Здавалка
Главная | Обратная связь

Население о насилии



Обычным для исследователей семьи отправным посылом для суждений о насилии над детьми является тезис о том, что каждая культура определяет это понятие по-своему, в каждой культуре пределы насилия устанавливаются ее границами и ритуалами. То, что в одной культуре рассматривается как насилие, в другой может быть одним из элементов сложной процедуры социализации, без которой ребенок не может полноценно интегрироваться в общество. И, напротив, то, что в какой-либо из культур рассматривается как легкое наказание, не влекущее за собой долговременных последствий, например, шлепок ниже пояса, в другой культуре может трактоваться как серьезное насилие над ребенком, унижающее его достоинство, его права. Этому посылу противостоит реальность глобальных тенденций, в которые в полной мере вовлечена и Россия. Глобализация подразумевает, помимо всего прочего, универсализацию понятий, относящихся к сфере прав личности, прав взрослого по отношению к ребенку и ребенка по отношению к взрослому. Глобальные тенденции неизбежно ведут к возникновению глобальных институтов, а последние не могут существовать, если в мире не будет достигнуто согласие по поводу ключевых вопросов, относящихся к правам личности.

Российская культура находится под влиянием двух тенденций, определяющих ее отношение к детям. Во-первых, в некоторых аспектах она переживает период демодернизации, раскрывающейся в понижении уровня культуры населения, все большем распространении консервативных идей, отказе от науки в пользу магии и религии. Во-вторых, она эволюционирует под влиянием рыночных отношений, которые рационализируют, прагматизируют некоторые аспекты социальных отношений. Противоречивость современной российской культуры приводит к тому, что она становится мультиценностной. В ней соседствуют, конкурируя между собой, разные ценностные системы: система ценностей, ориентирующаяся на Европу, с одной стороны, и система ценностей, ставящая превыше всего традицию – с другой; система ценностей, побуждающая к гуманизации практик воспитания, и система ценностей, акцентирующая необходимость борьбы с вседозволенностью, распущенностью, пороком. В результате в российском общественном сознании обнаруживается тяготение к «золотой середине», полагающей нормальным все, кроме откровенных крайностей.

Таблица 1. Определение насилия (в процентах)

  В целом Мужской Женский
Угрожать острым предметом 95,9 95,5 96,2
Уронить, бросить на пол 94,3 93,3 95,3
Держать впроголодь 92,5 91,3 93,6
Ударить каким-нибудь предметом 89,8 88,9 90,7
Угрожать выгнать из дома 82,0 80,9 83,0
Дать пощечину, дернуть за уши 71,2 70,5 71,8
Наказать ремнем 70,4 69,7 71,1
Дать подзатыльник 55,3 53,1 57,4
Запереть на время одного в комнате 54,7 52,4 56,9
Заставить посещать занятия 53,4 52,3 54,5
Заставить делать физические упражнения 50,6 50,1 51,1
Отказ разговаривать, общаться 44,0 41,9 46,2
Выругать бранным словом 40,2 39,2 41,3
Шлепнуть ниже пояса 34,6 35,0 34,3
Отказ в помощи в уроках, других делах 33,0 30,2 35,7
Заставить мыть посуду, убирать квартиру 25,3 25,6 25,0
Запретить встречаться с друзьями 22,4 22,9 21,9
Запретить гулять 21,7 22,3 21,0
Поставить в угол 21,6 21,4 21,7
Запретить играть в игрушки 20,2 19,9 20,4
Громко отчитать, отругать 20,1 19,6 20,6
Запретить использовать компьютер, выходить в Интернет 15,0 15,6 14,4
Отказать в карманных деньгах 14,9 14,7 15,0
Запретить смотреть телевизор, видео 14,6 15,1 14,2

 

Далеко не всегда насилием признается физическое воздействие. Насилием, по мнению подавляющего большинства, является, к примеру, угроза острым предметом, угроза изгнания из дома или держание впроголодь. С другой стороны, только примерно треть опрошенных полагает, что шлепок ниже пояса – это тоже насилие. По целому ряду пунктов мнения разделились. Около половины опрошенных полагают, что насилием может считаться подзатыльник, запирание ребенка одного в комнате, принуждение к дополнительным занятиям или физическим упражнениям. Около 40% готовы признать насилием коммуникационные практики – отказ разговаривать или брань. Из полученных результатов вытекают следующие выводы:

1. Население полагает, что некоторые «мягкие» формы физического воздействия такие, как пощечина или таскание за уши, хотя и являются насилием, но допустимы и могут использоваться в целях воспитания.

2. Политика запретов не рассматривается населением как насилие. Таковым не считается, к примеру, запрет на гуляние, хотя он и чреват насильственным удержанием дома. Большинство не считает насилием запрет на смотрение телевизионных передач или отказ в карманных деньгах.

3. Значительная часть населения не рассматривает некоторые формы физического воздействия как насилие. О шлепках уже говорилось выше, к этой же «противоречивой» категории относится подзатыльник, который около половины населения насилием не считает.

4. С точки зрения большинства населения, выругивание ребенка грубым бранным словом или отказ с ним общаться также не могут быть квалифицированы как насилие. Если подытожить, то получается, что вербальная агрессия рассматривается большинством как насилие только в том случае, если она содержит в себе угрозы радикального действия – изгнания из дома, применения какого-то острого предмета, например, ножа. Если же подобные угрозы не звучат, то отчитывание, брань насилием не считаются.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.