Здавалка
Главная | Обратная связь

Психотерапевтическая функция



Эта функция искусства связана с его возможностью устранять из эмоционального состояния человека отрицательные переживания. История искусства содержит многочисленные свидетельства того, как искусство помогало многим людям преодолевать трудные жизненные ситуации.

В 28 лет великий немецкий композитор Людвиг ван Бетховен, пережив два тяжелейших удара судьбы в виде начинающейся прогрессировать глухоты и отказ аристократки Джульетты Гвичарди выйти за него замуж, решил уйти из жизни. В октябре 1802 года в маленьком городе Гейлигенштадт он пишет своим братьям завещание Карлу и Иоганну завещание, в котором объясняет своё решение. Обращаясь к ним, он пишет: “Сердце своим и разумом я сызмальства предрасположен к нежному чувству доброты, я всегда был готов к свершению великих дел. Но подумайте только, что вот уже шесть лет я нахожусь в злосчастном состоянии... из года в год обманываясь в надежде на излечение, я принужден был, наконец, признать, что стою перед неизлечимым недугом... наделенный от природы пылким живым темпераментом, питая склонность к развлечениям света, я должен был рано уединиться и повести замкнутую жизнь... меня охватывает жгучий страх перед опасностью обнаружить своё состояние... какое унижение приходилось мне испытывать, когда кто-нибудь, стоявший подле меня, слышал издалека звук флейты, а я ничего не слышал, или слышал пение пастуха, а я же опять ничего не слышал.. . Такие случаи доводили меня до отчаяния, недоставало немного, чтобы я покончил с собой. “... И вот за этим полными трагизма словами Бетховен признаётся своим браться, почему он не покончил с собой. “Ах, мне казалось невозможным покинуть мир раньше, чем исполнено мною всё то, к чему я себя чувствовал призванным...”[33] / “Письма Бетховена. 1787-1811 годы”... Публикация. Редактор- составитель Н.Л. Фишман. М, 1970, С.159-161.

Не только одного Бетховена искусство удержало от самоубийства. Оно удерживало в жизни очень многих художников, жестоко страдавших от непризнания, отсутствия материального достатка, тяжелых болезней. Среди них мы видим имена Вагнера, Ван Гога, Дворжака, Эдгара По. Но искусство спасает не только художников, но и простых людей. Классическим примером служит рассказ Глеба Успенского “Выпрямила”, в котором повествуется о простом русском учителе Тяпушкине, который страдая от депрессии и разочарования в жизни, поехал в Лувр и там увидел скульптуру Венеры Милосской, которая потрясла его своей красотой. И в момент этого потрясения учитель почувствовал, как выпрямляется его душа и как все неприятности жизни уходят и перестают казаться такими пугающими

Л.С. Выготский проницательно указал на возможности искусства изживать величайшие страсти, которые не нашли себе исхода в нормальной жизни. Это, по его мнению, составляет основу биологической области искусства. Он критиковал теорию происхождения искусства от игры за то, что она не позволяет понять искусство как творческий акт, а так же за то, что эта теория сводит искусство лишь к биологической функции упражнения органов. Л.С. Выготский пишет, что гораздо сильнее все те теории, которые утверждают, что “искусство есть необходимый разряд нервной энергии и сложный прием уравновешивания организма и среды в критические минуты нашего поведения. Только в критических точках нашего пути мы обращается к искусству, и это позволяет нам понять, почему мы обращаемся к искусству.” [34] / Выготский Л.С. Психология искусства, М., 1965, с. 324/

В современной жизни больших городов за последние десятилетия в задачах психологической помощи населению четко обозначились две очень важные и с большим трудом преодолеваемые проблемы, связанные с эмоциями человека. Это - проблемы алекситимии и аддикции.

Первый из этих терминов происходит из соединения следующих понятий: тимус - древнее латинское обозначение души человека, лекса - слово, а - отрицательная частица. Все вместе - алекситимия означает невозможность выразить своё душевное состояние. Феномен был описан американским психиатром П. Сифнеосом в 1972 г. при исследовании психосоматических больных. Алекситимия часто возникает как результат страха перед проявлением человеком своих эмоций вовне, что ведет к подавлению переживаний. Алекситимикам поэтому свойственны такие типичные черты, как неспособность распознавать и идентифицировать переживаемые ими чувства. Им бывает трудно определить, что они чувствуют - гнев или усталость, печаль или зависть.

Исследования в области алекситимии показывают, что для нашего здоровья опасным является подавление в себе сильных как положительных, так и отрицательных эмоций - гнева, печали, страха, страдания. Переживаемые эмоции любого знака обязательно должны быть вынесены наружу, иначе они обратятся вовнутрь на организм и приведут к психосоматическим заболеванием, то есть, начнут разрушать внутренние органы организма - сердце, печень, желудок, легкие.

Культ силы и рационального отношения к жизни становится сегодня одним из ведущих в современном стиле жизни. Телевидение пропагандирует тип супермена, который не подвластен “ненужным” эмоциям и везде поступает расчетливо и точно. Однако этот социальный запрет на выражение ярких эмоций становится сегодня основной причиной роста депрессия, тревожности и скрытой агрессии. В результате подавления затрудняется переработка этих эмоций, их обнаружение и отреагирование.

Интересно, что в тех культурах и странах, в которых высоко ценятся невозмутимость и хладнокровие в трудной ситуации, уровень депрессии оказывается выше. Такая ситуация характерна для некоторых восточных стран, таких, как Япония, Корея и Китай. Сравнительные исследования показали, что в этих странах по сравнению с европейскими частота данного психического нарушения встречается чаще. Эмоциональное напряжение, никуда не уходящее из тела, приводит к появлению соматических нарушений. До 50 % пациентов посетителей городских поликлиник - именно такие психосоматики.

Аддикция или же аддиктивное поведение связано с возникновением у человека зависимости к какому либо предмету, явлению или человеку. Оно переживается как непреодолимое влечение, ненасытностью и бессознательностью стремления к обладанию, то есть компульсивностью. Помимо алкогольной, никотиновой наркотической зависимости психологи сегодня всё чаще начинают говорить о появлении компьютерной зависимости, пищевой, шопинг-зависимости /покупка ненужных вещей, любовной зависимости. Аддикту обязательно нужно что-то или кто-то, дающее положительные переживания и избавляющее от необходимости думать и заботиться о себе. “Основной дефект аддиктивного пациента, - пишет английский психолог Г.Кристал, - заключается в его неспособности видеть в себе завершенную, уверенную в себе личность с высокой самооценкой.”[35] / Кристал Г. Нарушение эмоционального развития при аддиктивном поведении. В кн. “Психология и лечение зависимого поведения”. М.. 2000, С. 109/

Для клиентов-аддиктов характерно нерешенность многих эмоциональных проблем. Так, например по данным Э. Сэбшин наркоманам свойственны такие черты, как “снижение способности рассуждать, неспособность поддерживать высокую самооценку, неспособность поддерживать близкие межличностные отношения.” Кроме этого в других исследованиях было установлено, что для лиц с наркотической зависимостью характерно так же желание ослабить депрессивное состояние, непрестанная борьба с чувством стыда и вины от повышенной самокритичности и ощущения своей никчемности, отсутствие способности заботиться о самих себе, идущее от сурового и карающего Супер-Эго. Все это говорит о наркомании как способе защиты от душевного страдания, вызванного чаще всего плохим уходом в детстве, психотравмой и недостатком безусловной материнской любви в раннем возрасте. “Зависимость от наркотиков, таким образом, можно рассматривать как адаптивное поведение, направленное на то, чтобы облегчить боль, вызванную аффектами и на некоторое время повысить способность владеть собой и функционировать.”[36] /Сэбшин Э. Психоаналитические исследования аддиктивного поведения: обзор. В кн. Психология и лечение зависимого поведения. М., 2000, С. 18/.

Насколько тяжёлой бывает зависимость от наркотика может служить тот факт, что даже Фрейду не удалось отказаться от многолетнего пристрастия к курению сигар, в результате чего у него развилась карцинома нёба, от чего он и скончался.

Фрейд в результате своей зависимости после первой операции перенес еще 32. Он был вынужден носить челюстной протез и время от времени принимать пишу через трубку, вставленную в нос. При этом сигары он не оставил. “Я знаю, что курение убивает меня, - говорил он. Но зависимость от никотина - проявление моего невроза. Победить его при всем моем психиатрическом опыте, я не могу, и оставьте меня в покое!”

 

Итак, страдания, связанные с сильными неотреагированными аффектами, а так же чувствами пустоты и внутренней дисгармонии, ведут к употреблению наркотиков, за что и алекситимикам, и аддиктам впоследствии приходится платить еще большими страданиями. Но эти страдания могут быть значительно смягчены, изжиты и ослаблены в процессе общения с искусством - музыкой, театром, живописью, танцем. Любой вид искусства представляет собой канал, по которому отрицательные эмоции могут быть удалены из сознания и по этому же каналу сознание может быть наполнено положительными переживаниями.

Психотерапевты, работающие с алекситимиками и аддиктами, учат их распознавать свои чувства, говорить о них, распознавать свои желания и заботиться о самих себе, фантазировать и проявлять творческую волю, быть независимыми и самодостаточными.

Использование искусства в психотерапевтических целях помогает решить большинство выше указанных проблем - катарсически очистить душевный мир от конфликтов, научить правильным межличностным отношениям и навыкам саморегуляции, быть самодостаточным и независимым.

«Наслаждение художественным творчеством, пишет немецкий психиатр Отто Ранк, - достигает своего кульминационного пункта, когда мы почти задыхаемся от напряжения, когда волосы встают дыбом от страха, когда непроизвольно льются слезы сострадания и сочувствия. Все это ощущения, которых мы избегаем в жизни и странным образом ищем в искусстве. Действие этих аффектов очевидно совсем иное, когда они исходят из произведений искусства, и это эстетическое изменение действия аффекта от мучительного к приносящему наслаждение является проблемой, решение которой может быть дано только при помощи анализа бессознательной душевной жизни».[37] |Ранк О. Эстетика и психология художественного творчества.В кн. Психология художественного творчества. Хрестоматия. Сост. К.В.Сельченок. Минск, 1999., c. 6/

 

Отметим, что в подавляющем большинстве случаев современные психологи и психотерапевты, занимающихся помощью людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, почти всегда так или иначе обращаются к искусству. Они просят своих клиентов нарисовать их жизненную ситуацию, вылепить её в глине, протанцевать, тщательно проговорить и проиграть в драматической инсценировке. Многие психоэмоциональные проблемы могут быть заранее разрешены, если человек научиться общаться с искусством в процессе правильно организованного эстетического воспитания.

“Возможность коррекции личностных напряжений - величайший дар природы человечеству, синонимом которого является творчество”, - пишет знаменитый американский психотерапевт Ролло Мэй. Попав в сложную жизненную ситуацию, мы часто теряем сами себя, не знаем, кто мы, где мы есть и куда нам двигаться дальше. “Если воодушевить такого человека, - продолжает далее Р.Мэй, помочь ему избавиться от боязни перемен и вывести из статичного болезненного состояния, начнется процесс коррекции и неожиданно могут раскрыться его необыкновенные творческие способности”. /Ролло Мэй. Искусство психологического консультирования М., 1994.

 

***







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.