Здавалка
Главная | Обратная связь

Всеобщее управление качеством (TQM) - основа устойчивого развития



И.А. Соболева

 

 

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ

 

СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА

 

Новосибирск

 

 

содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………

Глава 1.Всеобщее управление качеством (TQM) - основа устойчивого

развития ……………………………………………………… …………….

Качество жизни……………………………………………………………..

Устойчивое развитии………………………………………….

Глава 2.Интегрированные системы менеджмента- часть общего менеджмента.

2.1 Принципы TQM в интегрированной системе менеджмента.

2.2 Создание интегрированной системе менеджмента……………………

2.3 Организация работ по созданию ИСМ…………………………………..

2.3.1 Проектирование ИСМ……………………………………………………

2.3.2 Документирование ИСМ…………………………………………………

2.3.3 Внедрение ИСМ…………………………………………………………..

2.3.4 Подготовка к сертификации ИСМ…

2.3.5Оценка результативности ИСМ ……………………………………

Глава 3. Характеристики международных стандартов, входящих в ИСМ….

3.1 Система менеджмента качества ИСО 9000:2000…

3.1.1 Модель ИСО 9001:2000…………………….

3.1.2 Порядок разработки и внедрения системы менеджмента качества

3.1.3 Результативность системы менеджмента качества

3.2 Система экологического менеджмента ИСО 14000:2004

3.2.1 Модель стандарта ИСО 14001:2004

3.2.2 Порядок разработки и внедрения системы экологического менеджмента

3.2.4 Результативность системы экологического менеджмента

3.3.Система управления промышленной безопасностью OHSAS 18000:2001

3.3.1 Модель стандарта OHSAS 18000:2001

3.3.2 Порядок внедрения системы управления промышленной безопасностью

3.4 SA 8000 2001 Система социальной ответственности …………………..

3.5. Система управления информационной безопасностью ИСО 27000:5005

3.5.1Этапы разработки и внедрения системы управления ИБ

3.5.2 Документация СУИБ

3.5.3 Критерии оценки эффективности СУИБ

3.6.Исследование рынка, общественного мнения и социальных проблем.

3.7 Система безопасности продуктов питания МСО 22000:2005

3.7.1 Модель стандарта Системы безопасности продуктов питания

3.7.2 НАССР — анализ рисков критические контрольные точки

3.7.3 Система GМР — надлежащая производственная практика

3.8. Система безопасности подрядчика SСС

3.9.Система обеспечения безопасности при транспортировке опасных грузов SQAS

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Приложение Г

Приложение Д

Заключение

Литература.

 

 

Введение

В современных условиях экономики формирование стратегии развития предприятия должно быть ориентировано на повышение конкурентоспособности продукции и основано на современных концепциях и методах, объединяющих в себе мировой опыт. Организация должна соответствовать требованиям качества продукции, экономики, экологии, социальной политики, здоровья, производственной безопасности, информационной безопасности и др.

В решении этих вопросов, практически все промышленно развитые страны вступили в новый этап обеспечения устойчивого развития предприятия, характеризующийся созданием интегрированных систем менеджмента (ИСМ).

Интегрированные системы менеджмента имеют ряд конкурентных преимуществ:
- более успешное продвижение организации, как на отечественном, так и международном рынке

- повышают доверие к предприятию со стороны клиентов, инвесторов, кредитных и страховых компаний.

ИСМ объединяют две и более системы и основаны на системах менеджмента качества (СМК)- ИСО 9000, системах экологического менеджмента (СЭМ) ИСО 14000, системах менеджмента профессиональной безопасности и здоровья (СМПБ) OHSAS 18001, системе социального и этического менеджмента (ССЭМ) SA 8000, системы управления информационной безопасностью (CУИБ) ИСО 27000, системы менеджмента безопасности продуктов питания (СМБПП ) ИСО 22000:2005, и др.

Поскольку все описанные системы существуют как единое целое, то и общая корпоративная система менеджмента MSS ( Management System Standards ) предприятия должна основываться на интеграции всех применяемых на предприятии систем менеджмента. Для российских предприятий, ориентированных на международные рынки и стремящихся на равных конкурировать с западными компаниями, принципиальное значение приобретает сертификация на соответствие международным стандартам. Интегрирование систем менеджмента (качества, экологии, безопасности), отвечающих требованиям международных стандартов, следует рассматривать как предпосылку для устойчивого развития компании.

Вопросы совместного применения в организации нескольких международных стандартов впервые были поставлены сравнительно недавно, поэтому существует недостаток теоретических и методических разработок в данной области, а также рекомендаций по их применению в практике российских предприятий. В первую очередь это связано с небольшим опытом, по сравнению с мировым, функционирования ИСМ, которая приносила бы реальную выгоду предприятию.

В этой связи, возникает объективная необходимость анализа и оценки существующих международных стандартов в области менеджмента организации и разработки практических рекомендаций по их совместному использованию на российских предприятиях. Подобная интеграция позволит найти наиболее предпочтительный вариант сочетания различных видов стандартов в области менеджмента, что будет способствовать повышению экономической эффективности их использования и уровню мотивации руководителей предприятий к применению международных стандартов.
Цель работы: изучение существующих систем менеджмента для оценки возможностей их интеграции.

В рамках основной цели работы решаются следующие задачи:

· изучение существующих систем менеджмента;

· знакомство с принципами построения и преимуществами интегрированных систем менеджмента;

· анализ соответствия между требованиями различных международных стандартов;

· изучение концептуальных моделей интеграции систем менеджмента

· изучению), принципам построения, порядку проектирования и внедрения Интегрированных систем менеджмента

Учебное пособие будет полезно для студентов специальности «Управление качеством», «Маркетинг», «Организация производства»а также специалистов, работающих в области менеджмента.

Всеобщее управление качеством (TQM) - основа устойчивого развития

TQM -Total Quality Management - (всеобщее руководство качеством) — «подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения потребителя и выгоды для всех членов организации и общества»

Главная идея TQM состоит в том, что компания должна работать не только над качеством продукции, но и над качеством организации процессов, уровнем квалификации персонала, над качеством жизни, что позволяет достичь более быстрого и эффективного развития бизнеса. Качество определяется такими категориями, как степенью реализации требований клиентов, ростом финансовых показателей компании, повышением удовлетворенности служащих своей работой и , в конечном итоге, повышением качества жизни.

TQM определяется как сосредоточенный на качестве, сфокусированный на заказчике, основывающийся на фактах, управляемый командный процесс. TQM направлен на планомерное достижение стратегической цели организации через непрерывное улучшение работы.

К настоящему времени около 700 тыс. компаний по всему миру внедрили международные стандарты качества; переходя на концепцию всеобщего качества, поменяли свою корпоративную культуру и методы менеджмента. В мире утвердилось общее мнение, что «Фирмы, которые не усвоят культуру всеобщего качества, обречены на поражение, они не выдержат конкуренции» (Donald Peterson), директор Ford Motors Company.

Многие страны — Япония, Корея, Сингапур, Малайзия, Гонконг, Англия, Германия, Бразилия — подняли концепции Всеобщего управления качеством на уровень национальной идеи. В США появились публикации с предложениями о внесении изменении в Конституцию страны, отражающих тот факт, что США должна быть страной качества.

Вынесение идей Всеобщего управления качества на уровень нации является необходимым по следующим причинам:

1. Системный характер обеспечения качества. Качество продукции, услуг — системное понятие, оно не решается в рамках одного предприятия, а определяется подъемом качества продукции поставщиков. А это уже тысячи предприятий, значительная часть промышленности.

2. Авторитет продукции начинается с ее национальной принадлежности. Покупатели в своем выборе чаще всего ориентируются на страну, к которой принадлежит производитель. Репутация страны в вопросах качества — очень важный фактор успеха в международной торговле. Гарантия высокой репутации - в основе экономической политики страны лежит концепция Всеобщего управления качеством.

3. Социально-экономический аспект Всеобщего управления качеством. Концепции TQM гуманны и справедливы, они несут классовый мир и сотрудничество между владельцами, менеджерами и служащими. Другими словами, концепции Всеобщего управления качеством привносят стабильность и справедливость в социальную жизнь страны, общества, и в этом они также должны быть востребованы на национальном уровне.

4. Концепция Всеобщего управления качеством заключается в повышении качества жизни, которое возможно только в условиях устойчивого развития предприятия.

Рассмотрим более подробно понятие «Качество жизни» и «Устойчивое развитие предприятия».

Качество жизни

Качество жизни, развитие человека и человеческий капитал – эти понятия составляют основную характеристику современных подходов к проблемам экономического роста и развития общества.

Сутью категории “качество жизни” являютсябазовые условия жизнедеятельности людей, позволяющие на высоком уровне удовлетворять потребности в содержательном труде, отдыхе и культурных запросах, а также в сферах здравоохранения, образования и жилищных условиях. По классификации Европейской экономической комиссии ООН выделяет группы показателей качества жизни, ставя на первое место потребление продуктов питания, далее – состояние здоровья, уровень образования и т.д.

Высокое качество жизни предполагает параметры:

· высокого качества трудовой жизни (по методологии Международной организации труда (МОТ);

· высокого качества социальной сферы ;

· высокого качества окружающей среды (здоровый воздух, безопасная вода и почва);

· безопасное санитарное состояние мест проживания и деятельности человека.

Качество социальной сферы представляет собой характеристики качества жилищ и уровня материального обеспечения(размеров пенсий и пособий), доступности для людей предоставляемых ими услуг, уровня социальной защиты населения, а также возможности оздоровления и реабилитации, занятия спортом и приобщения к культурным ценностям в публичных библиотеках, музеях и театрах.

В социальную сферу входят следующие области:

· здравоохранения,

· образования,

· жилья, общественного транспорта,

· культуры и спорта,

· духовности и пр.

В методологии оценки человеческого потенциала, разработанной ООН, выделены три критериальных основных жизненных показателя качества жизни – продолжительность жизни, уровень образования и уровень доходов (прежде всего – ВВП на душу населения).Это нашло свое обобщенное выражение в таком интегральном показателе, как индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Он охватывает три измерения человеческого благосостояния: доходы, образование и здоровье. Считается, что ИРЧП является барометром перемен в благосостоянии человека и служит для сравнения прогресса, достигнутого в разных странах.

Высокое качество жизни – это требование времени, без него немыслимо движение вперед. Именно по этой причине промышленно развитые страны еще
в 60-е годы XX века взяли курс на создание условий по обеспечению высокого качества жизни для всего работающего населения и пенсионеров, это оказалось выгодно как для бизнеса, так и для правящей элиты, так как это является условием динамического развития личности, общества и государства.

Существует понятие "социального кругооборота качества" - качество человека - качество труда - качество производства - качество технологий - качество и конкурентоспособность продукции - качество и конкурентоспособность страны.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.