Виды сервисного обслуживания
Сервис принято подразделять на следующие разновидности [27, 20, 30, 14, 25]: • сервис удовлетворения потребительского спроса; • производственный сервис; • послепродажное обслуживание; • информационное обслуживание; • финансово-кредитный сервис. Все приведенные разновидности сервисных услуг, предоставляемых покупателю, можно разделить на услуги, оказываемые на трех этапах: • предпродажные услуги — работы и операции по формированию спроса на логистическое обслуживание. К ним относятся консультирование, подго-товка перевозочных средств; установка дополнительного оборудования, демонстрация техники, обеспечение необходимой документацией. Они, как правило, являются бесплатными; • услуги, сопутствующие процессу продажи (реализации) продукции, обеспе-чивающие эффективное продвижение материальных потоков и доставку продукции к месту назначения в строгом соответствии с заказами потребителей (подбор и комплектация партий поставок, упаковка, маркировка, формирование грузовых единиц, работа по обеспечению надежности поставок и т.д.); • услуги послепродажного характера, к которым относятся услуги по гарантийному обслуживанию, обеспечению запасными частями, обязательства по рассмотрению претензий покупателей, обеспечение возвратных потоков, осуществление обмена продукции и ряд других [21]. Послепродажный сервис обычно делится на гарантийный и послегаран-тийный. Стоимость послепродажного послегарантийного сервиса и его объем определяются условиями контракта на данный вид сервиса. Иногда этот вид сервиса называют техническим обслуживанием (осмотры, ремонты, проверки и др.). Сервис удовлетворения потребительского спроса является комплексной характеристикой уровня обслуживания потребителей и включает в себя услуги, оказываемые на всех трех этапах. Он характеризуется следующими показателями: время, частота, безотказность, своевременность и качество поставок, объем, готовность фирмы быстро реагировать на неожиданно поступившие заказы, способ заказа, готовность проведения погрузочно-разгрузочных работ. Производственный сервис, или сервис производственного назначения, представляет собой совокупность предлагаемых видов сервисного обслужи-вания выпускаемой продукции, т.е. набор услуг, предоставляемых потреби-телю с момента заключения договора на покупку до момента поставки продукции. Это прежде всего разноплановая работа по доработке и модифи-кации продукции в соответствии со специфическими требованиями потреби-телей (специальная окраска и упаковка, выпуск продукции в экспортном исполнении, специфическая комплектация и др.). Продукция в ряде случаев нуждается в шефмонтаже и наладке в условиях встраивания в производственный цикл непосредственно у потребителя (например, автоматические поточные линии в машиностроении, наладка сложной бытовой техники). Существенным компонентом производственного сервиса является обучение поставщиком эксплуатационного персонала потребителя. Практика показывает, что именно отсутствие такого подготов-ленного персонала является тормозом для внедрения новой продукции. Сервис послепродажного обслуживания включает в себя совокупность всех предоставляемых услуг, необходимых для обеспечения эффективного функ-циионирования продукции в существующих экономических условиях в течение всего предусмотренного жизненного цикла продукции. Он осуществляется как до, так и после продажи продукции и состоит из следующих основных мероприятий: определение требований к послепродажному обслуживанию; организация обеспечения запасными частями и инструментами, необходи-мыми для осуществления послепродажного обслуживания; подготовка и выпуск необходимой технической документации, обучение пользователей товаров; подготовка персонала потребителя к проведению ремонтных работ; управление процессом логистического обслуживания в ходе его осущест-вления или посредством контроля за качеством обслуживания, проводимого субподрядчиками, дистрибьюторами или самими клиентами; подготовка необходимой инфраструктуры и помещений для обеспечения послепродажного обслуживания; разработка системы замены продукции ее современными модификациями; управление транспортными средствами, погрузочно–разгрузочными рабо-тами, временным складированием и упаковкой в ходе перемещения запасных частей, а также передвижениями обслуживающего персонала. Таким образом, послепродажное обслуживание должно выполняться не по мере возможности и от случая к случаю, а носить систематический и организованный характер. Сервис информационного обслуживания — это совокупность информации о продукции фирмы и предоставляемом фирмой сервисе, методов и принципов, а также технических средств, используемых для обработки и передачи информации. До последнего времени информационные услуги сводились главным образом к снабжению покупателя необходимой сопроводительной документацией. В настоящее время понятие «сопроводительная документация» претерпевает изменения, появляются и расширяются новые виды информационных услуг. Прежде всего, это относится к рекламе, профессиональный и технический уровень которой становится более высоким. Структура рекламы претер-певает существенные изменения. С одной стороны, она становится адрес-ной, ориентированной на конкретный тип потребителя, а с другой — приобретает универсальные черты, позволяющие расширить круг привлека-емой клиентуры. В рекламе находят свое отражение не только эксплуатаци-онные характеристики предлагаемых товаров и их цены, но и условия покупки в широком смысле: сведения о предлагаемых модификациях, усло-виях оплаты, системе предоставляемых скидок и льгот, системе транспортировки, погрузки и разгрузки, системе гарантий, порядке предъяв-ления претензий, об организации снабжения запчастями, о порядке и стоимости модификации приобретенной продукции и утилизации старой и др. Важнейшим видом рекламной деятельности является создание и доведение до потенциальных покупателей различного рода ценников, каталогов и прейскурантов, необходимых для ориентации потенциальных покупателей и расширения их круга. Для современного информационного сервиса характерно использование новейшей коммуникационной и информационной техники: реклама по факсам и телеканалам, включая передачу телетекста и телемагазин. Эффективным средством установления связей между производителями и потенциальными потребителями являются различного рода локальные информационные сети. Наибольшие возможности в этом отношении предоставляет глобальная сеть Интернет. Финансово-кредитный сервис заключается в предоставлении покупателю разнообразных вариантов оплаты продукции: по факту получения товаров, в рассрочку, с различными скидками и льготами, предоставляемыми покупа-телям, а также с использованием различных форм кредитования. Оплата может производиться либо наличными, либо по безналичному расчету. Безналичный расчет может осуществляться в форме аккредитива, в виде платежных поручений, с оплатой чеками, в порядке выполнения плановых платежей, а также с использованием векселей, т.е. письменных долговых обязательств. Финансовый сервис при сбыте продукции включает в себя также предоставление различного рода скидок и льгот. Наиболее распространены скидки по количеству приобретаемого товара, к тому же оптовые цены всегда ниже розничных. Скидки могут носить сезонный или территории-альный характер, а также представлять собой различного рода уценки, например в связи со временем хранения данной продукции до ее реализации, хотя и без потери качества. Льготы могут распространяться на различных юридических и физических лиц — потенциальных покупателей. Кредиты могут предоставляться покупателям в товарной, денежной или смешанной форме. Они могут быть банковскими, коммерческими, государ-ственными, международными, потребительскими и др. Ассортимент услуг, предоставляемых в рамках логистического сервиса, довольно разнообразен и оказывает влияние на конкурентоспособность фирмы и величину издержек. Характерной особенностью является то, что услуги носят системный характер. В связи с этим фирме необходимо точно определить стратегию в области логистического обслуживания потре-бителей. Действия по формированию системы логистических услуг выполняются в следующей последовательности: 1) сегментация потребительского рынка, т.е. разделение его на конкретные группы потребителей, для каждой из которых могут потребоваться опреде-ленные услуги в соответствии с особенностями потребления; 2) определение перечня наиболее значимых для покупателей услуг; 3) ранжирование услуг, входящих в составленный перечень, сосредоточение внимания на наиболее значимых для покупателей услугах; 4) определение стандартов услуг для различных сегментов рынка; 5) оценка оказываемых услуг, установление взаимосвязи между уровнем сервиса и стоимостью оказываемых услуг, определение уровня сервиса, необходимого для обеспечения конкурентоспособности компании; 6) установление обратной связи с покупателями для обеспечения соответ-ствия услуг потребностям покупателей. Сегментация потребительского рынка может осуществляться по географи-ческому фактору, по характеру оказываемых услуг или по другому признаку. Выбор значимых для покупателей услуг, их ранжирование, определение стандартов осуществляются в результате проведения различных опросов потребителей. Кроме того, необходимо выработать также и коли-чественные оценки уровня каждой разновидности сервиса, достигаемого в той или иной компании.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|