Здавалка
Главная | Обратная связь

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ



Е.А.Климов

Психология профессионального самоопределения

Рекомендовано Академией образования РФ

в качестве учебного пособия для студентов

вузов

Издательство «Феникс»

Ростов-на-Дону

Е.А. Климов.

Психология профессионального самоопределения Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1996 - 512с

Многоаспектная проблематика профессионального самоопределения учащейся молодежи и педагогичес­кого руководства выбором профессии представлена с акцентом на ее психологической стороне, поскольку основная предметная область здесь фактически нахо­дится во внутреннем мире подрастающего человека (отношения к миру профессий, представления о раз­нотипных профессиях, проекты профессиональных жизненных путей, соответствие человека как субъек­та требованиям деятельности, самооценки, изменения самосознания, развитие личности). Профессиональное самоопределение рассматривается как звено психичес­кого развития.

Для студентов педвузов, слушателей институтов по­вышения квалификации учителей. Книга может быть также полезна специалистам, занятым вопросами профориентации, профконсультации, помощи лицам, находящимся в ситуации вынужденной перемены тру­да.

 

«У всякого есть направление, куда он обращается. Старайтесь же опередить друг друга в добрых делах!»

Коран. Сура 2.143 (148)

«...Я и сбиться-то очень не могу. По­тому что я видел истину, я видел и знаю, что люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле».

Ф .М .Достоевский. Сон смешного человека.

«... Я написал к тебе, Зная, что ты сделаешь и более, нежели говорю».

Апостол Павел. К Филимону. 1.21.

ЧАСТЬ I.

ИСХОДНЫЕ ПРЕДНАСТРОЙКИ,

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ

Почему «психология» самоопределения, а не «орга­низация» или «технология», или «методика...»?

В работе педагога, озабоченного перспективой вхож­дения учащихся в общество в качестве дееспособных граждан, есть очень многое: и участие в проектирова­нии будущего профессионального пути подрастающих людей, и организация пробы их сил в разных направ­лениях деятельности, и ориентировка в социальных, экономических, правовых, медико-гигиенических, ин­формационных условиях их развития.

Но главный - конечный - продукт педагога в рассматриваемом случае, его основное «изделие» - и это важно понять и принять - существует в области жи­вого сознания, психики его питомцев.

Что это за продукт? Это новые, обновленные, от­корректированные отношения учащихся к разным профессиональным жизненным путям, новые представ­ления о разнообразных полезных повседневных делах человеческих, обогащенный образ мира людей-«дела­телей» в целом.

Иначе говоря, учитель, как каждый согласится, де­лает не уроки, не мероприятия по профориентации, а некоторые ценные приращения к сознанию, личнос­ти, психике школьников. Отсюда следует, что буду­щему учителю важно полно и дифференцированно видеть именно психическую реальность в той ее час­ти, которая связана с перспективой вхождения детей в сообщества взрослых, профессионалов.

Вместе с тем, акцентируя психологическую сторо­ну дела, мы предполагаем, что вся система професси­ональной педагогической, методической выучки и культуры учителя может и должна находить приме­нение на обсуждаемом участке работы с детьми.

Почему психология «самоопределения», а не «управ­ления выбором профессии»?

В практике педагога, озабоченного подготовкой де­тей к будущей жизни, с необходимостью должна осу­ществляться функция путеводителя, советчика, настав­ника; а это значит - должны применяться и приемы, умения педагогического руководства развивающимся сознанием, различные «техники» педагогического воз­действия.

Речь идет о некотором разумном равновесии между свободным развитием ребенка как подрастающего субъекта деятельности и педагогическим руководством этим развитием.

Поскольку во взаимоотношениях взрослого и ребен­ка в условиях привычной нам культуры более сильна в конечном счете опасность авторитарного доминиро­вания взрослого, чем опасность анархического разгу­ла детской активности, мы акцентируем именно идею уважения к самостоятельности подрастающего чело­века и задачу формирования у него способности и умения самочинно определять и осуществлять свои жизненные профессиональные планы.

Мы акцентируем понятие самоопределения в том смысле, что учащийся должен полагать, что он сам проектирует и строит свой жизненный путь. Но такая постановка дела повышает требования к профессио­нальному искусству педагога: руководить сознанием и поведением активного и самостоятельного человека сложнее, чем «тащить и не пущать» пассивного и не способного принимать свои решения.

Но поскольку педагог есть представитель общества в школе, его уход от задач руководства развитием де­тей как будущих субъектов профессионального труда и предоставление этого развития лишь воле случая означал бы уклонение педагога от профессиональной ответственности перед обществом, народом.

Образно говоря, природа не может знать, до чего додумалась цивилизация. Поэтому тщетно ожидать, что у подрастающего человека, полностью предостав­ленного самому себе, могут «проявиться» или могут быть диагностированы, скажем, интересы, склоннос­ти, способности к некоей деятельности, дающей про­кормление и признаваемой окружающими (скажем, алхимика или сборщика автопокрышек, гадалки или ученого-библиографа).

С какой стати такого рода качества окажутся заложенными в человека «от природы»? Профессио­нально важные человеческие качества надо не только «выявлять», но во многом и «заложить» в человека средствами воспитания, образования, организации его деятельности. Да, это предполагает активность не толь­ко педагога, но и самого подрастающего человека. И в меру этого мы говорим о том или ином варианте само­определения. Но было бы грубой ошибкой понимать самоопределение как стихийное автоматическое «рас­кручивание» чего-то, якобы уже полностью имеюще­гося в свернутом виде, да еще и надеяться при этом, что данный процесс пойдет в социально ценном на­правлении.

Надеемся, всем понятно, что самоопределение пред­полагает активизацию самопознания и самовоспита­ния подрастающего человека.

Почему выше сказано о каких-то «преднастройках»? Не должна ли научно обоснованная учебная дисцип­лина быть очищена от всяких «настроений» и содер­жать только чистые, истинные знания, строгие поня­тия, понятийные схемы?

В отличие от явлений природы общественная жизнь, включая и жизнь профессионально-трудовую, регули­руется, в частности, представлениями людей о цен­ностях («хорошо - плохо», «добро - зло») и нормах («можно - нельзя», «должен», «обязан» и т.д.).

Нет смысла говорить о том, добро или зло то, что вода закипает при некоторых условиях, что металлы электропроводны и пр. Но есть прямой смысл рассмат­ривать с этой точки зрения («хорошо — плохо», «до­бро - зло») поступки человека, его замыслы, помыс лы, мечты о будущей профессии и с соответствующим пристрастием (с позиций народа, трудовых слоев об­щества) к ним относиться.

При этом полезно отдавать себе по возможности яс­ный отчет в том, как и к чему мы переживаем то или иное пристрастное отношение.

Следует признать, что без ценностного и норматив­ного подхода к делу (и без соответствующих пристрас­тий) не обходятся и науки о природе: благом и нормой считается здесь, например, точность измерений, чет­кая очерченность понятий, соответствие их много­кратно повторяющимся фактам - за это здесь страст­но, пристрастно борются.

В науках же о человеке и обществе уместен несколь­ко иной набор ценностей и норм - например, уваже­ние к индивидуальной неповторимости человека, к его возрастно-половому своеобразию, к состояниям его внутреннего мира, к фактам его удовлетворенности тем или иным занятием, делом и т.д.

Наконец, чтобы любые представления и понятия были усвоены человеком, должно наличествовать (а значит, должно быть педагогически обеспечено) так­же положительное отношение его к обсуждаемой пред­метной области: «Что открыто сердцу, то не составит тайны для ума», - свидетельствует мудрая поговорка.

Из сказанного следует, что нам важно позаботить­ся не только о представлениях и понятиях в обсужда­емой области, но и о соответствующих «настроениях», «отношениях», преднастройках сознания.

Будущему учителю полезно это рефлексировать (лег­ко «держать в уме»), чтобы преднастройки (а они у каждого всегда есть) не оказались предрассудками.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.