Роль транспортно-экспедиционных услуг в процессе органи-зации транспортного сервиса
Логистический сервис стимулирует развитие экономических связей между производителями и потребителями продукции. Ведущую роль в его организации играют экспедиторская деятельность и работа транспорта. Причем в рамках логистического сервиса группа транспортно экспедиции-онных услуг является наиболее распространенной и динамичной. В общем объеме логистических услуг, предоставляемых посредническими и сервис-ными организациями потребителям, услуги перевозчиков составляют 60...80% [27]. Переход экономики России к рыночным отношениям поставил перед воздушным транспортом задачу поддержания высокого уровня обслужи-вания клиентуры, что включает в себя доставку грузов «точно в срок», «от двери до двери», работу по заказу, полную сохранность грузов, невысокие тарифы. Одним из важнейших мероприятий, обеспечивающих качество перевозоч-ного процесса, является организация логистики транспортно-экспедици-онного обслуживания (ТЭО) грузоотправителей и грузополучателей. Жизнь настойчиво требует повышать качество экспедирования, так как сегодня-шний уровень услуг на воздушном транспорте уже никого не удовлетворяет — ни транспортников, ни клиентов. В настоящее время необходимо перехо-дить от разовых экспедиционных операций к комплексному транспортно-экспедиционному обслуживанию, когда клиент получает весь объем экспеди-ционных услуг, осуществляемый экспедиторами при доставке грузов по методу «от двери до двери» и «точно в срок». Задача транспортно-экспедиционного обслуживания — ускорение доставки грузов с освобождением грузоотправителей и грузополучателей от многочис-ленных операций по сдаче и приему грузов, по оформлению перевозочной документации и от расчетов на всех этапах за перевозки. Таким образом, ТЭО неразрывно связано с основной перевозочной работой транспортных организаций, и поэтому оно является не вспомогательным, а важнейшим элементом общего перевозочного процесса, так как без его выполнения невозможно осуществить весь транспортный процесс. Транспортно-экспедиционное обслуживание выполняют специалисты (экспеди-торы), работающие в специальных транспортно-экспедиционных организа-циях. Экспедиторы играют серьезную роль в привлечении дополнительных объемов перевозок, в создании конкурентной среды, в улучшении обслужи-вания отправителей и получателей грузов [12]. По данным Международной федерации экспедиторских организаций ФИАТА (Federation Internationale des Association de Transitaires et Assimiles), около 76 % мирового грузооборота на всех видах транспорта выполняется с участием экспедиторов. Полное транспортно-экспедиционное обслуживание предусматривает еди-ную ответственность транспортно-экспедиторской организации за своевре-менную и сохранную доставку грузов от отправителя до получателя с выполнением всего комплекса транспортно-экспедиционных операций. Оно включает в себя следующие операции: 1. подготовка грузов к перевозке, оформление грузовых документов; 2. оформление плановых, коммерческих, перевозочных и расчетных документов по перевозкам по поручениям владельца груза; 3. погрузка грузов на транспортные средства (ТС) и выгрузка их из ТС, переработка грузов на складах; 4. внутрискладские перегрузочные операции, связанные с подкомплекто-ванием грузовых отправок по плану формирования в определенные пункты назначения; 5. упаковка, взвешивание, маркировка, пломбирование грузов; 6. выполнение централизованных расчетов за все операции по перевозкам и транспортно-экспедиционным услугам; 7. доставка (автоперевозка) грузов, контейнеров и документов со станций (портов) грузополучателя и отправление грузов на станции (порты); 8. информация о грузах и ТС, необходимая отправителям и получателям грузов. Транспортно-экспедиционные операции выполняются по договорам с грузовладельцами за установленную плату (экспедиционные сборы) допол-нительно к суммам тарифов за перевозки. Транспортно-экспедиторские предприятия организуют доставку грузов в прямых и смешанных сообщениях с участием нескольких видов транспорта, в том числе доставку грузов по транзитным коридорам. Особенно возрастают возможности такого обслуживания с развитием контейнерных перевозок. В России до 85 % отправок грузов оформляется транспортно-экспедиторскими фирмами. Экспедиторы создают собственные логистические транспортные цепочки движения конкретного товара от производителя к потребителю через транспортные узлы, связанные единой компьютерной системой обмена информацией и расчетов. На международном рынке, как правило, решающий голос имеют крупные экспедиторы. Современный экспедитор перевозок внешнеторговых грузов должен владеть определенным минимумом знаний в области перевозочных и информационных технологий на всех видах транспорта, знать транспортные и таможенные тарифы, гражданское и международное транспортное законодательства, национальные транспортные уставы и кодексы. В настоящее время в мире сложился единый транспортный комплекс в форме кооперации деятельности небольшого числа мощных транспортных и транспортно-экспедиторских компаний и сотен тысяч средних и мелких экспедиторских фирм и транспортных предприятий. По данным ФИАТА, в мире действует 35 тыс. крупных и средних экспедиторских фирм с общей численностью персонала около 8 млн чел. Таким образом, основным субъектом, предъявляющим груз перевозчикам, стал экспедитор. Экспедиторы контролируют около 60 % перевозок маги-стральными видами транспорта и до 75 % международных перевозок. Экспедитор становится главным действующим лицом логистической системы, обеспечивающей прогнозирование и планирование перевозок, слежение за движением транспортных средств, контейнеров, за временем доставки товара, оптимизацию продвижения грузов и хранение сырья, материалов и готовой продукции. Предполагается, что в перспективе в России будет создано 70 транспортных логистических центров (ЛЦ), связанных транспортными коридорами с подключенными к ним логистическими региональными подсистемами, которые будут обеспечивать через экспедиторов и перевозчиков выход к каждому грузоотправителю и грузополучателю. Происходит расширение прав экспедитора. В его функции теперь могут входить: • право привлечения третьих лиц; • использование собственных ТС и складов; • действие в качестве оператора перевозки грузов в смешанном сообщении; • выступление в качестве арендатора ТС и складов; • осуществление в ходе доставки углубленной доработки товаров, их выкупа и перепродажи, а также организация их сбыта. Необходимым условием сохранения и усиления конкурентоспособности экспедиторских компаний становится высокий уровень концентрации производства и капитала, превращение их в монополии. Концентрация, монополизация, внедрение информационных технологий радикально повышают и меняют роль экспедиторов. Наблюдается важная тенденция к превращению экспедиторов из посредников в независимых перевозчиков, которые заключают от своего имени контракты на перевозку с грузовладельцами и с фактическими перевозчиками, т.е. экспедитор начинает занимать центральное место в логистической транспортной цепи. В настоящее время данная тенденция достигла качественно нового этапа развития, поскольку экспедиторы стали выступать операторами смешанной перевозки грузов, предлагая клиентуре доставку грузов по принципу «от двери до двери» несколькими видами транспорта по единому документу и сквозной тарифной ставке. Основой для данной услуги стало сотрудничество с воздушным транспортом. Таким образом, развитие логистики экспедирования на транспорте России в условиях рынка является важнейшим условием привлечения дополни-тельных объемов перевозок, улучшения транспортного обслуживания во всех сферах экономики [20]. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|