Глава 7. Обзорная классификация профессий для информационного обеспечения профессионального самоопределения молодежи
Основные понятия главы: психологически сходные профессии, ориентировка в мире профессий, типы профессий, классификация профессий, «карта мира профессий», формула профессии, профессиограмма, средства информационной поддержки профессионального самоопределения. 7.1. Общие положения Уже отмечалось, что в делах человеческих, в мире профессий далеко не все доступно глазу: состояния заинтересованности субъекта деятельности, ход его мысли, динамика внимания, способности. Мало того, что люди очень различаются между собой (и не всегда об этом думают и знают), разные занятия требуют очень разного, иногда противоположного психического склада от человека: бухгалтер находит радость в точном и заранее ожидаемом совпадении документальных данных, а художник-оформитель - как раз наоборот - в неожиданной композиции предметов своего труда. И такого рода казусы неисчислимы. Разнообразные классификации, группировки профессий по экономическим, хозяйственно-отраслевым, технологическим, социальным признакам, разработанные для целей руководства обществом, мало пригодны для того, кто подбирает профессию себе. Почему? Вот фрагменты классификации профессий по признаку отрасли хозяйства: «...Металлообработка...». А под этой рубрикой сгруппированы профессии, требующие очень разных личных качеств, интересов, опыта, знаний навыков - и заливщик металла, и модельщик по деревянным моделям, и контролер моделей, и оператор электрохимической очистки заготовок, и рисовальщик эмальпроизводства, и гравер, и водитель-испытатель. Откроем рубрику «...Производство музыкальных инструментов...» - здесь и подборщик древесины, и шлифовщик по дереву, и настройщик пианино и роялей, и приемщик-акустик, и термист деталей духовых инструментов. Вот рубрика «Швейное производство», здесь и вышивальщик, и сварщик на установках ТВЧ, и портной, и монтажник аппаратуры, и модистка-шапочница, и приемщик-сдатчик и т.д. Очевидно, что психологически сходные профессии могут распределяться по самым разным отраслям хозяйства и, наоборот, в данной отрасли обычно имеются самые разнородные в психологическом отношении профессии. Если оптант имеет, скажем, наклонности к художественной деятельности, то ему и в голову может не прийти заглянуть в рубрику «Профессии и специальности сельского хозяйства», где указана профессия цветовода-декоратора, или в рубрику « Профессии лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности», где значится профессия станочника лобзикового (ажурного) станка, или в рубрику «Легкая промышленность»; где встретишь выжигалыци-ка по дереву, накатчика рисунков, разрисовщика ткани и др. Если оптант имеет склонности к биологии, то он может не подумать заглянуть в рубрику «Жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения», где есть специальности озеленителя, оператора на биофильтрах; но в той же рубрике встретятся ему и бармен, и киномеханик, и обработчик информационного материала, и подборщик справочного и информационного материала, и оператор технологического оборудования в теплицах, и электрогазосварщик-врезчик, и оформитель табло, виньеток и альбомов, и ретушер. Да, иному оптанту, быть может, очень интересно порыться в информации о многообразии дел человеческих, но полезно иметь и такую их классификацию, которую было бы удобно «примерить» к группировке личных качеств, к неповторимому складу своей индивидуальности. Для целей информационного обеспечения профессионального самоопределения нужны специальные классификации профессий. Как показал опыт, для предварительного различения и «примеривания» каждым оптантом к себе разных возможных профессий Пригодна четырехъярусная обзорная их классификация по четырем признакам (особенностям предмета, целей, средств и условий труда; варианты ее изложения см. в кн. Е.А. Климов. Школа... а дальше? Л., Лениздат, 1971, или его же - Путь в профессию. Л., Лениздат, 1974; его же -Как выбирать профессию. Книга для учащихся. М., изд. «Просвещение», 1984 и 1990; его же - Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993.). Суть ее в следующем. 7.2. Первый ярус классификации. Типы профессий В соответствии с различимыми разновидностями объектных систем (о них шла речь в главе 6) выделяются пять типов профессий: 1. «Человек - живая природа» («П»). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог. 2. «Человек - техника и неживая природа» («Т»). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры - слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания. 3. «Человек - человек» («Ч»). Предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры - продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель. 4. «Человек - знаковая система» («3»). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры - оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед. «Человек - художественный образ» («X»). Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры - художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра... Кого-нибудь из читателей может шокировать такой странный набор примеров: как же так - рядом может оказаться и электросварщик ручной дуговой сварки, и инженер-металлург по сварочному производству; маляр по художественной отделке зданий и помещений, и художник-постановщик театра! Давайте еще раз найдем в себе силы относиться с равным уважением к разным видам труда или хотя бы скрыть поднимающуюся иногда в душе Пену об-щественноггрупповой спеси. Каждый ценен и должен быть подчеркнуто уважаем на своем трудовом посту. Это надо принять как норму минимально приличного отношения к людям. И еще одна оговорка. Нельзя, конечно, строго распределить по пяти типам большое (многотысячное) множество сложных многопризнаковых объектов, каковым является и все буйно цветущее древо профессий. Более правилен такой подход к делу - надо исходить из того, что профессия может характеризоваться одновременно признаками разных типов, но в разной мере. Так, дирижер хора - это и собственно музыкант, и организатор группы людей. Агроном это и специалист в области растениеводства, и организатор производства, и знаток сельскохозяйственной техники, и в какой-то мере и картограф (кто, кроме него, составит специальные карты угодий данного хозяйства?), да еще и «пророк», поскольку по местным приметам он должен предвидеть динамику погоды. Так что, группируя такие сложные многопризнаковые явления, как профессии, надо учитывать факт нечеткости их границ и ориентироваться на главные, основные группы признаков. Для разных целей возможны разные группировки; для обзорной ориентировки в безбрежном множестве видов труда годится и излагаемая здесь группировка. 7.3. Второй ярус классификации. Классы профессий В пределах каждого типа профессий выделяются их классы по признаку целей (определяемых операционально, то есть в ответ на вопрос «что делать» -распознавать в принципе известное, преобразовать нечто или изыскать неизвестное, решать нестандартные задачи). Вот три класса: Гностические профессии («Г») (от др. греч. «гно-зис» - знание). Примеры в типе «Человек - природа»: контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая; в типе «Человек - техника»: пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники; в типе «Человек - человек»: судебно-медицинский эксперт, врачебно-тру-довой эксперт, социолог; в типе «Человек - знаковая система»: корректор типографии, бухгалтер-ревизор; в типе «Человек - художественный образ»: искусствовед, театровед. Преобразующие профессии («П»). Примеры в типе «Человек - природа»: мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер; в типе «Человек - техника»: слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана; в тите «человек - человек»: учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, психолог-практик, экскурсовод; в типе «Человек - знак»: чертежник-картограф, машинистка-стенографистка, бухгалтер; в типе «Человек - художественный образ»: цветовод-декоратор, художник-оформитель. Изыскательные профессии («И»). Примеры в типе «Человек - природа»: летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь; в типе «Человек - техника»: раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор; в типе «Человек - человек»: воспитатель, организатор производства, организатор торговли, агент по снабжению; в типе «Человек - знак»: программист, математик; в типе «Человек - художественный образ»: художник по проектированию интерьера, композитор. Здесь границы между подразделениями (таксонами) классификации также могут быть размыты. Отнесение профессии к тому или иному классу - результат экспертной оценки, а не использования единственно верного «аршина», измерителя. Здесь мы преследуем цель минимального упорядоченья сложных объектов, чтобы их множество сделать удобообозримым. Можете группировать профессии по своему разумению. 7.4. Третий ярус классификации. Отделы профессий По признаку основных орудий, средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела: Профессии ручного труда («Р»). Примеры в классе гностических профессий: лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станоч ных работ, фельдшер-лаборант... и здесь мы рано или поздно сталкиваемся с «пустой клеткой» классификации. Мыслимо ли ручное орудие труда при распознании свойств социальной системы или художественного изделия? Как не основное - да. Например, контролер художественных изделий может воспользоваться, скажем, лупой. Но, во-первых, «язык не повернется» назвать это средство ручным (оно уж скорее «глазное»!), а во-вторых, ясно, что основные средства труда здесь, если уж выражаться в принятом стиле, скорее «головные» - это мысленные эталоны художественной ценности изделия, то есть средства не вещественные, а психологические (мы их уже условились называть функциональными; см. табл. б). Итак, реальность мира профессий не обязана соответствовать классификации. Классификация - приблизительное пособие для ориентировки в множестве профессий; большего от нее ждать не следует. Конечно, никому не возбраняется улучшать классификацию. Примеры в классе преобразующих профессий: ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф, художник-живописец (в последнем случае опять видны ограничения любой классификации сложных явлений - еще в басне И.А. Крылова «Квартет» показано, что можно вооружиться вещественными инструментами - «две скрипки», «альт», «бас», а дело не пойдет на лад, поскольку мастерство в некоторых случаях обеспечивается не внешними, а внутренними средствами деятельности). Примеры в классе изыскательных профессий.... -ручные средства здесь могут быть, по-видимому, только вспомогательными, как, например, «карандаш -бумага» в руках конструктора. Профессии машинно-ручного труда («М»). Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями в этом подразделении классификации будут машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля. Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем («А») — оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи. Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда («Ф»). Надо полагать, вы не скажете, что орудием труда дирижера является дирижерская палочка? Тем более, что многие выдающиеся мастера превосходно обходятся и без нее (она им просто мешает). А у певца, у мастера художественного слова, у акробата, у балерины... что же, у них нет орудий, средств труда или эти люди не трудятся? Мы зайдем в теоретический тупик, если не признаем внутренних, психологических средств труда (мысленных схем решения задач, разного рода мысленных эталонов - образцов результатов деятельности). Эти средства (подробнее см. главу 6) есть у представителя каждой профессии, но в некоторых случаях они являются основными. Очень часто секрет профессионального успеха или неуспеха коренится в недооценке именно внутренних функциональных средств деятельности, недостаточном владении ими, а они есть в каждом виде профессионального труда - даже подметая улицу, важно Иметь не только метлу, но и ориентировку в том, откуда дует ветер, иначе продуктом работы будет зрелище клубов пыли, а не чистота; мысленная схема ориентировки в обстановке - одно из важных средств любого труда. 7.5. Четвертый ярус классификации. Группы По условиям труда профессии можно разделить (разумеется, очень грубо, «с птичьего полета», обзорно) на четыре группы: Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным» («Б»): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ. Работа, необходимо связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду («О»): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор госавтоинспекции. Работа в необычных условиях (на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п.) - («Н»): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный. Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей - взрослых или детей, большие материальные ценности («М»): воспитатель детского сада, учитель, следователь. Ясно, что выделенные четыре группы являются не взаимоисключающими, но .частично совпадающими -они приведены просто как возможное средство различения профессий по тем признакам, которые человек сочтет для себя важными. Можете построить лучшую группировку. 7.6. Понятие о формуле профессии Выше мы не случайно все время вводили условные литерные обозначения: пользуясь ими, можно, во-первых, дать обзорную схему «карты» мира профессий, во-вторых - составить примерную формулу определенной профессии; эта формула может быть отнесена и к реальной профессии, и к профессии-мечте (то есть в ситуации, когда оптант осознал, что он хотел бы для себя в профессиональном будущем, но ему еще не известно, существует ли такая профессия, которая соответствует сконструированной им формуле). То и другое полезно. Обзорная схема классификации («карты» мира профессий) может выглядеть следующим образом (см. схему 6). Формула «моей профессии» или «профессии-мечты», если встать на позицию оптанта, может состоять в простейшем варианте из четырех позиций, на которых расположены литеры, обозйачающие соответственно: 1) тип, 2) класс, 3) отдел и 4) группу профессий (важно не путать порядок позиций; так, литера П («природа») в первой позиции означает тип «Человек - природа», а во второй позиции - класс преобразующих профессий). Рассмотрим пример: оптанту хотелось бы подобрать себе профессию, предполагающую работу с символическими объектами, связанную с преобразованием знаков, символов и использованием автоматической техники; условия труда ему хотелось бы видеть приближающимися к бытовым. Тогда формула профессии будет ЗПАБ. И можно поискать, какие профессии к ней ближе всего - оператор вычислительных машин, оператор фотонаборных автоматов, телеграфист и т.д. Если формула не помогает человеку думать, можно обойтись и без нее. Если помогает, ее можно и услож нить, снабдив литеры в основных позициях вспомогательными значками (индексами), указывающими на взаимосвязь разных профессий. Например, указание на тип «П» со значком «X» (в скобках или в виде индекса) означает, что речь идет о профессии, совмещающей признаки типов «П» и «X»; такой профессией является, например, цветовод-декоратор. Подчеркнем, что данная классификация не есть средство, чтобы «раскидать» все профессии строго по «клеточкам». Это и невозможно, и не нужно. Типичным фактом является существование, что называется, не «чистых», а «смешанных» профессий, то есть характеризующихся множеством разнотипных признаков. Но в любом сложном множестве полезно проводить некоторые хотя бы ориентировочные его разбиения, различения объектов и их групп. Полагаем, что для таких различений в первом приближении и будет полезна изложенная классификация; она дает некоторые слова-термины для видения особенностей, признаков сходства и различий профессий. А это и нужно, чтобы начать разбираться в мире профессий и в целях педагогического руководства выбором профессии, и, если иметь в виду оптанта, в целях обдумывания им, проектирования, коррекции своего трудового пути.
Схема 6. Обзорная схема четырехъярусной психологической классификации профессий (пояснения в тексте)
7.7. Вариант обзорной классификации профессий по признакам предметной области труда и формы необходимого образования Для целей профессионального просвещения молодежи, информационного обеспечения профессионального самоопределения на начальных его этапах можно использовать еще более простую, чем изложенная выше, классификацию, учитывающую только два ряда признаков: типы профессий и основные уровни необходимого образования. Последнее обстоятельство, быть может, более существенно в ситуации выбора профессии, чем знание о тонкостях познавательной активности профессионалов, соотношениях гнозиса и прак-сиса в их работе, соотношениях внутренних и внешних средств труда. Этот упрощенный вариант классификации может быть представлен в виде приводимой таблицы 7.
Таблица 7.
Обзорная «карта профессий».
Столбцы таблицы соответствуют рассмотренным нами ранее типам профессий, а «строки» (горизонтальные графы) некоторым условно выделяемым трем уровням необходимого профессионального образования Традиционная несколько высокомерная интерпретация некоторых форм профессионального образования как «высших», «средних» и (подразумевается, хотя уже и не произносится) - «низших» нам представляется мало уместной при обсуждении вопросов трудовых жизненных путей. Дело в том, что мастерство специалиста-практика (например, электрогазосварщика, фрезеровщика, оптика, кулинара) может быть недосягаемо высоким для человека, окончившего институт и погруженного в обширное книжное, теоретическое знание, что тоже, конечно, важно и нужно. Уникальный многолетний опыт работника-практика может быть вполне равноценен продуктивному сидению за академической партой. Поэтому одни профессии могут быть «высшими» по уровню практических умений работников, а другие - по уровню теоретической подготовки. То, что традиционно обозначается как «высшее образование» (университеты, институты, академии), есть фактически образование с большим объемом, а иногда и преобладанием (в так называемых классических университетах) теоретической подготовки. В «средних» специальных учебных заведениях доля преподаваемого книжного знания несколько меньше, а доля практических умений обычно больше. В профессионально-технических учебных заведениях и при обучении кадров на производстве практической, «земной» умелости учащихся, ориентированной на вполне определенную область приложения их сил, придается первостепенное значение; и в этом смысле они могут считаться высшими практическими учебными заведениями. Но традиция связывать «высокость», уровень образования именно с теорией очень сильна, и существуют официальные языковые штампы «высшая школа», ных граф таблицы), но иметь в виду как перспективные запасные варианты (для «профессионального роста») другие зоны в пределах избранного столбца («поработаю животноводом, потом выучусь на зоотехника или зооинженера...»; «поработаю проводником пассажирского вагона, а потом стану инженером путей сообщения по эксплуатации железных дорог или инженером-организатором дорожного движения...»; «поработаю оператором ЭВМ, а потом буду учиться на программиста-математика»... и т.д.). Задания, упражнения, вопросы для обдумывания к главе 7 1.Постройте формулу профессии, краткое описание которой приведено ниже. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|