Здавалка
Главная | Обратная связь

БИЛЕТ 1. Психология как наука. Предмет психологии.



Наука психология изучает закономерности, развитие и функционирование психических процессов, состояний. Предметом

 

психологии становятся "явления сознания": мысли, представления, чувства, потребности, желания, т. е. все то, что относится к

 

внутреннему миру человека.

 

Психические явления объединяются в три категории:

1. психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком

 

воздействий окружающей действительности;

2. психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие

 

определенный уровень поведения и деятельности, типичны для нее;

3. психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека,

 

характерный для него в каждый момент времени.

 

Первые относительно кратки по времени протекания и весьма динамичны по своей изменчивости, вторые сохраняют постоянство

 

на протяжении многих лет и менее изменчивы. Устойчивость и изменчивость тех и других зависит от многих факторов.

 

Состояние – абстрактный термин, обозначающий множество стабильных значений переменных параметров объекта в некоторый

 

момент времени. Процесс может быть представлен как последовательность переходов объекта из состояния в состояние. Таким

 

образом, процесс описывает динамику объекта, а состояние фиксирует некоторую фазу процесса, в течение которой ряд

 

существенных параметров объекта остаются неизменными.

 

СТРУКТУРА

Современная психология носит многоотраслевой характер. Комплекс психологических дисциплин можно разделить на общую

 

психологию и специальные отрасли психологии. При этом, специальные отрасли концентрируются на том или ином аспекте

 

психики: нейропсихология, социальная психология и т.д.

 

Общая психология включает в себя 4 основных раздела: общетеоретическтй, психологию познавательных процессов и

 

восприятия, регулятивные процессы и психологию личности.

 

Прикладные отрасли психологии позиционируются в связи с конкретными сферами деятельности психологов-практиков. Так,

 

например, психотерапевт использует в своей практике общие знания о познавательных процессах, сведения из патопсихологии

 

аномального поведения и из психофизиологии. Совокупность прикладных отраслей психологии отражает области предметной

 

деятельности людей, в которых признано значение психологического фактора.

 

Педагогическая психология изучает закономерности развития человека при обучении и воспитании и развивается как

 

отдельная отрасль психологии. Так же она тесно сотрудничает с педагогикой, психофизиологией и детской психологией.

 

Некоторые учёные считают, что педагогическая психология изучает некоторые закономерности овладения знаниями, умениями

 

и навыками у школьников, исследует их творческое мышление и изменение в их психике. Так же считают педагогическую

 

психологию частью возрастной психологии, так как каждый возраст проявляет по своему, усвоение знаний. Задачи:

 

1. описание психологических феноменов, их разнообразие и проявления.

2. установление закономерностей или законов обнаруженных явлений.

3. выявление механизмов реализации установленного закона.

4. практическое использование, внедрение знаний и результатов в реальную жизнь.

 

 

В психологии существует весьма большое количество методов и отдельных разновидностей.

 

Основные методы:

 

Наблюдение. Исследователь просто наблюдает, не изменяя ход ситуации. Отличается множеством разновидностей: открытое

 

или скрытое, включенное или невключенное, лабораторное или естественное и так далее.

 

Эксперимент. В этом случае исследователь вмешивается в ситуацию. Он может создать определенные условия для

 

эксперимента или окружить испытуемого специальной аппаратурой. А может включать испытуемого в деятельность незаметно

 

для него самого.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.