Здавалка
Главная | Обратная связь

Роль транспортно-экспедиционных услуг в процессе органи-зации транспортного сервиса



 

Логистический сервис стимулирует развитие экономических связей между производителями и потребителями продукции. Ве­дущую роль в его организации играют экспедиторская деятель­ность и работа транспорта. Причем в рамках логистического сервиса группа транспортно экспедиции-онных услуг является наибо­лее распространенной и динамичной. В общем объеме логис­тических услуг, предоставляемых посредническими и сервис-ными организациями потребителям, услуги перевозчиков составляют 60...80% [27].

Переход экономики России к рыночным отношениям поста­вил перед воздушным транспортом задачу поддержания высокого уровня обслужи-вания клиентуры, что включает в себя доставку грузов «точно в срок», «от двери до двери», работу по заказу, полную сохранность грузов, невысокие тарифы.

Одним из важнейших мероприятий, обеспечивающих качество перевозоч-ного процесса, является организация логистики транспортно-экспедици-онного обслуживания (ТЭО) грузоотправите­лей и грузополучателей. Жизнь настойчиво требует повышать ка­чество экспедирования, так как сегодня-шний уровень услуг на воздушном транспорте уже никого не удовлетворяет — ни транспорт­ников, ни клиентов. В настоящее время необходимо перехо-дить от разовых экспедиционных операций к комплексному транспортно-экспедиционному обслуживанию, когда клиент получает весь объем экспеди-ционных услуг, осуществляемый экспедиторами при доставке грузов по методу «от двери до двери» и «точно в срок».

Задача транспортно-экспедиционного обслуживания — уско­рение доставки грузов с освобождением грузоотправителей и грузополучателей от многочис-ленных операций по сдаче и приему грузов, по оформлению перевозочной документации и от расче­тов на всех этапах за перевозки. Та­ким образом, ТЭО неразрывно связано с основной перевозочной работой транспортных организаций, и поэтому оно является не вспомогательным, а важнейшим элементом общего перевозочно­го процесса, так как без его выполнения невозможно осуществить весь транспортный процесс. Транспортно-экспедиционное обслу­живание выполняют специалисты (экспеди-торы), работающие в специальных транспортно-экспедиционных организа-циях. Экспе­диторы играют серьезную роль в привлечении дополнительных объемов перевозок, в создании конкурентной среды, в улучшении обслужи-вания отправителей и получателей грузов [12]. По данным Международной федерации экспедиторских организаций ФИАТА (Federation Internationale des Association de Transitaires et Assimiles), около 76 % мирового грузооборота на всех видах транспорта вы­полняется с участием экспедиторов.

Полное транспортно-экспедиционное обслуживание предус­матривает еди-ную ответственность транспортно-экспедиторской организации за своевре-менную и сохранную доставку грузов от отправителя до получателя с выполнением всего комплекса транс­портно-экспедиционных операций. Оно включает в себя следую­щие операции:

1. подготовка грузов к перевозке, оформление грузовых доку­ментов;

2. оформление плановых, коммерческих, перевозочных и расчет­ных документов по перевозкам по поручениям владельца груза;

3. погрузка грузов на транспортные средства (ТС) и выгрузка их из ТС, переработка грузов на складах;

4. внутрискладские перегрузочные операции, связанные с подкомплекто-ванием грузовых отправок по плану формирования в определенные пункты назначения;

5. упаковка, взвешивание, маркировка, пломбирование грузов;

6. выполнение централизованных расчетов за все операции по пере­возкам и транспортно-экспедиционным услугам;

7. доставка (автоперевозка) грузов, контейнеров и документов со станций (портов) грузополучателя и отправление грузов на станции (порты);

8. информация о грузах и ТС, необходимая отправителям и по­лучателям грузов.

Транспортно-экспедиционные операции выполняются по до­говорам с грузовладельцами за установленную плату (экспедици­онные сборы) допол-нительно к суммам тарифов за перевозки.

Транспортно-экспедиторские предприятия организуют доставку грузов в прямых и смешанных сообщениях с участием нескольких видов транспорта, в том числе доставку грузов по транзитным коридорам. Особенно возрастают возможности такого обслуживания с развитием контейнерных перевозок. В России до 85 % отпра­вок грузов оформляется транспортно-экспедиторскими фирмами. Экспедиторы создают собственные логистические транспортные цепочки движения конкретного товара от производителя к потре­бителю через транспортные узлы, связанные единой компьютер­ной системой обмена информацией и расчетов.

На международном рынке, как правило, решающий голос имеют крупные экспедиторы. Современный экспедитор перево­зок внешнеторговых грузов должен владеть определенным мини­мумом знаний в области перевозочных и информационных техно­логий на всех видах транспорта, знать транспортные и таможен­ные тарифы, гражданское и международное транспортное зако­нодательства, национальные транспортные уставы и кодексы.

В настоящее время в мире сложился единый транспортный ком­плекс в форме кооперации деятельности небольшого числа мощ­ных транспортных и транспортно-экспедиторских компаний и сотен тысяч средних и мелких экспедиторских фирм и транспорт­ных предприятий. По данным ФИАТА, в мире действует 35 тыс. крупных и средних экспедиторских фирм с общей численностью персонала около 8 млн чел.

Таким образом, основным субъектом, предъявляющим груз пе­ревозчикам, стал экспедитор. Экспедиторы контролируют около 60 % перевозок маги-стральными видами транспорта и до 75 % меж­дународных перевозок. Экспедитор становится главным действу­ющим лицом логистической системы, обеспечивающей прогно­зирование и планирование перевозок, слежение за движением транспортных средств, контейнеров, за временем доставки товара, оптимизацию продвижения грузов и хранение сырья, материалов и готовой продукции.

Предполагается, что в перспективе в России будет создано 70 транспортных логистических центров (ЛЦ), связанных транспорт­ными коридорами с подключенными к ним логистическими ре­гиональными подсистемами, которые будут обеспечивать через экспедиторов и перевозчиков выход к каждому грузоотправителю и грузополучателю.

Происходит расширение прав экспедитора. В его функции те­перь могут входить:

• право привлечения третьих лиц;

• использование собственных ТС и складов;

• действие в качестве оператора перевозки грузов в смешанном сообщении;

• выступление в качестве арендатора ТС и складов;

• осуществление в ходе доставки углубленной доработки това­ров, их выкупа и перепродажи, а также организация их сбыта. Необходимым условием сохранения и усиления конкуренто­способности экспедиторских компаний становится высокий уро­вень концентрации производства и капитала, превращение их в монополии.

Концентрация, монополизация, внедрение информационных технологий радикально повышают и меняют роль экспедиторов. Наблюдается важная тенденция к превращению экспедиторов из посредников в независимых перевозчиков, которые заключают от своего имени контракты на перевозку с грузовладельцами и с фактическими перевозчиками, т.е. экспедитор начинает зани­мать центральное место в логистической транспортной цепи.

В настоящее время данная тенденция достигла качественно но­вого этапа развития, поскольку экспедиторы стали выступать опе­раторами смешанной перевозки грузов, предлагая клиентуре до­ставку грузов по принципу «от двери до двери» несколькими видами транспорта по единому документу и сквозной тарифной ставке. Основой для данной услуги стало сотрудничество с воздушным транспортом.

Таким образом, развитие логистики экспедирования на транс­порте России в условиях рынка является важнейшим условием привлечения дополни-тельных объемов перевозок, улучшения транспортного обслуживания во всех сферах экономики [20].







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.