Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 12. Методы и средства обучения в средней школе. (1 час)



План.

1. Место методов обучения в целостном педагогическом процессе. Общее понятие о методах обучения.

2. Метод и методические приемы.

3. Методы и средства обучения.

5. Назначение и функции методов обучения. Психологический строй методов обучения.

6. Особенности методов обучения; воспитательное, образовательное, развивающее значение, двусторонний характер, связь с задачами формирования личности, логика применения отдельного метода, основания для отбора комплекса методов обучения на уроке.

7. Многообразие методов обучения. Различные подходы к классификации в современной дидактике.

8. Характеристика различных методов обучения: изложение, беседа, работа с учебником, наблюдение, упражнение, лабораторная и практическая работа.

9. Средства искусства и игровые приемы, их использование в процессе обучения.

10. Методы контроля и самоконтроля, в обучении. Педагогическое творчество учащихся.

11. Методы обучения. Проблема выбора методов обучения.

12. Методы обучения в зарубежной школе. Возможность их использования.

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое метод, прием обучения?

2. Покажите наиболее обоснованные классификации методов обучения.

3. Какие общие функции выполняют все методы обучения?

4. Раскройте содержание методов рассказа, беседы, лекции, учебной дискуссии, работы с книгой, демонстрации, иллюстрации, видеометода, упражнения, лабораторного, практического метода, познавательной игры, программированного обучения.

5. Как осуществляется учителем оптимальный выбор методов обучения?

Задание:

1. Дать письменный анализ обоснованности выбора разнообразия методов учебно-познавательной работы учителя на конкретном уроке.

2. Обосновать, как и почему сочетаются словесные, наглядные, практические, индуктивные. Дедуктивные и проблемно-поисковые методы обучения в практической работе учителя.

3. Дать сравнительную оценку различных классификаций методов обучения.

4. Составить схему методов обучения в средней школе наиболее развитых зарубежных стран.

5. Подобрать методы обучения по конкретной теме урока.

Особое внимание обратить на следующие понятия: методы обучения, методические приемы, средства обучения; классификация методов обучения

 

Тема 13. Формы организации обучения в школе. Современный урок. (1 час)

План.

1. Учебно-познавательная деятельность учащихся и формы её организации в целостном педагогическом процессе.

2. Понятие о формах организации обучения как способах взаимодействия учителя и учащихся. Соотношение между формами организации обучения и методами.

3. Краткий исторический экскурс о становлении и развитии организационных форм обучения.

4. Развитие классно-урочной системы обучения в истории школы.

5. Формы организации учебной работы в современной школе: урок, экскурсии, практикумы и семинары, домашняя учебная работа учащихся, зачеты, консультации, экзамены, факультативные занятия.

6. Применение нетрадиционных форм обучения как результат педагогического творчества.

7. Сочетание урочной и внеурочной, фронтальной, групповой, индивидуальной форм организации познавательной деятельности учащихся.

8. Теория современного урока. Урок как логически завершенный, ограниченный во времени отрезок педагогического процесса.

9. Дидактические задачи. Типология и структура роков. Соотношение психологической и дидактической структур урока.

10. Гибкость и подвижность структуры уроков в зависимости от целей, задач, содержания, психологических основ познавательной деятельности учащихся.

11. Фронтальная, групповая, индивидуальная формы организации учебной деятельности учащихся на уроке. Взаимообучение учащихся, коллективная познавательная Деятельность, особенности руководства ею учителем.

12. Урок как художественно-педагогическая композиция учителя. Нестандартные формы организации урока. «Авторские уроки», уроки педагогов-новаторов (уроки-конференции, уроки-диспуты, уроки-брифинги, уроки погружения и др.).

13. Подготовка учителя к урокам. Тематическое и поурочное планирование. Анализ (самоанализ) урока как компонента педагогического процесса. Типы анализов урока (полный, дидактический, психологический, воспитательный и др.) Сравнительная характеристика схем анализа урока (Ю. Конаржевский, М. Махмутов, В. Симонов, Ю. Бабанский и др.). Обоснование необходимости построения схемы анализа урока на основе структурных компонентов педагогического процесса как объекта деятельности учителя. Анализ и самоанализ урока - метод получения новых знаний о качестве объекта управления. Использование материалов этнопедагогики в процессе обучения.

14. Характеристика организации обучения в зарубежной школе.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие признаки характеризуют форму учебной работы? Дайте определение понятию «формы организации обучения».

2. Какие основные формы организации обучения сложились в истории развития школы?

3. Какими особенностями характеризуется классно-урочная система организации обучения?

4. Какие общие требования к современному уроку?

5. В чем сущность дидактических требований к уроку?

6. Опишите основные типы уроков, а также другие формы обучения и их структуру.

7. Какие нестандартные формы учебных занятий практикуются в современных школах?

8. Назовите вспомогательные формы организации обучения.

9. Дайте определение сущности и структуре смешанных (комбинированных) уроков.

Задание:

1. Составьте структуру урока контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

2. Составьте структуру урока усвоения новых знаний.

Особое внимание обратить на следующие понятия: формы обучения; фронтальная, групповая, индивидуальная формы организации обучения; урок – основная форма обучения, дополнительные формы обучения, нетрадиционные формы обучения, тематическое и поурочное планирование







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.