Интегрированные системы менеджмента - часть общего менеджмента
Интегрированная система менеджмента (ИСМ) - это часть системы общего менеджмента организации, отвечающая требованиям двух или более международных стандартов и функционирующая как единое целое.. Интегрированные системы менеджмента отвечают всем требованиям и принципам TQM и обеспечивают повышение качества жизни и устойчивость развития предприятия. Интегрирование систем менеджмента следует рассматривать как предпосылку для устойчивого развития организации. В начале 80-х годов прошлого века в России уже был отечественный опыт создания комплекса государственных стандартов серии 24525 на управление производственным объединением и промышленным предприятием. По принятой в этом комплексе методологии общая система управления организацией должна охватывать все аспекты ее деятельности и состоять из шести целевых подсистем по управлению: · выполнением плана производства, своевременными поставками продукции, · обеспечением качества продукции, · обеспечением ресурсами, · техническим развитием производства, · социальным развитием коллектива · охраной окружающей среды. Нетрудно установить, что многие элементы из этой системы в настоящее время полностью или частично регламентируются MSS. Создание ИСМ стало актуально в конце 90-х годов прошлого столетия в связи с разработкой систем, отвечающих требованиям нескольких международных стандартов на системы менеджмента — MSS (Management System Standards). ИСМ решают следующие задачи: 1. Задачи по управлению качеством должны обеспечиваться СМК -системой менеджмента качества по ИСО 9001:2000. 2. Предприятие должно управлять воздействием производства продукции на окружающую среду, используя СЭМ - систему экологического менеджмента по ИСО 14001; 3. Предприятие должно создать персоналу условия для производительного и безопасного труда, что обеспечивается системой менеджмента промышленной безопасности и охраны труда (СМПБ) OHSAS-18000 (Occupational Health and Safety Assessment Series). 4. Социальная среда, в которой существует предприятие, предъявляет к нему требования обеспеченности персонала в системе социального и этического менеджмента (ССЭМ) SA 8000(Social Accountability ): комфортности труда, социальной защищенности, ответственности и отчётности администрации, реализации социальных гарантий и этики ведения бизнеса. 5. Предприятие должно обеспечить защиту конфиденциальной информации организации согласно требованию Системы управления информационной безопасностью ИСО 27000. 6. Предприятия пищевой промышленности и производства лекарственных средств должны гарантировать безопасность продукции, чистоту и гигиену производства, внедряя Систему менеджмента безопасности продуктов питания (СМБПП ) ИСО 22000:2005, HASSP(Hazard Analysis and Critical Control Points — анализ рисков и критические контрольные точки) и GMP(Good Manufacturing Practice — надлежащая производственная практика). 7. Для обеспечения конкурентоспособности производства необходимо организовать исследование требований и удовлетворённости потребителей по ИСО 20225 «Исследования рынка, общественного мнения и социальных проблем». 8. Характерными факторами устойчивого развития любого предприятия являются финансовая стабильность и положительная динамика уровня прибыльности и доходности. Этому вопросу посвящена (ССП) - система сбалансированных показателей. Международные стандарты по менеджменту финансов разрабатываются и готовятся к изданию. К числу MSS относят также стандарты, разработанные на основе ИСО серии 9000 для применения в конкретных отраслях (Таблица1 ), стандарты на системы, базирующиеся на принципах FSC (Forest Stewardship Council — Лесной попечительский совет) [ ]. Россия, находясь в мировом сообществе, не может отвергать необходимость создания ИСМ, регламентированной Международными стандартами (рис. 1).
Рис.1 Интегрированная система менеджмента Целесообразность создания интегрированных систем менеджмента не вызывает сомнений. Это даёт предприятию внутренние и внешние преимущества. К преимуществу внутренней среды можно отнести:
· Достижение более высокой степени вовлеченности персонала в улучшение деятельности организации · Уменьшение объема документов на систему менеджмента, по сравнению с суммарным объемом документов в нескольких параллельных системах
Интегрированная Система Менеджмента полностью отвечает всем требованиям мирового делового сообщества и обеспечивает конкурентоспособность во внешней среде:
• обеспечение большей согласованности действий внутри организации, усиление тем самым синергетического эффекта, заключающегося в том, что общий результат от согласованных действий выше, чем простая сумма отдельных результатов; • минимизация функциональной разобщенности в организации, возникающей при разработке автономных систем менеджмента; • значительное уменьшение трудоемкости работ по сравнению с созданием нескольких параллельных систем; • уменьшение числа внутренних и внешних связей по сравнению с суммарным числом этих связей в нескольких системах; • сокращение объема документации: в интегрированной системе документов значительно меньше, чем суммарный объем документов в нескольких параллельных системах; • достижение более высокой степени вовлеченности персонала в улучшение деятельности организации; • способность интегрированной системы учитывать баланс интересов внешних сторон организации выше, чем при наличии параллельных систем; • уменьшение затрат на разработку, функционирование и сертификацию интегрированной системы по сравнению с суммарными затратами при внедрении нескольких систем менеджмента. Даже при внедрении в организации всех действующих в настоящее время MSS интегрированная система менеджмента не будет тождественна системе общего менеджмента организации, так как область её распространения пока ещё не включает финансовый менеджмент, инновационный менеджмент, риск-менеджмент, менеджмент ценных бумаг. О тождественности понятий "интегрированная система менеджмента" и "система общего менеджмента" можно будет говорить лишь после того, как будут разработаны стандарты на все области, охватываемые общим менеджментом организации. Исходя из этого, логично предположить, что создание ИСМ будет происходить до тех пор, пока не будут стандартизированы все области общего менеджмента, что может оказаться неопределенно длительным процессом. Намечающееся присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО) требует от руководства Российскими предприятиями сделать свое предприятие эффективным участником рынка в новых конкурентных условиях: Пирамида интегрированной системы менеджмента приведена на рис.2 Рис.2 Пирамида интегрированной системы менеджмента В основе ИСМ лежат международные стандарты по системе менеджмента качества - ИСО 9000, следовательно, принципы, на которых они основаны, должны выполняться всей интегрированной системой. 2.1 Принципы TQM для интегрированных систем менеджмента: Концепции TQM отражаются в требованиях системы менеджмента качества по ИСО 9001:2000 и изложены в восьми принципах:
В Интегрированных системах менеджмента принципы TQM приобретают более глубокую колоритную окраску. 1) Ориентация на потребителей. Организация всецело зависит от своих потребителей и, поэтому должна понимать и выполнять потребности заказчика и стремиться превзойти его ожидания. Потребителями ИСМ являются заказчики, владельцы, партнёры; персонал и общество в целом, контрольные и законодательные органы; инвесторы и потенциальные инвесторы; подрядчики; кредитные институты и страховщики; соседние и региональные сообщества; средства коммуникаций (массовой информации). Исходя из концепции делового предпринимательства, предусматривается пять уровней ответственности перед потребителями, описанные в международных стандартах: - ответственность перед обществом (ISO 14000, ССП); - ответственность перед партнерами (ССП); - ответственность перед собственным персоналом; (SA 8000, OHSAS 18000); - ответственность перед заказчиками (ISO 9000) , - ответственность перед владельцами (ССП). Требования распространяются на: · качество продукции и услуг, · экологическую безопасность продукции и окружающей среды предприятия, · позитивное общественное мнение о стабильности и имидже компании, · выполнение всех требований инвесторов в отношении управления качеством, охраной окружающей среды и охраной труда, · получение своевременных инвестиций и льготных кредитов, · конкурентоспособность и защиту компании от иностранных конкурентов. Системный подход к ориентации на требования потребителей начинается с изучения этих требований в договорах, социальных опросах общественного мнения, сбора и анализа жалоб и претензий. В организациях внедряются процессы, направленные на определение потребительской оценки деятельности и на изменение представления заказчиков о том, насколько организация может удовлетворить их потребности. Ориентация на потребителя, так как любая организация зависит от своих потребителей, должна знать и выполнять их требования, стремиться превзойти их ожидания. Реализация принципа ведет к быстрой и гибкой реакции на возможности рынка, повышению доли на рынке. Доверие потребителя приводит к постоянному сотрудничеству с ним. Роль руководства. Руководитель несёт ответственность за выполнение требований потребителей На формирование бизнес-среды влияют шесть факторов: государственное регулирование, рынок труда, глобализация, технологии, демография и социальные аспекты. Установлено также, что лидеры в бизнесе идут к успеху, как правило, тремя основными путями. 2. Лидеры - менеджеры преумножают успех уже существующих компаний, привнося дисциплину, структурированность, организованность. Они добиваются успеха за счет глубокого понимания текущей ситуации. 3. Харизматичные лидеры способны вдохновлять людей и спасать бизнесы, в возможность возрождения которых уже никто не верит. Они являются проводниками изменений и выявляют скрытый потенциал компаний, которые окружающие считают стагнирующими или умирающими. Руководители организации разрабатывают политику, устанавливают цели и основные направления деятельности, способствуют реализации целей и проводят периодический анализ функционирования ИСМ. Для любого направления деятельности руководством обеспечивается гарантия установления целей и анализ их выполнения путём управления процессами. Руководство должно создать в организации, такие условия, при которых сотрудники будут максимально вовлечены в процесс достижения поставленных целей. Одновременно руководители обязаны создать такой микроклимат, при котором выполняются требования социальной ответственности и этического менеджмента ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|