Нормативно-правовые акты и документы, регулирующие деятельность воздушного транспорта
Законодательная база функционирования российской системы воздушных перевозок базируется на трех основных источниках: 1. Международные правовые акты и документы, регулирующие воздушные сообщения (Конвенции, Приложения к Чикагской конвенции, Руководства и Правила ИКАО, а также документы других международных организаций гражданской авиации); 2. Правовые акты Российской Федерации, связанные с перевозками и воздушными перевозками (Конституция РФ, Федеральные законы и кодексы, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ); 3. Нормативные и руководящие документы в сфере воздушных перевозок, изданные полномочным органом гражданской авиации РФ - ФАВТ России. ( ФАП, приказы, наставления, инструкции, указания). Внутренние и международные воздушные перевозки гражданской авиации регламентируются Законодательством страны местонахождения и законода-тельством страны пребывания авиаперевозчика. Наиболее крупными многосторонними соглашениями по общим вопросам гражданской авиации и осуществлению международных воздушных сооб-щений является «Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных перевозок», подписанная в Варшаве в 1929г и Чикагской конвенцией о международной гражданской авиации от 07.12.1944г. Россия, как правопреемник СССР, является участником этих Конвенций. «Основной целью Конвенции является регулирование условий междуна-родных воздушных перевозок в отношении документов, употребляемых для этих перевозок, и ответственности перевозчика». Варшавская конвенция с поправками Гаагского протокола 1955 г, установила перечень и формы единообразных документов, используемых в международных воздушных перевозках (пассажирский билет и багажная квитанция, грузовая наклад-ная, квитанция сверхнормативного багажа, багажная и грузовая бирки и др), закрепила общие правила перевозки пассажиров и грузов на междуна-родных линиях, урегулировала вопросы ответственности перевозчика перед пассажирами, грузоотправителями и грузополучателями. В 1944г. на конференции в Чикаго была учреждена Международная органи-зация гражданской авиации - ИКАО, основное назначение которой состоит в том, «чтобы международная гражданская авиация могла развиваться безопасным и надлежащим образом и чтобы международные воздушно-транспортные сообщения могли устанавливаться на основе равных воз-можностей и осуществляться надежно и экономично». На ИКАО возложены задачи координации действий государств при эксплу-атации международных воздушных линий, содействия развитию воздуш-ного транспорта и обеспечения безопасности международных полетов. Деятельность ИКАО развивается в трех основных областях: технической, экономической и правовой. В технической области эта деятельность осуществляется по линии разра-ботки и принятия единых международных стандартов и рекоменда-ций, направленных на обеспечение наибольшего единообразия правил в области международной аэронавигации. Деятельность ИКАО в экономической области осуществляется, главным образом, по линии сбора статистических данных о перевозках, их объеме, а также разработке мер по упрощению и сокращению времени на выполнение административных формальностей при международных воздушных перевозках (МВП). В юридической области деятельность ИКАО заключается во внесении поправок к Чикагской конвенции, разработке новых конвенций по междуна-родному воздушному праву, анализе судебных решений государств, арбитраже и т.п. В рамках ИКАО в декабре 1970г. в Гааге была проведена международная дипломатическая конференция, на которой рассматривались вопросы безопасности воздушного движения, связанные с участившимися случаями попыток захвата и угона ВС. На конференции была выработана Конвенция о борьбе с незаконным захватом ВС, основная цель которой обеспечить неотвратимость наказания лиц, виновных в незакон-ном захвате ВС. Международные воздушные сообщения, как регулярные, так и нерегу-лярные осуществляются в целях перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты за плату, т.е. носят коммерческий характер. Основными документами, регулирующими коммерческую политику воздушного транспорта, являются тарифы и правила их применения, кото-рые устанавливаются Международной ассоциацией воздушного транспорта (ИАТА). Эта международная организация объединяет авиакомпании всего мира. Членом ИАТА является также и российские авиакомпаний «Аэро-флот», «Трансаэро», «Россия», «Волга-Днепр», «Юте-Эйр», «Сибирь» «Владивосток Авиа» и др. Для осуществления международных авиаперевозок между отдельными авиакомпаниями заключаются двухсторонние соглашения о воздушных сообщениях, которые предусматривают взаимное согласование тарифов за авиаперевозки. В этих соглашениях предусматриваются санкции за нарушение условий эксплуатации международных воздушных линий, чаще всего такие санкции применяются за нарушение тарифов на авиаперевозку. Определяющее положение по отношению ко всем другим законам занимает Конституция Российской Федерации как основной закон нашего государства. Закон – «нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке. Обладает высшей юриди-ческой силой по отношению к другим нормативным актам». Конституция является источником транспортного права, выступая в качестве юридической базы его развития. В то же время Конституция содержит нормы, имеющие непосредственное отношение к транспорту. Конституция Российской Федерации (ст.71) относит управление феде-ральным транспортом, путями сообщения к ведению Российской Федерации. Это положение является основополагающим при правовом регулировании деятельности транспорта. Важный источник транспортного права – это Гражданский Кодекс Российской Федерации, который сконцентрировал в одной главе (гл. 40) нормы, регулирующие основные положения по перевозкам: о договоре перевозки грузов и пассажиров, перевозке транспортом общего пользования, подаче транспортных средств, погрузке и выгрузке груза, ответственности перевозчика, претензиях и исках и т.д. Основным законодательным актом, регулирующим перевозку пассажиров и грузов на воздушном транспорте, является Воздушный Кодекс Российской Федерации. Воздушный кодекс разработан на основе Законодательства РФ и Международного Воздушного права; он устанавливает правовые, организационные и экономические основы использования воздушного пространства РФ. Воздушный кодекс регулирует отношения между физическими и юридическими лицами, возникающие в процессе осуществления авиаперевозок. Наряду с обычной воздушной перевозкой активно используется также договор воздушного чартера, при котором фрахтовщик предоставляет фрахтователю одно или несколько воздушных судов (их частей) для воздушной перевозки груза или пассажиров и багажа на один или несколько рейсов (ст. 104 ВК). Контроль за соблюдением на территории РФ Воздушного кодекса, национальных и международных требований, стандартов, норм, правил и процедур в отрасли гражданской авиации, а также защиту интересов РФ при взаимодействии с полномочными органами других стран и междуна-родными организациями осуществляет в качестве государственного полно-мочного органа гражданской авиации России Федеральное агентство воз-душного транспорта (ФАВТ). Нормативные и руководящие документы, регулирующие воздушные перевозки в отрасли гражданской авиации исходящие от Министерства транспорта РФ и Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) являются: Федеральные авиационные правила, приказы, инструкции, именно этими документами также осуществляется дальнейшее законодательное развитие отношений по перевозке пассажиров и грузов, а также почтовые перевозки. На основе указанных выше международных и российских документов каждая авиакомпания, выполняющая внутренние и международные перевозки, разрабатывает свои корпоративные документы, их требования могут различаться, но в основном все они соответствуют требованиям международных конвенций, а также правилам и процедурам ИАТА. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки ФАП №82 от 2007г. и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|