения законопроектов, разработки новых законопроектов. Одобрение законов по-прежнему осуществлялось монархом, но Государственной думе предоставлялась возможность повторного направления отклоненного императором закона.

Провозглашение принципа разделения властей и учреждение законодательного органа – Государственной Думы.

Формирование в системе власти органа с законодательными функциями привело к созданию Государственной думы. Принципы и организация деятельности думы устанавливались Манифестом от 6 августа 1905 г. «Об учреждении Государственной думы» и Положением о выборах в неё. Государственная дума являлась представительным органом; депутаты избирались на основе цензового и сословного избирательного права на пять лет. В компетенцию Думы входила разработка и обсуждение законов, обсуждение государственного бюджета и отчетов о его исполнении, решение вопросов о железнодорожном строительстве, об учреждении акционерных компаний. В то же время вне полномочий Государственной думы находились вопросы погашения государственного долга, размещения государственных займов, кредитования Министерства двора.

20 февраля 1906 г. было принято новое Положение о Государственной Думе, – с его изданием законопроекты Думы подлежали утверждению Государственным Советом и Императором, депутаты Государственной думы отстранялись сенатом, а Императору предоставлялось право роспуска Государственной думы.

Установление в России многопартийной системы.

Провозглашение Манифестом от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» ряда гражданских свобод привело к легализации политических партий, среди которых выделялись: РСДРП, эсеры, Радикальная партия, Партия свободомыслящих, партия конституционных демократов, Умеренно-прогрессистская партия, Торгово-промышленный союз, Союз 17 октября, Партия правового порядка, Партия монархистов-конституционалистов, Союз русского народа, Союз Михаила-архангела.

Аграрная реформа 1906 г.

Юридической основой аграрной реформы послужили следующие нормативные правовые акты:

- Указ «О даровании населению облегчений по уплате долгов» (апрель 1905 г.);

- Манифест об улучшении благочиния и облегчения положения крестьянского населения;

- Указ «Об уменьшении и последующем прекращении всех платежей крестьян»;

- Указ «Об облегчении задачи Крестьянского поземельного банка по содействию к увеличению площади землевладения малоземельных крестьян» (ноябрь 1905 г.);

- Указ «Об учреждении Комитета по земельным делам в составе Главного управления землеустройства и землевладения» (май 1905 г.);

- Указ «О предназначении казенных земель к продаже для расширения крестьянского землепользования» (август 1905 г.);

- Указ «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий» (октябрь 1906 г.);

- Указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования» (9 ноября 1906 г.).

Перечисленные нормативные акты смягчали налоговое бремя, ложившееся на крестьян в виде продовольственных сборов, снижали размер выкупных платежей для всех категорий крестьян, закрепляли организационные основы государственной поддержки крестьянства – землеустройство поручалось Комитету по земельным делам, приобретение земельных наделов осуществлялось из средств Крестьянского поземельного банка. Указом «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий» расширялся правовой статус лица крестьянского сословия, отменялась подушная подать, круговая порука, принудительная передача и направление неплательщиков на заработки. Имущественная автономия крестьян опиралась на положения Указа от 9 ноября 1906 г. – им провозглашалась свобода выхода из крестьянской общины с выделением земельного надела, поступавшего в собственность землепользователя.

Достижения реформы закреплялись законами: Законом от 14 июня 1910 г. «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении» гарантировались права крестьян выделять свои наследственные наделы, определялись формы землевладения – отрубное, участковое и общинное. Закон «О землеустройстве» (май 1911 г.) развивал положения о землевладении – вводил правила о его территориальных основах; в соответствии с законом разверстанию подлежали любые земли за исключением усадеб и участков, занятых жилыми и хозяйственными строениями; землеустройство поручалось комиссиям под руководством дворян.

Тем не менее, революция 1905 г. разрешила противоречия не в полном объеме:

а) сохранились сословные различия в обществе;

Правовое положение лиц по-прежнему зависело от принадлежности к определенному сословию; сословные и межсословные отношения не только признавались государством, но и находились под уголовно-правовой защитой в соответствии со Мнением Государственного совета об установлении уголовной ответственности за распространение ложных сведений о деятельности правительственных установлений и должностных лиц (февраль 1906 г.);

б) сохранялось неравенство избирательных прав (см. рис. 25 Приложения к главе XI);

Для каждого сословия устанавливались нормы представительства в выборных учреждениях; более того, неравным было положение центра страны и её окраин: если европейская часть России избирала 403 члена Государственной Думы, то азиатская её часть – всего 15[17];

в) император сохранил практически неограниченную власть, мог подменять законодательный орган и блокировать принятие любого неугодного закона.

В гл. 1 Основных законов от 23 апреля 1906 г. постановлено: «Императору Всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть». Лишь законодательную власть Император осуществляет «в единении с Государственным Советом и Государственной Думой». Но и из этого правила делалось исключение: ст. 87 Основных законов позволяла монарху принимать указы, имевшие силу законов.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.