Здавалка
Главная | Обратная связь

Причины и формы наказаний



В тех случаях, когда поощрения не работают, в дело вступает практика наказания, зачастую физического. Примерно половина респондентов признались, что воспитывая детей, систематически прибегали к методам физического воздействия на них.

Диаграмма 11. Частота применения методов физического наказания

Две переменные, как оказалось, влияют на применение физического наказания в наибольшей степени – пол и уровень благополучия. Вопреки ожиданиям женщины чаще прибегали к физическому наказанию, чем мужчины. О причинах подобного явления говорилось выше. Женщины чаще, чем мужчины берут на себя всю полноту ответственности за воспитание детей. В случае развода ребенок, как правило, остается с матерью, а отец отдаляется от ребенка и всех его проблем и забот. Исследование 2009 года показало, что в большинстве случаев в разведенных семьях присутствие отца в жизни ребенка становится со временем все более эфемерным. В подобной ситуации женщины должны собирать в своих руках все функции поощрения и наказания ребенка. В арсенале средств воздействия на него нередко оказывается и физическое насилие: около трети женщин прибегали к нему редко, а около одной пятой – иногда.

Второй парадоксальный результат заключается в том, что доля респондентов, прибегавших к методам физического воздействия на ребенка, в группе обеспеченных родителей больше, чем в группе «бедняков». Согласно полученным результатам, состоятельным родителям чаще, чем родителям из других социальных страт, свойственен высокий уровень заинтересованности в сохранении семейных социальных достижений. В российских условиях процесс воспроизводства интеллектуальных ресурсов серьезно осложняется, во-первых, кризисным состоянием школьного образования. Среднему классу приходится инвестировать немалые дополнительные средства для того, чтобы сохранить или умножить семейный интеллектуальный капитал. Во-вторых, стремление к воспроизводству интеллектуальных ресурсов все чаще входит в противоречие с господствующей потребительской культурой. О том, что подобная культура преобладает в обществе, говорят практики поощрения детей, реализуемые самим средним классом. Возникает напряжение между разными типами культуры – молодежной потребительской культурой и культурой класса, акцентирующей интеллектуальное достижение. Это напряжение нередко разрешается в актах насилия и принуждения, с помощью которых обеспеченный слой населения хотел бы удержать ситуацию воспроизводства под контролем.

В развитие вопроса об использовании насилия респондентам был задан еще один вопрос – о том, как часто они прибегали к насилию за последние шесть месяцев. Вопрос был адресован только тем респондентам, которые имели несовершеннолетних детей.

Диаграмма 12. Частота использования насилия за последние 6 месяцев (в группе тех, кто прибегал к физическому наказанию)

Как показало исследование, 72,1% процентов тех, кто в принципе когда-либо применял физическое наказание, прибегли к подобным методам за последние шесть месяцев. Из них 33,5% пользовались подобными методами воздействия раз в месяц или чаще. На первый взгляд, доля участвующих в практиках физического принуждения может показаться незначительной. На деле, с учетом возрастного фактора (физически наказывают главным образом детей в возрасте от 3 до 12 лет) доля практикующих физическое насилие раз в месяц или чаще равна 37,0%.

 

Диаграмма 13. Виды наказаний, применявшиеся респондентом за последние 6 месяцев

Результаты исследования дают возможность поместить физические насилие в общую структуру разных видов наказания. Наиболее распространенным видом воздействия на ребенка является отчитывание, громкая ругань. Обращает на себя внимание то, что обеспеченные респонденты прибегали к нему существенно реже, чем малообеспеченные. На втором месте – шлепки ниже пояса, которые активнее применялись обеспеченными респондентами, чем бедными. Далее следуют разного рода запреты, а также ограничение пространства и наказание ремнем, которые, как видно из данных, в малообеспеченных семьях использовались чаще.

Некоторые различия свойственны «наказывающему» поведению верующих и неверующих. В целом верующие наказывают детей физически так же часто, как и неверующие, но в ряду причин в группе верующих реже, чем в группе неверующих становится несоблюдение ребенком правил поведения (верующие – 37,7%, неверующие – 44,0%), но чаще – школьная успеваемость (верующие – 15,6%, неверующие - 11,9%).

Наказывают ребенка не только респонденты, но и другие члены семьи – супруг, супруга, старшее поколение. Можно предположить, что в некоторых семьях в практиках наказания реализуется стратегия разделения ролей. К примеру, один из супругов – это «добрый родитель», который в основном поощряет ребенка за достижения, а в случае плохого поведения ограничивается порицанием. Второй супруг играет дисциплинирующую роль, берет на себя функцию исполнения наказаний, если ребенок провинился. Как правило, подобное разделение функций воспитания реализуется в семьях, в которых ярко выражена лидирующая, если не сказать авторитарная роль одного из родителей. В подобной ситуации второй родитель имеет возможность смягчать последствия наказаний, налаживать с ребенком гибкие отношения, не всегда регулируемые формальными нормами.


Диаграмма 14. Виды наказаний, применявшиеся другими членами семьи за последние 6 месяцев

Как и респондент, другие члены семьи чаще всего прибегали к отчитыванию, громко ругали ребенка за совершенный им проступок. На втором месте – шлепки ниже пояса, на третьем – практики запретов. В 2% случаев кто-то из других членов семьи наказывал ребенка ремнем, примерно такой же была доля тех, кто давал ребенку подзатыльник.

Как правило, воздействуя на ребенка, респондент и другие члены семьи предпочитали действовать в одном ключе. Высокая степень синхронности практик наказания наблюдается и по таким видам, как пощечины и шлепки ниже пояса (47% и 40% соответственно). Наиболее высока степень синхронности по такому виду наказания, как громкое отчитывание. В группе тех, кто применял подобный тип наказания, в 60% случаев точно также действовал кто-то из других членов семьи. Если респондент прибегал к физическому наказанию, например, использовал ремень, то другие члены семьи вели себя мягче – отчитывали ребенка или налагали на него разного рода ограничения. В более чем трети подобных случаев, другие члены семьи вообще старались не наказывать ребенка.

Из сказанного можно сделать следующий вывод: в общественном сознании закрепилось деление наказаний на «жесткие» и «мягкие». К «жестким» наказаниям относится, к примеру, порка ремнем. В этом случае ожидается, что другие члены семьи будут уклоняться от насилия, прибегая в основном к практикам наложения запретов. Если же респондент использовал «мягкие» виды наказания, в числе которых оказались шлепки ниже пояса или подзатыльники, то другие члены семьи оставляли за собой право вести себя точно также, не ограничивая себя в средствах воздействия на ребенка.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.