БИЛЕТ 1. Психология как наука. Предмет психологии.Стр 1 из 28Следующая ⇒
Наука психология изучает закономерности, развитие и функционирование психических процессов, состояний. Предметом
психологии становятся "явления сознания": мысли, представления, чувства, потребности, желания, т. е. все то, что относится к
внутреннему миру человека.
Психические явления объединяются в три категории: 1. психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком
воздействий окружающей действительности; 2. психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие
определенный уровень поведения и деятельности, типичны для нее; 3. психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека,
характерный для него в каждый момент времени.
Первые относительно кратки по времени протекания и весьма динамичны по своей изменчивости, вторые сохраняют постоянство
на протяжении многих лет и менее изменчивы. Устойчивость и изменчивость тех и других зависит от многих факторов.
Состояние – абстрактный термин, обозначающий множество стабильных значений переменных параметров объекта в некоторый
момент времени. Процесс может быть представлен как последовательность переходов объекта из состояния в состояние. Таким
образом, процесс описывает динамику объекта, а состояние фиксирует некоторую фазу процесса, в течение которой ряд
существенных параметров объекта остаются неизменными.
СТРУКТУРА Современная психология носит многоотраслевой характер. Комплекс психологических дисциплин можно разделить на общую
психологию и специальные отрасли психологии. При этом, специальные отрасли концентрируются на том или ином аспекте
психики: нейропсихология, социальная психология и т.д.
Общая психология включает в себя 4 основных раздела: общетеоретическтй, психологию познавательных процессов и
восприятия, регулятивные процессы и психологию личности.
Прикладные отрасли психологии позиционируются в связи с конкретными сферами деятельности психологов-практиков. Так,
например, психотерапевт использует в своей практике общие знания о познавательных процессах, сведения из патопсихологии
аномального поведения и из психофизиологии. Совокупность прикладных отраслей психологии отражает области предметной
деятельности людей, в которых признано значение психологического фактора.
Педагогическая психология изучает закономерности развития человека при обучении и воспитании и развивается как
отдельная отрасль психологии. Так же она тесно сотрудничает с педагогикой, психофизиологией и детской психологией.
Некоторые учёные считают, что педагогическая психология изучает некоторые закономерности овладения знаниями, умениями
и навыками у школьников, исследует их творческое мышление и изменение в их психике. Так же считают педагогическую
психологию частью возрастной психологии, так как каждый возраст проявляет по своему, усвоение знаний. Задачи:
1. описание психологических феноменов, их разнообразие и проявления. 2. установление закономерностей или законов обнаруженных явлений. 3. выявление механизмов реализации установленного закона. 4. практическое использование, внедрение знаний и результатов в реальную жизнь.
В психологии существует весьма большое количество методов и отдельных разновидностей.
Основные методы:
Наблюдение. Исследователь просто наблюдает, не изменяя ход ситуации. Отличается множеством разновидностей: открытое
или скрытое, включенное или невключенное, лабораторное или естественное и так далее.
Эксперимент. В этом случае исследователь вмешивается в ситуацию. Он может создать определенные условия для
эксперимента или окружить испытуемого специальной аппаратурой. А может включать испытуемого в деятельность незаметно
для него самого.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|