Здавалка
Главная | Обратная связь

Структура авиационной отрасли России



В последнее время в нашей стране получили большое разви­тие авиационные перевозки, путешествия. Авиаци­онный транспорт позволяет совершать путешествия на дальние расстояния в относительно короткие сроки. И это важно как для зарубежных, так и для внутренних туристских маршрутов, так как наша страна огромна и имеет 9 часовых поясов.

Гражданская авиация России является крупнейшей отраслью экономики государства. Воздушный транспорт в объеме перево­зок магистральными видами транспорта занимает более трети всего пассажирооборота и существенную часть грузоперево­зок России. Воздушные трассы связывают между собой около 3900 городов и населенных пунктов нашей страны. Общая про­тяженность авиатрасс составляет около 1 млн км. Практически из всех городов, где имеются аэропорты, можно отправить ту­ристов самоле-тами, т.е. организовать авиамаршруты для прове­дения содержательного отдыха.

В настоящее время функционируют 125 российских авиакомпаний, из числа которых полеты на международных авиалиниях осуществляют 115 авиакомпаний. Нашей страной заключены соглашения о воздушном сооб­щении с 130 странами.

 

В России (по состоянию на 2011 г.) работают 315 аэропортов, из которых только 117 образуют опорную аэродромную сеть России. По сравнению с 2010 годом сеть сократилась на 17 аэродромов - при том, что в 1992 году она составляла 1302 аэропорта.

Наряду с этим происходит развитие аэропортов, образующих опорную сеть: аэропортов, минимально необходимых РФ для исполнения функций и полно-мочий на федеральном уровне. Таковых в России сейчас насчитывается 101, включая 11 международных узловых аэропортов-хабов.

На авиационных трас­сах работает более 7 тыс. воздушных судов. Одновременно в воздухе находится более 1000 самолетов.

 

В отрасли действу­ют 15 специализированных учебных заведений, 13 авиаремонт­ных заводов, 4 научно-исследовательских института, 128 центров единой системы организации воздушного движения. Об­щий кадровый потенциал составляет около 250 тыс. человек. Более 70 % пассажирооборота выполняют на регулярной ос­нове крупнейшие авиакомпании России: «Аэрофлот», «Трансаэро», «Россия», «Юте Эйр», «Сибирь».

Российские авиакомпании на зарубежных рейсах работают в основном по направлениям: Африка (37%), Азия (16%), Ближний Восток (13 %), Европа (12 %), Америка (11 %) и Океа­ния (10%)'.

На международных авиалиниях в настоящее время объе­мы пассажирских перевозок при определенном их снижении в 2001 г. имеют тенденцию к незначительному, но стабильному росту. До 2015г. прогнозируется устойчи-вый рост объемов авиаперевозок в Российской Федерации со среднегодо-выми темпами 3,5-4 %. Эти цифры совпадают с прогнозом IATA по перспективам развития мирового воздушного транспорта.

Российская Федерация, изучив опыт других стран в области регулирования гражданской авиации, а также свой опыт в облас­ти командно-администра-тивного управления экономикой, выра­ботала интегрированную (комбиниро-ванную) модель управле­ния гражданской авиацией.

Гражданская авиация в России начала развиваться с 20-х го­дов XX в. В 1923 г. был создан Совет по гражданской авиа­ции. В 1930.г. образован единый государственный орган - Все­союзное объединение гражданского воздушного флота, пере­именованное в 1932 г. в «Аэрофлот»(итак, «Аэрофлот» в со­ветский период государства был не просто единой монопольной государ-ственной авиакомпанией страны, но и всесоюзным объ­единением граждан-ского флота). Сегодня «Аэрофлот - россий­ские авиалинии» — не единствен-ная, но крупнейшая российская авиакомпания, имеющая статус нацио-нального флаг-перевозчи­ка, выполняющая почти 2/3 всего объема междуна-родных авиа­перевозок.

В 1964 г. было создано Министерство гражданской авиа­ции (МГА) для решения внутриотраслевых проблем материаль­ного и кадрового обеспе-чения, а также для перспективных проектов и гражданского представи-тельства в правительственных органах.

В условиях рыночных преобразований в гражданской авиа­ции изменилась структура собственности предприятий воздушного транспорта. На смену действовавшим ранее авиапредприя­тиям, объединявшим в своей структуре авиакомпанию и аэро­порт, пришло значительное число хозяйствующих субъектов раз­личных организациионно-правовых форм и форм собствен-ности. Большинство объединенных авиапредприятий разделилось на авиаперевозочные компании и аэропорты. Часть авиапредприя­тий продол-жает функционировать, сохраняя прежнюю структуру.

В 1991 г. в результате распада «Аэрофлота» на множество крупных и мелких авиакомпаний, создания новых авиапредпри­ятий и формирования таким образом в России рынка авиапере­возок была создана Национальная авиационная ассоциация России. В нее входят предприятия, как производст-венников, так и эксплуатантов. Задачами ассоциации являются формирова-ние в нашей стране единой системы управления авиацией общего назначе-ния, регистрация самолетов и аэродромов, а также пред­ставительство в международных авиационных организациях.

В то же время в России была создана Федеральная авиаци­онная служба (ФАС), имевшая целью государственное регули­рование гражданских авиаперевозок в России.

25 мая 1999 г. Указом Президента РФ «О структуре феде­ральных органов исполнительной власти» № 651 на базе ФАС была создана Федеральная служба воздушного транспорта России (ФСВТ) как федеральный орган исполнительной власти в области гражданской авиации.

19 мая 2000 г. Указом Президента РФ «О структуре органов исполнительной власти» ФСВТ как отдельный орган была лик­видирована и вошла в структуру Министерства транспорта РФ. С данного момента в соответствии с постановлением Прави­тельства РФ «Вопросы Министерства транспорта РФ» № 560 данная служба получила наименование: Государственная служба гражданской авиации (ГСГА) Министерства транс­порта РФ.

С марта 2004 г. в связи с правительственной реформой дан­ный орган определен как Федеральное агентство воздушного транспорта

 

Федеральное агентство воздушного транспорта (сокращенное наимено-вание — Росавиация) — федеральный орган исполнительной власти, находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации.

Формально Росавиация является вновь образованным органом, однако факти-чески создана на основе ранее существовавших структурных подразделений Минтранса России и специализированных федеральных органов исполни-тельной власти, осуществлявших государственное управление в сфере воздушного транспорта.

Вместе с тем, Росавиацию нельзя считать преемником Государственной службы гражданской авиации Минтранса России, так как ее функции в настоящее время распределены между тремя федеральными органами исполнительной власти: Росавиацией, Ространснадзором, и Минтрансом России (Департамент государственной политики в области гражданской авиации).

 

Федеральные органы исполнительной власти в области гражданской авиации

 

 


 
 
 
 

 

 


Федеральное агентствоГосударственное регулирование, воздушного транспорта воз­ложено на Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ) при Министерстве транспорта РФ.

воздушного транспорта (Росавиация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания, функции по оказанию государственных услуг в области транспортной безопасности в этой сфере, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними.

Основными функциями Федерального агентства воздушного транспорта являются:

Координация исполнения федеральных инвестиционных программ в сфере авиации;

- Оказание услуг по обеспечению работы воздушного транспорта (кроме вопросов использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации);

- Лицензирование эксплуатантов и их допуск к полетам на внутренних и международных линиях (выдача сертификатов эксплуатанта);

- Сертификация организаций, осуществляющих деятельность по организационному обеспечению полетов воздушных судов;

- Курирование деятельности государственных учебных заведений в сфере авиации.

ФАВТ координирует деятельность авиапредприятий, авиакомпаний и аэро-портов независимо от их форм собственности.

 

Схема управления аэропортовой деятельности ФАВТ

 

 


 
 

 

 


 

 

Схема управления регулирования перевозок ФАВТ

 

 


 
 

 


Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (ФСНСТ)

ФСНСТ осуществляет функции по надзору и контролю за исполнением нормативных правовых актов, выдает разрешительные документы на определенные виды деятельности, а также проводит регистрацию актов, документов, прав и объектов и издает индивидуальные правовые акты.

Ространснадзор подчинен Министерству транспорта России, которое осуществляет выработку государственной политики в сфере транспорта, утверждает нормативные акты в этой сфере, а также имеет право отменять решения Ространснадзора в случае противоречия их законодательству.

Ространснадзор имеет в своем подчинении территориальные агентства по надзору.

 

 
 

 


 

Основными целяминационального и международного регу­лирования авиаперевозок России являются:

- обеспечение безопасности; уменьшение шума;

- охрана от загрязнения окружающей среды;

- регулирование пассажиропотоков;

- поддержка конкуренции ме­жду авиакомпаниями;

- препятствование монопольным ценам;

- поддержание доходности национальных флаг-перевозчиков.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.