Здавалка
Главная | Обратная связь

Определение насилия: эксперты



При ответе на вопрос о том, что такое насилие над ребенком, основное внимание экспертов было сфокусировано на внутрисемейных отношениях и домашнем насилии. Как показывает анализ текстов интервью, домашнее насилие – очень сложное, многомерное явление, принимающее различные формы.

Эксперты понимают насилие над ребенком, во многом обусловлено их представлениями о детско-родительских отношениях. Эксперты придерживаются двух основных позиций.

Согласно первой позиции, взаимодействие родителя и ребенка выстраивается в контексте властных отношений. При этом дети занимают подчиненную по отношению к родителям позицию в силу того, что они не адаптированы к социальной жизни, не могут нести ответственность за свои поступки, их личность находится в процессе формирования. В свою очередь, задача родителей – обеспечить в полной мере процесс социализации и развития ребенка. Родители имеют право употребить власть, принуждая ребенка к определенному типу поведения, физическое наказание допустимо как воспитательная мера. Если принуждение, давление, физическое наказание осуществляются в интересах ребенка, как последовательный, осознанный родителями, ответственный, рационально выстроенный воспитательный процесс, то оно не может рассматриваться как насилие. Насилие рождено ситуацией тогда, когда родительская власть применяется не во благо и не в интересах ребенка: родители действуют, повинуясь сиюминутным эгоистическим или эмоциональным импульсам.

С этой позиции в зависимости от контекста шлепок может расцениваться как воспитательная мера, так и форма насилия над ребенком. Если шлепок не нагружен негативными эмоциями родителя, производится осознанно и с конкретной целью, не является следствием эмоциональной нестабильности родителя, – то он не насилие, а воспитательная мера. В противном случае, если то же действие является следствием несдержанности родителя, сопровождается разрушительными эмоциями, – он может расцениваться как насилие.

«Ребенок до определенного возраста – он не понимает словесных вещей, вообще не понимает: сознание не развито, он еще находится на уровне щенка маленького. Щенку объяснять бесполезно некоторые вещи – он не поймет в силу отсутствия интеллекта, и приходится делать телесные установки: одергивать, останавливать… Но это должен делать спокойный родитель – тогда это не насилие. Если родитель раздражен, если он агрессивен, если он не знает, как справиться с ребенком, боится его и просто физически подавляет – это насилие. То же самое – шлепок будет насилием». (Барнаул)

«Значит, и всё равно может так произойти, что ребенок пытается установить свою власть в семье. Вот. И он может, например, отказаться ходить в школу там, или он может не повиноваться как-то родителям. То есть когда идет открытое противостояние и ребенок хочет доказать, что он главный, он сильный в семье, то можно применить физическую меру какую-то, там шлепнуть и так далее. Но это должно быть исключительно редким». (Санкт-Петербург)

«В свое время мне удалось увидеть серию фильмов, автором которых является – это эстетические публичные лекции – один из американских педагогов-психологов, именной детский; и он утверждал и утверждает, что, на самом деле, есть определенного рода состязательность между взрослыми и малыми детьми, и дети всегда пытаются использовать взрослых. И в ситуации, когда взрослый понимает, что в этом проблема, он должен сразу же продемонстрировать свою силу. На самом деле, способов наверняка много, но когда речь идет вот о быстрой реакции, первое, что приходит на ум, это просто дать знак телесный, на телесном уровне, что «ты не прав» или что «я тут главный», потому что, по мнению вот этого специалиста, наказание, ну, условно, конечно, должно наступать неотвратимо, чтобы вот эта цепочка, ассоциативный ряд – он четко воспринимался и был однозначным». (Тюмень)

 

Таким образом, благо ребенка, понимаемое не как сиюминутный комфорт и удовольствие, а как перспектива дальнейшей социальной жизни, может рассматриваться как критерий, разделяющий насилие и воспитательное принуждение: насилием является то, что наносит вред, ущерб здоровью, личностному развитию, физическому состоянию ребенка.

Согласно второй позиции, взаимодействие родителя и ребенка развивается вне контекста властных отношений. В этом контексте родитель и ребенок предстают как равные участники коммуникационного процесса. Задача родителей понимается таким же образом: обеспечить в полной мере процесс социализации и развития ребенка. При этом основным воспитательным инструментом является убеждение: ребенка нужно не принуждать к каким-то действиям, но убеждать, договариваться с ним, объясняя, «что такое хорошо и что такое плохо». Воспитание выглядит как постоянная коммуникация между родителем и ребенком, в которой оба участника занимают равные позиции.

«Вот каждый родитель, заставляя что-то делать малыша, вообще ребенка своего, должен объяснить, зачем и почему. Потому что сначала ребенок просто слушается, а, подрастая, он начинает задавать вопрос: зачем я должен это делать, почему я должен это съесть, почему я должен туда пойти, почему я должен вынести мусор, даже спрашивает. У матери должен быть ответ. Если его нет, это выглядит как насилие: «А я сказала, и все. Я так приказала». Ну, вот, сразу ощущение насилия. Если человеку объяснили, перспективу показали, почему и зачем: «Я глажу рубашки, ты выносишь мусор», то все – у него другое отношение». (Барнаул)

Эксперты, придерживающиеся данной точки зрения, считают, что насилием является всё то, что приводит к разрыву коммуникации между родителем и ребенком, нарушает баланс отношений. В этом смысле любые физические воздействия, применение физических наказаний к ребенку недопустимы: тот же шлепок, безусловно, является проявлением насилия над ребенком. Более того, применение физических наказаний в ходе воспитания интерпретируется как проявление бессилия родителя, недостаток его родительской компетенции.

«То есть каким образом можно с ребенком поговорить, чтобы не повысить голос, чтобы этот разговор был конструктивным, чтобы ребенок понял именно словами, чтобы не пришлось применять, извините, шлепки, да? И вроде бы родители знают, что вот он – ну, неправильно он делает, и потом себя и ругает, что вот, там, допустил какие-то там действия, да? А как сделать так, чтобы не было вот этих действий – он просто не знает. У него нет ни знаний, ни навыков». (Ижевск)

«Существуют какие-то методы и способы донести до ребенка то, что ты хочешь от него получить, то есть, допустим, какие-то запретные вещи, когда ребенку нельзя что-то делать. И есть методы, они существуют; и родитель должен разбираться в них. Просто, не знаю, из-за лености своей, из-за нежелания чего-то узнать, родители просто не пытаются узнать, каким образом можно взаимодействовать с ребенком на разных возрастных этапах, то есть в разных возрастных категориях с ребенком нужно разговаривать и общаться по-разному. Соответственно, не шлепками». (Санкт-Петербург)

Как бы ни различались взгляды экспертов, можно говорить о единой позиции по вопросу о том, можно ли считать насилием пренебрежение ребенком, отказ родителей его обеспечивать, невыполнение ими своих родительских обязанностей. Большинство экспертов дали положительный ответ: такое поведение родителей можно расценивать как насилие над ребенком.

«Я думаю, что да, потому что я согласна с мнением: самым трагическим периодом жизни человека является детство, в ситуации, когда он четко понимает свои потребности и не имеет возможности их каким-то образом обеспечить, реализовать. Единственным источником, способным, соответственно, обеспечить его потребности, все-таки являются его родители. И если воспринимать человека как не только социальное явление, но и явление живое, причастное к живому миру, если не сказать – к животному, то первая забота родителя – создать максимальные условия, способные помочь развиться этой новой жизни, формироваться и главное – принять те правила общежития или стаи, которые приняты и которые позволят ему в дальнейшем развиваться в безопасной среде». (Тюмень)

«И невыполнение каких-то своих обязательств родительских – это тоже можно рассматривать как насилие над ребенком, то есть недостаточный уход за ребенком, недостаточное обеспечение, допустим, в том же материальном плане. Если родители не дают нормальное, полноценное образование ребенку – это тоже своего рода насилие». (Санкт-Петербург)

По мнению части экспертов, в современных российских условиях, которые характеризуются глубоким расслоением общества на богатых и бедных, следует различать невыполнение родителями своих обязанностей и невозможность обеспечить ребенку приемлемый уровень жизни в силу объективных причин (низкий социальный статус семьи, нужда, бедность).

«Это просто – как сказать? – разные уровни благосостояния, разные уровни жизни у детей. Если это сельская местность или город, частный сектор – ну нет у людей возможности – да? – провести там централизованное отопление, там, централизованную канализацию. Что, за это осуждать? (…) Я считаю, что это, ну, как сказать? Ну да, удобства на улице, ну и что делать? Если это достаточно устойчивая такая семейная форма, все, как говорится, в одинаковых условиях, то здесь-то мы ничего не сделаем». (Тюмень)

«Смотря, с каких точек зрения. Если семья довольно обеспеченная, и она отказывается в виде наказания гулять, кормить, поить и так далее – вот это насилие. А когда в семье недостаток, и действительно очень сложное материально-экономическое положение, не хватает еды, и эта еда идет в мизерном количестве, делится на всех – это не насилие, это наша социальная беда». (Самара)

Большинство экспертов сходятся в том, что в большинстве случаев физического насилия над ребенком можно избежать.

«Нужно и можно. Нужно обходиться без насилия, нормальными способами. Можно почитать книжки по воспитанию ребенка, понять, как можно воспитывать. Можно посоветоваться, можно пойти к психологу, к психотерапевту и решить какие-то проблемы. Но в любом случае надо цивилизованным способом». (Ижевск)

«Я думаю, что да. Можно ребенку словами, без унижений, без оскорблений объяснить, что он не прав, как нужно правильно сделать, на своем опыте показать, не оскорбляя и не унижая. Думаю, что да, наверное, можно». (Казань)

Меньшинство придерживается альтернативной точки зрения, согласно которой не всегда родители могут обойтись без насилия в силу объективных причин: порой родителям не хватает терпения, сдержанности, иногда они испытывают недостаток в знаниях, не представляют, как правильно себя вести в той или иной ситуации, и прибегают к насилию, потому что не видят других вариантов поведения. Необходимо принять, что насилие – это неизбежное следствие социальной жизни:

«В процессе жизни вообще не обойтись без насилия. Наша жизнь – это подчинение одного другого, у нас нет абсолютной свободы. Любая абсолютно свобода – она, во-первых, не достижима, то есть вся наша система, вся наша жизненная система – это система запретов и подчинений». (Москва)

«Хотя, наверно, кто-то со мной поспорит и скажет: «Ни в коем случае, никогда». Может быть. Может быть, в далеком будущем, когда наше общество будет совершенным, мы уйдем от этого и скажем: «Сто процентов, ни в коем случае нельзя, это насилие, это жестокое обращение». Но вот сейчас, здесь и сейчас в нашем мире, мы от этого не можем уйти. Значит, оно будет. Оно есть. И, наверно, оно так должно называться, но с применением, что оно насилие. Да?» (Москва)

«Наверное, можно. Вряд ли, по-моему... Мы найдем единицы семей, которые не применяли насилие к своему ребенку, хоть раз». (Самара)

С точки зрения экспертов, отказ от насилия вовсе не означает, что семье удается избежать различных конфликтов между родителем и ребенком. Родитель обязан осуществлять функции контроля над поведением ребенка, он должен выполнять функцию воспитателя, обеспечивающего процесс социализации ребенка. Неизбежно в отношениях, которые строятся на подобных основаниях, возникает напряжение, связанное с ограничением свободы ребенка или его принуждением к соблюдению определенных норм поведения.

«Без проявления насилия обойтись можно, но границы устанавливать воспитательного характера необходимо». (Барнаул)

«Вы знаете, вот здесь надо, мне так кажется, разделять как наказание и насилие. Без насилия обойтись можно, а без наказания все-таки – ребенок должен знать, ему нужно ставить те планки, которые он не может, или какие-то критерии оценки, ниже которых он не может опуститься». (Москва)

«Вне всякого сомнения. Я так думаю, что нельзя, чтобы воспитание вообще было сопряжено с насилием, но воспитание – это не всегда пряник и не всегда это цветы и так далее, то есть в любом случае это и какие-то серьезные неприятные для ребенка разговоры, это примеры неприятные и так далее. Они просто необходимы. Воспитание – это не только сказки или какие-то песни колыбельные. Воспитание – это, конечно, и какие-то неприятные моменты, но они, действительно, во благо на предупреждение каких-то ситуаций». (Самара)

«Нет, конечно, есть такое понятие — жесткая любовь. Жесткая любовь. То есть, ну, естественно, надо ребенку давать границы. Безусловно, давать границы, но не физически». (Санкт-Петербург)

Итак, суммируя, необходимо подчеркнуть следующее: позиции экспертов по отношению к тому, что считать насилием, помещены в более общий контекст отношения к семье и процессу воспитания. В среде экспертов, рассматривающих семью как совокупность властных отношений, бытует точка зрения, согласно которой насилия можно избежать, если использовать весь спектр воздействия на ребенка. В то же время само понятие насилия расширяется и включает в себя разные виды коммуникативного воздействия. Альтернативная точка зрения на насилие предполагает его сужение до размеров воздействия, лишенного аффективной составляющей (родительской любви).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.