Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 4. Закономерности целостного педагогического процесса. (1 час)



План.

1. Педагогический процесс как сложная, развивающаяся система. Его роль в формировании личности. Зависимость прогнозирования учебно-воспитательного процесса от методологической позиции учителя. Различные точки зрения на учебно-воспитательный процесс.

2. Философская сущность закономерностей развития явлений и процессов в природе и обществе. Исторический экскурс об изучении сущности закономерностей педагогического процесса и их роли в деятельности учителя.

3. Основные закономерности педагогического процесса, их характеристика: обусловленность социально-экономическими потребностями общества; целенаправленность; двусторонний характер, связанный с взаимодействием педагога и учащихся при обязательной деятельности обеих сторон; активность школьников как следствие тщательно продуманной и организованной учителем деятельности, тщательно организованное взаимодействие между учащимися как условие эффективности педагогического процесса; зависимость эффективности педагогического процесса от соответствия содержания и организации деятельности возрастным особенностям учащихся, уровню развития коллектива и отдельных детей в педагогическом процессе школы; соподчинение и взаимовлияние компонентов педагогического процесса (от цели к задачам, содержанию, средствам, формам, методам, приемам); неодномоментность педагогического процесса, длительность по времени функционирования; необходимость учета не одного показателя, а их совокупностей, факторов; логическая взаимосвязь и взаимозависимость закономерностей педагогического процесса.

4. Принципы учебно-воспитательного процесса как конкретное проявление его закономерностей. Сущность принципов, их характеристика. Значение учета закономерностей и принципов впрогнозировании, в управлении педагогическим процессом.

Вопросы для обсуждения:

1. В чем специфика процессов, составляющих педагогический процесс?

2. Сформулируйте закономерности педагогического процесса.

Задание:

1. Составить тест по данной теме – 10 вопросов.

Особое внимание обратить на следующие понятия: категория, закон, педагогический закон, закономерности, компоненты педагогической системы.

Тема 5. Воспитание в целостном педагогическом процессе. (1 час)

План.

1. Целенаправленность и социальная обусловленность - важнейшие закономерности педагогического процесса. Цель воспитания - ведущий компонент, стержень педагогического процесса. Цель воспитания - идеал, идеальная модель результатов деятельности педагогов и учащихся.

2. Проблема цели воспитания в истории педагогической мысли.

3. Общественная культура - методологическая основа в определении цели воспитания подрастающих поколений (материальная, духовная, соционормативная культура). Тенденции социально-экономического развития Республики Казахстан и подготовка молодого поколения к самостоятельной жизни. Проблема социализации и персонализации личности.

4. Творческий потенциал личности и цели воспитания. Понятие о всестороннем и гармоническом развитии личности.

5. Диалектическая взаимосвязь цели, задач, содержания всестороннего гармонического воспитания.

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое цель и задачи воспитания?

2. Почему существует многообразие целей воспитания?

3. Какая цель воспитания и составные части в ней выделяются в современной отечественной школе?

4. Каковы задачи умственного, физического, трудового, нравственного, эстетического воспитания?

5. В чем сущность педагогической концепции прагматизма, неопозитивизма, педагогики экзистенциализма, неотомизма, бихевиоризма?

Задание:

1. Представьте в схеме цель и задачи воспитания в современной школе, общие факторы, оказывающие влияние на ее формирование.

Особое внимание обратить на следующие понятия: воспитание, диалектика процесса воспитания, этапы воспитательного процесса, уровни воспитания, диагностика воспитанности, закономерности и принципы воспитания.

Тема 6. Содержание воспитательной работы в общеобразовательной школе. (1 час)

План.

Взаимосвязь целей, задач и содержания воспитания.

Всесторонность личности как содержательная характеристика ее развития, связанная с освоением человеческой культуры.

Интегральные личностные качества, характеризующие способность творчески взаимодействовать с миром культуры: умственная культура, готовность к труду, политехническая культура личности, нравственная воспитанность, экологическая, эстетическая, физическая культура.

Мировоззрение как система взглядов на мир, людей, самое себя, обуславливающая активную позицию её в освоении и развитии культуры. Виды воспитания:

1) Умственная культура личности, ее сущность. Базовая роль знаний в процессе вхождения личности в мир человеческой культуры. Умственные силы и способности. Воспитание культуры мышления и культуры слова. Научное мировоззрение как компонент умственной культуры личности. Познавательные интересы, их место в умственной культуре личности, Формирование готовности школьника к самообразованию.

2)Формирование нравственно-целостной личности. Сущность нравственного воспитания. Общечеловеческие ценности как основа формирования нравственно-целостной личности. Задачи и содержание нравственного воспитания. Специфика нравственного воспитания, его связь с любым видом деятельности учащихся.

Особенности механизма и логики усвоения личностью моральных норм и требований. Создание эмоционально-положительного фона нравственного воспитания (мотивация, система отношений, оценка нравственной стороны поступков и результатов деятельности). Формирование стремления к самовоспитанию.

3) формирование готовности к труду, к сознательному выбору профессии. Социально-экономические тенденции переходного периода общества к рыночной экономике и задачи трудового воспитания учащихся. Потенциальные возможности детей, оказание помощи в выборе дальнейшего жизненного пути.

4)Формирование политической и правовой культуры личности в условиях новых проявлений идеологии общества. Задачи и содержание формирования у учащихся политической культуры. Противоречия и сложности в работе педагога в данном направлении на современном этапе. Сущность, задачи, содержание правовой культуры.

5)Воспитание эстетической культуры учащихся. Сущность, задачи, содержание эстетического воспитания. Формирование эстетического сознания, идеалов, чувств, художественно-творческих способностей.

6)Воспитание экологической культуры учащихся. Сущность, задачи, содержание экологического воспитания.

7)Физическая культура личности. Здоровый образ жизни. Задачи и содержание физического воспитания учащихся.

Задание:

Разработать собственную методику воспитания школьников (название, цель, задачи, направления, содержание и т.д.) – работа в группах.

Особое внимание обратить на следующие понятия: общечеловеческие ценности; философско-мировоззренческая подготовка, гражданское воспитание, гражданственность, нравственная культура; эстетическое, физическое воспитание; здоровый образ жизни; показатели и критерии воспитанности.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.