Здавалка
Главная | Обратная связь

Педагогические ситуации и задачи.



Задание 1. Решение и анализ педагогических задач:

Задача№1

Коля (6 лет) – неорганизованный мальчик. Он небрежно одет и вообще неряшлив. Неловок в движениях, медлителен, часто нарушает правила. Рисунки его грязные и небрежные. Внешне очень равнодушен к замечаниям воспитателя.

Предположите, какое место в классе займет Коля, каковы будут его успехи в учении и почему. Как можно помочь Коле?

Задача№2.

Шла вторая четверть учебного года. В кабинет директора нашей школы вошла взволнованная воспитательница школы – интерната и бросила на стол личное дело второклассника Игоря Н.

- Больше его терпеть невозможно. Это «чудовище» всех бьет, нецензурно ругается, разлагает детей. Он ничего не понимает, он лгун и мелкий воришка. Игорь живет у бабушки. Пусть учится по месту жительства родителей.

Дверь захлопнулась, а на столе осталось только личное дело.

Формального приказа об отчислении ребенка из интерната не было, да и куда его отчислять? Мать полгода лежит в больнице, отец неродной, взять мальчика согласилась только пробабушка, которой более 70 лет. Что ж гонять его туда – сюда, пусть учится у нас…

И вот перед нами восьмилетний «воспитуемый». Обыкновенный второклассник, только очень подвижный: минуты спокойно не посидит, не постоит. Отвечает быстро, толково, нисколько не стесняется, не смущаясь, а глаза ни на чем не задерживаются, какие – то они у него бегающие, как и руки…

Хочет ли у нас учиться? Не хочет ли вернуться в интернат? Нет, ни за что, лучше сбежит вообще. Любит ли книги? Не знает. Что любит делать? Пожимает плечами. Учиться не любит потому, что учителя злые, ставят двойки и всегда ругают. В общем все ясно.

Что ясно директору? Как вы считаете, почему мальчик такой, каким он представлен в ситуации?

Вы директор школы. Ваши действия в отношении мальчика?

Задание 2. Решение ситуаций:

Ситуация. Экспериментатору необходимо было выяснить объем памяти детей 5 лет. Он предложил детям для запоминания следующие слова: КАРАНДАШ, КУКЛА, КОНФЕТА и др. Дети сумели воспроизвести лишь небольшое количество слов.

В другой раз экспериментатор пришел в эту же группу детского сада и, поздоровавшись с детьми, предложил: «Давайте поиграем в магазин». Дети дружно согласились. «Я буду продавцом, — сказал он, — а вы будете покупателями. Вот мои товары: КАРАНДАШ. КУКЛА, КОНФЕТА (назвал те же слова, какие произносил и при первой встрече). Кто назовет больше слов, тому и достанется покупка». На этот раз дети назвали больше слов.

• Назовите причину резких отличий результатов эксперимента.

• Раскройте содержание понятий «естественный эксперимент» и «лабораторный эксперимент», назовите их отличительные признаки.

Ситуация. Многие исследователи отмечают, что во время наблюдения мы видим то, что уже знаем, неизвестное проходит мимо нашего внимания.

• Правомерно ли такое суждение?

• Что необходимо сделать, чтобы наблюдение было эффективным?

Ситуация. Во время своих наблюдений студентка зафиксировала следующий факт: «Саша (2 года 5 мес.) ударил Витю (2 года 3 мес), когда тот разрушил его постройку».

• Может ли воспитатель причину агрессивного поведения детей видеть только в их отрицательных чертах характера или недостатках семейного воспитания?

• Назовите возможные причины агрессивного поведения обоих мальчиков.

Задание 3. Найти пути решения педагогических ситуаций:

- в начале урока оказалось, что все ученики не поняли домашнее задание…

- двое детей накануне сбежали с урока…

- ученик опоздал на урок…

Задание 4. Придумать продолжение ситуации: « У учителя была обидная для учащихся манера обсуждения выполнения контрольных работ. И происходило это так: …».

Задание 5. Предложить двум-трем педагогам ответить на вопросы:

- Были ли в Вашей практике конфликты с учащимися?

- Если были, то какой из них Вам запомнился?

- В чем заключалась суть конфликта?

- Что послужило причиной конфликта?

- Что Вас беспокоит в связи с конфликтом?

- Были ли подобные случаи в Вашем детстве, что Вам вспоминается?

- Удовлетворены ли Вы своим поведением в конфликте?

- Если нет, то в чем заключались Ваши просчеты в конфликте?

- Какие средства Вы использовали для разрешения конфликта?

- Как Вы разрешали бы конфликт сейчас? Что нового в Вашем восприятии и поведении?

Произвести индивидуальный и сравнительный анализ полученных данных.

Задание 6. Прочитать на выбор несколько рассказов-воспоминаний Ю.Л.Львовой из книги «Педагогические этюды»: «Портрет», «Подарок», «Воровство», «Школьный коридор» — и попробовать ответить на вопрос: «Как бы я поступил в данной ситуации?»

Тема 2. Прогнозирование и проектирование образовательного процесса.

Задание 1. Разработать план проведения мероприятия (урока, тренинга, лекции, беседы), с учетом особенностей аудитории.

Задание 2. Аннотирование дополнительной литературы по теме.

Тема 3. Психолого–педагогические технологии и методики диагностики на разных возрастных этапах.

Задание 1. Практическая работа с одним школьником.

Предоставить папку «Результатов выполнения заданий психолого - педагогического практикума», в которую входят:

1. План исследования: названия и последовательность применения выбранных студентом диагностических методик. ( Выбранные методики должны являться примером применения основных методов исследования в психологии и педагогики: наблюдения, эксперимента, беседы, анализа продуктов деятельности.

2. Выполненные практические задания: название, цель, оборудование, обработка и интерпретация результатов, вывод.

3. Характеристика познавательной сферы испытуемого ребенка на основании результатов психодиагностики (особенности познавательных процессов, соответствие возрастным нормам).

4. Рекомендации педагогам и родителям по поводу развивающей работы с данным ребенком (на что следует обратить особое внимание, направления и формы развивающей работы(несколько упражнений)).

5. Приложение, куда включаются протоколы исследования ребенка (по каждой методике), использованный стимульный материал (картинки, карточки, тексты, бланки и т.д. которые были использованы, а также рисунки детей).

Задание 2. Составить картотеку диагностических заданий (возрастной диапазон: от 3 лет до 18) по следующим направлениям:

- исследование познавательных процессов;

- исследование межличностных отношений.

Тема 4. Проектирование психолого–педагогических исследований в целях решения образовательных задач.

Задание 1. Спланировать исследование (в соответствии с этапами), опираясь на педагогическую задачу (задачу выбрать самостоятельно).

Задание 2. Аннотирование дополнительной литературы по теме.

Тема 5. Организационные формы активного психолого–педагогического взаимодействия.

Задание 1. Подобрать форму взаимодействия (дискуссия, психолого–педагогический консилиум, педагогические мастерские, деловые игры, организационно–деятельностные игры, обучающие тренинги) и составить конспект, опираясь на педагогическую задачу (выбрать самостоятельно), возрастные и психофизиологические характеристики аудитории.

Например: Осветить актуальную, проблемную тему с целью психолого-педагогического просвещения учащихся, родителей, учителей, воспитателей, используя одну из форм просвещения: беседа, лекция, семинар, и др. Возможно выполнения задания в микрогруппах по 3-4 человека. Тема, целевая аудитория выбираются студентами самостоятельно.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.