Здавалка
Главная | Обратная связь

Компенсаторная функция



Эта функция возникает из потребности человека в переживаниях, которых ему в силу каких-либо причин недостаёт, но которые жизненно необходимы человеку, так же, как физические и умственные занятия и упражнения. Значение этой функции можно лучше понять, рассмотрев её с точки зрения теории вчувствования.

Эта теория, родившаяся в середине 19-го века, оказала очень большое влияние как на развитие эстетики, так и на психологию художественного творчества. Она разрабатывалась в трудах живших в то время немецких психологов Р. Фишера, Т. Липпса, И. Фолькельта. Основу теории составляло понятие эмпатии / от греческого empatheia - сопереживание/, под которым понималось способность человека сопереживать другому человеку в его радостях и печалях.

Современная психология позволяет описывать механизм эмпатии как «объективный процесс моторно-кинестетической идентификации - неосознаваемого уподобления мышечных и тонических состояний субъекта выразительным особенностям объекта восприятия.»[28] /Эстетика. Словарь. М.. 1989., с.413/ Другое, более простое определение эмпатии, мы находим у американского социального психолога Т. Шибутани, который определил её как “способность проникать в психику другого человека, сочувствовать ему и принимать его чувства в расчет”.[29] /Шибутани Т. Социальная психология. М., 1967., с.139./ В дальнейшем мы будем рассматривать эмпатию как процесс вчувствования человека в эмоциональный мир другого человека, а идентификацию – как сходный процесс отождествления человеком самого себя с окружающими его природой и предметным миром. Благодаря этим двум механизмам, общим у которых является способность человека настраиваться на эмоциональную волну другого, человек может получать необходимую ему эмоциональную подпитку как через восприятие произведений искусства, так и через восприятие образов живой и неживой природы.

Благодаря эмпатии люди оказываются эмоционально связаны и небезразличны друг другу. В процессе восприятия произведений искусства эта способность развивается, благодаря чему человеческое общество консолидируется и приобретает больше возможностей для успешного взаимодействия.

Благодаря идентификации человек может мысленно перенестись в воспринимаемые им предметы и образы природы и пережить их внутреннее состояние как своё собственное. Это тонко подметил армянский художник М. Сарьян, который говорил о том, что ему для творческого состояния необходимо раствориться в природе и растворить её в себе. « Ты должен увидеть себя в этом мире и в то же время поселить его в себе. – говорил он в одном из своих интервью. Ты должен жить, как он, а он – как ты.» [30] / Сарьян об искусстве. Ереван., 1980ю, с. 45-46./

Английский философ Э.Берк, раскрывая психологический механизм эмпатии, писал: “мы относимся с участием к делам других; мы тронуты, когда они тронуты, и почти никогда не остаёмся безразличными зрителями того, что люди делают или испытывают. Ибо эмпатию следует рассматривать как своего рода замену, вследствие которой мы оказываемся на месте другого человека и подвергаемся во многих отношениях тем же воздействиям, что и он. Таким образом, эта страсть либо может... быть обращена к страданию, и в этом случае она становится источником возвышенного, или же она может обратиться к понятиям наслаждения... Именно благодаря этому главным образом поэзия, живопись и другие изящные искусства переносят свои страсти из одной груди в другую и часто способны вплести утеху в бедствие, несчастье и даже самую смерть”.[31] / Берк Э. Философское исследование и происхождении наших идей о возвышенном и прекрасном. - “История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли”. т. 4.с. 105-106/

Окружающие нас предметы вещного мира, явления природы своими формами и красками могут ассоциироваться с внутренним миром человека. Этот процесс во многом интуитивен и ему бывает трудно дать логическое объяснение. Но мы говорим “грустный” или “веселый” пейзаж или “очаровательная” шкатулка. “Эстетически ценное прежде всего представляет собою не чувственное, как таковое, - пишет Т. Липпс, - а только то чувственное, в которое я вчувствую себя и поскольку я вчувствую себя в него положительным образом. Эстетическое чувство ценности есть непосредственное радостное переживание меня самого в чувственном предмете”.[32] / Липпс Т. Руководство к психологии. СПб., 1907, с.217. Цит. по: Джидарьян . И.А. Эстетическая потребность. М., 1976. с. 92/

При помощи игры воображения и фантазии человек, воспринимающий эстетический объект, переносит на него свой внутренний мир, видит в этом объекте отражение своего духовного мира и переживает это как эстетическое наслаждение. Как говорит арабская пословица - “ Красота пустыни - в глазах бедуина”.

К рассматриваемой теории вчувствования весьма положительно относился Л.С. Выготский, который полагал, что в некоторой части она непременно войдет в состав будущей объективной психологической теории эстетики.

Общение с искусством основано на этом воображаемом перенесении в его образы и переживании судеб и жизненных коллизий героев как своих собственных. Эмпатия и идентификация, развитые в процессе общения с искусством, впоследствии могут быть легко перенесены на непосредственный процесс социального общения и восприятия природы. И тогда эти отношения становятся лишенными элементов делячества и прагматизма. Тогда наиболее полно начинает действовать золотое правило нравственности, про которые сказано в Библии: «Поступай по отношении к другому так, как бы ты хотел, чтобы он поступал по отношению к тебе». А такие отношения связаны с любовью и бережным отношением ко всему окружающему, будь то человек, животное или природа. Так, благодаря психологическим механизмам эмпатии и идентификации через сопереживание всему существующему на Земле эстетическое воспитание оказывается связанным с нравственным.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.