ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯСтр 1 из 26Следующая ⇒
Е.А.Климов Психология профессионального самоопределения Рекомендовано Академией образования РФ в качестве учебного пособия для студентов вузов Издательство «Феникс» Ростов-на-Дону Е.А. Климов. Психология профессионального самоопределения Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1996 - 512с Многоаспектная проблематика профессионального самоопределения учащейся молодежи и педагогического руководства выбором профессии представлена с акцентом на ее психологической стороне, поскольку основная предметная область здесь фактически находится во внутреннем мире подрастающего человека (отношения к миру профессий, представления о разнотипных профессиях, проекты профессиональных жизненных путей, соответствие человека как субъекта требованиям деятельности, самооценки, изменения самосознания, развитие личности). Профессиональное самоопределение рассматривается как звено психического развития. Для студентов педвузов, слушателей институтов повышения квалификации учителей. Книга может быть также полезна специалистам, занятым вопросами профориентации, профконсультации, помощи лицам, находящимся в ситуации вынужденной перемены труда.
«У всякого есть направление, куда он обращается. Старайтесь же опередить друг друга в добрых делах!» Коран. Сура 2.143 (148) «...Я и сбиться-то очень не могу. Потому что я видел истину, я видел и знаю, что люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле». Ф .М .Достоевский. Сон смешного человека. «... Я написал к тебе, Зная, что ты сделаешь и более, нежели говорю». Апостол Павел. К Филимону. 1.21. ЧАСТЬ I. ИСХОДНЫЕ ПРЕДНАСТРОЙКИ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ Почему «психология» самоопределения, а не «организация» или «технология», или «методика...»? В работе педагога, озабоченного перспективой вхождения учащихся в общество в качестве дееспособных граждан, есть очень многое: и участие в проектировании будущего профессионального пути подрастающих людей, и организация пробы их сил в разных направлениях деятельности, и ориентировка в социальных, экономических, правовых, медико-гигиенических, информационных условиях их развития. Но главный - конечный - продукт педагога в рассматриваемом случае, его основное «изделие» - и это важно понять и принять - существует в области живого сознания, психики его питомцев. Что это за продукт? Это новые, обновленные, откорректированные отношения учащихся к разным профессиональным жизненным путям, новые представления о разнообразных полезных повседневных делах человеческих, обогащенный образ мира людей-«делателей» в целом. Иначе говоря, учитель, как каждый согласится, делает не уроки, не мероприятия по профориентации, а некоторые ценные приращения к сознанию, личности, психике школьников. Отсюда следует, что будущему учителю важно полно и дифференцированно видеть именно психическую реальность в той ее части, которая связана с перспективой вхождения детей в сообщества взрослых, профессионалов. Вместе с тем, акцентируя психологическую сторону дела, мы предполагаем, что вся система профессиональной педагогической, методической выучки и культуры учителя может и должна находить применение на обсуждаемом участке работы с детьми. Почему психология «самоопределения», а не «управления выбором профессии»? В практике педагога, озабоченного подготовкой детей к будущей жизни, с необходимостью должна осуществляться функция путеводителя, советчика, наставника; а это значит - должны применяться и приемы, умения педагогического руководства развивающимся сознанием, различные «техники» педагогического воздействия. Речь идет о некотором разумном равновесии между свободным развитием ребенка как подрастающего субъекта деятельности и педагогическим руководством этим развитием. Поскольку во взаимоотношениях взрослого и ребенка в условиях привычной нам культуры более сильна в конечном счете опасность авторитарного доминирования взрослого, чем опасность анархического разгула детской активности, мы акцентируем именно идею уважения к самостоятельности подрастающего человека и задачу формирования у него способности и умения самочинно определять и осуществлять свои жизненные профессиональные планы. Мы акцентируем понятие самоопределения в том смысле, что учащийся должен полагать, что он сам проектирует и строит свой жизненный путь. Но такая постановка дела повышает требования к профессиональному искусству педагога: руководить сознанием и поведением активного и самостоятельного человека сложнее, чем «тащить и не пущать» пассивного и не способного принимать свои решения. Но поскольку педагог есть представитель общества в школе, его уход от задач руководства развитием детей как будущих субъектов профессионального труда и предоставление этого развития лишь воле случая означал бы уклонение педагога от профессиональной ответственности перед обществом, народом. Образно говоря, природа не может знать, до чего додумалась цивилизация. Поэтому тщетно ожидать, что у подрастающего человека, полностью предоставленного самому себе, могут «проявиться» или могут быть диагностированы, скажем, интересы, склонности, способности к некоей деятельности, дающей прокормление и признаваемой окружающими (скажем, алхимика или сборщика автопокрышек, гадалки или ученого-библиографа). С какой стати такого рода качества окажутся заложенными в человека «от природы»? Профессионально важные человеческие качества надо не только «выявлять», но во многом и «заложить» в человека средствами воспитания, образования, организации его деятельности. Да, это предполагает активность не только педагога, но и самого подрастающего человека. И в меру этого мы говорим о том или ином варианте самоопределения. Но было бы грубой ошибкой понимать самоопределение как стихийное автоматическое «раскручивание» чего-то, якобы уже полностью имеющегося в свернутом виде, да еще и надеяться при этом, что данный процесс пойдет в социально ценном направлении. Надеемся, всем понятно, что самоопределение предполагает активизацию самопознания и самовоспитания подрастающего человека. Почему выше сказано о каких-то «преднастройках»? Не должна ли научно обоснованная учебная дисциплина быть очищена от всяких «настроений» и содержать только чистые, истинные знания, строгие понятия, понятийные схемы? В отличие от явлений природы общественная жизнь, включая и жизнь профессионально-трудовую, регулируется, в частности, представлениями людей о ценностях («хорошо - плохо», «добро - зло») и нормах («можно - нельзя», «должен», «обязан» и т.д.). Нет смысла говорить о том, добро или зло то, что вода закипает при некоторых условиях, что металлы электропроводны и пр. Но есть прямой смысл рассматривать с этой точки зрения («хорошо — плохо», «добро - зло») поступки человека, его замыслы, помыс лы, мечты о будущей профессии и с соответствующим пристрастием (с позиций народа, трудовых слоев общества) к ним относиться. При этом полезно отдавать себе по возможности ясный отчет в том, как и к чему мы переживаем то или иное пристрастное отношение. Следует признать, что без ценностного и нормативного подхода к делу (и без соответствующих пристрастий) не обходятся и науки о природе: благом и нормой считается здесь, например, точность измерений, четкая очерченность понятий, соответствие их многократно повторяющимся фактам - за это здесь страстно, пристрастно борются. В науках же о человеке и обществе уместен несколько иной набор ценностей и норм - например, уважение к индивидуальной неповторимости человека, к его возрастно-половому своеобразию, к состояниям его внутреннего мира, к фактам его удовлетворенности тем или иным занятием, делом и т.д. Наконец, чтобы любые представления и понятия были усвоены человеком, должно наличествовать (а значит, должно быть педагогически обеспечено) также положительное отношение его к обсуждаемой предметной области: «Что открыто сердцу, то не составит тайны для ума», - свидетельствует мудрая поговорка. Из сказанного следует, что нам важно позаботиться не только о представлениях и понятиях в обсуждаемой области, но и о соответствующих «настроениях», «отношениях», преднастройках сознания. Будущему учителю полезно это рефлексировать (легко «держать в уме»), чтобы преднастройки (а они у каждого всегда есть) не оказались предрассудками.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|