Здавалка
Главная | Обратная связь

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА УЧИТЕЛЯ



КАРТОТЕКА УЧИТЕЛЯ

ЗОЛОТЫЕ КРУПИНКИ

Корней Иванович Чуковский собрал интересные детские высказы­вания — и появилась известная книга "От двух до пяти". "Приемы педа­гогической техники" — тоже результат обработки собранной автором картотеки.

Спросите себя: сколько интересных фактов из телепередач и газет, просмотренных за последнюю неделю, вы можете восстановить в памя­ти? А за последний год? А сколько времени вы потратили на то,чтобы пропустить сквозь себя этот океан информации?

Поэтому теперь будем поступать иначе. Увидели по телевизору интересный для себя факт — записали на листок бумаги. В газете — вырезали. В книге — скопировали или хотя бы записали общий смысл и реквизиты книги.

Все эти листики, листы, вырезки — карточки. Золотые крупинки знания в море информации. Знания, нужного именно вам. Хранить их будем в конвертах, папках, или — для небольших объемов — наклеен­ными на стандартные картонки.

Какие "золотые крупинки" интересуют учителя? Занимательные факты по своему предмету, красивые задачи и загадки, игры, мнемо­нические формулы, высказывания великих людей, типичные ошибки и "ляпы" учеников...

ФОРМУЛА: полезную информацию учитель собирает и организует в форме картотеки.

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ КАРТОТЕКИ

НАКОПИТЕЛЬ

Все, что "попалось", бросаем без разбору в большой конверт или папку — это наш накопитель. В свободное время разгребаем накопитель, раскладываем информацию по направлениям — разделам картотеки.

Пока карточек мало, все очень просто. Достаточно иметь набор папок по интересующим направлениям. И одну папку для "всячины" — если нашли что-то занятное, но не попадающее в выбранную тематику. Если накапливается несколько таких занятностей одной направленности — то это повод дополнить картотеку новой папкой. Главное (!!!) — вырабо­тать привычку не упускать ценную информацию.

КАТАЛОГ

Ну вот, теперь у нас много карточек1. Они разложены по папкам и конвертам. Как найти нужную? Тут не обойтись без каталога. Вести его удобно в виде таблицы примерно такой формы:

 

№ карточки Раздел Ключевые слова Адрес Примечания !


Графа "№ карточки" заполняется последовательно, номера простав­ляются и на самих карточках. Графа "Раздел" обычно включает основ­ные учебные разделы. Но не обязательно разделы картотеки совпадают с разделами учебной программы! Например, преподаватели литерату­ры ведут разделы: "Крылатые фразы о языке и литературе", "Занима­тельные истории из жизни писателей", "Интересные фразы из школь­ных сочинений" и т. п. Карточки из таких разделов могут стать интерес­ным дополнительным материалом, основанием для публикаций.

Ключевые слова помогут при быстром просмотре восстановить в памяти содержание карточки. Графа "Адрес" указывает местонахож­дение карточки. Например, П 7/12 означает седьмую папку и двенад­цатый лист в ней.

 


Пример.

КАРТОЧКА ИЗ КАРТОТЕКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ БИОЛОГИИ

No 95 Замечено, что у людей, П7/12 сломавших ногу, в которой бы­ли закупорки артерий, кро­вообращение в этой ноге восстанав­ливалось.

№ карточки Раздел Ключевые слова Адрес Примечания
Анатомия Кровообращение, нога, сверление П7/12 Использована в олимпиаде 1998 г.

При переломе срабатывала система защиты организма, подводящая к перелому нужные вещества и уда­ляющая отходы,— в зоне перелома открывались резервные сосуды и начинали расти новые. Таким спо­собом можно лечить болезнь, но нужно ломать ногу! К тому же после сращивания перелома прекратится сосудистая реакция. Нужно ломать ногу снова? Как быть? Ответ: вра-

Запись в каталоге выглядит так:


чами было предложено сделать в различных участках кости несколь­ко небольших повреждений (высвер­лить небольшие кусочки), при этом повреждалась только наружная кор­тикальная пластина — прочность кости не нарушалась. Кость сверлят выше места закупорки артерий, в зоне, где давление крови несколь­ко выше обычного. В ответ на это в зону притекает больше крови, что увеличивает приток ее и к больному ме­сту. В результате таких операций 99 процентов боль­ных выписывают­ся с улучшением.


Правда, карточка может относиться сразу к двум разделам. Напри­мер, последняя карточка может быть включена не только в раздел "Анатомия", но и "Медицина". В таком случае разделы напишем рядом:

 

№ карточки Раздел Ключевые слова Адрес Примечания
Анатомия Медицина Кровообращение, нога, сверление П7/12 Использована в олимпиаде 1998 г.

ШАГ В РАЗВИТИЕ

Иногда одни и те же карточки имеет смысл классифицировать по разным основаниям. Например, одно основание — учебные темы по литературе, а другое — по языку.


Пример.

No 49 Карточка со П4/16 стихом:

Как уст румяных без улыбки,

Без грамматической ошибки

Я речи русской не люблю.

Пушкин

по литературному основанию отно­сится к разделу "Крылатые фразы", а по языковому — к разделу "Мате-


риалы для отработки правил пунктуа­ции". Здесь-то и начинается самое интересное. Уроки языка и литера­туры начинают поддерживать друг друга через конкретный текстовой материал. Появляются красивые переплетения, материал свертыва­ется в емкие конструкции.


Каталог будет выглядеть так:

 

№ карточки Раздел I Раздел II Ключевые слова Адрес Примечания
Крылатые фразы Пунктуация Как уст румяных П4/16  

ДИАЛОГ — Что может послужить вторым основанием для картотеки учителя биологии или физики, например?

— Преподаватель любой специальности может взять первым основанием учебные темы, а вторым — с каким приемом педтехники можно применять данный материал.


Пример. ИЗ КАРТОТЕКИ

УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ

No 397 Содержание

П 2/75 карточки: В патентное бюро пришла заявка на изобретение. Инженер предлагал использовать мощный электромагнит для вытяги­вания из печи раскаленных желез­ных заготовок. Но в авторском сви-


 

детельстве на это изобретение ему было отказано. Почему? Ответ: желе­зо и другие магнитные вещества при достижении определенной темпера­туры — физики называют ее точкой Кюри — теряют свои магнитные свой­ства. Этот-то эффект и не учёл незадачливый инженер.


По основанию "учебные темы" карточка попадает в раздел "Магне­тизм". По основанию "педприемы" — в разделы "Удивляй!", "Лови ошиб­ку!" и "Организация работы в группах". Запись в каталоге:

 

№ карточки Раздел I Раздел II Ключевые слова Адрес Примечания
Магне­тизм Лови ошибку! Удивляй! Работа в группах Заявка, отказ, точка Кюри П2/75 Использовать на вводном заня­тии по мозговому штурму

_____ ДИАЛОГ — В нашей школе большое внимание уделяют межпредметным связям, интеграции курсов. Можно ли вторым основанием сделать "смежные области знаний"?

—Конечно. А можете ввести в каталог третье основание и соответственно третью графу — "Раздел III". Все зависит от вашего желания и целей.

—И все же это удобнее делать на компьютере!

—Да, когда есть такая возможность... Но в наших условиях компьютерная картотека не всегда заменяет бумажную. У последней свои преимущества.

ПОДГОТОВКА ТЕМЫ

ФОРМУЛА: учитель планирует не отдельные уроки, а тему целиком.

В этом случае вы значительно сэкономите свое время на подго­товку, улучшив ее качество.

Определите резерв времени. Если программа предусматривает 12 часов на тему, планируем пройти ее за 10 или 11. Резерв выручает нас в случае незапланированных сбоев в работе и позволяет в конце года основательно повторить изученный материал.

Обычно за время изучения темы мы трижды "прошиваем" учебный материал. Сначала обзор — чтобы ученик мог охватить тему в целом, получил нужные ориентиры. Это как бы взгляд с высоты птичьего полета. Другая цель обзора — заинтересовать (см. приемы повышения интереса к учебному материалу). Затем — основной "проход" материала. И наконец, сжатое повторение, в котором тема опять дается цельно, но уже на ином уровне.

ТЕХНОЛОГИЯ

Приготовьте столько листов бумаги, сколько уроков в теме. Внача­ле, не вдаваясь в подробности, постараемся обозреть всю тему цели­ком и распределить, что и на каком уроке будет изучаться. То есть все уроки темы планируются сначала не последовательно, а как бы одно­временно и параллельно.

Вот примерная последовательность действий:

Шаг 1. БАЗОВЫЙ ЛИСТ

Готовим "Базовый лист контроля" (см. базовый лист контроля в разделе "Приемы устного опроса"). В выпускном классе базовые вопросы лучше формулировать в соответствии с программами для поступающих в вузы.

Шаг 2. РЕКВИЗИТ

Планируем реквизит: наглядность, книги, эксперименты и т. п.

Шаг 3. УЧАСТИЕ УЧЕНИКОВ

Как будет организовано активное участие учеников? Например, какие доклады будут ими подготовлены?

Шаг 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВТОРЕНИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННЫХ ТЕМ

На каких уроках и в какой форме организовано повторение? (См. группу приемов "Повторение изученных ранее тем" на с. 19.) Иногда тема повторения может быть выбрана случайно, по "велению" рулетки, например. Но в некоторых случаях тема повторения органично связана с изучаемой, и грех это не использовать.

Шаг 5. КОНТРОЛЬ

На каких уроках и в какой форме организован контроль? (См. при­емы письменного контроля).

Итак, шаги пройдены. Тема в целом запланирована. На листах с соответствующими уроками появились надписи. Теперь очередь за планированием отдельных уроков. Но об этом — следующий раздел. А пока:

_____ ДИАЛОГ С чего начать?

— Выберите на каникулах пару свободных деньков и сделайте разработку хотя бы одной темы. Вам так понравится, что дальше само пойдет.

— Есть темы, насыщенные терминологией, новыми понятиями. Они даются особенно трудно. Как быть?

— Наживляйте сложные темы, вводите новые понятия заранее. Бывает, достаточно повесить задолго до планового изучения плакатик с рисунком и объяснением нового понятия. Через неделю снять или заменить другим. Потом опять повесить... Когда придет срок, понятие будет восприниматься гораздо легче — как знакомое. Если на каком-то уроке придется вводить сразу более трех понятий, то предварительное ознакомление с некоторыми из них просто необходимо.

И последнее: планируя тему, ставьте себе исследовательскую цель. Например, опробовать какой-то новый для себя прием. Это главный способ профессионального роста. Поверьте — лучше письменно фикси­ровать свою цель. И письменно же — пусть одним предложением — подводить итог.

КОНСТРУКТОР УРОКА

Из стандартных блоков детского конструктора можно собрать домик зайчика или дворец принцессы. Из стандартных деталей собираются совершенно различные по назначению и сложности "взрослые" конст­рукции: механические, гидравлические, электронные...

Вот и мы попробуем облегчить свою учительскую жизнь, создав конструктор для "сборки урока". Перепишем основные разделы урока (последовательность не столь важна):

A. Начало урока.

Б. Объяснение нового материала.

B. Закрепление, тренировка, отработка умений.
Г. Повторение.

Д. Контроль.

Е. Домашнее задание.

Ж. Конец урока.

Любой из разделов может быть реализован разными приемами или их комбинацией. То есть приемы по сути и есть элементы нашего кон­структора.

Например, началом урока может быть интеллектуальная разминка: несколько несложных задачек или игра "Да-нетка". Небольшой опрос по "светофору" — не ради контроля, а ради мобилизации. Обсуждение выполнения д/з к этому уроку или подвешивание загадки (прием "От­сроченная отгадка").

Представим это табличкой:

 

А. Начало Интеллектуальная разминка или простой опрос (по базо­вым вопросам) "Да-нетка" Удивляй! Отсроченная отгадка Фантастиче- ская добавка "Светофор" Щадящий опрос
урока    
  49, 56 11, 12

Цифры в уголках клеток обозначают страницы нашей книги, где соответствующий прием описан.


Объяснение нового материала тоже может быть организовано по-разному. Представим табличкой:

 

Б. Объяснение нового материала Привлекатель­ная цель   Удивляй! 11 Фантастиче­ская добавка   Практичность теории   Пресс-конференция  

КОНСТРУКТОР УРОКА

 

Основные функциональные блоки/ Разделы урока      
А. Начало урока Интеллекту- альная раз­минка или простой оп­рос (по базо­вым вопро­сам) "Да-нетка" Удивляй! Отсроченная отгадка Фантасти- ческая добавка "Светофор" Щадящий опрос    
  49,56 11, 12    
Б. Объясне- ние нового материала Привлека- тельная цель Удивляй! Фантасти- ческая добавка Практич- ность теории Пресскон- ференция Вопрос к тексту    
     
3. Закреп- ление, тренировка, отработка умении Лови ошибку! Пресс: конферен- ция УМШ Игра- тренинг Игра в случай- ность "Да-нетка"    
   
   
   
     
Г. Повторение Своя опора Повторяем с контро­лем Повторяем с расши­рением Свои примеры Опрос- итог      
     
  17, 19, 32    
Д. Контроль "Светофор" Опрос по цепочке Тихий опрос Програм- мируемый опрос Идеальный опрос Фактологи- ческий диктант    
     
       
Е. Домашнее задание Задание массивом Три уровня домашнего задания Необычная обычность Особое задание Идеальное задание Творчество работает на будущее    
     
     
Ж. Конец урока Опрос- итог Отсро- ченная отгадка Роль "психолог" Роль "подводя­щий итоги" Обсуждаем Д/з      
       

 


Таким же образом мы распишем остальные разделы и сведем в единую таблицу:

А. Начало урока.

Б. Объяснение.

В...

Вот и получился "Конструктор урока" (в теории изобретательства подобную таблицу называют морфологической).

 

Идеальный опрос Взаимо­опрос УМШ (фронтально, со всем классом) Игра в случай­ность Театрали­зация Обсуждение выполнения Д/з  
 
Лови ошибку! Доклад Театра­лизация Деловая игра "Точка зрения" Деловая игра "НИЛ" Проблемный диалог (в книге не отражен)  
   
Деловая игра "Компе­тентность" Деловая игра "Точка зрения" Деловая игра "НИЛ" Трениро­вочная контрольная работа Устный програм­мируемый опрос Взаимо­опрос Щадящий опрос
Пересече­ние тем Деловая игра "Компе­тентность" Деловая игра "Точка зрения" Деловая игра "НИЛ" Игра в случай­ность "Да-нетка" Показа­тельный ответ
Блиц-контроль­ная Релейная контроль­ная работа Выборочный контроль Обычная контрольная работа (в книге не отражена)      
       
 

ФОРМУЛА: пользуясь таблицей "Конструктор урока" как универ­сальной шпаргалкой, учитель в соответствии со своими целями составляет формулу (схему, структуру) конкретного урока.

Например: А2; БЗ; В5; Г1; Д6; Д10; Ж4. Что означает: начинаем с игры "Да-нетка"; изучение нового материала проходит по приему "Вопрос к тексту"; закрепление в виде игры-тренинга; на уроке прово­дится фактологический диктант с выборочной проверкой; д/з не задает­ся (например, ранее было задано массивом на всю тему); заканчива­ется урок выступлением ученика в роли психолога.

Теперь для полноты картины осталось прикинуть время на каждый
из элементов, и проект урока готов: А2; БЗ; В5; Г1; Д6; Д10; Ж4.
Время (45 минут): 5, 15, 10, 5, 7, 0, 3.

_____ ДИАЛОГ — Если я на одном уроке применяю два приема из раздела "Начало

урока": например, начинаю с интеллектуальной разминки, а потом обсуждаю выполнение д/з?..

— Тогда формула будет: А2; А5.

— Если на конкретном уроке вообще нет, например, контроля?

— Соответствующий раздел просто пропускается.

— Какие преимущества дает конструктор?

— А как вы сами думаете?

— Значительно возрастает разнообразие уроков.

— Даже если все эти приемы знаешь, без конструктора трудно удер­жать их в голове.

— С конструктором можно разнообразные уроки готовить довольно быстро.

— Скажите, стандартизация не убивает творчество?

— Встречный вопрос: стандартизация убила творчество в других облас­тях деятельности? Конечно — нет. Стандартизация просто переводит творчество на новый, более высокий уровень. Типичный пример: пока не было стандартной формулы, решение квадратного уравнения было сложной творческой задачей университетского уровня. Сегодня квад­ратное уравнение свободно решает старшеклассник. Но математика на этом не остановилась...

Конструктор урока будет "дышать" и изменяться, как живое суще­ство. Какие-то приемы окажутся не нужны — и вы исключите их из таб­лицы. А возможно, впишете свои, фирменные. У каждого учителя может быть свой конструктор — мы лишь привели возможную его форму.

Творчество учителя — норма здорового общества. Приемы педтех-ники — инструмент творчества. Эта книга — склад инструментов. Пусть каждый выберет то, что нужно ему. А кто-то изобретет новый инстру­мент — и мы будем рады этому.

УСПЕХОВ ВАМ!


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДИК (четыре уровня)


Известно: литературы по педагогике, методических пособий для учителей издает­ся много, не говоря уже о постоянно прово­дящихся курсах и семинарах.

Но как ориентироваться в этом море книг? Какие критерии помогуг определить, хороши ли книга или семинар? Стоит ли всерьез рекомендовать их коллегам?

В рамках ТРИЗ были разработаны кри­терии оценки научно-технических идей [1, 2, 5]\ оценки научно-фантастических произве­дений [3], разработок в области ТРИЗ [4], оценки методик, курсов и семинаров по бизнес-дисциплинам [6]. В 1989 году на петрозаводском научном семинаре по проблемам преподавания И. Л. Викентьев выступил с первой разработкой критериев оценки работ по педагогике творчества с позиций ТРИЗ.

Методика состоит из 5 шкал оценки. Для экспресс-оценки анализируемой раз­работки предлагается просто пробежаться глазами по предложенным контрольным вопросам, а для серьезной оценки — выста­вить баллы в графе справа.

Настоящая "Методика оценки мето­дик" написана не столько с позиций науко­ведения, сколько с позиций защиты прав ПОТРЕБИТЕЛЯ педагогических методик — то есть прежде всего учителя. Критерии применимы не только к кни­гам, но и к многочисленным курсам и семинарам.

АКТУАЛЬНОСТЬ МЕТОДИКИ

(какие конкретно ваши проблемы решает)

1 уровень: методика практически не­актуальна, применение ее ничего в вашей работе не изменит.

2 уровень: методика затрагивает неос­новные моменты работы; владение методи­кой улучшит некоторые второстепенные параметры (например, повысит точность оценки знаний).

3 уровень: методика затрагивает основ­ные моменты работы, но с ее внедрением можно и подождать. Например, потому, что и старые методы неплохо справляются.

4 уровень: это как раз то, что необходи­мо школе сегодня!

НОВИЗНА (что реально нового дает профессионалу разработка) 1 уровень: новизна на уровне терми­нологии. Автор заменяет известные слова новыми, переодевая банальные истины в новые одежды. Жонглирует, переставляет местами давно известные вещи, создавая видимость новых подходов. Сюда же сле­дует отнести новизну на эмоциональном уровне. Автор показывает новую точку зре­ния на уже известные факты, заставляет


волноваться и переосмысливать, вооду­шевляет и "заряжает энергией". Что само по себе хорошо и полезно, но имеет мало общего с настоящей методикой.

2 уровень: новизна на информационном уровне. Даны новые факты, примеры, зада­чи, упражнения и решения...

3 уровень: новизна на системном уров­не. Известные приемы в новой, более раци­ональной или оптимальной компоновке.

4 уровень: принципиальная новизна. Предлагаются новые способы работы, даю­щие отличающиеся от прежних результаты. Здесь уместно заметить два существенно различающихся подуровня. Первый, методи­ка-1, дает новый способ решения извест­ных задач, не изменяя содержания обучения и не ломая основной его формы. То есть методика-1 остается в старой парадигме образования. Методика-2 изменяет сами цели, а значит, и парадигму образования. Она дает способ постановки и решения новых педагогических задач.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНОСТЬ

(насколько технологична, инстру-ментальна для профессионала разработка)

1 уровень: методика сводится к при­зывам. Внимание! Возможно, эти призывы красивы и даже благородны, но от их по­вторения толку не будет. Контрольные вопросы: какие проблемы решает данная разработка и каков процент успешных решений?

2 уровень: методика эффективна лишь в "авторском исполнении". В отсутствие автора ее результаты, к сожалению, не вос­производятся надежно. Требуется много дополнительных подсказок, длительное обу­чение у автора, постоянные консультации, чтобы методика начала уверенно работать

в "чужих руках".

3 уровень: методика передаваема час­тично, отдельными рекомендациями; или работает нестабильно, только в благоприят­ных условиях; или передаваема, но только отдельным, особенно способным к ней людям.

4 уровень: методика передаваема, дает стабильные результаты, не требуя больших усилий или много времени для освоения.

ПОНЯТНОСТЬ (доступность

изложения)

1 уровень: текст (или речь) напомина­ют словесные джунгли, через которые без словаря трудно продраться. Автор пишет длинными, "кручеными" фразами, тщатель­но маскируя смысл сказанного. Возможно, автору и не нужно быть понятым — у него другие цели... Общее впечатление: поддел­ка под "высокий научный стиль".


2 уровень: отдельные куски методики понятны, а вот связи между разделами и си­стема работы в целом — нет. Многие поло­жения методики не аргументированы. Непо­нятно: это проверено на практике или при­думано автором вчера в тиши кабинета, это факт или одно из возможных предположе­ний? Встречаются выражения типа: "Ученые доказали, что..." Нет достаточного — для понимания и практической применимос­ти — количества примеров.

3 уровень: методика в целом понятна. Но читать (слушать) ее сложновато. Есть до­статочное количество примеров. Но в про­цессе изучения возникают вопросы типа:

"А как быть, если...", на которые нет автор­ских ответов.

4 уровень: методика понятна в частях и в це­лом. Можно сказать — "прозрачна". Автор от­крывает нюансы, know how (от лат. Знаю как) методики.

КРИТЕРИИ РОСТА (насколько методика помогает профессиональ­ному росту)

Говорят: человек делает работу, а рабо­та делает человека. Плохая методика огра­ничивает рост личности, ставит препода­вателя в сложное положение, не столько снимает проблемы, сколько добавляет их. Хорошая методика развивает не только детей, но и самого учителя, делает работу приятной и успешно-результативной.

1 уровень: методика никак не помогает профессиональному росту.

2 уровень: методика помогает профес­сиональному и личностному росту косвенно. Например, путем облегчения труда и высво­бождения времени.

3 уровень: методика позволяет увели­чить основные показатели работы, обеспе­чивает профессиональный рост и повышает степень уверенности в себе.


4 уровень: методика позволяет выйти на самостоятельный творческий уровень, стимулирует желание постоянно совершен­ствовать мастерство, развивать педагоги­ческий инструментарий, в том числе и саму эту методику.

ОЦЕНКА

Попробуйте теперь оценить любую предлагаемую вам методику по данным критериям. Выставьте, не боясь субъектив­ности, баллы от 1 до 4 по каждому из кри­териев. Предупреждаем, это может пока­заться неожиданно жестокой процедурой — по крайней мере, автору этой книги неизвес­тна методика, которая получила бы высшие баллы по каждому из критериев. Но и это замечательно: если мы обнаружили несовершенство по какой-либо из шкал, значит, есть простор для совершенства! Зато халтура будет явно "засвечена". И это справедливо.

А если вам повезло, и на курсах или се­минаре вы лично встречаетесь с автором ка­кой-либо методики, не стесняйтесь задавать вопросы. Ибо святое право потребителя — знать, что ему действительно предлагают. Тем более потребителя столь ответствен­ной продукции, как педагогические методи­ки. А чтобы не остаться голословным и в этой части, приведу несколько стандартных в такой ситуации вопросов:

Существуют ли альтернативные методи­ки (аналоги)? В чем сходство их с предлага­емой методикой? В чем различия? Кем и где уже опробовалась методика? Каковы резуль­таты? Как их измеряли? Какие недостатки методики видят сами авторы? Как можно проверить утверждения автора самому слу­шателю семинара? Какие затраты времени и средств понадобятся для внедрения ме­тодики? Стоят ли обещаемые результаты таких затрат — может быть, такие же или сходные результаты можно получить иначе и проще?


ЛИТЕРАТУРА

1. Альтшуллер Г. С. Найти идею. — Новосибирск: Наука, 1986.

2. Альтшуллер Г. С. Как оценивать книги по техническому творчеству: Рукопись. - ТРИЗ-фонд ЧОУНБ.

3. Альтов Г. Инженер читает фантастику//Техника и наука.— 1983.— № 3. - С. 36-38.

4. Викентьев И. Л. О критериях оценки работ по педагогике творчества: Рукопись. - ТРИЗ-фонд ЧОУНБ.

5. Викентьев И. Л. Опыт написания отзывов на разработки по ТРИЗ//Журнал ТРИЗ. - 1991. - 2.1 (№ 3). - С. 82-87.

6. Контрольные вопросы для оценки методик в области маркетинга, менедж­мента и рекламы (версия 1.2)//Викентьев И. Л. Приемы рекламы и Public Relations: 215 примеров, 130 учебных задач и 15 практических приложений. — СПб.: Изд-во ТОО "ТРИЗ-ШАНС", 1995. - С. 214-217.



Приложение 2







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.