Структура авиационной отрасли России
В последнее время в нашей стране получили большое развитие авиационные перевозки, путешествия. Авиационный транспорт позволяет совершать путешествия на дальние расстояния в относительно короткие сроки. И это важно как для зарубежных, так и для внутренних туристских маршрутов, так как наша страна огромна и имеет 9 часовых поясов. Гражданская авиация России является крупнейшей отраслью экономики государства. Воздушный транспорт в объеме перевозок магистральными видами транспорта занимает более трети всего пассажирооборота и существенную часть грузоперевозок России. Воздушные трассы связывают между собой около 3900 городов и населенных пунктов нашей страны. Общая протяженность авиатрасс составляет около 1 млн км. Практически из всех городов, где имеются аэропорты, можно отправить туристов самоле-тами, т.е. организовать авиамаршруты для проведения содержательного отдыха. В настоящее время функционируют 125 российских авиакомпаний, из числа которых полеты на международных авиалиниях осуществляют 115 авиакомпаний. Нашей страной заключены соглашения о воздушном сообщении с 130 странами.
В России (по состоянию на 2011 г.) работают 315 аэропортов, из которых только 117 образуют опорную аэродромную сеть России. По сравнению с 2010 годом сеть сократилась на 17 аэродромов - при том, что в 1992 году она составляла 1302 аэропорта. Наряду с этим происходит развитие аэропортов, образующих опорную сеть: аэропортов, минимально необходимых РФ для исполнения функций и полно-мочий на федеральном уровне. Таковых в России сейчас насчитывается 101, включая 11 международных узловых аэропортов-хабов. На авиационных трассах работает более 7 тыс. воздушных судов. Одновременно в воздухе находится более 1000 самолетов.
В отрасли действуют 15 специализированных учебных заведений, 13 авиаремонтных заводов, 4 научно-исследовательских института, 128 центров единой системы организации воздушного движения. Общий кадровый потенциал составляет около 250 тыс. человек. Более 70 % пассажирооборота выполняют на регулярной основе крупнейшие авиакомпании России: «Аэрофлот», «Трансаэро», «Россия», «Юте Эйр», «Сибирь». Российские авиакомпании на зарубежных рейсах работают в основном по направлениям: Африка (37%), Азия (16%), Ближний Восток (13 %), Европа (12 %), Америка (11 %) и Океания (10%)'. На международных авиалиниях в настоящее время объемы пассажирских перевозок при определенном их снижении в 2001 г. имеют тенденцию к незначительному, но стабильному росту. До 2015г. прогнозируется устойчи-вый рост объемов авиаперевозок в Российской Федерации со среднегодо-выми темпами 3,5-4 %. Эти цифры совпадают с прогнозом IATA по перспективам развития мирового воздушного транспорта. Российская Федерация, изучив опыт других стран в области регулирования гражданской авиации, а также свой опыт в области командно-администра-тивного управления экономикой, выработала интегрированную (комбиниро-ванную) модель управления гражданской авиацией. Гражданская авиация в России начала развиваться с 20-х годов XX в. В 1923 г. был создан Совет по гражданской авиации. В 1930.г. образован единый государственный орган - Всесоюзное объединение гражданского воздушного флота, переименованное в 1932 г. в «Аэрофлот»(итак, «Аэрофлот» в советский период государства был не просто единой монопольной государ-ственной авиакомпанией страны, но и всесоюзным объединением граждан-ского флота). Сегодня «Аэрофлот - российские авиалинии» — не единствен-ная, но крупнейшая российская авиакомпания, имеющая статус нацио-нального флаг-перевозчика, выполняющая почти 2/3 всего объема междуна-родных авиаперевозок. В 1964 г. было создано Министерство гражданской авиации (МГА) для решения внутриотраслевых проблем материального и кадрового обеспе-чения, а также для перспективных проектов и гражданского представи-тельства в правительственных органах. В условиях рыночных преобразований в гражданской авиации изменилась структура собственности предприятий воздушного транспорта. На смену действовавшим ранее авиапредприятиям, объединявшим в своей структуре авиакомпанию и аэропорт, пришло значительное число хозяйствующих субъектов различных организациионно-правовых форм и форм собствен-ности. Большинство объединенных авиапредприятий разделилось на авиаперевозочные компании и аэропорты. Часть авиапредприятий продол-жает функционировать, сохраняя прежнюю структуру. В 1991 г. в результате распада «Аэрофлота» на множество крупных и мелких авиакомпаний, создания новых авиапредприятий и формирования таким образом в России рынка авиаперевозок была создана Национальная авиационная ассоциация России. В нее входят предприятия, как производст-венников, так и эксплуатантов. Задачами ассоциации являются формирова-ние в нашей стране единой системы управления авиацией общего назначе-ния, регистрация самолетов и аэродромов, а также представительство в международных авиационных организациях. В то же время в России была создана Федеральная авиационная служба (ФАС), имевшая целью государственное регулирование гражданских авиаперевозок в России. 25 мая 1999 г. Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» № 651 на базе ФАС была создана Федеральная служба воздушного транспорта России (ФСВТ) как федеральный орган исполнительной власти в области гражданской авиации. 19 мая 2000 г. Указом Президента РФ «О структуре органов исполнительной власти» ФСВТ как отдельный орган была ликвидирована и вошла в структуру Министерства транспорта РФ. С данного момента в соответствии с постановлением Правительства РФ «Вопросы Министерства транспорта РФ» № 560 данная служба получила наименование: Государственная служба гражданской авиации (ГСГА) Министерства транспорта РФ. С марта 2004 г. в связи с правительственной реформой данный орган определен как Федеральное агентство воздушного транспорта
Федеральное агентство воздушного транспорта (сокращенное наимено-вание — Росавиация) — федеральный орган исполнительной власти, находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации. Формально Росавиация является вновь образованным органом, однако факти-чески создана на основе ранее существовавших структурных подразделений Минтранса России и специализированных федеральных органов исполни-тельной власти, осуществлявших государственное управление в сфере воздушного транспорта. Вместе с тем, Росавиацию нельзя считать преемником Государственной службы гражданской авиации Минтранса России, так как ее функции в настоящее время распределены между тремя федеральными органами исполнительной власти: Росавиацией, Ространснадзором, и Минтрансом России (Департамент государственной политики в области гражданской авиации).
Федеральные органы исполнительной власти в области гражданской авиации
![]()
Федеральное агентствоГосударственное регулирование, воздушного транспорта возложено на Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ) при Министерстве транспорта РФ. воздушного транспорта (Росавиация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания, функции по оказанию государственных услуг в области транспортной безопасности в этой сфере, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними. Основными функциями Федерального агентства воздушного транспорта являются: Координация исполнения федеральных инвестиционных программ в сфере авиации; - Оказание услуг по обеспечению работы воздушного транспорта (кроме вопросов использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации); - Лицензирование эксплуатантов и их допуск к полетам на внутренних и международных линиях (выдача сертификатов эксплуатанта); - Сертификация организаций, осуществляющих деятельность по организационному обеспечению полетов воздушных судов; - Курирование деятельности государственных учебных заведений в сфере авиации. ФАВТ координирует деятельность авиапредприятий, авиакомпаний и аэро-портов независимо от их форм собственности.
Схема управления аэропортовой деятельности ФАВТ
Схема управления регулирования перевозок ФАВТ
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (ФСНСТ) ФСНСТ осуществляет функции по надзору и контролю за исполнением нормативных правовых актов, выдает разрешительные документы на определенные виды деятельности, а также проводит регистрацию актов, документов, прав и объектов и издает индивидуальные правовые акты. Ространснадзор подчинен Министерству транспорта России, которое осуществляет выработку государственной политики в сфере транспорта, утверждает нормативные акты в этой сфере, а также имеет право отменять решения Ространснадзора в случае противоречия их законодательству. Ространснадзор имеет в своем подчинении территориальные агентства по надзору.
Основными целяминационального и международного регулирования авиаперевозок России являются: - обеспечение безопасности; уменьшение шума; - охрана от загрязнения окружающей среды; - регулирование пассажиропотоков; - поддержка конкуренции между авиакомпаниями; - препятствование монопольным ценам; - поддержание доходности национальных флаг-перевозчиков.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|