ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА УЧИТЕЛЯ
КАРТОТЕКА УЧИТЕЛЯ ЗОЛОТЫЕ КРУПИНКИ Корней Иванович Чуковский собрал интересные детские высказывания — и появилась известная книга "От двух до пяти". "Приемы педагогической техники" — тоже результат обработки собранной автором картотеки. Спросите себя: сколько интересных фактов из телепередач и газет, просмотренных за последнюю неделю, вы можете восстановить в памяти? А за последний год? А сколько времени вы потратили на то,чтобы пропустить сквозь себя этот океан информации? Поэтому теперь будем поступать иначе. Увидели по телевизору интересный для себя факт — записали на листок бумаги. В газете — вырезали. В книге — скопировали или хотя бы записали общий смысл и реквизиты книги. Все эти листики, листы, вырезки — карточки. Золотые крупинки знания в море информации. Знания, нужного именно вам. Хранить их будем в конвертах, папках, или — для небольших объемов — наклеенными на стандартные картонки. Какие "золотые крупинки" интересуют учителя? Занимательные факты по своему предмету, красивые задачи и загадки, игры, мнемонические формулы, высказывания великих людей, типичные ошибки и "ляпы" учеников... ФОРМУЛА: полезную информацию учитель собирает и организует в форме картотеки. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ КАРТОТЕКИ НАКОПИТЕЛЬ Все, что "попалось", бросаем без разбору в большой конверт или папку — это наш накопитель. В свободное время разгребаем накопитель, раскладываем информацию по направлениям — разделам картотеки. Пока карточек мало, все очень просто. Достаточно иметь набор папок по интересующим направлениям. И одну папку для "всячины" — если нашли что-то занятное, но не попадающее в выбранную тематику. Если накапливается несколько таких занятностей одной направленности — то это повод дополнить картотеку новой папкой. Главное (!!!) — выработать привычку не упускать ценную информацию. КАТАЛОГ Ну вот, теперь у нас много карточек1. Они разложены по папкам и конвертам. Как найти нужную? Тут не обойтись без каталога. Вести его удобно в виде таблицы примерно такой формы:
Ключевые слова помогут при быстром просмотре восстановить в памяти содержание карточки. Графа "Адрес" указывает местонахождение карточки. Например, П 7/12 означает седьмую папку и двенадцатый лист в ней.
Пример. КАРТОЧКА ИЗ КАРТОТЕКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ БИОЛОГИИ No 95 Замечено, что у людей, П7/12 сломавших ногу, в которой были закупорки артерий, кровообращение в этой ноге восстанавливалось.
При переломе срабатывала система защиты организма, подводящая к перелому нужные вещества и удаляющая отходы,— в зоне перелома открывались резервные сосуды и начинали расти новые. Таким способом можно лечить болезнь, но нужно ломать ногу! К тому же после сращивания перелома прекратится сосудистая реакция. Нужно ломать ногу снова? Как быть? Ответ: вра- Запись в каталоге выглядит так: чами было предложено сделать в различных участках кости несколько небольших повреждений (высверлить небольшие кусочки), при этом повреждалась только наружная кортикальная пластина — прочность кости не нарушалась. Кость сверлят выше места закупорки артерий, в зоне, где давление крови несколько выше обычного. В ответ на это в зону притекает больше крови, что увеличивает приток ее и к больному месту. В результате таких операций 99 процентов больных выписываются с улучшением. Правда, карточка может относиться сразу к двум разделам. Например, последняя карточка может быть включена не только в раздел "Анатомия", но и "Медицина". В таком случае разделы напишем рядом:
ШАГ В РАЗВИТИЕ Иногда одни и те же карточки имеет смысл классифицировать по разным основаниям. Например, одно основание — учебные темы по литературе, а другое — по языку. Пример. No 49 Карточка со П4/16 стихом: Как уст румяных без улыбки, Без грамматической ошибки Я речи русской не люблю. Пушкин по литературному основанию относится к разделу "Крылатые фразы", а по языковому — к разделу "Мате- риалы для отработки правил пунктуации". Здесь-то и начинается самое интересное. Уроки языка и литературы начинают поддерживать друг друга через конкретный текстовой материал. Появляются красивые переплетения, материал свертывается в емкие конструкции. Каталог будет выглядеть так:
ДИАЛОГ — Что может послужить вторым основанием для картотеки учителя биологии или физики, например? — Преподаватель любой специальности может взять первым основанием учебные темы, а вторым — с каким приемом педтехники можно применять данный материал. Пример. ИЗ КАРТОТЕКИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ No 397 Содержание П 2/75 карточки: В патентное бюро пришла заявка на изобретение. Инженер предлагал использовать мощный электромагнит для вытягивания из печи раскаленных железных заготовок. Но в авторском сви-
детельстве на это изобретение ему было отказано. Почему? Ответ: железо и другие магнитные вещества при достижении определенной температуры — физики называют ее точкой Кюри — теряют свои магнитные свойства. Этот-то эффект и не учёл незадачливый инженер. По основанию "учебные темы" карточка попадает в раздел "Магнетизм". По основанию "педприемы" — в разделы "Удивляй!", "Лови ошибку!" и "Организация работы в группах". Запись в каталоге:
_____ ДИАЛОГ — В нашей школе большое внимание уделяют межпредметным связям, интеграции курсов. Можно ли вторым основанием сделать "смежные области знаний"? —Конечно. А можете ввести в каталог третье основание и соответственно третью графу — "Раздел III". Все зависит от вашего желания и целей. —И все же это удобнее делать на компьютере! —Да, когда есть такая возможность... Но в наших условиях компьютерная картотека не всегда заменяет бумажную. У последней свои преимущества. ПОДГОТОВКА ТЕМЫ ФОРМУЛА: учитель планирует не отдельные уроки, а тему целиком. В этом случае вы значительно сэкономите свое время на подготовку, улучшив ее качество. Определите резерв времени. Если программа предусматривает 12 часов на тему, планируем пройти ее за 10 или 11. Резерв выручает нас в случае незапланированных сбоев в работе и позволяет в конце года основательно повторить изученный материал. Обычно за время изучения темы мы трижды "прошиваем" учебный материал. Сначала обзор — чтобы ученик мог охватить тему в целом, получил нужные ориентиры. Это как бы взгляд с высоты птичьего полета. Другая цель обзора — заинтересовать (см. приемы повышения интереса к учебному материалу). Затем — основной "проход" материала. И наконец, сжатое повторение, в котором тема опять дается цельно, но уже на ином уровне. ТЕХНОЛОГИЯ Приготовьте столько листов бумаги, сколько уроков в теме. Вначале, не вдаваясь в подробности, постараемся обозреть всю тему целиком и распределить, что и на каком уроке будет изучаться. То есть все уроки темы планируются сначала не последовательно, а как бы одновременно и параллельно. Вот примерная последовательность действий: Шаг 1. БАЗОВЫЙ ЛИСТ Готовим "Базовый лист контроля" (см. базовый лист контроля в разделе "Приемы устного опроса"). В выпускном классе базовые вопросы лучше формулировать в соответствии с программами для поступающих в вузы. Шаг 2. РЕКВИЗИТ Планируем реквизит: наглядность, книги, эксперименты и т. п. Шаг 3. УЧАСТИЕ УЧЕНИКОВ Как будет организовано активное участие учеников? Например, какие доклады будут ими подготовлены? Шаг 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВТОРЕНИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННЫХ ТЕМ На каких уроках и в какой форме организовано повторение? (См. группу приемов "Повторение изученных ранее тем" на с. 19.) Иногда тема повторения может быть выбрана случайно, по "велению" рулетки, например. Но в некоторых случаях тема повторения органично связана с изучаемой, и грех это не использовать. Шаг 5. КОНТРОЛЬ На каких уроках и в какой форме организован контроль? (См. приемы письменного контроля). Итак, шаги пройдены. Тема в целом запланирована. На листах с соответствующими уроками появились надписи. Теперь очередь за планированием отдельных уроков. Но об этом — следующий раздел. А пока: _____ ДИАЛОГ С чего начать? — Выберите на каникулах пару свободных деньков и сделайте разработку хотя бы одной темы. Вам так понравится, что дальше само пойдет. — Есть темы, насыщенные терминологией, новыми понятиями. Они даются особенно трудно. Как быть? — Наживляйте сложные темы, вводите новые понятия заранее. Бывает, достаточно повесить задолго до планового изучения плакатик с рисунком и объяснением нового понятия. Через неделю снять или заменить другим. Потом опять повесить... Когда придет срок, понятие будет восприниматься гораздо легче — как знакомое. Если на каком-то уроке придется вводить сразу более трех понятий, то предварительное ознакомление с некоторыми из них просто необходимо. И последнее: планируя тему, ставьте себе исследовательскую цель. Например, опробовать какой-то новый для себя прием. Это главный способ профессионального роста. Поверьте — лучше письменно фиксировать свою цель. И письменно же — пусть одним предложением — подводить итог. КОНСТРУКТОР УРОКА Из стандартных блоков детского конструктора можно собрать домик зайчика или дворец принцессы. Из стандартных деталей собираются совершенно различные по назначению и сложности "взрослые" конструкции: механические, гидравлические, электронные... Вот и мы попробуем облегчить свою учительскую жизнь, создав конструктор для "сборки урока". Перепишем основные разделы урока (последовательность не столь важна): A. Начало урока. Б. Объяснение нового материала. B. Закрепление, тренировка, отработка умений. Д. Контроль. Е. Домашнее задание. Ж. Конец урока. Любой из разделов может быть реализован разными приемами или их комбинацией. То есть приемы по сути и есть элементы нашего конструктора. Например, началом урока может быть интеллектуальная разминка: несколько несложных задачек или игра "Да-нетка". Небольшой опрос по "светофору" — не ради контроля, а ради мобилизации. Обсуждение выполнения д/з к этому уроку или подвешивание загадки (прием "Отсроченная отгадка"). Представим это табличкой:
Цифры в уголках клеток обозначают страницы нашей книги, где соответствующий прием описан. Объяснение нового материала тоже может быть организовано по-разному. Представим табличкой:
КОНСТРУКТОР УРОКА
Таким же образом мы распишем остальные разделы и сведем в единую таблицу: А. Начало урока. Б. Объяснение. В... Вот и получился "Конструктор урока" (в теории изобретательства подобную таблицу называют морфологической).
ФОРМУЛА: пользуясь таблицей "Конструктор урока" как универсальной шпаргалкой, учитель в соответствии со своими целями составляет формулу (схему, структуру) конкретного урока. Например: А2; БЗ; В5; Г1; Д6; Д10; Ж4. Что означает: начинаем с игры "Да-нетка"; изучение нового материала проходит по приему "Вопрос к тексту"; закрепление в виде игры-тренинга; на уроке проводится фактологический диктант с выборочной проверкой; д/з не задается (например, ранее было задано массивом на всю тему); заканчивается урок выступлением ученика в роли психолога. Теперь для полноты картины осталось прикинуть время на каждый _____ ДИАЛОГ — Если я на одном уроке применяю два приема из раздела "Начало урока": например, начинаю с интеллектуальной разминки, а потом обсуждаю выполнение д/з?.. — Тогда формула будет: А2; А5. — Если на конкретном уроке вообще нет, например, контроля? — Соответствующий раздел просто пропускается. — Какие преимущества дает конструктор? — А как вы сами думаете? — Значительно возрастает разнообразие уроков. — Даже если все эти приемы знаешь, без конструктора трудно удержать их в голове. — С конструктором можно разнообразные уроки готовить довольно быстро. — Скажите, стандартизация не убивает творчество? — Встречный вопрос: стандартизация убила творчество в других областях деятельности? Конечно — нет. Стандартизация просто переводит творчество на новый, более высокий уровень. Типичный пример: пока не было стандартной формулы, решение квадратного уравнения было сложной творческой задачей университетского уровня. Сегодня квадратное уравнение свободно решает старшеклассник. Но математика на этом не остановилась... Конструктор урока будет "дышать" и изменяться, как живое существо. Какие-то приемы окажутся не нужны — и вы исключите их из таблицы. А возможно, впишете свои, фирменные. У каждого учителя может быть свой конструктор — мы лишь привели возможную его форму. Творчество учителя — норма здорового общества. Приемы педтех-ники — инструмент творчества. Эта книга — склад инструментов. Пусть каждый выберет то, что нужно ему. А кто-то изобретет новый инструмент — и мы будем рады этому. УСПЕХОВ ВАМ! ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДИК (четыре уровня) Известно: литературы по педагогике, методических пособий для учителей издается много, не говоря уже о постоянно проводящихся курсах и семинарах. Но как ориентироваться в этом море книг? Какие критерии помогуг определить, хороши ли книга или семинар? Стоит ли всерьез рекомендовать их коллегам? В рамках ТРИЗ были разработаны критерии оценки научно-технических идей [1, 2, 5]\ оценки научно-фантастических произведений [3], разработок в области ТРИЗ [4], оценки методик, курсов и семинаров по бизнес-дисциплинам [6]. В 1989 году на петрозаводском научном семинаре по проблемам преподавания И. Л. Викентьев выступил с первой разработкой критериев оценки работ по педагогике творчества с позиций ТРИЗ. Методика состоит из 5 шкал оценки. Для экспресс-оценки анализируемой разработки предлагается просто пробежаться глазами по предложенным контрольным вопросам, а для серьезной оценки — выставить баллы в графе справа. Настоящая "Методика оценки методик" написана не столько с позиций науковедения, сколько с позиций защиты прав ПОТРЕБИТЕЛЯ педагогических методик — то есть прежде всего учителя. Критерии применимы не только к книгам, но и к многочисленным курсам и семинарам. АКТУАЛЬНОСТЬ МЕТОДИКИ (какие конкретно ваши проблемы решает) 1 уровень: методика практически неактуальна, применение ее ничего в вашей работе не изменит. 2 уровень: методика затрагивает неосновные моменты работы; владение методикой улучшит некоторые второстепенные параметры (например, повысит точность оценки знаний). 3 уровень: методика затрагивает основные моменты работы, но с ее внедрением можно и подождать. Например, потому, что и старые методы неплохо справляются. 4 уровень: это как раз то, что необходимо школе сегодня! НОВИЗНА (что реально нового дает профессионалу разработка) 1 уровень: новизна на уровне терминологии. Автор заменяет известные слова новыми, переодевая банальные истины в новые одежды. Жонглирует, переставляет местами давно известные вещи, создавая видимость новых подходов. Сюда же следует отнести новизну на эмоциональном уровне. Автор показывает новую точку зрения на уже известные факты, заставляет волноваться и переосмысливать, воодушевляет и "заряжает энергией". Что само по себе хорошо и полезно, но имеет мало общего с настоящей методикой. 2 уровень: новизна на информационном уровне. Даны новые факты, примеры, задачи, упражнения и решения... 3 уровень: новизна на системном уровне. Известные приемы в новой, более рациональной или оптимальной компоновке. 4 уровень: принципиальная новизна. Предлагаются новые способы работы, дающие отличающиеся от прежних результаты. Здесь уместно заметить два существенно различающихся подуровня. Первый, методика-1, дает новый способ решения известных задач, не изменяя содержания обучения и не ломая основной его формы. То есть методика-1 остается в старой парадигме образования. Методика-2 изменяет сами цели, а значит, и парадигму образования. Она дает способ постановки и решения новых педагогических задач. ИНСТРУМЕНТАЛЬНОСТЬ (насколько технологична, инстру-ментальна для профессионала разработка) 1 уровень: методика сводится к призывам. Внимание! Возможно, эти призывы красивы и даже благородны, но от их повторения толку не будет. Контрольные вопросы: какие проблемы решает данная разработка и каков процент успешных решений? 2 уровень: методика эффективна лишь в "авторском исполнении". В отсутствие автора ее результаты, к сожалению, не воспроизводятся надежно. Требуется много дополнительных подсказок, длительное обучение у автора, постоянные консультации, чтобы методика начала уверенно работать в "чужих руках". 3 уровень: методика передаваема частично, отдельными рекомендациями; или работает нестабильно, только в благоприятных условиях; или передаваема, но только отдельным, особенно способным к ней людям. 4 уровень: методика передаваема, дает стабильные результаты, не требуя больших усилий или много времени для освоения. ПОНЯТНОСТЬ (доступность изложения) 1 уровень: текст (или речь) напоминают словесные джунгли, через которые без словаря трудно продраться. Автор пишет длинными, "кручеными" фразами, тщательно маскируя смысл сказанного. Возможно, автору и не нужно быть понятым — у него другие цели... Общее впечатление: подделка под "высокий научный стиль". 2 уровень: отдельные куски методики понятны, а вот связи между разделами и система работы в целом — нет. Многие положения методики не аргументированы. Непонятно: это проверено на практике или придумано автором вчера в тиши кабинета, это факт или одно из возможных предположений? Встречаются выражения типа: "Ученые доказали, что..." Нет достаточного — для понимания и практической применимости — количества примеров. 3 уровень: методика в целом понятна. Но читать (слушать) ее сложновато. Есть достаточное количество примеров. Но в процессе изучения возникают вопросы типа: "А как быть, если...", на которые нет авторских ответов. 4 уровень: методика понятна в частях и в целом. Можно сказать — "прозрачна". Автор открывает нюансы, know how (от лат. Знаю как) методики. КРИТЕРИИ РОСТА (насколько методика помогает профессиональному росту) Говорят: человек делает работу, а работа делает человека. Плохая методика ограничивает рост личности, ставит преподавателя в сложное положение, не столько снимает проблемы, сколько добавляет их. Хорошая методика развивает не только детей, но и самого учителя, делает работу приятной и успешно-результативной. 1 уровень: методика никак не помогает профессиональному росту. 2 уровень: методика помогает профессиональному и личностному росту косвенно. Например, путем облегчения труда и высвобождения времени. 3 уровень: методика позволяет увеличить основные показатели работы, обеспечивает профессиональный рост и повышает степень уверенности в себе. 4 уровень: методика позволяет выйти на самостоятельный творческий уровень, стимулирует желание постоянно совершенствовать мастерство, развивать педагогический инструментарий, в том числе и саму эту методику. ОЦЕНКА Попробуйте теперь оценить любую предлагаемую вам методику по данным критериям. Выставьте, не боясь субъективности, баллы от 1 до 4 по каждому из критериев. Предупреждаем, это может показаться неожиданно жестокой процедурой — по крайней мере, автору этой книги неизвестна методика, которая получила бы высшие баллы по каждому из критериев. Но и это замечательно: если мы обнаружили несовершенство по какой-либо из шкал, значит, есть простор для совершенства! Зато халтура будет явно "засвечена". И это справедливо. А если вам повезло, и на курсах или семинаре вы лично встречаетесь с автором какой-либо методики, не стесняйтесь задавать вопросы. Ибо святое право потребителя — знать, что ему действительно предлагают. Тем более потребителя столь ответственной продукции, как педагогические методики. А чтобы не остаться голословным и в этой части, приведу несколько стандартных в такой ситуации вопросов: Существуют ли альтернативные методики (аналоги)? В чем сходство их с предлагаемой методикой? В чем различия? Кем и где уже опробовалась методика? Каковы результаты? Как их измеряли? Какие недостатки методики видят сами авторы? Как можно проверить утверждения автора самому слушателю семинара? Какие затраты времени и средств понадобятся для внедрения методики? Стоят ли обещаемые результаты таких затрат — может быть, такие же или сходные результаты можно получить иначе и проще? ЛИТЕРАТУРА 1. Альтшуллер Г. С. Найти идею. — Новосибирск: Наука, 1986. 2. Альтшуллер Г. С. Как оценивать книги по техническому творчеству: Рукопись. - ТРИЗ-фонд ЧОУНБ. 3. Альтов Г. Инженер читает фантастику//Техника и наука.— 1983.— № 3. - С. 36-38. 4. Викентьев И. Л. О критериях оценки работ по педагогике творчества: Рукопись. - ТРИЗ-фонд ЧОУНБ. 5. Викентьев И. Л. Опыт написания отзывов на разработки по ТРИЗ//Журнал ТРИЗ. - 1991. - 2.1 (№ 3). - С. 82-87. 6. Контрольные вопросы для оценки методик в области маркетинга, менеджмента и рекламы (версия 1.2)//Викентьев И. Л. Приемы рекламы и Public Relations: 215 примеров, 130 учебных задач и 15 практических приложений. — СПб.: Изд-во ТОО "ТРИЗ-ШАНС", 1995. - С. 214-217. Приложение 2 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|