Здавалка
Главная | Обратная связь

Л.С. Выготский о художественном творчестве



Л. С. Выготский рассматривал жизнь как непрерывный процесс творчества, "постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения. Таким образом, каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание является стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому" /Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

Творческой деятельностью всегда создается “нечто новое, все равно будет ли это созданное... какой-нибудь вещью внешнего мира или... построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке”./Там же/

Детальный анализ психологии художественного творчества был сделан в работе Л.С. Выготского “Психология искусства”.

Признавая заслуги Фрейда в области раскрытия им бессознательных механизмов художественного творчества, Л.С. Выготский далеко уходит от пансексуализма основателя психоанализа и предлагает совершено новую концепцию искусства и природу его воздействия на человека.

В вопросах творчества Л.С. Выготский был не согласен с Фрейдом и критиковал его за приверженность к комплексу Эдипа, из которого, по мнению основателя психоанализа, берет своё начало природа искусства. У общественного человека, - по убеждению Л.С. Выготского, существуют и разного рода другие влечения, которые не менее, чем сексуальные, могут определять его поведение. «Искусство, писал Л. С. Выготский, - никогда не сможет быть объяснено до конца из малого круга личной жизни, но непременно требует объяснения из большого круга жизни социальной. Искусство как бессознательное есть только проблема; искусство как социальное решение бессознательного – вот её наиболее вероятный ответ». [16]/ Л. С. Выготский. Психология искусства, М. 1986., С. 110/

Самой важной отличительной особенностью искусства, согласно представлениям Л.С. Выготского является то, что оно своей волшебной силой может преобразовывать темные стороны жизни в светлые произведения искусства, приносящим его поклонникам чувства высокого духовного эстетического наслаждения. «Чудо искусства, - писал Л.С. Выготский, - напоминает евангельское чудо претворения воды в вино.... Искусство всегда несет в себе нечто, преодолевающее обыкновенное чувство. Боль и волнение, когда они вызываются искусством, несут в себе нечто большее нежели обыкновенную боль и волнение. Переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность, т.е. положительную эмоцию, которую несет в себе искусство. Искусство не может возникнуть там, где есть только простое и яркое чувство, - указывает Л. С. Выготский. Даже чувство, выраженное техникой, никогда не создаст ни лирического стихотворения, ни музыкальной симфонии; для того и другого необходим еще и творческий акт преодоления этого чувства, его разрешения, победы над ним, и только когда этот акт является налицо, только тогда осуществляет искусство.[17] (Л. С. Выготский Психология искусства. М., 1967, С, 318-325.) “Эмоции искусства суть умные эмоции. Вместо того, чтобы проявляться в сжимании кулаков и в дрожи, они разрешаются преимущественно в образах фантазии”/ Там же, с. 201./

Важнейшим приемом, при помощи которого художник добивается катарсической разрядки аффекта, является прием уничтожения содержания формой. На примерах “Гамлета”, “Евгения Онегина”, рассказа И. Бунина “Легкое дыхание” Л.С. Выготский показывает, как писатель повествует о мрачных сторонах жизни, но при помощи выразительных средств искусства - композиции, поворотов сюжета, авторских отступлений, сопоставлений и других приемов художник достигает того, что после общения с его произведением читатели, зрители, слушатели испытывают необыкновенное душевное просветление, именуемое катарсисом. “В этом превращении аффектов, в их самосгорании, во взрывной реакции, которые тут же были вызваны, и заключается катарсис эстетической реакции.”( Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965, С. 274.)

Творчество – создание новых комбинаций на основе элементов прошлого опыта. В работе «Психология искусства» Л. С. Выготский приводит мысль А.Ф. Лазурского о том, что уже во время чтения и тотчас после него «наступает в уме распадение прочитанного отрывка, комбинация различных его частей с находившимся ранее в уме запасом мыслей, понятий и представлений». И здесь, как справедливо полагает Л. С. Выготский, видна огромная роль работы сознания. Сводить всё творчество только к игре бессознательных сил было бы неправильно.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.