Население о насилии
Обычным для исследователей семьи отправным посылом для суждений о насилии над детьми является тезис о том, что каждая культура определяет это понятие по-своему, в каждой культуре пределы насилия устанавливаются ее границами и ритуалами. То, что в одной культуре рассматривается как насилие, в другой может быть одним из элементов сложной процедуры социализации, без которой ребенок не может полноценно интегрироваться в общество. И, напротив, то, что в какой-либо из культур рассматривается как легкое наказание, не влекущее за собой долговременных последствий, например, шлепок ниже пояса, в другой культуре может трактоваться как серьезное насилие над ребенком, унижающее его достоинство, его права. Этому посылу противостоит реальность глобальных тенденций, в которые в полной мере вовлечена и Россия. Глобализация подразумевает, помимо всего прочего, универсализацию понятий, относящихся к сфере прав личности, прав взрослого по отношению к ребенку и ребенка по отношению к взрослому. Глобальные тенденции неизбежно ведут к возникновению глобальных институтов, а последние не могут существовать, если в мире не будет достигнуто согласие по поводу ключевых вопросов, относящихся к правам личности. Российская культура находится под влиянием двух тенденций, определяющих ее отношение к детям. Во-первых, в некоторых аспектах она переживает период демодернизации, раскрывающейся в понижении уровня культуры населения, все большем распространении консервативных идей, отказе от науки в пользу магии и религии. Во-вторых, она эволюционирует под влиянием рыночных отношений, которые рационализируют, прагматизируют некоторые аспекты социальных отношений. Противоречивость современной российской культуры приводит к тому, что она становится мультиценностной. В ней соседствуют, конкурируя между собой, разные ценностные системы: система ценностей, ориентирующаяся на Европу, с одной стороны, и система ценностей, ставящая превыше всего традицию – с другой; система ценностей, побуждающая к гуманизации практик воспитания, и система ценностей, акцентирующая необходимость борьбы с вседозволенностью, распущенностью, пороком. В результате в российском общественном сознании обнаруживается тяготение к «золотой середине», полагающей нормальным все, кроме откровенных крайностей. Таблица 1. Определение насилия (в процентах)
Далеко не всегда насилием признается физическое воздействие. Насилием, по мнению подавляющего большинства, является, к примеру, угроза острым предметом, угроза изгнания из дома или держание впроголодь. С другой стороны, только примерно треть опрошенных полагает, что шлепок ниже пояса – это тоже насилие. По целому ряду пунктов мнения разделились. Около половины опрошенных полагают, что насилием может считаться подзатыльник, запирание ребенка одного в комнате, принуждение к дополнительным занятиям или физическим упражнениям. Около 40% готовы признать насилием коммуникационные практики – отказ разговаривать или брань. Из полученных результатов вытекают следующие выводы: 1. Население полагает, что некоторые «мягкие» формы физического воздействия такие, как пощечина или таскание за уши, хотя и являются насилием, но допустимы и могут использоваться в целях воспитания. 2. Политика запретов не рассматривается населением как насилие. Таковым не считается, к примеру, запрет на гуляние, хотя он и чреват насильственным удержанием дома. Большинство не считает насилием запрет на смотрение телевизионных передач или отказ в карманных деньгах. 3. Значительная часть населения не рассматривает некоторые формы физического воздействия как насилие. О шлепках уже говорилось выше, к этой же «противоречивой» категории относится подзатыльник, который около половины населения насилием не считает. 4. С точки зрения большинства населения, выругивание ребенка грубым бранным словом или отказ с ним общаться также не могут быть квалифицированы как насилие. Если подытожить, то получается, что вербальная агрессия рассматривается большинством как насилие только в том случае, если она содержит в себе угрозы радикального действия – изгнания из дома, применения какого-то острого предмета, например, ножа. Если же подобные угрозы не звучат, то отчитывание, брань насилием не считаются. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|