Здавалка
Главная | Обратная связь

Структура родительской семьи



В настоящем исследовании получили подтверждение основные тенденции, выявленные исследованием 2009 года. Несмотря на то, что полные семьи в общей структуре семей по-прежнему доминируют, их доля в каждом поколении уменьшается. Если в старшей возрастной группе (35-45 лет), доля тех, кто рос в полной семье, составляет 72,9%, то в самой молодой группе она равна 68,7%. При этом от поколения к поколению увеличивается доля тех, кто проживает в неполных семьях (16% в группе 35-45 лет, 20,8% - в группе 16-24 года). В неполных семьях отец все чаще становится эфемерной фигурой, а вся полнота воспитания, социализации ложится на плечи матери. В некоторых случаях (6,8%) ей удается повторно создать семью, тогда в воспитании ребенка принимает участие отчим, в других случаях приходится полагаться на кого-то из близких родственников (1,2%). На плечи одиноких матерей ложится вся полнота нагрузки по воспитанию детей, тяготы, с которыми они сталкиваются, негативно сказываются на молодых людях, заставляют их относиться к собственным семейным перспективам с преувеличенной осторожностью. Симптоматично, что в группе тех, кто воспитывался в полной семье, дети есть у 59,0%, в группе тех, кто рос в неполной семье, доля имеющих детей существенно меньше – 47,6%. Чем больше становится неполных семей, чем чаще дети становятся свидетелями распада семьи и безответственности одного из родителей, тем больше вероятность того, что в будущем, став взрослыми, они будут откладывать рождение детей, а возможно, и вовсе избегать его.

Семейное неблагополучие распределяется в обществе неравномерно. Два фактора – образование и уровень жизни – оказывают на него наибольшее влияние.

Диаграмма 1. Структура родительской семьи в зависимости от образования и уровня жизни[1]

 

В семьях респондентов, имеющих высшее образование, доля полных родительских семей равна 80,2%, в семьях респондентов со средним образованием – 70,3%. Доля полных семей в семьях, имеющих средний или высокий уровень материальной обеспеченности, составляет 73,1%. В семьях с невысоким уровнем жизни она примерно на десять процентных пунктов меньше. Полученные данные позволяют предположить, что не столько сами структурные факторы влияют на прочность семейных отношений и социализацию детей, сколько культурный капитал, которым семья обладает. Под культурным капиталом понимается в данном случае не только образованность членов семьи, но и усвоение ими норм ответственности, регулирующих семейные отношения. В пользу этой гипотезы свидетельствует, в частности, следующий результат: притом, что в группе малообеспеченных доля тех, кто рос в неполной семье, больше, в ней вместе с тем доля имеющих детей примерно такая же, как в группе со средними стандартами жизни и больше, чем в группе обеспеченных (55,8%, 57,9% и 44,9%). Иными словами, наблюдения за родительской семьей, ее невзгодами влияют на малообеспеченные слои в меньшей степени, чем на слои со средними или высокими стандартами жизни. К этому следует добавить, что в малообеспеченной страте принято детей заводить раньше и раньше требовать от них самостоятельного поведения.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.