Тема 4. Закономерности целостного педагогического процесса. (1 час)
План. 1. Педагогический процесс как сложная, развивающаяся система. Его роль в формировании личности. Зависимость прогнозирования учебно-воспитательного процесса от методологической позиции учителя. Различные точки зрения на учебно-воспитательный процесс. 2. Философская сущность закономерностей развития явлений и процессов в природе и обществе. Исторический экскурс об изучении сущности закономерностей педагогического процесса и их роли в деятельности учителя. 3. Основные закономерности педагогического процесса, их характеристика: обусловленность социально-экономическими потребностями общества; целенаправленность; двусторонний характер, связанный с взаимодействием педагога и учащихся при обязательной деятельности обеих сторон; активность школьников как следствие тщательно продуманной и организованной учителем деятельности, тщательно организованное взаимодействие между учащимися как условие эффективности педагогического процесса; зависимость эффективности педагогического процесса от соответствия содержания и организации деятельности возрастным особенностям учащихся, уровню развития коллектива и отдельных детей в педагогическом процессе школы; соподчинение и взаимовлияние компонентов педагогического процесса (от цели к задачам, содержанию, средствам, формам, методам, приемам); неодномоментность педагогического процесса, длительность по времени функционирования; необходимость учета не одного показателя, а их совокупностей, факторов; логическая взаимосвязь и взаимозависимость закономерностей педагогического процесса. 4. Принципы учебно-воспитательного процесса как конкретное проявление его закономерностей. Сущность принципов, их характеристика. Значение учета закономерностей и принципов впрогнозировании, в управлении педагогическим процессом. Вопросы для обсуждения: 1. В чем специфика процессов, составляющих педагогический процесс? 2. Сформулируйте закономерности педагогического процесса. Задание: 1. Составить тест по данной теме – 10 вопросов. Особое внимание обратить на следующие понятия: категория, закон, педагогический закон, закономерности, компоненты педагогической системы. Тема 5. Воспитание в целостном педагогическом процессе. (1 час) План. 1. Целенаправленность и социальная обусловленность - важнейшие закономерности педагогического процесса. Цель воспитания - ведущий компонент, стержень педагогического процесса. Цель воспитания - идеал, идеальная модель результатов деятельности педагогов и учащихся. 2. Проблема цели воспитания в истории педагогической мысли. 3. Общественная культура - методологическая основа в определении цели воспитания подрастающих поколений (материальная, духовная, соционормативная культура). Тенденции социально-экономического развития Республики Казахстан и подготовка молодого поколения к самостоятельной жизни. Проблема социализации и персонализации личности. 4. Творческий потенциал личности и цели воспитания. Понятие о всестороннем и гармоническом развитии личности. 5. Диалектическая взаимосвязь цели, задач, содержания всестороннего гармонического воспитания. Вопросы для обсуждения: 1. Что такое цель и задачи воспитания? 2. Почему существует многообразие целей воспитания? 3. Какая цель воспитания и составные части в ней выделяются в современной отечественной школе? 4. Каковы задачи умственного, физического, трудового, нравственного, эстетического воспитания? 5. В чем сущность педагогической концепции прагматизма, неопозитивизма, педагогики экзистенциализма, неотомизма, бихевиоризма? Задание: 1. Представьте в схеме цель и задачи воспитания в современной школе, общие факторы, оказывающие влияние на ее формирование. Особое внимание обратить на следующие понятия: воспитание, диалектика процесса воспитания, этапы воспитательного процесса, уровни воспитания, диагностика воспитанности, закономерности и принципы воспитания. Тема 6. Содержание воспитательной работы в общеобразовательной школе. (1 час) План. Взаимосвязь целей, задач и содержания воспитания. Всесторонность личности как содержательная характеристика ее развития, связанная с освоением человеческой культуры. Интегральные личностные качества, характеризующие способность творчески взаимодействовать с миром культуры: умственная культура, готовность к труду, политехническая культура личности, нравственная воспитанность, экологическая, эстетическая, физическая культура. Мировоззрение как система взглядов на мир, людей, самое себя, обуславливающая активную позицию её в освоении и развитии культуры. Виды воспитания: 1) Умственная культура личности, ее сущность. Базовая роль знаний в процессе вхождения личности в мир человеческой культуры. Умственные силы и способности. Воспитание культуры мышления и культуры слова. Научное мировоззрение как компонент умственной культуры личности. Познавательные интересы, их место в умственной культуре личности, Формирование готовности школьника к самообразованию. 2)Формирование нравственно-целостной личности. Сущность нравственного воспитания. Общечеловеческие ценности как основа формирования нравственно-целостной личности. Задачи и содержание нравственного воспитания. Специфика нравственного воспитания, его связь с любым видом деятельности учащихся. Особенности механизма и логики усвоения личностью моральных норм и требований. Создание эмоционально-положительного фона нравственного воспитания (мотивация, система отношений, оценка нравственной стороны поступков и результатов деятельности). Формирование стремления к самовоспитанию. 3) формирование готовности к труду, к сознательному выбору профессии. Социально-экономические тенденции переходного периода общества к рыночной экономике и задачи трудового воспитания учащихся. Потенциальные возможности детей, оказание помощи в выборе дальнейшего жизненного пути. 4)Формирование политической и правовой культуры личности в условиях новых проявлений идеологии общества. Задачи и содержание формирования у учащихся политической культуры. Противоречия и сложности в работе педагога в данном направлении на современном этапе. Сущность, задачи, содержание правовой культуры. 5)Воспитание эстетической культуры учащихся. Сущность, задачи, содержание эстетического воспитания. Формирование эстетического сознания, идеалов, чувств, художественно-творческих способностей. 6)Воспитание экологической культуры учащихся. Сущность, задачи, содержание экологического воспитания. 7)Физическая культура личности. Здоровый образ жизни. Задачи и содержание физического воспитания учащихся. Задание: Разработать собственную методику воспитания школьников (название, цель, задачи, направления, содержание и т.д.) – работа в группах. Особое внимание обратить на следующие понятия: общечеловеческие ценности; философско-мировоззренческая подготовка, гражданское воспитание, гражданственность, нравственная культура; эстетическое, физическое воспитание; здоровый образ жизни; показатели и критерии воспитанности. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|