Здавалка
Главная | Обратная связь

Развитие восприятия



Обучение профессиональному восприятию в области искусства – очень сложный и многогранный процесс. Его развитие связано с целенаправленным обучением, в процессе которого усваиваются выработанные обществом системы сенсорных эталонов отдельных предметов и явлений. Для этого в учебной ситуации организуется целенаправленное наблюдение, в ходе которого происходит осмысление и интерпретация /объяснение/ того, что человек наблюдает. Наблюдение - как зрительное, так и слуховое идет от внешних свойств объектов, чувственно воспринимаемых и эмоционально переживаемых, к познанию внутренних связей и закономерностей явления.

Восприятие тесно связано с мышлением и с речью. Воспринять какой-то объект - значит суметь назвать его и отнести к какому-то определенному классу, как правило, более общему, чем данный единичный предмет. Поэтому восприятие является первым этапом мыслительного процесса. Это дало повод уже упоминавшемуся американскому психологу Дж. Брунеру определить восприятие как “процесс категоризации, в ходе которого организм осуществляет логический вывод, отнеся сигналы к определенной категории".[94] Брунер Дж. Психология познания. М., 1977. С. 23

Когда мы воспринимаем незнакомое произведение искусства, то, обладая определенным опытом и знаниями, мы можем отнести его к определенной эпохе, конкретному стилю и направлению, определить возможного автора. “В конечном итоге, - как пишет Дж. Брунер, - дело сводится к усвоению определенных формальных схем, которые можно использовать или приспособить с целью организации доходящей до субъекта информации”.[95] Брунер Дж. Психология познания. М., 1977. с. 114.

Такой подход к изучению искусства может быть оправдан при изучении его истории и теории, например, при изучении художественных направлений и стилей. Однако процесс развития художественного восприятия и его познание не есть чисто логический акт. Он скорее походит на эмоциональное вчувствование в содержание художественного произведения. Поэтому чисто логические и умозрительные принципы постижения искусства, основанные на актах категоризации, здесь не срабатывают. Более правильным будет подход, при котором в процессе восприятия включаются механизмы эмпатии, идентификации и подражания.

Упражнения на развитие этих психологических умений могут быть следующие:

2. Придумать другое название известным литературным произведениям. Например, Рассказа Тургенева «Муму» можно назвать как «Благодарность барыни».

3. Изобразить в скульптурной композиции сцены из известных литературных произведений.

4. Изобразить в скульптурной композиции сюжеты известных художественных картин «Охотники на привале» А.Перова, «Переход Суворова через Альпы» В.Верещагина.

5. Определять выражение эмоций персонажей художественных картин по их мимике и пластике. Например, в картине Решетова «Опять двойка», или в картине А.Иванова «Явление Христа народу».

6. Подбирать стихотворения и музыкальные произведения к произведениям изобразительного искусства. Здесь могут быть использованы картины Левитана, Айвазовского, Шишкина, других художников. Стихи - из произведений Пушкина, Тютчева, Лермонтова, Фета. Музыку можно брать из произведений Чайковского, Скрябина, Шопена, обращая при этом внимание на общность эмоционально-образного состояния картины, музыки и стихотворения.

7. Подбирать стихи и картины к музыкальным произведениям.

Более подробно методы развития художественного восприятия излагаются в седьмой главе - в разделе, посвященном психологии созерцателя.

7. Вести дневник и описывать в нем свои впечатления от прожитого дня, событий, в нём произошедших, а так же впечатления от посещения выставок, театров, концертов.

Вопросы для повторения

1. В чем заключается различие между ощущением и восприятием?

2. Перечислите и опишите основные свойства восприятия.

3. Что такое апперцепция, и как она влияет на восприятие?

4. Каким психологическими приемам пользуется художник для более точного изображения своих героев.

Рекомендуемая литература

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.

2. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977

3. Зинченко В. П. Развитие зрения в контексте перспектив общего духовного развития человека // Вопр. психол. 1988. № 6. С. 15 — 30.

4. Зинченко В. П., Величковский В. М., Вучетич Г. Г. Функциональная структура зрительной памяти. М.: Изд-во МГУ, 1980.

5. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки. М., 2001.

6.Штангль А. Познание людей в профессиональной и повседневной жизни.

7.Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Л., 1965.

***

Память

Древнегреческий поэт Эсхил в своей знаменитой поэме “Прометей прикованный” назвал память матерью всех муз и причиной всего сущего. Название древнегреческой богини памяти - Мнемозины - до сих пор сохраняется в научном обиходе. Это такие термины, как “мнемическая деятельность”, мнемические действия.

Память - кладезь жизненного опыта и профессионального мастерства. Перефразируя слова Сократа, сказанные им о друге, можно сказать - “Скажи мне, что ты помнишь и я скажу тебе, кто ты”.

Великие творцы, внесшие большое вклад в развитие человечества, оставившие свой след в истории, часто имели обширную и богатую память, отчасти данную от рождения, но чаще - развитую в процессе постоянных упражнений. Историки утверждают, что многие выдающие полководцы - Юлий Цезарь., Александр Македонский, Александр Суворов могли помнить в лицо и по именам почти всех солдат своих многотысячных армий. Знаменитый античный философ Сенека был способен, по сведениям его современником, повторить две тысячи не связанных между собой слов.

Феноменальная память - почти всегда признак выдающихся способностей. Такой памятью среди музыкантов обладали Моцарт, Рахманинов, Лист, которые, прослушав один раз сложнейшее музыкальное произведение, могли сыграть его наизусть.

Среди художников выдающейся памятью обладал Айвазовский, которые все свои морские пейзажи писал исключительно по памяти. Художник …. , посадив натурщика напротив себя, взглянув на него несколько раз, потом отпускал его, потому его память позволяла ему писать его без реального присутствия.

Среди актеров-чтецов выдающейся памятью обладал Эммануил Каминка, который мог наизусть читать прозаические и стихотворные тексты, выученные много лет назад.

Впечатляющие свидетельства о памяти выдающегося советского музыковеда Ивана Ивановича Соллертинского оставил нам писатель и литературовед Ираклий Андроников. В своих рассказах он вспоминал, как И.Соллертинский, бегло просмотрев какую-нибудь незнакомую книгу, мог затем произнести ей вслух наизусть. Он мог, например, ответить на каверзный вопрос, какой текст напечатан внизу на двести двадцатой страницы второго тома сочинений Гоголя в последнем издании его сочинений. Благодаря своей памяти, к которой невозможно было подобрать соответствующего по её масштабу эпитета, И.Соллертинский был не только выдающимся музыковедом, он еще читал лекции по истории театра, литературы, по истории и теории балетного искусства. Помимо всего этого он свободно владел еще двумя десятками языков., и был энциклопедическим образов в области философии, истории и эстетики. Эти обширная познания, - писал И. Андроников, - непрестанно умножаемые его феноменальной памятью и поразительной работоспособностью, не обременяли его, не подавляли его собственной творческой инициативы... Наоборот! От этого только обострялась его мысль - быстрая, оригинальная, глубокая!”

Обладание хорошей памятью при прочих равных условиях даёт творческому человеку большие преимущества в жизненной борьбе. Но как и всякое оружие механизм памяти можно сравнить с обоюдоострым мечом. Она может оказывать человеку и плохую службу. Каждый человек в своей жизни хоть раз испытал глубокое чувство обиды. Но это чувство может оказаться почвой на которой произрастут ростки злопамятства. Мы хотим скорее забыть минуты наших неудач и поражений, когда нам было мучительно стыдно перед другими людьми, но память услужливо подсовывает нам всё новые доказательства нашей никчемности и некомпетентности. Плохая же память, несмотря на её очевидные минусы в некоторых случаях оказывается благом для человека.

Вот как Монтень, великий французский философ, восхвалял свою плохую память: “Я немногословен в беседе, ибо память обладает более вместительной кладовой, чем вымысел... Моя скверная память хранит в себе меньше воспоминаний... об учиненных мне обидах. В то же время при хорошей памяти я мог бы усыпить и обессилить мой ум и мою проницательность, идя проторенными путями, как это делает целый мир, не упражняя и не совершенствуя своих собственных сил, если бы, облагодетельствованный хорошей памятью, имел всегда перед собою чужие мнения и измышления чужого ума”.

В то же время редко можно найти человека, который бы не мечтал улучшить свою память. В популярной психологии проблема памяти столь же популярна, как и проблема развития воли. Провалы памяти особенно болезненно воспринимаются теми, сдаёт экзамены, выступает публично со сцены или является участником важного спора, когда надо четко помнить важные аргументы и факты.

Каждому творческому человеку важно знать, каким видом памяти он владеет лучше всего, то есть, опираясь на какой анализатор - зрительный, слуховой или двигательный человека запоминает свои впечатления. Один человек, придя в оперу, запомнит из неё несколько прекрасных мелодий, другой обратит внимание на развитие сюжета и реплики персонажей, третий сможет передать содержание оперы как пантомиму, т.е. в жестах и в движениях своего тела. Четвертый запомнить взволновавшие его переживания героев. Эти различия в запоминании будут вызваны особенностями памяти различных людей. В нашем примере у первого человека будет слуховая память, у второго логическая, у третьего - двигательная, у четвертого - эмоциональная. Последний вид памяти очень тесно связан с образной.

Эмоционально-образная память - это память на ощущения и связанные с ними восприятия и представления. Она основана на обобщении многих анализаторов и включает в себя память зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую. Для представителей художественного творчества этот вид памяти наиболее важен. Представляя в своём воображении различные ситуации, связанные с событиями и персонажами их произведений, писатели, художники, актеры, композиторы могут переживать те же чувства, что и их вымышленные герои.

Теории памяти

В современной психологии существует несколько теорий, объясняющие природу памяти.

Первая из них - ассоциативная, которая объясняла свойства памяти через наличие ассоциаций, то есть особых психологических связей между психическому образованиями Ассоциации бывают по смежности, по сходству и по контрасту. Например, мы говорим «окно» и ближайшей ассоциацией с этим словом будет слово “дом”. Мы говорим “осень” и ассоциацией по смежности будет слово “зима”.

Вторая теория памяти – биохимическая. Согласно этой теории во время запоминания происходит биохимическое изменение структуры нейронов нервных клеток.

Немецкий физиолог Хельмут Хаген в одном из своих экспериментов сформировал у земляных червей условную реакцию на свет. то есть, обучил их. После этого Х. Хаген этих червей высушил и скормил партии необученных червей. В результате эта вторая группа червей в последующем обучении нужные реакции на свет формировала гораздо быстрее, чем первая группа. Эти исследования породило много журналистских спекуляций, вроде того, что если съесть профессора на ужин, то в день экзамена на следующий день об отметке можно не волноваться. На самом деле память человека не может передаваться таким прямым способом. Но наследование способностей к обучаемости на генетическом уровне - от способных родителей – к способным детям на сегодняшний день считается доказанным.

Наибольшее признание в современной психологии получила физическая теория памяти. Согласно её представлению в мозге в процессе восприятия информации, которую необходимо запомнить, происходит некое проторение нервных следов. Импульсы движутся по группам нервных клеток, которые кодируют воспринимаемый объект в виде пространственно-временной структуры. Образование, сохранение и активизация следов при воспроизведении составляет сущность физической теории памяти. Этот вид памяти можно сравнить с подобием лыжни, которую оставляет на свежем снеге лыжник. По прошествию некоторого срока след постепенно сглаживается и для того, чтобы он снова стал четким, необходимо по нему пройти еще раз. Такое же происходит и с нашей памятью. Её прочность зависит от повторения раз уже воспринятого.

По продолжительности закрепления материала память делят не кратковременную, оперативную и долговременную. Длительность кратковременно памяти - 2-3- секунды, оперативной – от 25 до одного часа в зависимости от того, сколько времени мы работаем в данным момент с данным материал. Долговременная память – профессиональный и нравственный багаж личности, который формируется в процессе обучения, воспитания и всего жизненного опыта.

Разделяют память на такие подвиды, как произвольную и непроизвольную. Первая зависит от собственных усилий человека, вторая не зависит. Непроизвольно запоминаются те события, факты, мнения, которые вызывают яркие переживания, как положительные, так и отрицательные.

 

Методы запоминания

То, что надо запомнить в годы освоения профессии, часто оказывается тем, что надо запомнить надолго, прочно и в большом объеме. Чаще всего многие учащиеся стараются запомнить нужные сведения при помощи простого повторения, помня о бессмертном наставлении всех времен и народов – «Повторение – мать учения». Но, оказывается, можно повторить материал бесчисленное количество раз, но так его и не запомнить.

Знаменитый французский психолог Бинэ в порядке уважение к своей жене на протяжении 25 лет через день читал с ней одну и ту же молитву - «Отче наше», состоящую из 124 слов. При этом у него не было ни цели, ни особого желания запомнить эту молитву наизусть. Когда через 25 лет повторений он решился проверить прочность своей памяти, то оказалось, что ему понадобилось около 44 подсказок, чтобы достичь правильного воспроизведения.

В другом исследовании группе школьников было предложено выучить наизусть два рассказа. Проверка первого рассказа была назначена на следующий день. Про другой рассказ сказали, что его надо запомнить надолго. На самом деле проверка обоих рассказов была проведена через четыре недели. Оказалось, что текст того рассказа, на который дана была установка, что он должен быть запомнен на долго, школьниками запомнился и воспроизводился лучше. С этим явлением связана так называемая «память студента», когда выученный материал забывается сразу после сданного экзамена.

Личностная значимость того, что человек хочет запомнить, создает установку на долговременное запоминание и способствует более прочно памяти.

На прочность памяти положительно влияют те действия, который мо совершаем с изучаемым материалом. Известно, что при разучивании наизусть трудного музыкального или прозаического текста трудные в техническом отношении фрагменты запоминаются лучше, чем более простые эпизоды. Трудные места приходится помногу раз повторять, продумывать аппликатуру или приемы дикции, в результате чего трудный текст составляет в памяти более глубокие следы.

Наш отечественный психолог А.А.Смирнов, изучавший процессы памяти у актёров, обнаружил, что чаще всего они запоминают текст роли ориентируясь не столько на сам текст, сколько на те действия, которые связаны с содержанием роли. Вот свидетельство одной из опрошенных им актрис: «Заучить роль нельзя, зубрежка вырабатывает штампы… творчески надо запоминать, внутренне жить этим надо, идти сюда к тексту, к его запоминанию со всей внутренней жизнью… Если линия психологических поворотов ясна, то всё запоминается само собой… Идешь иной раз по улице и вслух произносишь отдельные места роли, ищешь, как их надо сказать. Раз в «Европейской» гостинице в Ленинграде всю ночь соседям спать не давал. Громко заучивала, но не текст запоминала, а хотела найти интонацию… Каждый раз ставлю себе вопрос: что я делаю здесь?.. Это действие и служит основой для запоминания» Другая актриса тот же принцип работы над запоминанием выразила так: «Не забочусь ни о самих словах, ни о том, чтобы запомнить их, а стараюсь понять, что делается в этом куске, понять состояние действующего лица сейчас… Хотя не всё, но многое и многое само собой запоминается». А.А. Смирнов заключает: «Активность в процессе работы над ролью и активность самого исполнения роли, самого её содержания –такова двоякого рода активность, которая имеет здесь место и служит основой для запоминания… без специальной работы по запоминанию».[96] /Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966, с.136/

Из экспериментов, проведенных А.А. Смирновым следует, что чем больше разнообразных действий мы сможем предпринять с выучиваемым материалом, тем больше у нас шансов его быстрее запомнить.

Основными способами запоминания в современной психологии считаются те, которые связаны с пониманием заучиваемой информации, нахождением в ней определенной логики, выделением смысловых единиц, несущих основную смысловую нагрузку, установлением межгрупповых связей.

Большими возможностями в запоминании располагает составление плана заучиваемого. Это проясняет структуру текста и позволяет охватывать его сразу и целиком. План разделяет материал на куски и фрагменты, к каждому из которых рекомендуется придумывать своё название, отражающее его название. Далее через название частей рекомендуется связывать весь материал в единую цепь ассоциаций. Рекомендуется объединять отдельные мысли и предложения в более крупные смысловые единицы. Процесс запоминания по укрупненным единицам протекает легче, чем по дробными и единичным.

Для активизации запоминания психологи рекомендуют активизировать и образную память, связанную с памятью на различные ощущения. Люди, которые хорошо запоминают, текст, включают в процесс запоминания не только деятельность основного анализатора, но и других. Прославившийся своей феноменальной памятью в 30-е годы прошлого века журналист Шерешевский запоминал предметы и события на вкус, на цвет и даже на звук. «Ведь вот этот забор, – говорил он психологу А. Лурию, который рассказал о его удивительной памяти в своей работе «Маленькая книжка о большой памяти», - он такой соленый на вкус и такой шершавый, и у него такой острый и пронзительный звук!»

Большими возможностями для запоминания обладают методы, связанные с аутогенным погружением. Это состояние, которое И.П.Палов называл «фазовым», то есть, находящимся в промежуточной фазе между сном и бодрствованием. В этом состоянии сильные раздражители вызывают сильную реакцию, а слабые, например, слово – с сильную. Поэтому текст воспринимаемый в момент нахождения в парадоксальной фазе, запоминается много лучше и в большем объеме, чем в обычном состоянии бодрствования. Эксперименты в этой области, проведенные болгарским ученым А. Лозановым, дали новое направление в обучении, получившего название суггестивной педагогики.

Но более прочное заучивание может быть достигнуто и при обратном варианте условий – при помехах, которые заставляют учащегося более сильно концентрировать своё вынимание. В результате этого в мозге создается более сильный очаг возбуждения и образующиеся условные связи становятся более прочными.

 

Мотивация и память

Мотиваций в психологии называют побуждения, которые вызывают активность человека в отношении движения к какой-либо цели для удовлетворения имеющейся потребности. Её делят на внутреннюю и на внешнюю. Внешняя мотивация обуславливается какими-либо социальными факторами, например, когда ученик учит руки под нажимом учителей или родителей. Внутренняя мотивация включается под влиянием собственных побуждений человека. В этом случае учащийся осваивает и запоминает учебный материал потому что ему это интересно, потому это представляется ему жизненно важным, потому что это имеет для него большой жизненный смысл. Естественно, что внутренняя мотивация исходя из сказанного представляется более предпочтительной, нежели внешняя. Когда человек начинает профессионально обучаться какому-то делу, вправе ожидать, что им движет внутренняя мотивация, и всё то, что он изучает в своём учебном заведении, будет усваиваться им с большим желанием и интересом. Поэтому развитие хорошей памяти напрямую оказывается связанным с воспитанием у будущего профессионала внутренней мотивации. Это в свою очередь достигается в процессе самовоспитания чувства ответственности и самодисциплины.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.