Здавалка
Главная | Обратная связь

ЧАСТЬ II. РАЗНООБРАЗИЕ ПРОФЕССИИ И СУБЪЕКТИВНЫЙ МИР ПРОФЕССИОНАЛА



Пока что мы употребляли слово «профессия» так, как если бы всем было ясно, что это такое, и притом так, что все одинаково-де понимают этот термин. На самом деле этого нет: во-первых, для обозначения пред­мета, который нас интересует, существует много раз­ных слов; во-вторых, даже если мы остановимся на слове «профессия», то оно в речевой русскоязычной практике употребляется, минимум, в четырех совер­шенно разных значениях, о чем несколько позднее.

Каждый может, конечно, настаивать, что правиль­но именно то представление о значении слова, кото­рое приходит ему в голову; но слова, увы, не подле­жат «приватизации», и нужно считаться с тем, как они наполняются смыслом, изменяются, живут и уми­рают именно в пространстве межлюдских отношений, а не в «отдельно взятой голове».

Если мы обратимся к словарю синонимов русского языка (З.Е. Александрова. М., 1968) и откроем его на слове «профессия», то прочтем: см. «специальность». Смотрим «специальность»: «квалификация... дело, карьера». Если просмотреть синонимические ряды, воз­никает представление о некотором «букете» так или иначе взаимосвязанных по смыслу слов: см. схему 4 (линии-ветви и пространственное расположение слов не означают здесь у нас чего-либо большего, чем то, что между словами есть хоть какая-то смысловая связь).

 

 

Схема 4. (пояснения в тексте)

 

 

Если мы, пытаясь сориентироваться в общеязыко­вом значении интересующих нас слов, обратимся к словарю русского языка СИ. Ожегова (М., 1990, изд. 23-е, исправленное), то прочтем (специальные фило­логические сведения опущены, вместо них - многото­чия): «Профессия... Основной род занятий, трудовой деятельности»; «Занятие... То, чем кто-н. занят, дело, труд, работа... Род занятий (род деятельности, харак­тер работы, специальность)»; «Специальность...Отдель­ная отрасль науки, техники, мастерства или искусст­ва... То же, что профессия». «Дело... Работа, занятие, деятельность... Круг ведения... Сфера знаний, деятель­ности, работы»; «Работа... Занятие, труд, деятель­ность... Служба как источник заработка... Производ­ственная деятельность по созданию, обработке чего-н... Продукт труда, готовое изделие... Материал, под­лежащий обработке, находящийся в процессе изготов­ления (Надомники берут работу на дом)... Качество, способ исполнения (Топорная работа)...»; «Деятель­ность... занятия, труд»; «Должность... Служебная обя­занность, служебное место»; «Место...Роль, отведен­ная кому-н. в какой-н. деятельности...Должность, служба»; «Служба... Работа, занятия служащего, а так­же место его работы... Какая-н. специальная область работы с относящимися к ней учреждениями»; «Обя­занность...круг действий, возложенных на кого-н. и безусловных для выполнения»; «Труд... Целесообраз­ная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и ду­ховных ценностей... Работа, занятие...Усилие, направ­ленное к достижению чего-н... Результат деятельнос­ти, работы, произведение»; «Карьера... Род занятий, деятельности... Путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также само до­стижение такого положения»; «Поприще...Область деятельности».

Как видим, интересующие нас слова, с одной сто­роны, взаимосвязаны по смыслу, а с другой, - многоз­начны. Это не недостаток живого языка, а, возможно, его достоинство, поскольку нужное значение слова ус­танавливается не «вообще», а в контексте речи, и при­том с нужными говорящему оттенками (иногда ска­жут о высоком поприще, а иногда об унылой обязан­ности...); наличие в языке одних лишь слов-«окаме-нелостей» с единственным взаимно однозначным со­отношением с означаемой реальностью было бы, по-видимому, для людей мало полезным, да и невыноси­мо скучным.

В американской научной литературе о человеке и его работе есть традиция достаточно определенно, на­сколько нам известно, различать понятия «профессия» (profession) и «занятие» (occupation): предполагается некий непрерывный континуум все усложняющихся занятий, и только наиболее сложные из них (предпо­лагающие основательное специальное образование, не­кую «субкультуру» работников и пр.) удостаиваются называться профессиями. В нашей отечественной ли­тературе, по крайней мере с 20-х по 70-80 годы, как нам представляется, традиционно культивировались идеи интеллектуального, нравственного наполнения любого вида труда и равного уважения к самым раз­ным трудящимся; поэтому уровневый подход к рас­смотрению мира профессий («высокие» - «низкие» уровни занятий) представлялся менее ценным, чем ка­чественный («мамы всякие важны»). В нашей стране не было и, полагаем, нет нужды и впредь вводить рас слоение в мир трудовых занятий, деля его на профес­сии и не-профессии. Как мы могли заметить, это полез­ное неразличение зафиксировано у нас и в языковом сознании. Интересно, что в словаре Н. Абрамова, вы­шедшем в свет впервые в 1900 г. (Н. Абрамов. Сло­варь русских синонимов и сходных по смыслу выра­жений. Изд. 5-е. М., 1994) в ряду синонимов к словам «профессия», «дело», «занятие» указаны и «ремесло», и «искусство».

Но все же в специальных языках, какбвым должен быть и научный язык психологического профессиове-дения, требуется система договоренностей, в соответ­ствии с которыми употребляемые слова должны в боль­шей или меньшей мере утрачивать многозначность и приобретать пусть условный, ограниченный и для кого-то «скучный», но вполне определенный для круга спе­циалистов смысл, сохраняемый на протяжении неко­торого рассуждения.

Это не значит, что мы должны заимствовать те раз­личения понятий, которые подвертываются нам под руку в иностранной литературе, по подражательному принципу «Что мужик, то и обезьяна». Нет, надо стро­ить ту систему понятий, концептуальных организо-ванностёй и различений, которая отображает именно отечественную культуру и практику осмысления тру­да и которая для этого полезна.

В научной и научно-методической литературе, пос­вященной вопросам выбора профессии, профессиональ­ной подготовки, профессиональной пригодности, за­нятости населения (а в литературе этого рода пред­ставлены социально-экономические, медико-гигиени­ческие, педагогические и психологические аспекты дела) слову «профессия» могут соответствовать, по

нашим наблюдениям, как минимум, следующие до­статочно разные, хотя и взаимосвязанные реальнос­ти:

а) общность людей, занятых в определенной облас­
ти, отрасли труда («Мы - представители малочислен­
ной профессии», «Люди этой профессии должны иметь
хорошее пространственное воображение»);

б) область деятельности как множество трудовых
постов - пусть вакантных («В этой профессии избы­
ток кадров», «Есть нехватка кадров в некоторых про­
фессиях»);

в) работа, процесс деятельности в определенной об­
ласти («Это очень беспокойная профессия», «Опасная
профессия»);

г) качественная определенность человека, имеюще­
го некоторые умения, знания, опыт, личные качества
(«Я хочу приобрести вторую профессию», «У него нет
профессии»).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.