Здавалка
Главная | Обратная связь

Трудовые споры могут быть классифицированы по различным основаниям.



-По субъектному критерию трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные. Индивидуальные трудовые споры - недоразумение между работником и собственником, возникшие в трудовых правоотношениях .
В отличие от индивидуальных трудовых споров сторонами коллективных споров является коллектив наемных работников или их отдельные категории, профсоюзы или их объединения с одной стороны, а с другой - работодатель, объединения работодателей или их представители.

- В зависимости от вида правоотношений, из которых может возникнуть спор, трудовые споры делятся на споры, возникающие из трудовых правоотношений; правоотношений по трудоустройству; социально - партнерских правоотношений и др.

- За объектом правопритязания: а) трудовые споры, вытекающие из заключения трудового договора, б) трудовые споры по вопросам оплаты труда, в) трудовые споры по вопросам нарушения условий труда (содержащие безопасность труда); г)трудовые споры по вопросам ответственности сторон трудового договора
д)трудовые споры по вопросам прекращения трудового договора.

-По юрисдикционным органом споры в области труда классифицируются на те, что рассматривают суды, и те, что рассматриваются в порядке арбитражно- третейского процедуры примирительная комиссия, трудовым арбитражем и т.д.

Основной причиной трудовых споров является противоречие интересов работника и работодателя, которые трансформируются в определенные конкретные разногласия, и составляют сущность трудового спора. По предмету разногласий споры можно классифицировать в зависимости от непосредственных причин их возникновени.

Во-первых, разногласия и основанные на них споры возникают тогда, когда работники претендуют на улучшение условий найма своей рабочей силы - увеличение заработной платы, надбавок, льгот, гарантий, компенсаций, продолжительности и количества отпусков, улучшение бытовых условий на производстве и т.д, а работодатель с этим не согласен.

Во-вторых, споры возникают тогда, когда работники хотят сохранить существующие условия труда, однако работодатель на это не согласен.

В-третьих, споры юридического характер: к ним относятся те, которые возникают из-за сложности и противоречивость нормативно - правовых актов, а также вследствие того, что некоторые руководители предприятий и работники плохо знают трудовое законодательство или пренебрежительно относятся к его требованиям

74 Система органів розгляду трудових спорів.

Действующее трудовое законодательство предусматривает два органа, которые имеют право рассматривать трудовые споры. Это - комиссии по трудовым спорам (КТС ) и районные (городские) суды. КТС избираются общим собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации с числом работающих не менее 15 человек. Порядок избрания, численность, состав и срок полномочий комиссии определяются общим собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации. Количество рабочих в составе комиссии по трудовым спорам предприятия не может быть меньше половины ее состава.

Действующим трудовым законодательством установлен перечень споров, которые когут рассматриваться в КТС и рассматриваются в судах. Например, в соответствии с КЗоТ КТС является обязательным первичным органом по рассмотрению трудовых споров, за исключением споров, непосредственно рассматриваются в судах в районных (городских) трудовые споры по заявлениям:

- работника или владельца когда они не согласны с решением КТС;

- прокурора, если он считает, что решение КТС противоречит действующему законодательству;

- работника предприятия, учреждения, организации, где комиссии по трудовым спорам не избираются;

- nработника о восстановлении на работе руководителя, главного бухгалтера предприятия, а также должностных лиц таможенных органов и государственных налоговых администраций, которым присвоены персональные звания, служебных лиц государственной контрольно - ревизионной службы и органов государственного контроля за ценами;

- владельца о возмещении работниками матеріального ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации, работников в вопросу применения законодательства о труде работников, приглашенных на работу в порядке перевода с другого предприятия, учреждения, организации;

- молодых специалистов, окончивших высшее учебное заведение беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет или ребенка- инвалида, а одиноких матерей - при наличии ребенка в возрасте до 14 лет;

Работник может обратиться с заявлением о разрешении трудового спора непосредственно в районный (городской ) суд в трехмесячный срок от дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по делам об увольнении - в месячный срок от дня вручения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. для обращения собственника или уполномоченного им органа в суд по вопросам взыскания с работника материального ущерба , причиненного предприятию,учреждении, организации, устанавливается срок в один год от дня выявления причиненного работником ущерба.


 

75 Порядок вирішення індивідуальних трудових спорів.

Индивидуальные трудовые споры о применении действующего законодательства о труде решаются в порядке, предусмотренном главой XV КЗоТ "Индивидуальные трудовые споры".

По признаку подведомственности можно выделить 3 вида порядка рассмотрения индивидуальных трудовых споров .

1. Общий порядок , согласно которому трудовой спор последовательно рассматривается в КТС и в суде ( ст. 221 КЗоТ). Рассмотрение одних споров может закончиться в комиссии, если стороны не обжалуют ее решения и спор будет перенесен в суд. В других случаях - каждая из сторон имеет право обратиться в суд в связи с несогласием с решением КТС.

2. Судебный порядок, при котором трудовой спор непосредственно рассматривается судом (статьи 55, 124 Конституции, ст. 232 КЗоТ).

3. Особый порядок, предусматривающий особенности рассмотрения трудовых споров отдельных категорий работников (судей, прокурорско - следственных работников, а также работников учебных, научных и других учреждений прокуратуры , имеющих классные чины) (ст. 222 КЗоТ).

В общем порядке, начиная с КТС, рассматривается большинство споров, возникающих из трудовых правоотношений, независимо от того, является ли работник штатным или нештатным, временным, совместителем, членом профсоюза.
КТС создаются непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях и рассматривают трудовые споры работников, которые работают на этих предприятиях, в учреждениях и организациях. Согласно ст. 223 КЗоТ комиссия по трудовым спорам избирается общим собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации всех форм собственности с числом работающих не менее 15 человек. Если на предприятии работает меньше 15 человек, то КТС там не создается и работник обращается с заявлением о разрешении трудового спора непосредственно в районный (городской) суд .

КТС является первичным органом по рассмотрению трудовых споров, возникающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, за исключением споров судей, прокурорско - следственных работников, а также работников учебных, научных и других учреждений прокуратуры, имеющих классные чины; споров о досрочном освобождении от выборной платной должности членов общественных и других объединений граждан по решению органов, которые их избрали, а также споров, которые подлежат непосредственному рассмотрению в районных(городских) судах.

Решение по трудовым спорам принимается на основе изучения всех материалов дела . Решение суда по индивидуальным трудовым спорам подлежат обязательному исполнению после вступления их в законную силу, кроме случаев немедленного исполнения.


 

76 Порядок, строки та особливості розгляду індивідуальних трудових спорів у судах

Непосредственно в районных , районных в городе, городских или межрайонных судах рассматриваются трудовые споры по заявлениям:

1 ) работников предприятий, учреждений, организаций, где КТС не избираются;

2 ) работников о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, изменении даты и формулировки причины увольнения,

3 ) руководителя предприятия, учреждения, организации, его заместителей, главного бухгалтера предприятия, учреждения, организации, его заместителей, а также служебных лиц таможенных органов, государственных налоговых инспекций, которым присвоены персональные звания, и должностных лиц государственной контрольно - ревизионной службы и органов государственного контроля за ценами;

4 ) собственника или уполномоченного им органа о возмещении работниками материального ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации;

5 ) работников по вопросу применения законодательства о труде, который в соответствии с действующим законодательством предварительно был разрешен работодателем и выборным органом первичной профсоюзной организации( профсоюзным представителем ) предприятия, учреждения, организации(подразделения) в пределах предоставленных им прав.

Непосредственно в районных, районных в городе,городских или межрай судах рассматриваются также споры об отказе в приеме на работу :
1 ) работников, приглашенных на работу в порядке перевода с другого предприятия, учреждения, организации;

2 ) молодых специалистов, окончивших высшее учебное заведение и в установленном порядке направленных на работу на данное предприятие, в учреждение, организацию ;

3 ) беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет или ребенка- инвалида, а одиноких матерей - при наличии ребенка в возрасте до 14 лет;

4 ) выборных работников после окончания срока полномочий;

5 ) работников, которым предоставлено право возвратного приема на работу;

6 ) других лиц, с которыми работодатель в соответствии с действующим законодательством обязан заключить трудовой договор.

Работник может обратиться с заявлением о разрешении трудового спора непосредственно в районный (городской) суд в 3 -мес срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по делам об увольнении - в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Для обращения собственника или уполномоченного им органа в суд по вопросам взыскания с работника материального ущерба, причиненного п/у/о, устанавливается срок в один год со дня обнаружения причиненного работником ущерба . Этот срок применяется и при обращении в суд вышестоящего органа или прокурора .

В случае пропуска по уважительным причинам указанных сроков районный (городской) суд может их восстановить.


 

77 Колективні трудові спори (конфлікти) та порядок їх вирішення

В соответствии со ст. 2 ЗУ " О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов )" от 3.03. 98 трудовой спор (конфликт) - это разногласия, возникшие между сторонами социально - трудовых отношений, по:
а) установления новых или изменения существующих социально - экономических условий труда и производственного быта;
б) заключения или изменения коллективного договора, соглашения;
в) выполнения коллективного договора, соглашения или отдельных их положений;
г) невыполнение требований законодательства о труде.

 

Рассмотрение коллективного трудового спора (конфликта) осуществляется:
примирительной комиссией и трудовым арбитражем.
Примирительная комиссия - это орган, предназначенный для выработки решения, что может удовлетворить стороны коллективного трудового спора (конфликта), и состоящий из представителей сторон.

Примирительная комиссия создается по инициативе одной из сторон на производственном уровне - в 3-дневный, на отраслевом или территориальном уровне - в 5-дневный, на национальном уровне - в 10- дневный срок с момента возникновения коллективного трудового спора (конфликта) из одинакового количества представителей сторон.

Порядок определения представителей в примирительную комиссию определяется каждой из сторон коллективного трудового спора (конфликта) самостоятельно.
Коллективные трудовые споры (конфликты) рассматриваются производственной примирительной комиссией в 5-дневный, отраслевой и территориальной примиряющими комиссиями - в 10-дневный, примирительной комиссией на национальном уровне - в 15-дневный срок с момента образования комиссий. По соглашению сторон эти сроки могут быть продлены.

Решение примирительной комиссии оформляется протоколом и имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и в сроки, которые установлены настоящим решением.

После принятия решения о разрешении коллективного трудового спора (конфликта) примирительная комиссия прекращает свою работу.

Трудовой арбитраж - это орган, который состоит из привлеченных сторонами специалистов, экспертов и других лиц и принимает решение по существу трудового спора (конфликта) .

Трудовой арбитраж образуется по инициативе одной из сторон или независимого посредника в 3 -дневный срок в случае :
- Неприятие примирительной комиссией согласованного решения относительно решения коллективного трудового спора ( конфликта) об установлении новых или изменении существующих социально - экономических условий труда и производственного быта, а также о заключении или изменении коллективного договора, соглашения;
- Возникновение коллективного трудового спора (конфликта ) о выполнении коллективного договора, соглашения или отдельных их положений, о невыполнении требований законодательства о труде.

Количественный и персональный состав трудового арбитража определяется по соглашению сторон. Если стороны не достигнут согласия, то трудовой арбитраж состоит из трех арбитров.


 

78 Право на страйк і його реалізація. Правові наслідки законного і незаконнго стайку

В соответствии со ст. 44 КУ те, кто работают, имеют право на забастовку для защиты своих экономических и социальных интересов. Порядок осуществления права на забастовку устанавливается ЗУ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)".

Согласно ст.17 Закона забастовка - это временное коллективное добровольное прекращение работы работниками (невыход на работу, невыполнение своих трудовых обязанностей) п/у/о (структурного подразделения ) в целях разрешения коллективного трудового спора (конфликта).

Забастовка применяется как крайнее средство разрешения коллективного трудового спора (конфликта) в связи с отказом собственника или уполномоченного им органа удовлетворить требования наемных работников или уполномоченного ими органа, профсоюза, объединения профсоюзов или уполномоченного им (ими) органа.
Решение об объявлении забастовки на предприятии принимается общим собранием (конференцией ) наемных работников путем голосования и считается принятым, если за него проголосовало большинство наемных работников или делегатов конференции .
Наемные работники предприятий отрасли или административно - территориальных единиц самостоятельно принимают решение об объявлении или необъявлении забастовки на своем предприятии.

Организация забастовки, признанной судом незаконной, или участие в нем является нарушением трудовой дисциплины .

Время забастовки работникам, принимающим в нем участие, не оплачивается и не засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж. Лица, виновные в нарушении законодательства о коллективных трудовых спорах (конфликтах), а также работники, участвующие в забастовке, признанному судом незаконным, несут дисциплинарную, административную, гражданско -правовую или уголовную ответственность согласно законодательству.

Лица, которые являются организаторами забастовки, признанной судом незаконной, или которые не выполняют решения о признании забастовки незаконной, а так же лица, которые препятствуют прекращению незаконной забастовки, привлекаются к дисциплинарной или административной ответственности.
Лица, принуждающие работников к участию в забастовке или препятствуют участию в забастовке путем насилия или угрозой применения насилия, или путем других незаконных действий, наказания за которые предусмотрено законодательством, привлекаются к уголовной ответственности.


 

79 Поняття колективного договору. Сторонн колл. договору і порядок його укладення

Коллективный договор - это нормативно - правовой договор, заключаемый на локальном (производственном) уровне между работодателем и наемными работниками с целью регулирования производственных, трудовых и социально - экономических отношений и согласования интересов субъектов социального партнерства.
Ст. 12 КЗоТ Украины определены субъекты, между которыми заключается коллективный договор. К ним отнесены собственника или уполномоченный им орган (лицо), с одной стороны, и первичные профсоюзные организации, а в случае их отсутствия - представителей, свободно избранных на общем собрании наемных работников или уполномоченных ими органов, с другой стороны.

Коллективный договор, соглашение вступают в силу со дня их подписания представителями сторон или со дня, указанного в коллективном договоре. После истечении срока действия коллективный договор продолжает действовать до тех пор, пока стороны не заключат новый или не пересмотрят действующий.

Заключению коллективного договора предшествуют коллективные переговоры. Любая из сторон не ранее чем за три месяца до окончания срока действия коллективного договора или в сроки, определенные этими документами, письменно уведомляет другие стороны о начале переговоров. Другая сторона в течение семи дней должна начать переговоры.
Порядок ведения переговоров по вопросам разработки, заключения или внесения изменений в коллективный договор определяется сторонами и оформляется соответствующим протоколом. Для ведения переговоров и подготовки проектов коллективного договора создается рабочая комиссия из представителей сторон. Состав этой комиссии определяется сторонами.

Рабочая комиссия готовит проект коллективного договора с учетом предложений, поступивших от работников, трудовых коллективов отраслей, регионов, общественных организаций, и принимает решение, которое оформляется соответствующим протоколом.


 

80 Зміст і структура колективного договору.

Содержание и структура коллективного договора определяется сторонами в пределах их компетенции. В коллективном договоре устанавливаются взаимные обязательства сторон по регулированию производственных, трудовых, социально - экономических отношений, в частности:
- Изменения в организации производства и труда;
обеспечения продуктивной занятости;
- Нормирования и оплаты труда, установления формы, системы, размеров заработной платы и других видов трудовых выплат;
- Установление гарантий, компенсаций, льгот;
- Участию трудового коллектива в формировании, распределении и использовании прибыли предприятия;
- Режима работы, продолжительности рабочего времени и отдыха;
- Условий и охраны труда;
- Обеспечение равных прав и возможностей женщин и мужчин.

В юридической литературе все условия, составляющие содержание коллективного договора, делятся на 3 группы:
• информативные, которые в основном содержат нормы централизованного законодательства, соглашений высшего уровня регулирования по вопросам оплаты труда, рабочего времени и времени отдыха, охраны труда и т.д., что и дало основания назвать такие условия коллективного договора информативными;
• обязательственные - это взаимные обязательства сторон. Исходя из общих принципов договорного регулирования, эта часть коллективного договора является основной и определяющей в обеспечении взаимных прав и обязанностей участников договора;
• нормативные - это такие условия, в которых стороны на производственном уровне устанавливают локальные нормы права, регулирующие условия труда.

Стороны самостоятельно определяют структуру коллективного договора, учитывая особенности деятельности юридического лица. В коллективный договор могут включаться приложения, перечни, положения и т.п., которые являются его составной частью, уточняют и конкретизируют его положения и, как правило, имеют нормативный характер (например, перечень должностей работников, которым предоставляется дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день).

81 Поняття та види колективних угод, сфера їх дії

В широком смысле социальный диалог - это паритетное конструктивное сотрудничество между гражданским обществом (как отдельной сферой общественных отношений, в которой реализуются частные интересы граждан и их групп, которая существует параллельно с государством, однако прямо ей не подчинена) и государством (как выразителем общественных интересов).

В узком - замыкается в рамках традиционной формы ведения консультаций, переговоров и других форм социально - политических контактов, происходящих между правительством, профсоюзами и объединениями работодателей.

Субъектами социального диалога в сфере труда являются стороны и другие участники социального диалога. Ими выступают:

- работники и их представители;

- работодатели и их представители;

- органы исполнительной власт;

- органы местного самоуправления; трудовые коллективы, специализированные органы социального диалога;

- органы по разрешению трудовых споров, другие субъекты (независимые посредники, трудовые арбитры и др.).

Основными принципами социального диалога в сфере труда являются: равноправие и паритетности сторон социального диалога, открытость, добровольность и конструктивность социального диалога, соблюдение субъектами социального диалога законов и других нормативно - правовых актов; полномочное представительство сторон, свобода выбора при обсуждении вопросов в сфере труда; приоритетность примирительных процедур и компромиссных решений при согласовании различных интересов и разрешении трудовых споров (конфликтов); обязательность соблюдения достигнутых договоренностей и выполнения принятых решений; взаимная ответственность сторон, их представителей за невыполнение обязательств по коллективным договорам и соглашениям, содействие развитию социального диалога со стороны государства.

82 Поняття, функції, права та обов’язки профспілок

Профессиональный союз (профсоюз) - добровольная неприбыльная общественная организация, объединяющая граждан, связанных общими интересами по роду их профессиональной (трудовой) деятельности (обучения).

Профессиональные союзы создаются с целью представительства, осуществления и защиты трудовых, социально - экономических прав и интересов членов профсоюза.
Основные права профсоюзов в сфере трудового права, их правовой статус определен и ЗУ " О проф. союзах, их правах и гарантиях деятельности " от 15 сентября 1999г.

Права профсоюзов, их объединений следующие:
• представлять и защищать права и интересы членов профсоюзов;
• вести и заключать коллективные договоры и соглашения;
• защищать права граждан на труд и осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства о труде, а также в обеспечении занятости населения;
• участвовать в решении трудовых споров , организации забастовок, проведении других массовых мероприятий;
• осуществлять иные права и обяз.

Профессиональные союзы могут реализовать свои права (напр., при увольнении работника по п. 3 ст. 40 КЗоТ) и действовать от имени трудового коллектива (напр, при заключении коллективного договора). Профсоюзы как субъекты трудового права участвуют в создании локальных норм трудового законодательства Украины.

Профсоюзы осуществляют общественный контроль за выплатой заработной платы, соблюдением законодательства о труде и об охране труда, созданием безопасных и безвредных условий труда, надлежащих производственных и санитарно - бытовых условий, обеспечением работников спецодеждой, спецобувь, другими средствами индивидуальной и коллективной защиты.

Профсоюзы, их объединения принимают участие в разработке государственной политики занятости населения, государственных и территориальных программ занятости, проводят совместные консультации по этим проблемам с работодателями, их объединениями, а также с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, предлагают мероприятия по социальной защиты членов профсоюзов, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о занятости.

ЗАКОН УКРАИНЫ Об организациях работодателей , их объединениях, правах и гарантиях их деятельности
объединения организаций работодателей - неприбыльная общественная организация, которая объединяет организации работодателей, их объединения.
Статья 2. Право работодателей на объединение
1.Работодатели имеют право объединяться в организации работодателей, свободно вступать в такие организации и выходить из них, принимать участие в их деятельности на условиях и в порядке, определенных их уставами.
2.Организации работодателей, их объединения могут создавать объединения организаций работодателей, вступать в такие объединения и выходить из них, принимать участие в их деятельности на условиях и в порядке, определенных уставами объединений организаций работодателей.
Статья 5. Цель и задачи организаций работодателей, их объединений
1.Организации работодателей, их объединения создаются и действуют с целью представительства и защиты прав и законных интересов работодателей в экономической, социальной, трудовой и других сферах, в том числе в их отношениях с другими сторонами социального диалога.
Статья 8. Статус организаций работодателей, их объединений
1. Организации работодателей создаются и действуют по территориальному или отраслевому признаку и имеют статус местных, областных, республиканских Автономной Республики Крым (далее - республиканских).
2. Статус местных имеют организации работодателей, деятельность которых распространяется на территории соответствующей административно-территориальной единицы (село, поселок, район в городе, город, район) и которые на момент государственной регистрации объединяют не менее десяти работодателей этой административно-территориальной единицы или двух и больше работодателей определенной группы (класса) вида экономической деятельности в пределах этой административно-территориальной единицы.

83 Поняття, предмет та метод права соціального забезпечення

Право социального обеспечения - это система правовых норм, регулирующих общественные отношения по материальному обеспечению, предоставления социальных услуг за счет специально созданных финансовых источников лицам, подвергшимся социального риска .

Под предметом права понимают совокупность общественных отношений, которые можно и нужно урегулировать правом.
Предмет права социального обеспечения формируют отношения:
1. материальные распределительные (имущественные). К ним относят пенсионные отношения по обеспечению граждан страховыми и государственными пенсиями, отношения по обеспечению страховыми и государственными пособиями, отношения по предоставлению социальных услуг нетрудоспособным, инвалидам и пожилым людям.
2. Отношения по социальному страхованию. Речь идет о круге лиц, подлежащих обязательному страхованию, определяются возможности добровольного участия граждан в страховании, размер страховых взносов, создание, деятельность и управление фондами социального страхования, использование средств фондов социального страхования, определения видов социального обеспечения, предоставляемых застрахованным лицам при наступлении страхового случая.
3. Процедурные отношения. Это отношения по поводу установления юридических фактов, которые имеют значение при решении вопроса о праве на тот или иной вид обеспечения.
4. Процессуальные отношения, возникающие по поводу восстановления нарушенного права гражданина на тот или иной вид социального обеспечения.

Метод правового регулирования - это совокупность приемов и средств, с помощью которых государство обеспечивает необходимое поведение участников правоотношений.
В праве социального обеспечения используются два основных метода правового регулирования:

диспозитивный

императивный.

Под диспозитивным понимают децентрализованный способ воздействия на общественные отношения, при котором правовое регулирование осуществляется на принципах автономии, координации юридического равенства субъектов, непидпорядкованости их между собой.

Императивный метод - это централизованный способ воздействия на общественные отношения, основанный на отношениях субординации (подчинения) между участниками этих отношений. С помощью диспозитивного метода в большинстве случаев регламентируется поведение граждан, а императивного - компетенция органов социальной защиты .

 


 

84 Поняття, види та особливості джерел права соціального забезпечення

Под источниками права соц. обесп. следует понимать внешние формы выражения правовых норм в виде Н.-п. актов и Н.-п. договоров, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет права соц. обес.

Источниками права соц. обес. явл. многочисленные Н.-п. акты: законы, указы ПУ, постановления КМУ, Н.-п. акты министерств и ведомств, а также органов местн. самоуправления., и Н.-п. договора: междунар. договоры, Генеральные, отраслевые и региональные соглашения и коллективные договоры. Особенностями источников права соц. обес. является разделение на общие и специальные. 1 группа - Н.-п. акты, регулирующие отношения по предоставлению отдельных видов соц. обес. Они регулируют порядок предоставления различных видов соц. обес. для всех граждан, которые в этом нуждаются, или их отдельных категорий. 2 группа - Н.-п. акты, регулирующие соц. защиту отдельных категорий населения.

Особенности источников права социального обеспечения:
§ Отсутствие единого кодифицированного акта, который урегулировал бы весь комплекс общественных отношений, которые составляют предмет права социального обеспечения.
§ Особое место среди источников права социального обеспечения принадлежит актам Министерства труда и социальной политики Украины, и органов социального страхования.
§ Особое значение законов о государственном бюджете на текущий год.

Источники права социального обеспечения можно классифицировать по различным критериям:
§ по юридической силе: законы (общие и специальные) и подзаконные акты;
§ по сфере действия: общие (законы, соглашения, постановления Кабинета Министров, нормативно - правовые акты министерств и ведомств) и локальные (нормативно - правовые акты органов местного самоуправления, местных органов государственной исполнительной власти, а также нормативно - правовые акты, которые принимаются на предприятиях, учреждениях и организациях);
§ по видам отношений, которые они регулируют: регулирующие отношения общеобязательного государственного социального страхования, по пенсионному обеспечению, по предоставлению помощи, о предоставлении льгот и социального обслуживания.

 


 

85 Загальна характеристика джерел права соціального забезпечення

Общетеоретическая характеристика источников права. Понятие и признаки источников права социального обеспечения. Конституция Украины - как основной источник права социального обеспечения Украины. Источники права социального обеспечения. Источники права социального обеспечения в английской системе права. Источники права социального обеспечения в романо-германской системе права. Источники права социального обеспечения в Украине. Международно-правовые акты как источник права социального обеспечения Украины. Ведомственные акты как источник права социального обеспечения, соотношение национальных и международных источников права социального обеспечения, законы и подзаконные нормативно-правовые акты как источник права социального обеспечения. Акты принципы. Акты декларации. Акты-императивы.

+ см. вопрос 84

86 Конституція України – Джерело норм права соціального забезпечення

Конституция Украины, принятая 28 июня 1996, провозгласила Украину социальным государством и среди других прав закрепила основные права человека и гражданина в социальной сфере.

Теория права и правовая практика различают понятия «права человека» и «права гражданина». В первом случае речь идет о правах, связанных с самой человеческим существом, ее существованием и развитием. Человек (как субъект прав и свобод) здесь выступает преимущественно как физическое лицо . По Конституции Украины к этому виду прав относятся право на жизнь (ст.27), право на уважение достоинства человека (ст. 28), право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 29), право на невмешательство в личную и семейную жизнь (ст. 32) и другие.

В ст.46 Конституции Украины закреплены основные положения о праве граждан на социальную защиту. Оно базируется на общих принципах деятельности социального государства, в которой «человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью.

Важным является провозглашение в Конституции Украины положения, «пенсии, другие виды социальных выплат и пособий, являющиеся основным источником существования, должны обеспечивать уровень жизни не ниже прожиточного минимума, установленного законом» (ст. 46). Эта норма содержится во многих международно - правовых актах, в которых участвует наша страна.

В ст. 48 Конституции Украины указано, что каждый имеет право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи, предусматривает достаточное питание, одежду, жилье.

Право на охрану здоровья (ст. 49) органически связано с правом на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду (ст. 50). Как первое, так и второе направлены на защиту самого ценного, что есть для человека, - его здоровье и самой жизни.
В ст. 52 Конституции Украины провозглашаются права ребенка. Основные ее положения сводятся к закреплению равноправия детей независимо от происхождения, а также от того, рождены они в браке или вне его. Отмечается, что любое насилие над ребенком и его эксплуатация преследуются по закону. Государство заботится о детях-сиротах (содержит и воспитывает их), а также о детях, лишенных родительской опеки, поощряет и поддерживает благотворительную деятельность в отношении детей.

Таким образом, во второй главе Конституции Украины «Права, свободы и обязанности человека и гражданина» предусмотрено широкий круг прав в сфере социальной защиты, перечень которых не является исчерпывающим.


 

87 Закони України та підзаконні НПА а галузі соціального забезпечення

На сегодня правовое пространство в этой сфере регулируется более двумястами нормативно - правовыми актами, среди которых Законы Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21 марта 1991 г., «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 9 июля 2003г., «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» от 19 декабря 1991 года, «О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел» от 9 апреля 1992г, «О государственной помощи семьи семьям с детьми» от 22 марта 2001 г,« О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты» от 22 октября 1993 г., «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях» от 5 октября 2000г., «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям»от 1 июня 2000 г. и т.д..

К констит. законам относятся акты, принятые прежде в соответствии с положениями ст. 46 Конституции Украины. Это законы «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» , «Основы законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании», «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям», «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы».

Подзаконные нормативно - правовые акты принимаются компетентнимы органами на основании закона и направлены на его выполнение. В праве социального обеспечения к ним относятся указы Президента Украины; постановления Кабинета Министров Украины, инструкции, положения, распоряжения министерств и ведомств Украины; нормативно - правовые акты органов местного самоуправления. Удельный вес подзаконных актов в системе законодательства социального обеспечения Украины достаточно велика.
Подзаконные акты иногда еще называют производными или конкретизирующими.

Таковыми, в частности, являются утвержденные постановлениями Кабинета Министров Украины «Положение о порядке расследования и ведения учета несчастных случаев, профессийных заболеваний и аварий на производстве», а также «Порядок выдачи свидетельства об общеобязательном государственном социальном страховании».


 

88 Міжнародно-правові акти як джерела права соціального забезпечення

Согласно ст.9 Конституции Украины, действующие международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины.Если международным договором Украины предусмотрены иные правила, чем в законе, то применяются правила международного договора.

Среди международных документов особое место занимает Всеобщая декларация прав человека, в ст.22 предусмотрела право человека на социальное обеспечение через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. В развитие норм Всеобщей декларации был принят Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Государства-участники Пакта взяли на себя юридические обязанности гарантировать каждому право на социальное обеспечение, в том числе право на социальное страхование, а также обеспечить право каждого на соответствующий жизненный уровень для себя и своей семьи, то есть достаточное питание, одежду и жилье .

К этой группе источников следует отнести, принятую Советом Европы Европейской социальной хартии, которая была пересмотрена в 1996. в Страсбурге.

Согласно ей в целях обеспечения эффективного осуществления права на социальное обеспечение государства обязуются поддерживать систему социального обеспечения на таком уровне, как это предусмотрено международной конвенцией Международной организации труда о минимальных нормах социального обеспечения. Хартия также предусматривает обязанность государств создать систему предоставления социальной помощи в случаях, когда граждане не имеют достаточных средств к существованию. Предусмотрено также право инвалидов на реабилитацию, а также на трудоустройство, право семьи на получение социальной помощи.

Вторым по значению источником права социального обеспечения является Конвенция о правах ребенка. Эта конвенция охватывает весь комплекс прав ребенка: гражданских и социально-экономических. Ею предусмотрен также механизм контроля за соблюдением взятых государствами на себя обязательств. Государства-участники настоящей Конвенции признают за каждым ребенком право пользоваться социальным обеспечением и право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.По неполноценными детьми признается право на особое попечение со стороны государства с целью обеспечения им эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья и в результате - полного включения такого ребенка в социальную жизнь.

Большую группу источников права социального обеспечения составляют конвенции и рекомендации МОТ. Среди них выделяется Конвенция № 102 "О минимальных нормах социального обеспечения", которая предусматривает выплату таких пособий:

- В случае болезни;

- По безработице;

- Для граждан пенсионного возраста;

- По беременности и родам;

- По инвалидности;

- В случае потери кормильца.

Среди Конвенций необходимо также отметить Конвенцию "О равных возможностях лиц, которые обременены семейными обязанностями", "О профессиональной реабилитации инвалидов" и др..

Важное место среди источников также занимают межгосударственные двух - и многосторонние договоры, в которых участвует Украина. Особое значение принадлежит Соглашении "О гарантиях прав граждан государств-членов СНГ в области пенсионного обеспечения".


 

89 Суб’єкти, об’єкти та зміст правовідносин у сфері права соціального забезпечення

Субъектыправа социального обеспечения - это участники правоотношений по соцобеспечения, которые имеют социально-обеспечительную правосубъектность на данный вид обеспечения. Правоотношения в этой сфере являются двусторонними. Одним из субъектов всегда есть отдельный гражданин, а в некоторых случаях - семья (по поводу пенсии по случаю потери кормильца). В зависимости от вида социального обеспечения субъектом этих правоотношений может быть несовершеннолетний, ребенок-сирота, инвалид, безработный, нетрудоспособный, беженец, принудительный переселенец, человек преклонного возраста и т.п.. Иностранцы и аполиды, которые на законных основаниях находятся на территории Украины, по общему правилу, в сфере соцобеспечения имеют равные права с гражданами Украины.

Вторым субъектом социально-обеспечительного право отношения является орган, который обязан назначить и предоставить тот или иной вид соцобеспечения. Правосубъектность этого органа определяется и ограничивается целями и задачами ради которых он создан.

Для разных видов соцобеспечения органами, осуществляют могут быть: государственные органы социальной защиты населения; органы службы занятости (по пособиям по безработице); Пенсионный фонд; Негосударственные пенсионные фонды, Фонды социальных страхований; органы образования, в ведении которых есть детские учреждения, пенсионные органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел, СБУ и др.); работодатели т.п..

Объектправоотношения - это то, по поводу чего возникает тот или иной вид правоотношений: денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации), социальные услуги (соцобслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов; санаторно-курортное лечение протезирование и т.д.); натуральная помощь (вещи, продукты, лекарства, транспортные средства инвалидов и т.д.), разнообразные льготы.

Содержанием правоотношенийявляются взаимные права и обязанности сторон. Особенностью содержания правоотношений по соцобеспечения является то, что одна сторона - физическое лицо - имеет право требовать предоставления нужного ей вида обеспечения, а вторая сторона, к которой обращено это требование, при наличии всех предусмотренных законодательством условий, обязана выполнить это требование.

Основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений в сфере соцобеспечения являются различные юридические факты, как событий (инвалидность, временная нетрудоспособность, смерть), так и действия. Особенностью правоотношений в этой сфере является обязательный заявочный порядок реализации права на тот или иной вид социального обеспечения. К тому времени, пока человек (или его законный представитель) не напишет заявление с просьбой назначить ему пенсию, пособие или иной вид соцобеспечения, никакие выплаты, услуги ему не будут предоставлены есть не возникнут и соответствующие правоотношения.


 

90 Соціальні ризики: поняття та класифікація

Вся система социального обеспечения создается и функционирует в государстве для защиты населения от социального риска. Именно социальные риски является краеугольным камнем всего социального обеспечения.Теория "социальных рисков" начала интенсивно разрабатывалась еще в 20-30гг. прошлого века. Согласно этой теории социальное обеспечение предоставляется членам общества в связи с наступлением различных обстоятельств, так называемых социальных рисков, а под социальным риском авторы понимают риск потери заработка. Материальный уровень в современном обществе зависит от заработка. Любому, кто живет за счет продажи своей рабочей силы угрожает две опасности - потеря трудоспособности, с одной стороны и безработицы, с другой. И в том и в другом случае лицо теряет заработок. Именно этот риск потери заработка и является социальным риском.

Под социальным риском сегодня следует понимать вероятные события, которые порождаются объективными социально-значимыми причинами и приводят к потере заработка лица, снижение доходов ниже прожиточного минимума, необходимости в медицинской помощи и других социальных услугах.

Признаки социального риска:

- Имеют объективный характер, наступают независимо от воли лица,

- Возникновения этих обстоятельств всегда влияет на материальный, жизненный уровень лица;

- Закреплены в законодательстве, их перечень исчерпывающий, т.е. расширенному толкованию не подлежит;

- Является основанием для назначения того или иного вида социального обеспечения, то есть обязательной частью юридического состава, который влечет возникновение, изменение или прекращение социально-обеспечительных правоотношений.

Классификация социальных рисков может проводиться по различным критериям.

Так, по критерию организационно-правовой формы различают страховые и нестраховые социальные риски.

По содержанию можно выделить следующие основные социальные риски: нетрудоспособность, безработица, малообеспеченности, потеря кормильца.

В Конституции Украины определяется менее узкий круг социальных рисков, чем предусмотрено другими нормативно-правовыми документами. Так, в Конституция говорится о потеря трудоспособности, старость, потеря кормильца, безработицы. Проанализировав современное социально-обеспечительное законодательство можно изобразить такую ​​систему социальных рисков:

1. Безработицы;

2. Малообеспеченности;

3. Потеря трудоспособности: постоянная и временная;

4. Потеря кормильца (смерть).


 

91 Держ. соц. стандарти та держ. соц. гарантії в системі соціального забезпечення

Государственные социальные стандарты - это установленные законами, другими нормативно-правовыми актами социальные нормы и нормативы или их комплекс, на базе которых определяются уровни основных государственных социальных гарантий. Составляющими этих стандартов выступают социальные нормы, социальные нормативы и нормативы расходов (финансирование). Социальные нормы - показатели необходимого потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Социальные нормативы - показатели обеспечения образовательными, медицинскими, жилищно-коммунальными, социально-культурными услугами.Нормативы расходов (финансирование) - показатели текущих и капитальных расходов из бюджетов всех уровней на обеспечение удовлетворения потребностей на уровне, не ниже государственных социальных стандартов и нормативов.

Целью установления государственных социальных стандартов и нормативов являются: 1) определение механизма реализации социальных прав и государственных социальных гарантий граждан, предусмотренных Конституцией Украины, 2) определение приоритетов государственной социальной политики по обеспечению потребностей человека в материальных благах и услугах и финансовых ресурсов для их реализации; 3 ) определение и обоснование размеров расходов бюджетных средств и средств социальных фондов на социальную защиту и обеспечение населения и содержание социальной сферы. Эти государственные социальные стандарты обязательно учитываются при разработке программ экономического и социального развития.

гарантии Основные государственные социальные гарантии устанавливаются законами с целью обеспечения конституционного права граждан на достаточный жизненный уровень.
К числу основных государственных социальных гарантий включаются :
минимальный размер заработной платы, минимальный размер пенсии по возрасту; необлагаемый минимум доходов граждан, размеры государственной социальной помощи и других социальных выплат.
Основные государственные социальные гарантии, которые являются основным источником существования, не могут быть ниже прожиточного минимума, установленного законом.
Основные государственные социальные гарантии определяются исключительно законом.
Государственные социальные гарантии являются обязательными для всех государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности.


 

92 Прожитковий мінімум як базовий держ. соц. стандарт в галузі соц. забезпечення

Прожиточный минимум - стоимостная величина достаточного для обеспечения нормального функционирования организма человека, сохранения его здоровья набора продуктов питания (далее - набор продуктов питания), а также минимального набора непродовольственных товаров (далее - набор непродовольственных товаров) и минимального набора услуг (далее - набор услуг), необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей личности.

Прожиточный минимум как государственный социальный стандарт ежегодно утверждается Верховной Радой Украины до начала рассмотрения Государственного бюджета Украины и может пересматриваться в соответствии с ростом индекса потребительских цен вместе с уточнением показателей Государственного бюджета Украины. Его обязательно публикуют в официальных изданиях в форме закона. Впервые он был определен на 2000

Прожиточный минимум определяется на основании формирования набора продуктов питания, набора непродовольственных товаров , набора услуг для четырех категорий граждан ( для основных социальных и демографических групп населения), а именно : дети до 6 лет , дети от 6 до 18 лет; трудоспос.граждане; граждане, утративших трудоспос.

Прожиточный минимум включает: 1) набор продуктов питания, 2) набор непродовольственных товаров 3) набор услуг. Первые два набора определяются в натуральных показателях, третий - в нормативах потребления.

принципами формирования набора продуктов питания являются: 1) обеспечение ребенка полноценным питанием для развития здор. организма 2) обеспечение ребенка в возрасте от 6 до 18 лет дополнит. питанием для активного соц.и физ. развития, 3) удовлетворение организма работающего лица в воспроизведении работоспособности, сохранения работоспос.и для безработного, восстановления в необхо. случаях работоспос. для лица, ее потеряла 4) поддержания полноценного функционирования организма пожилого человека.

Основными принципами формирования набора непродовольственных товаров являются: 1) обеспечение сохранения здоровья и поддержания жизнедеятельности организма человека, 2) учет особенностей потребностей лиц, принадлежащих к различным социальным и демографическим группам населения, 3) учета культурно-бытовых потребностей личности.

В набор услуг включаются жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые услуги, услуги связи, учреждений культуры, образования, здравоохранения и другие. Основными принципами формирования набора услуг являются: 1) удовлетворение минимальной потребности граждан в жилье, организации быта, пользовании транспортом, учреждениями культуры, в поддержании связи с окружающей средой; 2) удовлетворение потребности граждан в пользовании учреждениями образования, здравоохранения, 3 ) определение жилищно-коммунальных услуг (водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, водоотведения, содержания и эксплуатации жилья и придомовых территорий, сбора мусора, содержание лифтов), на основе социальной нормы жилья и нормативов потребления указанных услуг, 4) учет особенностей потребностей лиц, принадлежащих к разным социальным и демографическим группам населения.

Уровень прожиточного минимума 2014 КМУ предлагает повысить в два этапа: сначала в июле - до 1207 грн, а затем в октябре - к 1256 грн.

Прожиточный минимум для детей до 6 лет с 1 июля составит 1059 грн, с 1 октября - 1102 грн. Для детей от 6 до 18 лет: с 1 июля - 1320 грн, с 1 октября - 1373 грн. Для трудоспособных лиц: с 1 июля - 1250 грн, с 1 октября - 131 грн, а для лиц, утративших трудоспособность: с 1 июля - 974, с 1 октября - 1014 грн.

93 Організаційно-правові форми соціального забезпечення

Организационно-правовые формы социального обеспечения - это способы финансирования и осуществления социального обеспечения.

 

Формы:

- заг. обов. держ. соц. страхування

- держ. соц. допомоги\

- недерж. соц. забезп.

- спец. соц. захист.

- додатковий захист.

94 Види соціального забезпечення

Социальное обеспечение выражается в определенных денежных суммах или в форме материальных и торгово-культурных благ и услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан. Перечень видов обеспечения определенный Конституцией Украины. Денежные суммы выплачиваются, как правило, в виде пенсий и пособий.

Пенсиий - это регулярные денежные выплаты, получают граждане от государства и специальных фондов по достижении установленного возраста, в случае инвалидности, потери кормильца, за выслугу лет. Их характерными признаками являются:

денежные выплаты по возрасту и в случае нетрудоспособности, когда лицо освобождается от обязанности работать или не может работать по состоянию здоровья;

выплаты из специальных фондов;

размер зависит в основном от получаемого заработка.

Помощи- это такие денежные выплаты (кроме пенсий) гражданам в случаях, предусмотренных законом, предоставляются из фондов социального страхования и за счет государственного бюджета. Пособия отличаются между собой их непосредственной целью и рядом юридических признаков. Помощи можно классифицировать по периодичности выплат (единовременные и регулярные), по их целью (в случае временной нетрудоспособности, в связи с рождением ребенка и др.)..

Третьим видом социального обеспечения являются социальные услуги и льготы бытового характера.Социальные услуги - это комплекс правовых, экономических, психологических, образовательных, медицинских, реабилитационных и других мероприятий, направленных на отдельные социальные группы или индивидов, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах и нуждаются в посторонней помощи с целью улучшения или воспроизведение жизнедеятельности, социальной адаптации и возвращения к полноценной жизни [2, ст. 1].Основными формами предоставления социальных услуг является материальная помощь и социальное обслуживание. Материальная помощь предоставляется лицам, находящимся в сложной жизненной ситуации, в виде денежной или натуральной помощи: продуктов питания, средств санитарии и личной гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также технических и вспомогательных средств реабилитации. Социальное обслуживание осуществляется путем предоставления социальных услуг по месту жительства (дома);

в стационарных интернатных учреждениях и заведениях; в реабилитационных учреждениях и заведениях; в учреждениях и заведениях дневного пребывания; в учреждениях и заведениях временного или постоянного пребывания; в территориальных центрах социального обслуживания, в других учреждениях социальной поддержки (ухода). По Закону Украины «О социальных услугах» могут предоставляться следующие виды социальных услуг:

социально-бытовые услуги- обеспечение продуктами питания, мягким и твердым инвентарем, горячим питанием, транспортными услугами, средствами малой механизации, осуществление социально-бытового патронажа, вызов врача, приобретение и доставка медикаментов и т.п.;

психологические услуги- предоставление консультаций по вопросам психического здоровья и улучшения взаимоотношений с окружающей социальной средой, применение психодиагностики, направленной на изучение социально-психологических характеристик личности, с целью ее психологической коррекции или психологической реабилитации, предоставление методических советов;

социально-педагогическиеуслуги - выявление и содействие развитию разносторонних интересов и потребностей лиц, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах, организация индивидуального учебного, воспитательного и коррекционного процессов, досуга, спортивно-оздоровительной, технической и художественной деятельности и т.д., а также привлечение к работе различных учреждений , общественных организаций, заинтересованных лиц;

социально-медицинские услуги- консультации по предотвращению возникновения и развития возможных органических расстройств, сохранение, поддержка и охрана здоровья, осуществления профилактических, лечебно-оздоровительных мероприятий, трудотерапия;

социально-экономические услуги- удовлетворение материальных интересов и потребностей лиц, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах, которые реализуются в форме предоставления натуральной или денежной помощи, а также помощи в виде одноразовых компенсаций;

юридические услуги- предоставление консультаций по вопросам действующего законодательства, осуществление защиты прав и интересов лиц, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах, содействие применению государственного принуждения и реализации юридической ответственности лиц, прибегающих к противоправным действиям в отношении этого лица (оформление правовых документов, адвокатская помощь, защита прав и интересов лица и т.п.);

услуги по трудоустройству- поиск подходящей работы, содействие в трудоустройстве и социальное сопровождение трудоустроенного лица;

услуги по профессиональной реабилитации лиц с ограниченными физическими возможностями - комплекс медицинских, психологических, информационных мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для реализации права на профессиональную ориентацию и подготовку, образование, занятость;

информационные услуги- предоставление информации, необходимой для решения сложной жизненной ситуации (справочные услуги); распространение просветительских и культурно-образовательных знаний (просветительские услуги), распространение объективной информации о потребительских свойствах и видах социальных услуг, формирование определенных представлений и отношения общества к социальным проблем (рекламно-пропагандистские услуги);

Перечень и порядок предоставления социальных услуг по видам общеобязательного государственного социального страхования регулируются законодательством об общеобязательном государственном социальном страховании.

Все виды социального обеспечения имеют общую цель - социальная защита граждан в предусмотренных законом случаях.


 

95 Поняття та види стажу

Страховой стаж - это период (срок) в течение которого лицо подлежит общеобязательному гос. соц. страхованию и ней уплачиваются взносы на страхование, если др. НЕ предусмотр. законодательством. Застрахованным является физ. лицо, в пользу которого осуществляется общеобязательное гос. соц. страхования. Ими могут быть граждане Укр., Иностранцы, лица без гражданства и члены их семей, которые проживают на территории Укр . Чем больше продолжительность страхового стажа, тем больше обычно размеры соц. страховых выплат. Страховой стаж является юрид. фактом, с которым связано назначения всех видов пенсий в солидарной пенсионной системе, и пособия по временной нетрудоспособности, а также пособия по безработице.

Под трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой деятельности (работы, учебы) и иной общественно полезной деятельности, как оплачиваемой, так и не оплачиваемой. Трудовой стаж, как особая мера величины трудовой деятельности, имеет количественную и качественную характеристику.

Количественной характеристикой трудового стажа является его продолжительность; качественная характеристика отражает характер и условия, в которых протекает трудовая деятельность (вредность, тяжесть, опасность и т.п.). В зависимости от качественной и количественной характеристик выделяют следующие виды трудового стажа:

а) общий трудовой; (это суммарная продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов ), общественно полезной деятельности, а также других периодов времени, специально оговоренных законодателем.)

б) специальный трудовой; - это суммарная продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов в ней) в определенных отраслях народного хозяйства, в определенных профессиях, должностях и в определенных местностях, а также некоторые виды общественно полезной деятельности.)

в) непрерывный трудовой;

г) страховой.

96 Характеристика спеціального стажу. Безперервний трудовий стаж.

Спец . труд. стаж - продолжительность работы в определенных отраслях народного хозяйства, в определенных условиях труда, в определенных зонах и природно условиях, по профессиям, должностям, а также некоторых видов общественно - полезной деятельности. Спец . труд. стаж, которому придается значение юрид. факта для возникновения соц. - обес . правоотношений, делится на 2 вида:

1) спец. стаж, дающий право на назнач льготного пенсионного обес. в солидарной системе общеобязательного. гос пенсионного страхования на основании З «О общеобязательного. гос. пенсионном страховании»,

2) так называемая выслугу лет особый вид спец. страхового стажа, что обусловливает возникновение права на пенсию за выслугу лет, если это предусмотрено спец. законами.

Общий трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, учитиваемая в календарном порядке.
Специальный трудовой стаж - это суммарная продолжительность определенной работы на соответствующих видах работ до 01.01.2002, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Стаж государственной службы (выслуга лет) - это суммарная продолжительность периодов осуществления государственной власти и другой, учитиваемая относительно права пенсию федеральных государственных служащих и исчислении ее размера.

Непрерывный трудовой стаж - это продолжительность последней непрерывной работы на данном предприятии. Он сохраняется при переходе работника с одной работы на другую при соблюдении установленных перерывов в работе.

Непрерывный стаж работников- продолжительность непрерывной работы на одном предприятии, в учреждении, организации или на других предприятиях в случаях, установленных действующим законодательством.

 

97 Страховий стаж як загальна умова призначення пенсій та допомоги. Поняття страхового стажу, його відмінність від загального тр. стажу, правові наслідки набутого страхового стажу.

 

Закон Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании"
Статья 24. ПЕРИОДЫ, ИЗ КОТОРЫХ СОСТОИТ СТРАХОВОЙ СТАЖ
1. Страховой стаж - период (срок), в течение которого лицо подлежит общеобязательному государственному пенсионному страхованию и за который ежемесячно уплачены страховые взносы в сумме не меньшей, чем минимальный страховой взнос.
Период, в течение которого лицо, которое подлежало общеобязательному государственному социальному страхованию на случай безработицы, получало пособие по безработице (кроме одноразовой ее выплаты для организации безработным предпринимательской деятельности) и материальную помощь в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации, включается в страховой стаж.
Время пребывания на инвалидности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием засчитывается в страховой стаж для назначения пенсии по возрасту, а также в страховой стаж работы с вредными условиями, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях и в льготных размерах.
2. Страховой стаж исчисляется территориальными органами Пенсионного фонда по данным, содержащимся в системе персонифицированного учета.
3. Страховой стаж исчисляется в месяцах. Неполный месяц работы, если застрахованное лицо подлежало общеобязательному государственному пенсионному страхованию или принимало добровольное участие в системе общеобязательного государс







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.