Здавалка
Главная | Обратная связь

Совместные семейные практики



Одной из стратегий противодействия семейному насилию могут быть совместные семейные занятия, вовлечение ребенка в совместную конструктивную деятельность, в ходе которой он естественным образом наследует не только ценности, но и культурные ресурсы родительской семьи. В прошлые эпохи процесс наследования осуществлялся через поколение. Дети оказывались на попечении не столько родителей, сколько дедушек и бабушек, подменявших родителей, занятых на производстве. По мере того, как российское общество индивидуализировалось, эпоха бабушек и дедушек, готовых к служению внукам, оставалась в прошлом. Как показывают данные исследования, бабушки и дедушки полноценно присутствуют в качестве воспитателей в абсолютном меньшинстве семей. Организация семейных практик целиком и полностью легла на плечи родителей. Родители реализуют идею совместных практик в разных формах и с разной степенью вовлеченности. В анализе полученной информации о совместных практиках использовался индекс занятости, суммирующий частоту совместного времяпрепровождения, находящийся в диапазоне от 0 до 100 баллов.[4]

Диаграмма 9. Индекс частоты совместных занятий (диапазон от 0 до 100)

Индекс позволил определить следующие тенденции. Существуют некоторые расхождения по данному показателю между мужчинами и женщинами. Мужчины несколько чаще занимаются с детьми, чем женщины. Данный результат идет вразрез с расхожими представлениями, но выглядит логичным на фоне других результатов: современным матерям приходится сочетать работу, ведение домашнего хозяйства и выполнение базовых функций ухода за детьми, в которые входит приготовление пищи, стирка одежды, слежение за здоровьем. В подобной ситуации совместные практики другого рода, не связанные с домашними обязанностями, не всегда возможны. Но даже на этом фоне отставание женщин от мужчин невелико, меньше, чем разрыв между группами молодых и средневозрастных родителей (самая молодая группа в расчет не берется, она слишком мала). Это может означать только то, что в самой молодой группе совместные практики вытекают из необходимости осуществлять первичную заботу о детях, еще очень зависимых от родителей. Родители в среднем возрасте получают некоторую долю самостоятельности, поскольку дети находятся либо на грани подросткового возраста, либо уже в нем. Считается, что в этот период, подросток все больше времени проводит со сверстниками и все меньше в родительской семье. Отсюда неизбежное сужение области совместных интересов: родители, если они ранее не научили ребенка слушать ту музыку, которую сами любят, не смогут находиться с ним на одной музыкальной волне. Реже происходят совместные вылазки на природу или чтение книг. Исключение составляют семьи, в которых в процессе социализации ребенок или дети приучаются на равных общаться со взрослыми, находят в них не только наставников и менторов, но и друзей, способных понимать все то, что происходит с молодым человеком в трудный для него период.

В ходе анализа все практики взаимодействия с детьми были поделены на следующие категории:

1. Культурно-ориентированные (К). В эту категорию входят практики, ориентированные на трансляцию следующему поколению культурного капитала родителей – совместное чтение книг, занятия компьютером, совместное прослушивание музыки, походы в музеи, концерты или театры, обсуждение семейной истории.

2. Развлекательные (R). В этом ряду находится совместный просмотр телепередач, сидение у телевизора, семейные путешествия, хобби или увлечения.

3. Ориентированные на спорт и физическое развитие (S). Родители и дети занимаются спортом, выбираются на природу.

4. Психологические, ориентированные на достижение взаимопонимания (P). Подобное общение происходит в тех случаях, когда родители обсуждают с детьми их проблемы, включая проблемы в школе, делятся с ними своими проблемами.

5. Хозяйственные (H). В этой категории оказываются практики совместного ведения хозяйства, привлечения ребенка к работе в подсобном хозяйстве или выполнения работ по дому.

Информация по каждому из названных типов общения была формализована, превращена в соответствующие индексы, имеющие протяженность от 0 до 100. Оказалось, что значения индексов существенно различаются в зависимости от принадлежности респондента к социальной группе.

Таблица 3. Индексы частотности совместных практик

  В целом Пол Возраст Образование Поселение Уровень жизни
  Мужской Женский 16-24 25-34 35-45 Среднее Высшее Город Село Бедные Средние Обеспеченные
K_index 34,1 34,0 34,2 28,4 36,4 33,3 33,7 35,9 34,8 32,1 32,4 34,3 31,7
R_index 32,0 33,3 31,2 32,4 33,8 30,1 31,3 34,8 33,1 29,3 29,1 32,2 37,2
S_index 47,4 48,2 46,8 46,0 52,0 43,2 46,5 50,7 48,3 44,8 44,3 47,8 46,0
P_index 37,2 38,3 36,3 33,6 37,8 37,8 37,0 37,8 38,0 34,9 35,2 37,2 38,1
H_index 56,3 53,7 58,6 43,7 60,0 56,8 55,8 58,0 56,1 57,0 51,3 57,7 47,1

 

Значение индекса «K» обнаруживает существенные различия внутри совокупности в зависимости от возраста. Наиболее активная фаза совместных культурных практик наблюдается в возрастной группе от 25 до 34 лет. Активное приобщение детей к культуре свойственно группе, имеющей высшее образование и средний уровень доходов. Вопреки ожиданиям величина индекса «К» в группе обеспеченных даже несколько ниже, чем в группе «бедных». Диапазон индекса «R» колеблется от относительно высоких значений, наблюдаемых в группе с высшим образованием, а также в среде обеспеченных граждан, до низких значений в группе малообеспеченных и средневозрастной группе (35-45 лет). Необходимо подчеркнуть, что речь в данном случае идет о сфере, в которой любые совместные практики требуют немалых инвестиций: для малообеспеченной части населения даже поход в кино может оказаться не по карману. Занятие спортом – это та область жизни родителей и детей, где совместные практики реализуются наиболее часто. Наибольшую активность в этой сфере демонстрируют возрастная группа в возрасте 24-34 года и группа респондентов с высшим образованием. Наименьшую вовлеченность в совместные спортивные практики обнаруживают группа респондентов, живущих в сельской местности, и средневозрастная группа (35-45 лет).

Уровень включенности в практики психологического характера, подразумевающие обсуждение проблем, важных для детей и взрослых, наиболее высок в группе горожан, находящихся в возрасте 25-34 года, а также для средних и обеспеченных слоев населения. Следует понимать, что речь идет о практиках в так называемой предподростковой группе (до 12 лет), в которой проблемы детей еще неотделимы от проблем родителей. В более продвинутом возрасте практики, предполагающие самораскрытие, случаются существенно реже.

Индекс вовлеченности в совместные хозяйственные практики имеет более высокие значения, чем другие. Основными проводниками подобных практик являются женщины, респонденты в возрасте 24-35 лет, люди с высшим образованием и средним уровнем обеспеченности. В этой группе с наибольшей вероятностью происходит процесс передачи хозяйственных навыков от матерей дочерям. Девочки учатся вести домашнее хозяйство, брать на себя обязанности по приготовлению пищи или уходу за жилищем. Показательно, что данный индекс относительно невысок в обеспеченной группе. В ней совместные хозяйственные практики маловероятны, поскольку сами родители стараются переложить хозяйственные заботы либо на организации сферы обслуживания, либо на прислугу.

Формы поощрений

Подавляющее большинство респондентов (97,2%), имеющих детей, утверждают, что поощряют детей за хорошие поступки.

Диаграмма 10. Формы поощрения ребенка

Наиболее часто используется вербальное одобрение его действий. Второе место прочно занимают потребительские практики в прямой или опосредованной форме. Ребенку что-то покупают или готовят, в некоторых случаях дают денег на карманные расходы, приобретают что-то из одежды. Вознаграждение в форме совместных практик крайне редко рассматривается как адекватное ситуации. Так, в качестве поощрения редко фигурируют такие занятия, как совместные походы в кино (2,6%), занятия спортом (1,3%) или организация совместного путешествия, туризм (5,4%). Это говорит о том, что в российских семьях отношения между родителями и детьми все чаще переводятся в инструментальную сферу. Родители, нагруженные материальными заботами, передают собственные материальные приоритеты следующему поколению. Не удивительно поэтому, что каждое следующее поколение становится в подобных обстоятельствах более материалистичным и прагматичным.

Структура поощрений в семьях верующих респондентов несколько отличается от соответствующей структуры в семьях неверующих. В среде верующих больше тех, кто поощряет детей (верующие - 98,2%, неверующие – 92,9%). Они отличаются от неверующих и тем, какие формы поощрения выбирают. Они реже «откупаются» от детей, увеличивая сумму денег, выделяемую на карманные расходы (верующие - 27,6%, неверующие - 44,8%). При этом в группе верующих больше тех, кто в качестве поощрения старается проводить с ребенком больше времени (19,3% и 12,4%), приготовить для него какое-то вкусное блюдо (верующие - 51,0%, неверующие – 43,8%). В этой группе несколько больше тех, кто хвалит ребенка, говорит в его адрес хорошие слова (верующие – 65,7%, неверующие – 61,9%).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.