ЧАСТЬ II. РАЗНООБРАЗИЕ ПРОФЕССИИ И СУБЪЕКТИВНЫЙ МИР ПРОФЕССИОНАЛА
Пока что мы употребляли слово «профессия» так, как если бы всем было ясно, что это такое, и притом так, что все одинаково-де понимают этот термин. На самом деле этого нет: во-первых, для обозначения предмета, который нас интересует, существует много разных слов; во-вторых, даже если мы остановимся на слове «профессия», то оно в речевой русскоязычной практике употребляется, минимум, в четырех совершенно разных значениях, о чем несколько позднее. Каждый может, конечно, настаивать, что правильно именно то представление о значении слова, которое приходит ему в голову; но слова, увы, не подлежат «приватизации», и нужно считаться с тем, как они наполняются смыслом, изменяются, живут и умирают именно в пространстве межлюдских отношений, а не в «отдельно взятой голове». Если мы обратимся к словарю синонимов русского языка (З.Е. Александрова. М., 1968) и откроем его на слове «профессия», то прочтем: см. «специальность». Смотрим «специальность»: «квалификация... дело, карьера». Если просмотреть синонимические ряды, возникает представление о некотором «букете» так или иначе взаимосвязанных по смыслу слов: см. схему 4 (линии-ветви и пространственное расположение слов не означают здесь у нас чего-либо большего, чем то, что между словами есть хоть какая-то смысловая связь).
Схема 4. (пояснения в тексте)
Если мы, пытаясь сориентироваться в общеязыковом значении интересующих нас слов, обратимся к словарю русского языка СИ. Ожегова (М., 1990, изд. 23-е, исправленное), то прочтем (специальные филологические сведения опущены, вместо них - многоточия): «Профессия... Основной род занятий, трудовой деятельности»; «Занятие... То, чем кто-н. занят, дело, труд, работа... Род занятий (род деятельности, характер работы, специальность)»; «Специальность...Отдельная отрасль науки, техники, мастерства или искусства... То же, что профессия». «Дело... Работа, занятие, деятельность... Круг ведения... Сфера знаний, деятельности, работы»; «Работа... Занятие, труд, деятельность... Служба как источник заработка... Производственная деятельность по созданию, обработке чего-н... Продукт труда, готовое изделие... Материал, подлежащий обработке, находящийся в процессе изготовления (Надомники берут работу на дом)... Качество, способ исполнения (Топорная работа)...»; «Деятельность... занятия, труд»; «Должность... Служебная обязанность, служебное место»; «Место...Роль, отведенная кому-н. в какой-н. деятельности...Должность, служба»; «Служба... Работа, занятия служащего, а также место его работы... Какая-н. специальная область работы с относящимися к ней учреждениями»; «Обязанность...круг действий, возложенных на кого-н. и безусловных для выполнения»; «Труд... Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей... Работа, занятие...Усилие, направленное к достижению чего-н... Результат деятельности, работы, произведение»; «Карьера... Род занятий, деятельности... Путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также само достижение такого положения»; «Поприще...Область деятельности». Как видим, интересующие нас слова, с одной стороны, взаимосвязаны по смыслу, а с другой, - многозначны. Это не недостаток живого языка, а, возможно, его достоинство, поскольку нужное значение слова устанавливается не «вообще», а в контексте речи, и притом с нужными говорящему оттенками (иногда скажут о высоком поприще, а иногда об унылой обязанности...); наличие в языке одних лишь слов-«окаме-нелостей» с единственным взаимно однозначным соотношением с означаемой реальностью было бы, по-видимому, для людей мало полезным, да и невыносимо скучным. В американской научной литературе о человеке и его работе есть традиция достаточно определенно, насколько нам известно, различать понятия «профессия» (profession) и «занятие» (occupation): предполагается некий непрерывный континуум все усложняющихся занятий, и только наиболее сложные из них (предполагающие основательное специальное образование, некую «субкультуру» работников и пр.) удостаиваются называться профессиями. В нашей отечественной литературе, по крайней мере с 20-х по 70-80 годы, как нам представляется, традиционно культивировались идеи интеллектуального, нравственного наполнения любого вида труда и равного уважения к самым разным трудящимся; поэтому уровневый подход к рассмотрению мира профессий («высокие» - «низкие» уровни занятий) представлялся менее ценным, чем качественный («мамы всякие важны»). В нашей стране не было и, полагаем, нет нужды и впредь вводить рас слоение в мир трудовых занятий, деля его на профессии и не-профессии. Как мы могли заметить, это полезное неразличение зафиксировано у нас и в языковом сознании. Интересно, что в словаре Н. Абрамова, вышедшем в свет впервые в 1900 г. (Н. Абрамов. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. Изд. 5-е. М., 1994) в ряду синонимов к словам «профессия», «дело», «занятие» указаны и «ремесло», и «искусство». Но все же в специальных языках, какбвым должен быть и научный язык психологического профессиове-дения, требуется система договоренностей, в соответствии с которыми употребляемые слова должны в большей или меньшей мере утрачивать многозначность и приобретать пусть условный, ограниченный и для кого-то «скучный», но вполне определенный для круга специалистов смысл, сохраняемый на протяжении некоторого рассуждения. Это не значит, что мы должны заимствовать те различения понятий, которые подвертываются нам под руку в иностранной литературе, по подражательному принципу «Что мужик, то и обезьяна». Нет, надо строить ту систему понятий, концептуальных организо-ванностёй и различений, которая отображает именно отечественную культуру и практику осмысления труда и которая для этого полезна. В научной и научно-методической литературе, посвященной вопросам выбора профессии, профессиональной подготовки, профессиональной пригодности, занятости населения (а в литературе этого рода представлены социально-экономические, медико-гигиенические, педагогические и психологические аспекты дела) слову «профессия» могут соответствовать, по нашим наблюдениям, как минимум, следующие достаточно разные, хотя и взаимосвязанные реальности: а) общность людей, занятых в определенной облас б) область деятельности как множество трудовых в) работа, процесс деятельности в определенной об г) качественная определенность человека, имеюще
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|