Здавалка
Главная | Обратная связь

Поощрения и наказания в родительской семье



В современной социологии тема социализации ребенка через поощрения или наказания относится к числу наиболее актуальных. В послевоенный период социологи в разных странах, но, прежде всего, в США и Германии, сфокусировали внимание на тех личностных типах, которые служат опорой для авторитарных режимов – таких, как нацистский режим в Германии. Благодаря этим исследованиям, удалось установить, что склонность к насилию, включая насилие политическое, осуществляется благодаря распространению в населении авторитарных комплексов.[2] Эти комплексы рождаются и воспроизводятся в тех семьях, в которых отец имеет над детьми непререкаемую власть, использует по отношению к ним политику жестких ограничений и наказаний. Для того, чтобы изменить ситуацию, прекратить воспроизводство насилия, необходимо, полагали социологи того времени, гуманизировать сферу внутрисемейного воспитания, обеспечить преобладание политики поощрения над политикой наказания. [3]Для многих стран и, в том числе стран европейских, реализация подобного проекта предполагала, прежде всего, ограничение масштабов насилия внутри семьи – насилия по отношению к супругу или супруге, а также насилия по отношению к детям. Считалось также, что подобных целей можно добиться двумя способами. Во-первых, этого можно достичь посредством распространения знания о рациональных, гуманных методах воспитания, исключающих всякое насилие. Во-вторых, подобная цель может быть реализована, если государственные органы и гражданские организации будут общими усилиями осуществлять контроль над процессом воспитания в семье, держать в поле зрения неблагополучные семьи, склонные к насилию. Далеко не все общества безоговорочно приняли подобную стратегию ограничения насилия. В странах Европы и, прежде всего, странах северной Европы она была реализована в полной мере: любое покушение на права ребенка приводило и приводит к немедленному вмешательству со стороны органов опеки. В других странах, таких как США, реализация подобной политики сталкивалась с ограничениями, вызванными тем, что в этой стране семья рассматривается как столп общественной жизни и любое вторжение в ее жизнь со стороны государства приравнивается к нарушению гражданских прав.

В российском обществе тема борьбы с насилием внутри семьи только сейчас обретает ту степень значимости, которую заслуживает. Проблема обострилась в силу того, что в последнее время российское общество не столько приближается, сколько отдаляется от стандартов современности. В нем возрождаются, а зачастую и специально культивируются традиционные представления о семье и ее ролевой структуре. Положение усугубляется невысокими стандартами жизни подавляющего большинства россиян и сопутствующими материальному неблагополучию проблемами – пьянством, наркоманией, преступностью. Российская система образования находится в ослабленном состоянии и не в состоянии полноценно противодействовать негативной социализации, подразумевающей распространение насилия. Разные семьи по-разному ведут себя в подобных обстоятельствах: в одних увеличивается частота авторитарного насилия, в других, напротив, активнее используются практики поощрения ребенка.

Диаграмма 5. Частота поощрений


 

Данные исследования обнаружили существенные различия между отцами и матерями в том, что касается частоты поощрения. Матери, с очевидностью, чаще делали акцент на политике поощрения детей, отцы прибегали к подобным стимулам реже. Показательно, что почти в трети всех семей отцы вообще никогда не поощряли своих детей за хорошее поведение. Следует напомнить, что имеются в виду не только материальные стимулы, но и вербальное поведение – словесная похвала. Вполне ожидаемо отцы в благополучных семьях поощряли детей чаще, чем это происходило в семьях малообеспеченных (один раз в месяц или чаще в благополучных семьях – 73,5%, в малообеспеченных – 56,2%). Матери в благополучных семьях поощряли детей с той же частотой, что и отцы (один раз в месяц или чаще – 76,6%). В неблагополучных семьях матери чаще прибегали к политике поощрений, чем отцы, но все же уступали по этому показателю матерям, принадлежащим к благополучной прослойке (один раз в месяц или чаще - 65,2%).

Диаграмма 6. Частота наказаний в родительской семье

Как видно из Диаграммы 4, родители прибегали к практикам наказаний с одинаковой частотой. Некоторые различия в частоте применения наказания характерны для отношений отца и матери с детьми разного пола. Так отцы чаще наказывали сыновей, чем дочерей (один раз в месяц или чаще – 40,4% и 27,0%). Матери чаще наказывали сыновей (один раз в месяц или чаще – 45,1%), но при этом чаще позволяли себе применять политику наказаний в отношении дочерей (36,7%). Складывается впечатление, что оба родителя чаще использовали практики наказания в отношении сыновей, чем дочерей.

Распределение по уровню благополучия обнаруживает следующую закономерность: благополучные родители в обеспеченных семьях наказывали детей чаще, чем родители из неблагополучных семей. Благополучные семьи практиковали наказания один раз в месяц или чаще в следующем порядке: отец – 36,8%, мать – 45,5%. В неблагополучных семьях практики наказания распределялись следующим образом: отец – 33,7%, мать – 38,5%. Результаты исследования говорят о том, что а) в благополучных семьях чаще используется политика поощрения детей за хорошее, устраивающее родителей поведение и б) родители более внимательно следят за успехами своих детей и в тех случаях, когда дети ведут себя не так, как им хотелось бы, чаще прибегают к политике наказания.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.