Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 7. Обзорная классификация профессий для информационного обеспечения профессионального самоопределения молодежи



Основные понятия главы: психологически сходные профессии, ориентировка в мире профессий, типы профессий, классификация профессий, «карта мира профессий», формула профессии, профессиограмма, средства информационной поддержки профессиональ­ного самоопределения.

7.1. Общие положения

Уже отмечалось, что в делах человеческих, в мире профессий далеко не все доступно глазу: состояния за­интересованности субъекта деятельности, ход его мыс­ли, динамика внимания, способности. Мало того, что люди очень различаются между собой (и не всегда об этом думают и знают), разные занятия требуют очень разного, иногда противоположного психического скла­да от человека: бухгалтер находит радость в точном и заранее ожидаемом совпадении документальных дан­ных, а художник-оформитель - как раз наоборот - в неожиданной композиции предметов своего труда. И такого рода казусы неисчислимы.

Разнообразные классификации, группировки про­фессий по экономическим, хозяйственно-отраслевым, технологическим, социальным признакам, разработан­ные для целей руководства обществом, мало пригод­ны для того, кто подбирает профессию себе. Почему?

Вот фрагменты классификации профессий по при­знаку отрасли хозяйства: «...Металлообработка...». А под этой рубрикой сгруппированы профессии, требу­ющие очень разных личных качеств, интересов, опы­та, знаний навыков - и заливщик металла, и модель­щик по деревянным моделям, и контролер моделей, и оператор электрохимической очистки заготовок, и рисовальщик эмальпроизводства, и гравер, и водитель-испытатель. Откроем рубрику «...Производство музы­кальных инструментов...» - здесь и подборщик древе­сины, и шлифовщик по дереву, и настройщик пиани­но и роялей, и приемщик-акустик, и термист деталей духовых инструментов. Вот рубрика «Швейное произ­водство», здесь и вышивальщик, и сварщик на уста­новках ТВЧ, и портной, и монтажник аппаратуры, и модистка-шапочница, и приемщик-сдатчик и т.д.

Очевидно, что психологически сходные профессии могут распределяться по самым разным отраслям хо­зяйства и, наоборот, в данной отрасли обычно имеют­ся самые разнородные в психологическом отношении профессии.

Если оптант имеет, скажем, наклонности к худо­жественной деятельности, то ему и в голову может не прийти заглянуть в рубрику «Профессии и специаль­ности сельского хозяйства», где указана профессия цветовода-декоратора, или в рубрику « Профессии лес­ной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности», где значится профессия станочни­ка лобзикового (ажурного) станка, или в рубрику «Лег­кая промышленность»; где встретишь выжигалыци-ка по дереву, накатчика рисунков, разрисовщика тка­ни и др.

Если оптант имеет склонности к биологии, то он может не подумать заглянуть в рубрику «Жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание на­селения», где есть специальности озеленителя, опера­тора на биофильтрах; но в той же рубрике встретятся ему и бармен, и киномеханик, и обработчик информа­ционного материала, и подборщик справочного и ин­формационного материала, и оператор технологичес­кого оборудования в теплицах, и электрогазосварщик-врезчик, и оформитель табло, виньеток и альбомов, и ретушер.

Да, иному оптанту, быть может, очень интересно порыться в информации о многообразии дел челове­ческих, но полезно иметь и такую их классификацию, которую было бы удобно «примерить» к группировке личных качеств, к неповторимому складу своей инди­видуальности.

Для целей информационного обеспечения профес­сионального самоопределения нужны специальные классификации профессий.

Как показал опыт, для предварительного различе­ния и «примеривания» каждым оптантом к себе раз­ных возможных профессий Пригодна четырехъярус­ная обзорная их классификация по четырем призна­кам (особенностям предмета, целей, средств и усло­вий труда; варианты ее изложения см. в кн. Е.А. Кли­мов. Школа... а дальше? Л., Лениздат, 1971, или его же - Путь в профессию. Л., Лениздат, 1974; его же -Как выбирать профессию. Книга для учащихся. М., изд. «Просвещение», 1984 и 1990; его же - Развиваю­щийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993.). Суть ее в следующем.

7.2. Первый ярус классификации. Типы профессий

В соответствии с различимыми разновидностями объектных систем (о них шла речь в главе 6) выделя­ются пять типов профессий:

1. «Человек - живая природа» («П»). Представите­ли этого типа имеют дело с растительными и живот­ными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.

2. «Человек - техника и неживая природа» («Т»). Работники имеют дело с неживыми, техническими объ­ектами труда. Примеры - слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания.

3. «Человек - человек» («Ч»). Предметом интере­са, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы на­селения, люди разного возраста. Примеры - продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-ор­ганизатор производства, врач, учитель.

4. «Человек - знаковая система» («3»). Естествен­ные и искусственные языки, условные знаки, симво­лы, цифры, формулы - вот предметные миры, кото­рые занимают представителей профессий этого типа. Примеры - оператор фотонаборного автомата, програм­мист, чертежник-картограф, математик, редактор из­дательства, языковед.

«Человек - художественный образ» («X»). Явле­ния, факты художественного отображения действитель­ности - вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры - художник-декоратор, худож­ник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, ак­тер драматического театра...

Кого-нибудь из читателей может шокировать такой странный набор примеров: как же так - рядом может оказаться и электросварщик ручной дуговой сварки, и инженер-металлург по сварочному производству; маляр по художественной отделке зданий и помеще­ний, и художник-постановщик театра!

Давайте еще раз найдем в себе силы относиться с равным уважением к разным видам труда или хотя бы скрыть поднимающуюся иногда в душе Пену об-щественноггрупповой спеси. Каждый ценен и должен быть подчеркнуто уважаем на своем трудовом посту. Это надо принять как норму минимально приличного отношения к людям.

И еще одна оговорка. Нельзя, конечно, строго рас­пределить по пяти типам большое (многотысячное) множество сложных многопризнаковых объектов, ка­ковым является и все буйно цветущее древо профес­сий.

Более правилен такой подход к делу - надо исхо­дить из того, что профессия может характеризоваться одновременно признаками разных типов, но в разной мере. Так, дирижер хора - это и собственно музыкант, и организатор группы людей. Агроном это и специа­лист в области растениеводства, и организатор произ­водства, и знаток сельскохозяйственной техники, и в какой-то мере и картограф (кто, кроме него, составит специальные карты угодий данного хозяйства?), да еще и «пророк», поскольку по местным приметам он дол­жен предвидеть динамику погоды. Так что, группи­руя такие сложные многопризнаковые явления, как профессии, надо учитывать факт нечеткости их границ и ориентироваться на главные, основные группы признаков. Для разных целей возможны разные груп­пировки; для обзорной ориентировки в безбрежном множестве видов труда годится и излагаемая здесь группировка.

7.3. Второй ярус классификации. Классы профессий

В пределах каждого типа профессий выделяются их классы по признаку целей (определяемых опера­ционально, то есть в ответ на вопрос «что делать» -распознавать в принципе известное, преобразовать нечто или изыскать неизвестное, решать нестандарт­ные задачи). Вот три класса:

Гностические профессии («Г») (от др. греч. «гно-зис» - знание). Примеры в типе «Человек - природа»: контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая; в типе «Человек - техника»: пирометрист, контролер гото­вой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники; в типе «Человек - че­ловек»: судебно-медицинский эксперт, врачебно-тру-довой эксперт, социолог; в типе «Человек - знаковая система»: корректор типографии, бухгалтер-ревизор; в типе «Человек - художественный образ»: искусство­вед, театровед.

Преобразующие профессии («П»). Примеры в типе «Человек - природа»: мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер; в типе «Че­ловек - техника»: слесарь-ремонтник, токарь, опера­тор прокатного стана; в тите «человек - человек»: учи­тель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, психолог-практик, экскурсо­вод; в типе «Человек - знак»: чертежник-картограф, машинистка-стенографистка, бухгалтер; в типе «Че­ловек - художественный образ»: цветовод-декоратор, художник-оформитель.

Изыскательные профессии («И»). Примеры в типе «Человек - природа»: летчик-наблюдатель рыбного хо­зяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, био­лог-исследователь; в типе «Человек - техника»: рас­кройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор; в типе «Человек - человек»: воспитатель, организатор производства, организатор торговли, агент по снабжению; в типе «Человек - знак»: программист, математик; в типе «Человек - художественный образ»: художник по проектированию интерьера, композитор.

Здесь границы между подразделениями (таксона­ми) классификации также могут быть размыты. От­несение профессии к тому или иному классу - резуль­тат экспертной оценки, а не использования единствен­но верного «аршина», измерителя. Здесь мы пресле­дуем цель минимального упорядоченья сложных объ­ектов, чтобы их множество сделать удобообозримым. Можете группировать профессии по своему разумению.

7.4. Третий ярус классификации. Отделы профессий

По признаку основных орудий, средств труда в рам­ках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела:

Профессии ручного труда («Р»). Примеры в классе гностических профессий: лаборант химико-бактерио­логического анализа, контролер слесарных и станоч ных работ, фельдшер-лаборант... и здесь мы рано или поздно сталкиваемся с «пустой клеткой» классифика­ции. Мыслимо ли ручное орудие труда при распозна­нии свойств социальной системы или художественно­го изделия? Как не основное - да. Например, контро­лер художественных изделий может воспользоваться, скажем, лупой. Но, во-первых, «язык не повернется» назвать это средство ручным (оно уж скорее «глаз­ное»!), а во-вторых, ясно, что основные средства труда здесь, если уж выражаться в принятом стиле, скорее «головные» - это мысленные эталоны художествен­ной ценности изделия, то есть средства не веществен­ные, а психологические (мы их уже условились назы­вать функциональными; см. табл. б). Итак, реальность мира профессий не обязана соответствовать классифи­кации. Классификация - приблизительное пособие для ориентировки в множестве профессий; большего от нее ждать не следует. Конечно, никому не возбраняется улучшать классификацию.

Примеры в классе преобразующих профессий: ве­теринарный фельдшер, слесарь, картограф, художник-живописец (в последнем случае опять видны ограни­чения любой классификации сложных явлений - еще в басне И.А. Крылова «Квартет» показано, что можно вооружиться вещественными инструментами - «две скрипки», «альт», «бас», а дело не пойдет на лад, пос­кольку мастерство в некоторых случаях обеспечивает­ся не внешними, а внутренними средствами деятель­ности).

Примеры в классе изыскательных профессий.... -ручные средства здесь могут быть, по-видимому, только вспомогательными, как, например, «карандаш -бумага» в руках конструктора.

Профессии машинно-ручного труда («М»). Маши­ны с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэ­тому типичными профессиями в этом подразделении классификации будут машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.

Профессии, связанные с применением автоматизи­рованных и автоматических систем («А») — оператор инкубационных цехов, оператор станков с програм­мным управлением, оператор магнитной записи.

Профессии, связанные с преобладанием функцио­нальных средств труда («Ф»). Надо полагать, вы не скажете, что орудием труда дирижера является дири­жерская палочка? Тем более, что многие выдающиеся мастера превосходно обходятся и без нее (она им про­сто мешает). А у певца, у мастера художественного слова, у акробата, у балерины... что же, у них нет орудий, средств труда или эти люди не трудятся?

Мы зайдем в теоретический тупик, если не призна­ем внутренних, психологических средств труда (мыс­ленных схем решения задач, разного рода мысленных эталонов - образцов результатов деятельности). Эти средства (подробнее см. главу 6) есть у представителя каждой профессии, но в некоторых случаях они явля­ются основными.

Очень часто секрет профессионального успеха или неуспеха коренится в недооценке именно внутренних функциональных средств деятельности, недостаточном владении ими, а они есть в каждом виде профессио­нального труда - даже подметая улицу, важно Иметь не только метлу, но и ориентировку в том, откуда дует ветер, иначе продуктом работы будет зрелище клубов пыли, а не чистота; мысленная схема ориентировки в обстановке - одно из важных средств любого труда.

7.5. Четвертый ярус классификации. Группы
профессий

По условиям труда профессии можно разделить (ра­зумеется, очень грубо, «с птичьего полета», обзорно) на четыре группы:

Работа в условиях микроклимата, близких к быто­вым, «комнатным» («Б»): лаборанты, бухгалтеры, опе­раторы ЭВМ.

Работа, необходимо связанная с пребыванием на от­крытом воздухе в любую погоду («О»): агроном, мон­тажник стальных и железобетонных конструкций, ин­спектор госавтоинспекции.

Работа в необычных условиях (на высоте, под во­дой, под землей, при повышенных и пониженных тем­пературах и т.п.) - («Н»): антенщик-мачтовик, водо­лаз, машинист горного комбайна, пожарный.

Работа в условиях повышенной моральной ответ­ственности за жизнь, здоровье людей - взрослых или детей, большие материальные ценности («М»): воспи­татель детского сада, учитель, следователь.

Ясно, что выделенные четыре группы являются не взаимоисключающими, но .частично совпадающими -они приведены просто как возможное средство разли­чения профессий по тем признакам, которые человек сочтет для себя важными. Можете построить лучшую группировку.

7.6. Понятие о формуле профессии

Выше мы не случайно все время вводили условные литерные обозначения: пользуясь ими, можно, во-пер­вых, дать обзорную схему «карты» мира профессий, во-вторых - составить примерную формулу определен­ной профессии; эта формула может быть отнесена и к реальной профессии, и к профессии-мечте (то есть в ситуации, когда оптант осознал, что он хотел бы для себя в профессиональном будущем, но ему еще не из­вестно, существует ли такая профессия, которая соот­ветствует сконструированной им формуле). То и дру­гое полезно.

Обзорная схема классификации («карты» мира профессий) может выглядеть следующим образом (см. схему 6).

Формула «моей профессии» или «профессии-меч­ты», если встать на позицию оптанта, может состоять в простейшем варианте из четырех позиций, на кото­рых расположены литеры, обозйачающие соответствен­но: 1) тип, 2) класс, 3) отдел и 4) группу профессий (важно не путать порядок позиций; так, литера П («природа») в первой позиции означает тип «Человек - природа», а во второй позиции - класс преобразую­щих профессий). Рассмотрим пример: оптанту хоте­лось бы подобрать себе профессию, предполагающую работу с символическими объектами, связанную с преобразованием знаков, символов и использованием автоматической техники; условия труда ему хотелось бы видеть приближающимися к бытовым. Тогда фор­мула профессии будет ЗПАБ. И можно поискать, ка­кие профессии к ней ближе всего - оператор вычисли­тельных машин, оператор фотонаборных автоматов, телеграфист и т.д.

Если формула не помогает человеку думать, можно обойтись и без нее. Если помогает, ее можно и услож нить, снабдив литеры в основных позициях вспомо­гательными значками (индексами), указывающими на взаимосвязь разных профессий. Например, ука­зание на тип «П» со значком «X» (в скобках или в виде индекса) означает, что речь идет о профессии, совмещающей признаки типов «П» и «X»; такой профессией является, например, цветовод-декоратор.

Подчеркнем, что данная классификация не есть средство, чтобы «раскидать» все профессии строго по «клеточкам». Это и невозможно, и не нужно. Ти­пичным фактом является существование, что назы­вается, не «чистых», а «смешанных» профессий, то есть характеризующихся множеством разнотипных признаков. Но в любом сложном множестве полезно проводить некоторые хотя бы ориентировочные его разбиения, различения объектов и их групп. Полага­ем, что для таких различений в первом приближении и будет полезна изложенная классификация; она дает некоторые слова-термины для видения особенностей, признаков сходства и различий профессий. А это и нужно, чтобы начать разбираться в мире профессий и в целях педагогического руководства выбором проф­ессии, и, если иметь в виду оптанта, в целях обдумы­вания им, проектирования, коррекции своего трудо­вого пути.

 

Схема 6. Обзорная схема четырехъярусной психологичес­кой классификации профессий (пояснения в тексте)

 

 

7.7. Вариант обзорной классификации профессий по признакам предметной области труда и формы необходимого образования

Для целей профессионального просвещения моло­дежи, информационного обеспечения профессиональ­ного самоопределения на начальных его этапах мож­но использовать еще более простую, чем изложенная выше, классификацию, учитывающую только два ряда признаков: типы профессий и основные уровни необ­ходимого образования. Последнее обстоятельство, быть может, более существенно в ситуации выбора профес­сии, чем знание о тонкостях познавательной актив­ности профессионалов, соотношениях гнозиса и прак-сиса в их работе, соотношениях внутренних и внеш­них средств труда.

Этот упрощенный вариант классификации может быть представлен в виде приводимой таблицы 7.

 

Таблица 7.

 

Обзорная «карта профессий».

 

Учебное заведение, форма профессио­нальной подготовки Типы профессий (по главному предмету труда)
«П» (жи­вая при­рода) Т» (тех­ника, нежи­вая при­рода) «Ч» (чело­век, сооб­щест­ва) «3» (зна­ко­вые сис­те­мы) «X» (художест- венный образ)
Обучение непосред­ственно на произ­водстве, профессио­нально-техническое училище
Техникум, училище, профессиональная школа
Институт, университет, академия

 

 

Столб­цы таблицы соответствуют рассмотренным нами ра­нее типам профессий, а «строки» (горизонтальные гра­фы) некоторым условно выделяемым трем уровням необходимого профессионального образования Традиционная несколько высокомерная интерпре­тация некоторых форм профессионального образова­ния как «высших», «средних» и (подразумевается, хотя уже и не произносится) - «низших» нам пред­ставляется мало уместной при обсуждении вопросов трудовых жизненных путей.

Дело в том, что мастерство специалиста-практика (например, электрогазосварщика, фрезеровщика, оп­тика, кулинара) может быть недосягаемо высоким для человека, окончившего институт и погруженного в обширное книжное, теоретическое знание, что тоже, конечно, важно и нужно.

Уникальный многолетний опыт работника-практи­ка может быть вполне равноценен продуктивному си­дению за академической партой. Поэтому одни про­фессии могут быть «высшими» по уровню практичес­ких умений работников, а другие - по уровню теоре­тической подготовки.

То, что традиционно обозначается как «высшее об­разование» (университеты, институты, академии), есть фактически образование с большим объемом, а иног­да и преобладанием (в так называемых классических университетах) теоретической подготовки. В «средних» специальных учебных заведениях доля преподаваемо­го книжного знания несколько меньше, а доля прак­тических умений обычно больше.

В профессионально-технических учебных заведени­ях и при обучении кадров на производстве практичес­кой, «земной» умелости учащихся, ориентированной на вполне определенную область приложения их сил, придается первостепенное значение; и в этом смысле они могут считаться высшими практическими учеб­ными заведениями.

Но традиция связывать «высокость», уровень обра­зования именно с теорией очень сильна, и существу­ют официальные языковые штампы «высшая школа», ных граф таблицы), но иметь в виду как перспектив­ные запасные варианты (для «профессионального ро­ста») другие зоны в пределах избранного столбца («по­работаю животноводом, потом выучусь на зоотехника или зооинженера...»; «поработаю проводником пасса­жирского вагона, а потом стану инженером путей со­общения по эксплуатации железных дорог или инже­нером-организатором дорожного движения...»; «пора­ботаю оператором ЭВМ, а потом буду учиться на про­граммиста-математика»... и т.д.).

Задания, упражнения, вопросы для обдумывания к главе 7

1.Постройте формулу профессии, краткое описа­ние которой приведено ниже.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.