Здавалка
Главная | Обратная связь

Промышленные рабочие



В течение этого периода доминирующей группой были про­мышленные рабочие, в основном мужчины, «голубые воротнич­ки», занятые в производстве и некоторых добывающих отраслях, которым были присущи крепкие региональные и классовые свя­зи, что отражалось на политическом поведении и пристрастиях. В 1951 г. наемными работниками были в Великобритании 70% муж­чин, занимавшихся физическим трудом, а 20 годами позже эта часть занятых составляла все еще 60% (Harrison, 1984, с. 381); в начале 1960-х годов около 60% наемных работников трудились в разных отраслях промышленности, от угледобывающей до химической, и 43% были заняты непосредственно на производстве (Gershuny and Miles, 1983, с. 20).

Значительная часть промышленных рабочих тогда была орга­низована в союзы, которые признавались работодателями и уча­ствовали в институционализации урегулирования отношений тру­дящихся и администрации. На местном уровне это нашло отраже­ние в согласительных процедурах, на высшем — в стремлении к корпоративизму (Middlemas, 1979), который подразумевает, что представители работодателей, лидеры профсоюзов и политики проводят встречи на регулярной основе для решения вопросов, представляющих интерес для всех сторон. Вершины эта тенденция достигла в 1960-х годах, когда на Даунинг-стрит, 10, проводились встречи «за пивом и сэндвичами» и премьер-министр вместе с ведущими руководителями профсоюзов сформулировал Соци­альный контракт.

И главное — самый долгий, наверное, бум в истории капита­лизма означал также постоянный экономический рост и соответ­ственно полную занятость. За исключением коротких периодов показатель безработицы в течение 1950-х годов был чуть больше или чуть меньше 2%, что давало большинству населения ощуще­ние стабильности и уверенности.

Массовое потребление

В те годы массовое потребление стало нормой, чему способ­ствовали (относительно) высокая и постоянно возрастающая за­работная плата, уменьшение реальной стоимости потребительских товаров*, полная занятость, быстрое распространение покупок в рассрочку**, кредитование и, разумеется, стимуляция потребле­ния через рекламу, моду, телевидение и другие формы показа и убеждения.

В Великобритании, все же отстававшей от Соединенных Шта­тов, после 1945 г. простые люди получили доступ к товарам, кото­рые прежде имелись в малых количествах или вообще не суще­ствовали (парфюмерия, предметы личной гигиены, стильная и модная одежда, пылесосы, ковровые покрытия, холодильники, радиоприемники, телевизоры и автомобили). Таким образом, к

[1] Артур Марвик (Marwick, 1982) показывает, что недельная заработная пла­та между 1955 и 1969 гг. выросла на 130%, а розничные цены за тот же период — всего на 63%. И хотя цены на продукты питания и другие товары первой необходи­мости постоянно растут, другие потребительские товары, такие как автомобили, телевизоры, стиральные машины, стоят дешевле (с. 118, ср.: Morgan, 1990, с. 506).

[1] Эрик Хобсбаум (Hobsbawm, 1968) отмечает, что в 1957 г. в Великобрита­нии общий долг по выплатам в рассрочку составил 369 млн фунтов стерлингов, а в 1964 г. - 900 млн, т.е. вырос на 250% (с. 225).

 

1970 г. девять из десяти семей имели телевизор, семь из десяти — холодильник, шесть из десяти — стиральную машину. Что же ка­сается автомобилей, то если в 1950 г. их количество составляло 2,3 млн, то в 1970 г. — уже 11,8 млн, иначе говоря, автомобиль имели 50% семей в Великобритании (Central Statistical Office, 1983, Table 15.4).

И самое важное: массовое потребление основывалось на том, что для рабочего класса — преобладающего большинства населе­ния, представлявшего собой самый большой рынок, — был от­крыт доступ к предлагавшимся товарам. И когда это произошло, население могло подтвердить известную фразу тогдашнего пре­мьер-министра Гарольда Макмиллана: «Еще никогда дела не об­стояли так хорошо». И он был прав, так как прежде потребитель­ские товары просто были недоступны для большинства населения (кроме, пожалуй, «пива и курева»).

Хотя, наверное, еще важнее то, что массовое потребление ста­ло главным стержнем постоянного и стабильного массового произ­водства. То есть в этот период устойчивое и обеспеченное массо­вое потребление товаров явилось предпосылкой расширения про­изводственной базы, а это, в свою очередь, обеспечивало полную занятость. В течение фордистского периода благополучие эконо­мики обеспечивалось высокой покупательной способностью (и, в частности, продажами в рассрочку и кредитованием); особенно это касалось автомобилей и бытовой техники, но распространя­лось и на другие виды товаров. Одним словом, потребление стало добродетелью.

Главное здесь то, что было достигнуто равновесие, баланс меж­ду массовым потреблением и массовым производством. Можно сказать, что именно это обеспечивало неуклонный рост потреб­ления, благодаря которому удавалось гарантировать постоянную занятость и наличие рабочих мест в результате всячески стимули­руемого потребительского бума. Для того чтобы обеспечить такое положение и в дальнейшем, была создана целая структура марке­тинга и дизайна — ежегодные смены моделей автомобилей, быс­тро растущая рекламная индустрия, новая организация торговли, прием устаревших товаров с учетом их цены в обмен на новые, приемлемые условия оплаты, — однако главным здесь было обес­печение полной занятости и постоянного роста реальных доходов населения. И если потребительский спрос оставался высоким (при этом государство часто вмешивалось в экономику, чтобы это обес­печить), то это стимулировало развитие экономики.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.